раздела «Великая октябрьская социалистическая революция и победа социализма
в СССР».
При изучении советского периода в истории нашей Родины автор пособия
рекомендует показать основанную на принципах марксизма-ленинизма
созидательную деятельность Советского государства, народа по созданию новой
культуры, задачи и особенности культурного строительства на разных этапах
жизни страны: формирование и укрепление новой, социалистической культуры,
ее роль в поступательном движении советского общества, в воспитании нового
человека.
В пособии Косова Г.Р. дает практические рекомендации по каждой из
предложенных тем уроков. Некоторые темы уроков в настоящее время утратили
свою актуальность, уделение им такого же большого внимания, как предлагает
Косова, не является целесообразным. Другие - не утратили своей значимости,
поэтому их изучение является необходимым для каждого учителя истории, в
плане повышения уровня преподавания.
Безусловную важность представляет урок по выяснению роли искусства в
20-30 годах для развития Советского государства. В условиях почти
поголовной неграмотности масс, считает автор пособия, велика была роль
наглядной агитации, с некоторыми образцами которой, а именно с плакатами,
уже должны быть знакомы учащиеся.1 В начале 20-х годов, в период
гражданской
______________
1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории
СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 178.
войны велика была роль наглядной агитации, в качестве примеров Косова
рекомендует использовать плакаты Моора, Дени, для усиления эмоциональности
восприятия необходимо использовать песни гражданской войны.
В начале урока автор монографии предлагает спросить учащихся:
«Какова роль плаката, революционной песни?» Заслушивается ответ и
приводятся слова Моора: «Мы относились к искусству, как к восстанию».1
Переосмыслить вместе с учащимися «восстание есть искусство». Необходимо
уделить внимание памятникам, сооруженным в свете плана монументальной
пропаганды Ленина В.И.
Необходимо показать трудности становления новой культуры. Значение
темы личности Ленина в советском искусстве.
Особое место занимала лениниада Андреева Н.А. Искусство вышло к
народу, стало важным фактором оформления улиц, площадей, революционных
праздников.
Для формирования представления об искусстве того периода автор пособия
считает необходимым показать учащимся картины Петрова-Водкина К.С. «1918
г. в Петрограде», предлагается соотнести название и содержание
картины. Учащиеся отмечают, что 1918 г. – трудный и опасный в истории
молодой советской республики, Петроград – колыбель революции, младенец на
руках матери символизирует рождение нового мира;
_________________
1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории
СССР:7-10 кл.- М.:Просвещение, 1987, с. 179.
Кустодиева Б.М. «Большевик», при демонстрации этой картины Косова
рекомендует включить по ассоциации текст Ленина: «Мы прошли победным
триумфальным шествием из конца в конец громадной страны. Мы поднимем к
свободе и к самостоятельной жизни самые низшие из угнетенных царизмом и
буржуазией слои трудящихся масс».1
Необходимо обращение к картине Юона К.Ф. «Рождение новой планеты».
Это произведение ассоциируется у учащихся с трудным рождением нового мира.
Формирование новой культуры невозможно без появления новых героев,
новых тем, новых идейно-этических нравственных норм, появления новых форм
искусства. Учащиеся рассказывают о появлении агитационно-политического
театра Маяковского В.В., деятельности Мейерхольда В.Э., Марджавского К.А.
В 1923 г. возникает особый жанр эстрадно-театральных представлений,
театрализованных действий, вышедших на улицы и площади – инсценированная
«живая газета», отражающая жизнь страны в форме литературно-художественных
монтажей, частушек, фельетонов, хоровых и музыкальных номеров,
юмористических сценок. Роль этого жанра в практически безграмотной стране
трудно переоценить.
______________
1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории
СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 180.
Следующее занятие, рассматриваемое Косовой Г.Р., - семинар по работе
Ленина В.И. «Задачи союзов молодежи». Школьникам предлагается дома прочесть
это произведение.
В начале семинара предлагается спросить у учащихся об основных
направлениях деятельности Советского государства в области народного
просвещения. Рассматривая произведения искусства выявить, что общего в них,
какую смысловую нагрузку они несут, какие новые темы появились в этих
произведениях по отношению к произведениям прошлых лет. Раскрывается
понятие партийности в литературе и искусстве.
На уроке необходимо рассуждение о герое произведения – представителе
поколения, которое решит задачу разрушителя старого мира, перспективах
созидания нового, наконец, о пролетарской культуре и т. д.
На уроке «Заветы В.И. Ленина. Ленинский план построения социализма»
учащиеся знакомятся со взглядом Ленина В.И. на формирование новой культуры,
с текстом документов, подписанных Лениным в области культуры. Раскрывается
понятие культурной революции, говорится о том, что преобразования в
культуре неразрывны с созидательной деятельностью в самых различных
областях. Необходимо выстроить в сознании учащихся следующую логическую
цепь: революция – коренная ломка, главный ее вопрос – вопрос о
власти. В ходе революции меняется власть и меняется строй, следовательно,
можно говорить о коренных изменениях в такой области, как культура.
Сердцевина культуры – идеология. Значит, с приходом к власти пролетариата
коренным образом меняется идеология, господствующая в стране, сердцевиной
пролетарской культуры становится идеология пролетариата – марксизм-
ленинизм, культура нового общества будет выстраиваться в полном
соответствии с данной идеологией, на основе культурных достижений
предшествующего времени.
