которая смогла бы наиболее эффективно выразить содержание
послереволюционного времени»3 из «Серафимовых братьев», которые выступали
за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы.
Деятельность САПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), носившую
открыто классовый пролетарский характер, которая заключалась в
__________________
1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 268.
2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 269.
3 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 270.
грубой полемике, насаждении идеологии в литературе.1 В работе отражена
популярная среди отечественных историков точка зрения, что советское
правительство использовало все виды искусства в качестве средств пропаганды
идеалов марксизма, а с 1924 г. широко развертывается пропаганда «основ
марксизма».2
Принципиальное значение для развития литературы и искусства, по
мнению Зуевой М.Н., имела резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области
художественной литературы», положившая начало идеологизации литературы и
искусства, закреплению партийного диктата в художественном творчестве.3
Автор работы отмечает, что несмотря на то, что в данной резолюции формально
осуждались действия РАПП, призывались к свободному соревнованию группировки
и течения, одновременно ставилась задача обеспечить переход писателей
«попутчиков», то есть не принадлежавших официально ни к одному из течений,
на сторону коммунистической идеологии, бороться с проявлением буржуазной
идеологии в литературе за создание произведений, рассчитанных на
массового читателя. Таким
_____________________
1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 270.
2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 268.
3 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 272.
образом, особо акцентируется внимание на идеологизации искусства и
литературы, на явлении массового искусства, служащего наиболее действенным
средством пропаганды.
Развитие искусства, по мнению историка, также характеризовалось
существованием и борьбой большого числа группировок и направлений.1
Подводя итоги этой борьбы, исследователь отмечает, что победившие в
этой борьбе ассоциация АХР (Ассоциация художников революции) и РАПП
(Российская ассоциация пролетарских писателей) заняли эти лидирующие
позиции «благодаря поддержке властей».2 Описывая культурную жизнь
советского общества 20-30-х годов, Зуева пишет о вытеснении
проправительственными ассоциациями и художественными объединениями
группировок не действующих в соответствии с официальной идеологией,
появлении новых революционных тем. В меньшей мере исследование проблемы,
связанной с развитием архитектуры и влиянием на этот процесс плана
монументальной пропаганды В.И. Ленина подписанного в 19 г., упоминается
только, что в архитектуре период 20-х годов
Характеризовался интенсивными понятиями новых стилей, новаторских
форм, широкое развитие получил
___________________
1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 272.
2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 272.
архитектурный конструктивизм, основывающийся на производственном
искусстве.1
Уделяется внимание описанию различных объединений архитекторов, но
глубокого анализа проблем, связанных с развитием советской архитектуры 20-х
годов ХХ века, в данной работе нет.
Описывая особенности развития советского искусства в 30-е годы Зуева
отмечает, что данные процессы тормозились «гнетущей атмосферой
тоталитарного государства, особенно сгустившейся в конце 30-х годов».2
Какого-либо значительного поступательного движения в развитии
отечественного искусства сделано не было, всякая инициатива, новация
тормозилась костностью догм марксизма-ленинизма. Вариативность выбора тем
была минимальной, среди всех превалировали темы прославлявшие революционное
прошлое, современные для того времени успехи, личность Сталина и его
заслуги в деле строительства коммунизма. Отрицательную роль в развитии
искусства тех лет играли, по словам Зуевой, массовые репрессии, эмиграция
деятелей искусства, не согласных с официальной идеологией.
________________
1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 272.
2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 295.
Раскрывается проблема «еще более трагичной ситуации, складывающейся в
области литературы и искусства»,1 о ликвидации относительного плюрализма
перехода НЭПа в области художественного творчества, когда в апреле 1932 г.
ЦК ВКП (б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных
организаций», в результате которого на смену многочисленным литературным
группировкам было решено создать Союз писателей СССР. С этого времени, по
мнению историка, все многоцветье художественного творчества партия пытается
загнать в «прокрустово ложе» «социалистического реализма».2 Раскрывая
понятие социалистического реализма историк отмечает не только
превалирование данного метода в советском искусстве, но и давление этого
метода над всеми другими методами советского искусства. Метод
социалистического реализма призван был пропагандировать советский образ
жизни, романтизируя образ революционера, рабочего, крестьянина.
В отличие от Верта Н. Зуева М.Н. считает, 20-е годы – годам
наибольшей активности культурной жизни во всех ее проявлениях, в 30-е годы,
по ее мнению, наоборот, наблюдался спад в темпах развития советского
искусства
_________________
1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 295.
2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая
школа, 1995, с. 296.
