на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

которая смогла бы наиболее эффективно выразить содержание

послереволюционного времени»3 из «Серафимовых братьев», которые выступали

за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы.

Деятельность САПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), носившую

открыто классовый пролетарский характер, которая заключалась в

__________________

1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая

школа, 1995, с. 268.

2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая

школа, 1995, с. 269.

3 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая

школа, 1995, с. 270.

грубой полемике, насаждении идеологии в литературе.1 В работе отражена

популярная среди отечественных историков точка зрения, что советское

правительство использовало все виды искусства в качестве средств пропаганды

идеалов марксизма, а с 1924 г. широко развертывается пропаганда «основ

марксизма».2

Принципиальное значение для развития литературы и искусства, по

мнению Зуевой М.Н., имела резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области

художественной литературы», положившая начало идеологизации литературы и

искусства, закреплению партийного диктата в художественном творчестве.3

Автор работы отмечает, что несмотря на то, что в данной резолюции формально

осуждались действия РАПП, призывались к свободному соревнованию группировки

и течения, одновременно ставилась задача обеспечить переход писателей

«попутчиков», то есть не принадлежавших официально ни к одному из течений,

на сторону коммунистической идеологии, бороться с проявлением буржуазной

идеологии в литературе за создание произведений, рассчитанных на

массового читателя. Таким

_____________________

1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая

школа, 1995, с. 270.

2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая

школа, 1995, с. 268.

3 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая

школа, 1995, с. 272.

образом, особо акцентируется внимание на идеологизации искусства и

литературы, на явлении массового искусства, служащего наиболее действенным

средством пропаганды.

Развитие искусства, по мнению историка, также характеризовалось

существованием и борьбой большого числа группировок и направлений.1

Подводя итоги этой борьбы, исследователь отмечает, что победившие в

этой борьбе ассоциация АХР (Ассоциация художников революции) и РАПП

(Российская ассоциация пролетарских писателей) заняли эти лидирующие

позиции «благодаря поддержке властей».2 Описывая культурную жизнь

советского общества 20-30-х годов, Зуева пишет о вытеснении

проправительственными ассоциациями и художественными объединениями

группировок не действующих в соответствии с официальной идеологией,

появлении новых революционных тем. В меньшей мере исследование проблемы,

связанной с развитием архитектуры и влиянием на этот процесс плана

монументальной пропаганды В.И. Ленина подписанного в 19 г., упоминается

только, что в архитектуре период 20-х годов

Характеризовался интенсивными понятиями новых стилей, новаторских

форм, широкое развитие получил

___________________

1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая

школа, 1995, с. 272.

2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая

школа, 1995, с. 272.

архитектурный конструктивизм, основывающийся на производственном

искусстве.1

Уделяется внимание описанию различных объединений архитекторов, но

глубокого анализа проблем, связанных с развитием советской архитектуры 20-х

годов ХХ века, в данной работе нет.

Описывая особенности развития советского искусства в 30-е годы Зуева

отмечает, что данные процессы тормозились «гнетущей атмосферой

тоталитарного государства, особенно сгустившейся в конце 30-х годов».2

Какого-либо значительного поступательного движения в развитии

отечественного искусства сделано не было, всякая инициатива, новация

тормозилась костностью догм марксизма-ленинизма. Вариативность выбора тем

была минимальной, среди всех превалировали темы прославлявшие революционное

прошлое, современные для того времени успехи, личность Сталина и его

заслуги в деле строительства коммунизма. Отрицательную роль в развитии

искусства тех лет играли, по словам Зуевой, массовые репрессии, эмиграция

деятелей искусства, не согласных с официальной идеологией.

________________

1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая

школа, 1995, с. 272.

2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая

школа, 1995, с. 295.

Раскрывается проблема «еще более трагичной ситуации, складывающейся в

области литературы и искусства»,1 о ликвидации относительного плюрализма

перехода НЭПа в области художественного творчества, когда в апреле 1932 г.

ЦК ВКП (б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных

организаций», в результате которого на смену многочисленным литературным

группировкам было решено создать Союз писателей СССР. С этого времени, по

мнению историка, все многоцветье художественного творчества партия пытается

загнать в «прокрустово ложе» «социалистического реализма».2 Раскрывая

понятие социалистического реализма историк отмечает не только

превалирование данного метода в советском искусстве, но и давление этого

метода над всеми другими методами советского искусства. Метод

социалистического реализма призван был пропагандировать советский образ

жизни, романтизируя образ революционера, рабочего, крестьянина.

В отличие от Верта Н. Зуева М.Н. считает, 20-е годы – годам

наибольшей активности культурной жизни во всех ее проявлениях, в 30-е годы,

по ее мнению, наоборот, наблюдался спад в темпах развития советского

искусства

_________________

1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая

школа, 1995, с. 295.

2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая

школа, 1995, с. 296.