Характерные черты и стороны культурной революции рассматриваются на
отдельном уроке, фиксируются изменения во всех отраслях культурной жизни
общества.
Эта работа продолжается при изучении темы «СССР в годы
социалистической реконструкции народного хозяйства»
На уроках по теме «Победа социализма (1926-1937 г.г.)» необходимо
упомянуть о поступательном развитии советской культуры: рост грамотности,
изменение идеологии людей, руководящая роль партии во всех этих процессах
развития социалистического соревнования. Для изучения культурной революции
автор монографии рекомендует проведение семинара по этой теме. К подготовке
семинара приступают за 10-15 дней до его проведения, предлагая учащимся
высказать свои соображения по данной теме. Косова предлагает следующую
последовательность рассмотрения темы на семинаре:
1. Сущность культурной революции. 2. Культурная революция как звено
ленинского плана построения социализма. 3. Задачи культурной революции. 4.
Влияние
________________
1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории
СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 183..
культурной революции на творческую активность масс – расширение возможности
и поля деятельности масс в различных областях.1
После обсуждения в классе план занятия может быть изменен, дополнен.
Семинар должен ставить перед собой цель углубления понятия культуры,
расширить, углубить и конкретизировать понятие «культурная революция»,
отработать умение выяснять главное, видеть причинно-следственные связи,
применять теоретические положения на практике, тем самым закреплять и
развивать знания, умение и навыки.
Одна из главных задач для подобных семинаров – научить ученика
постепенно подходить к проблеме. Существует так же ряд моментов, на
которые, по мнению Косовой, необходимо обратить особое внимание.
Отмечая наличие двух культур в культуре буржуазного общества, ученики
связывают их с двумя основными классами этого общества, с присущей тому и
другому классу идеологией, ибо идеология – это сердцевина культуры.
Рассматривая пролетарскую культуру, подчеркивают ее связь с борьбой
пролетариата, раскрывают сущность культурной революции как коренного
переворота в общественном сознании – идеологии и психологии людей в их
ценностных ориентации.
На уроках показывают работу правительства по
________________
1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории
СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 186-187.
ликвидации неграмотности населения, рассказывают о положительных итогах
данной работы.
Можно ознакомить школьников с картой «Культурное строительство в СССР
за годы советской власти», где прослеживается динамика размещения
культурных учреждений; представлены диаграммы роста выпуска книг, газет,
театров, библиотек и т. д. Упоминаются успехи развития высшей школы;
системы образования вообще; значение введения всеобщего, бесплатного
начального образования; создание в 1925 г. РАН и достижения советских
ученых.
В начале урока «Развитие литературы и искусства. Художественная
культура» напоминается о достижениях советской власти в различных областях
народного хозяйства, предлагается проследить, как все эти процессы скажутся
на развитии литературы, искусства, кинематографа.1
Особое внимание уделяется архитектуре, появлению под влиянием новых
форм жизни общества нового направления в архитектуре – конструктивизм.
Рассказывается об успехах советской архитектуры, наиболее значительных ее
достижениях, таких как Днепрогэс братьев Весниных (1927-1932 г.г.),
санаторий им. Оржоникидзе в Кисловодске, дом культуры им. Лихачева в Москве
и т. д.
_________________
1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории
СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 192
Косова считает, что о литературе следует поговорить кратко, так как
достижения в этой области рассматриваются на уроках литературы, следует
лишь упомянуть о наиболее значительных произведениях, появлении новых тем,
героев в литературе. Здесь же называются имена писателей, раскрывающих
основные темы в литературе тех лет: Серафимович А.С. «Железный поток»,
Фадеев А.А. «Разгром», Шолохов М.А. «Донские рассказы», Гладков Ф.В.
«Цемент», Толстой А.Н. «Петр I». Особняком стоит наследие Горького А.М.,
показавшего в своих произведениях все стороны исторического процесса тех
лет.
Упоминается о новых темах в изобразительном искусстве, называются
имена наиболее известных мастеров. Отмечаются особенности композиций
картин, их цветового решения. В целом изобразительное искусство создает
коллективный портрет поколения, отражает его думы, чаяния, надежды.
На уроке говорится о углублении и расширении тематического искусства
в театре, перешедшего на позиции социалистического реализма. Величайшие
режиссеры того времени Мейерхольд, Станиславский воплощают на сцене
театральные постановки, отражающие темы характерные для всего искусства в
целом: тема революции и гражданской войны, сложности, с которыми
сталкивается советское правительство в первые пятилетки советской власти,
полотна русской общественной жизни и идейной борьбы в предреволюционные
десятилетия.
Эти темы являются основными и для кино, которое Ленин называл самым
массовым видом искусства, упоминаются наиболее значительные произведения
того периода: «Броненосец «Потемкин» Вишневского, фильмы о Ленине Рощина Л.
(«Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьем» Юткевича С.,
первый звуковой советский фильм «Путевка в жизнь» Экка Н., «Чапаев» братьев
Васильевых. Необходимо упомянуть о создании комедийного жанра в кино,
жанра музыкальной комедии, например, «Веселые ребята» Александрова Г.
Предполагается и самостоятельная работа учащихся: подготовить ответ и
план по теме «Литература и искусство». Продумать вопрос об их роли и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|