из-за искусства из-за регламентации всех сторон культурной жизни общества,
включая выбор тем, методов для произведений, поставленный под жесткий
контроль сталинской цензуры.
Интересна точка зрения Сименниковой Л.И. в работе «Россия в мировом
сообществе цивилизаций».1 Как и другие российские исследователи последнего
времени Семенникова Л.И. считает, что «главной задачей культурной
революции»2 была борьба с неграмотностью, создание государственной системы
бесплатного образования, необходимо было создать «многочисленную
интеллигенцию», необходимую в индустриальном обществе. Эта вновь созданная
интеллигенция должна была, по мнению ученого, заменить в новом
«технократизированном обществе». Семенникова вводит понятие технократизм –
построение общества по образу какого-либо двигателя, машины. С эти понятием
исследователь увязывает все проблемы, связанные с развитием советского
искусства 20-30-х годов. Автор выдвигает идею влияния технократизма на
культурную сферу советского общества. Семенникова пишет об изменении самой
системы ценностей советского общества, о том, что «гуманистические
ценности были изуродованы, а то, что
________________
1 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск..
2 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 437.
сохранилось, выполняло служебные функции по оправданию технократизированной
системы». 1.По мнению Семенниковой, искусство 20-40-х годов было предельно
идеологизировано, технократизировано, поставлено на службу партийного
аппарата, способствовало «идеологическому воспитанию масс». Главная
ценность советского общества, пишет автор, - сфера производства.
Соответственно Семенникова описывает появление новых тем, «литература,
кино, живопись, театр воспевали производство. Человек, суммирует
исследователь, изображался только в своей функциональной сути: шахтер,
враг, ученый».2 В работе указывается, что «в центре любого художественного
произведения – производственный конфликт, завязанный на смене технологий
или необходимости улучшения управления».3 Вызывает интерес точка зрения
автора работы в соответствии с которой она считает, что произошла
машинизация представлений об обществе: социализм – это не человеческое
общество, а огромная фабрика, где все разумно устроено. Культуре в этом
обществе ученый отводит утилитарную роль – оправдание сложившейся системы.
В соответствии с этим выстроилась
_________________
1Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 437.
2 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 437.
3 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 437.
жесткая система контроля за искусством, призванная следить за тем, чтобы
искусство развивалось в соответствии с идеологией марксизма. Автор
монографии отмечает, что «тоталитарный характер власти, наносивший насилие
в безграничных размерах, разрушающе действовал на общество, культуру.1
Семенникова уделяет мало внимания выбору тем, сюжетов в произведениях
тех лет, практически не изучена проблема борьбы художественных
группировок в 20-е годы ХХ века. Влияние культа личности Сталина на
развитие советской культуры рассматривается в общих чертах, принижается
роль культуры в советском обществе, эта роль для Семенниковой – оправдание
технократической системы тоталитаризма, тем не менее верно оценивается
отрицательное влияние сложившейся системы на развитие культуры, указывается
на торможение естественного процесса развития культуры.
С иных позиций к вопросам развития отечественной культуры подходит
Орлов А.С. в работе «История России с древнейших времен до наших дней».2
Считается, что с завершением гражданской войны и переходом к
НЭПу
___________________
1 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск:
ОООКурск, с. 435.
2 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 417.
появились новые тенденции в развитии культуры в условиях либерализации.1
Орлов А.С. отмечает либерализацию общественной сферы в период НЭПа.
Либерализация общего курса партии в отношении многих сфер жизни привела, по
мнению автора, к активному развитию отечественной культуры в 20-е годы.
Возросла активность художественной интеллигенции. Описывается проведение в
начале 20-х годов различных диспутов, конференций о роли религии, о судьбе
интеллигенции в новой России, отмечается оживление деятельности ранее
созданных национальных обществ. Вместе с тем, указывается на другую
тенденцию – усиление идеологизации культуры. Советское правительство, по
мнению Орлова А.С., жестко становилось на позиции унификации культуры в
идеологическом аспекте, «с целью противостояния буржуазной идеологии».1
Постепенно советское правительство отходит от либерального курса в
отношении к культуре, был установлен контроль над печатью, деятельностью
издательств, репертуаром кино и театров. Активно внедряется новая идеология
в сознание людей: для пропаганды марксистской философии и борьбы с
философским идеализмом было создано общество «воинственных материалистов».2
_________________________
1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 418.
2 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 418.
Историк отмечает, что «художественная жизнь 20-х годов развивается
сложно, в борьбе художественных взглядов и систем».1 Давая оценку проблемам
взаимодействия различных объединений, исследователь отмечает, что с
появлением РАППа и МАППа, наряду с другими организациями усиливается
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|