из-за искусства из-за регламентации всех сторон культурной жизни общества,

включая выбор тем, методов для произведений, поставленный под жесткий

контроль сталинской цензуры.

Интересна точка зрения Сименниковой Л.И. в работе «Россия в мировом

сообществе цивилизаций».1 Как и другие российские исследователи последнего

времени Семенникова Л.И. считает, что «главной задачей культурной

революции»2 была борьба с неграмотностью, создание государственной системы

бесплатного образования, необходимо было создать «многочисленную

интеллигенцию», необходимую в индустриальном обществе. Эта вновь созданная

интеллигенция должна была, по мнению ученого, заменить в новом

«технократизированном обществе». Семенникова вводит понятие технократизм –

построение общества по образу какого-либо двигателя, машины. С эти понятием

исследователь увязывает все проблемы, связанные с развитием советского

искусства 20-30-х годов. Автор выдвигает идею влияния технократизма на

культурную сферу советского общества. Семенникова пишет об изменении самой

системы ценностей советского общества, о том, что «гуманистические

ценности были изуродованы, а то, что

________________

1 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:

ОООКурск..

2 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:

ОООКурск, с. 437.

сохранилось, выполняло служебные функции по оправданию технократизированной

системы». 1.По мнению Семенниковой, искусство 20-40-х годов было предельно

идеологизировано, технократизировано, поставлено на службу партийного

аппарата, способствовало «идеологическому воспитанию масс». Главная

ценность советского общества, пишет автор, - сфера производства.

Соответственно Семенникова описывает появление новых тем, «литература,

кино, живопись, театр воспевали производство. Человек, суммирует

исследователь, изображался только в своей функциональной сути: шахтер,

враг, ученый».2 В работе указывается, что «в центре любого художественного

произведения – производственный конфликт, завязанный на смене технологий

или необходимости улучшения управления».3 Вызывает интерес точка зрения

автора работы в соответствии с которой она считает, что произошла

машинизация представлений об обществе: социализм – это не человеческое

общество, а огромная фабрика, где все разумно устроено. Культуре в этом

обществе ученый отводит утилитарную роль – оправдание сложившейся системы.

В соответствии с этим выстроилась

_________________

1Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:

ОООКурск, с. 437.

2 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:

ОООКурск, с. 437.

3 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:

ОООКурск, с. 437.

жесткая система контроля за искусством, призванная следить за тем, чтобы

искусство развивалось в соответствии с идеологией марксизма. Автор

монографии отмечает, что «тоталитарный характер власти, наносивший насилие

в безграничных размерах, разрушающе действовал на общество, культуру.1

Семенникова уделяет мало внимания выбору тем, сюжетов в произведениях

тех лет, практически не изучена проблема борьбы художественных

группировок в 20-е годы ХХ века. Влияние культа личности Сталина на

развитие советской культуры рассматривается в общих чертах, принижается

роль культуры в советском обществе, эта роль для Семенниковой – оправдание

технократической системы тоталитаризма, тем не менее верно оценивается

отрицательное влияние сложившейся системы на развитие культуры, указывается

на торможение естественного процесса развития культуры.

С иных позиций к вопросам развития отечественной культуры подходит

Орлов А.С. в работе «История России с древнейших времен до наших дней».2

Считается, что с завершением гражданской войны и переходом к

НЭПу

___________________

1 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:

ОООКурск, с. 435.

2 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:

«Проспект», 1997, с. 417.

появились новые тенденции в развитии культуры в условиях либерализации.1

Орлов А.С. отмечает либерализацию общественной сферы в период НЭПа.

Либерализация общего курса партии в отношении многих сфер жизни привела, по

мнению автора, к активному развитию отечественной культуры в 20-е годы.

Возросла активность художественной интеллигенции. Описывается проведение в

начале 20-х годов различных диспутов, конференций о роли религии, о судьбе

интеллигенции в новой России, отмечается оживление деятельности ранее

созданных национальных обществ. Вместе с тем, указывается на другую

тенденцию – усиление идеологизации культуры. Советское правительство, по

мнению Орлова А.С., жестко становилось на позиции унификации культуры в

идеологическом аспекте, «с целью противостояния буржуазной идеологии».1

Постепенно советское правительство отходит от либерального курса в

отношении к культуре, был установлен контроль над печатью, деятельностью

издательств, репертуаром кино и театров. Активно внедряется новая идеология

в сознание людей: для пропаганды марксистской философии и борьбы с

философским идеализмом было создано общество «воинственных материалистов».2

_________________________

1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:

«Проспект», 1997, с. 418.

2 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:

«Проспект», 1997, с. 418.

Историк отмечает, что «художественная жизнь 20-х годов развивается

сложно, в борьбе художественных взглядов и систем».1 Давая оценку проблемам

взаимодействия различных объединений, исследователь отмечает, что с

появлением РАППа и МАППа, наряду с другими организациями усиливается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.