своей картины: «На картине должен быть изображен характер эпохи. Страх идет
перед диктатором и в то же время всенародное уважение. Я бы изобразила все
в серых тонах, так как на мой взгляд, мало кто осознавал, что их жизнь
тогда была однообразной. Обыденность стала неотъемлемой частью жизни
общества, в отличие от сегодняшнего уклада . На картине должно быть то, что
призывает к светлому будущему. Должен быть фактор, который характеризует
экономический и хозяйственный подъем того времени. И должен быть элемент
плакатного искусства, как одного из основных жанров в живописи.
Для всех работ характерно отсутствие однозначной, единой точки зрения
на изучаемую проблему. Все учащиеся творчески подошли к работе, выразив
свои мысли по предлагаемой теме.
Тема урока: «Мир разрушающийся, мир ищущий,
мир вновь создаваемый»
(урок-размышление)
На уроке учащиеся получают возможность увидеть многообразие мира
поэтов; влияние, которое оказала революция на развитие поэзии в Советском
Союзе. На уроке ученики расширяют дополнительную информацию, выходящую за
рамки уроков литературы. На уроке используется новая система подачи
информации: поэты классифицируются в зависимости от их отношения к новой
социалистической культуре.
Методической особенностью урока является задание в заключительной его
части учащимся предлагается по отрывку из стихотворения отнести его автора
к одной из классифицированных групп.
Цель урока – показать учащимся влияние новой культуры на развитие
советской поэзии.
Задачи:
а) образовательные – сформировать у учащихся представление об
основных темах советских поэтов;
- сформировать у учащихся представление о влиянии различных явлений
общества на развитие поэзии;
б) развивающие – формирование у учащихся умения делать выводы на
основе получаемой информации;
- умение решать познавательные задачи;
- умение анализировать получаемую информацию, на основе анализа
относить ее к тому или иному типу;
в) воспитательные – продолжить у учащихся формирование системы
нравственных ценностей;
- формирование у учащихся основных эстетических категорий.
Ход урока.
Во вводном слове учитель говорит о влиянии новой культуры на развитие
советской поэзии, о процессах размежевания среди поэтов по отношению у
новой культуре.
Событие февраля-октября 1918 года привели к становлению нового
государства с новой системой власти, новой культурой. Творческие люди в
подобных условиях разделились на несколько групп. Три наиболее
многочисленные из них - люди принявшие новую культуру, считавшие ее
единственно верной, открыто не принимавшие ее и «плывшие по течению»
понимавшие неизменность изменений. Сходные процессы происходили и в среде
поэтов.
В следующем блоке учитель говорит подробнее о каждой из групп,
предоставляет учащимся информацию о поэтах, отрывки из их произведений.
Одни поэты, назовем их «традиционисты» как бы полностью прониклись
духом старой эпохи, старого мира, этот мир является для них «миром
разрушающимся». Темы их произведений обыденны и понятны всем, они
пропагандируют вечные ценности. Эти поэты пишут о простых и известных
вещах: о природе, о любви, о погоде, о цветах. Поэты привыкли видеть
прекрасное во всем, что их окружает. Типичными представителями этой группы
можно считать Есенина С. и Зоболоцкого Н.
Если Маяковский был громовой трубой революции, то Есенин – золотой
флейтой. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской
области, в крестьянской семье. Воспитывался у деда по матери, человека
предприимчивого и зажиточного. Окончил четырехклассное сельское училище,
затем церковно-учительскую школу. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где
служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-
музыкальный кружок им. Сурикова, посещал лекции в народном университете
Шаняковского. Впервые стихи Есенина появились в Московских журналах в 1914
году. В 1915 году он едет в Петроград, знакомится там с Блоком А.,
Городецким С., Клюевым Н. и другими поэтами.
Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как
посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую
славу. В 1916 году вышел первый сборник его стихов – «Радуница». Это была
пора стремительного духовного роста и совершенствования мастерства поэта. В
годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал его по своему, с
крестьянским уклоном. В марте 1918 года поэт снова поселился в Москве, где
выступил одним из основателей группы имажинистов. Есенин много
путешествовал. Вместе с жившей в Москве американской танцовщицей Дункан А.
Побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. Возвратился из-
за границы, по собственному признанию «еще более влюбленным в
коммунистическое строительство». Поэзия Есенина необычайна по своей
предельной искренности. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к
родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – говорил Есенин.
Октябрь придал голосу Есенина удивительную мощь. Не будь Октября Есенин
возможно остался певцом «печали полей», его пастушеский рожок не прозвучал
бы так громко и не огласил бы всей нашей земли. Есенин выразил в своем
творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и
трагические коллизии переломной эпохи. В нем противоборствовали враждебные
силы, многое тянуло назад к «деревянной Руси», к патриархальной старине («Я
последний поэт деревни»), но магистральная линия его развития, несмотря на
все наносное и случайное, была устремлена к светлым народным чаяниям.
Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского
человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно тонко
чувствовавший природу, Есенин был большим и смелым мастером стиха.
Далее ученикам предлагаются отрывки из стихотворения Есенина С. «Русь
Советская» .
Тот ураган прошел. Нас мало уцелело,
На перекличке дружбы многих лет,
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Ах, родина! Какой я стал смешной,
На щеки впалые летит сухой румянец,
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Это стихотворение в полной мере показывает неприятие поэтом советской
системы, государства.
Еще одним типичным представителем этой группы был Заболоцкий Н.
Заболоцкий родился в Казани, в семье агронома. С 1910 г. жил в глухом
селе Сернуре, Уржумского уезда, Вятской области. В 1925 г. окончил
отделение языка и литературы педагогического института им. Герцена в
Ленинграде. Начал печататься в 1926 г. В 1929 г. вышла первая книга стихов
Заболоцкого – «Столбцы», в которой он зло обличал ненавистных ему
нэпмавских торгашей и мещан, прибегая к причудливому гротеску, иронически
осмысленной одической интонации. Позднее Заболоцкий резко изменил свой
стиль, выступив с философско-лирическими стихотворениями о природе, о месте
в ней человека, о борьбе диких хаотических сил и разума, гармонии в
мироздании. В цикле стихов 30-40-годов Заболоцкий славит подвиги
исследователей и созидателей («Город в степи», «Творцы дорог»), человек
трактуется поэтом как высшее выражение творческого начала в природе. Наряду
с темой природы в творчестве Заболоцкого зазвучала тема человеческих душ и
сердец, человеческих судеб. Зрелый Заболоцкий – это поэт мыслей, прекрасно
владеющей точным и зримым образом, при всей строгости и скупости языка.
Заболоцкий - один из выдающихся мастеров перевода. Среди крупнейших его
переводческих работ – «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, переложение
на язык современной поэзии «Слово о полку Игореве».
Предлагаемый отрывок из стихотворения «Весна в лесу» дает частичное
представление о творчестве поэта.
Каждый день на косогоре я
Пропадаю, милый друг.
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.
В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Благо солнечное пенится
И кипит сама собой.
На противоположном полюсе находись поэты, приветствовавшие появление
новой культуры, темами их произведений стали окружавшие их новые явления.
Эти поэты сами относили себя к новому «строящемуся миру». Они постоянно
находились в поисках новых стилей, направлений, пытались придать новое
значение словам, придать стихотворениям новую форму, новый смысл, новое
содержание. Например, футуристы Хлебников В., Маяковский В.
Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников родился в Астраханской
губернии, сын ученого – натуралиста. Учился в Казанском университете, затем
в Петербургском, курса не закончил. В печати дебютировал в 1908 году, на
страницах сборника футуристов «Садок судей». Один ведущих участников
движения футуристов в России, подписавший все их манифесты. Являя собой
странную фигуру в литературном мире вел неустроенную полубродячую жизнь,
был редкостным бессеребрянником, называл себя дервишем, марсианином. В
апреле 1916 г. был призван в армию, испытав много непосильных для него
мучений солдатчины. Всегда погруженный в фантастические умозаключения
(попытки найти числовые закономерности истории, создать «звездный» или
«мировой» язык, «азбуку ума»), он редко завершал литературные работы и
мало заботился о их сохранности, таская бумаги в мешках, наволочках. В
печать его стихи готовили и сдавали друзья. Хлебников – поэт-
экспериментатор, искатель. В глазах многих он и сейчас остается «поэтом для
поэтов». Наделенный острым чувством природы, свежестью восприятия,
особым чутьем к слову, Хлебников исходил в своем творчестве из собственные
теорий и писал очень своеобразно, применяя чаще всего интонационный стих, с
неожиданными ритмическими и смысловыми сдвигами. Вникая в корни слов, в
начальные звуки корней, хотел постигнуть древнейший смысл звука и слова и
тем самым проникнуть в память человечества. По гнездам родственных слов
обосновал возможность и необходимость возникновения слов новых и сам
создавал их («смехачи», «смеево»). Неровность и «раздерганность» его стихов
как бы контрастирует с отдельными блестящими по выразительности кускам, с
прекрасными образами и определениями. В годы империалистической войны и
революции Хлебников заметно приблизился к живой социальной жизни (поэмы
«Ночь перед рассветом», «Прачка»); революция он воспринимал как народное
возмездие за века гнета и как путь человечества к проявлению своей
свободной воли. Его смелая образность отозвалась в поэзии Маяковского,
Асеева, Пастернака, Цветаевой.
По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский
принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия –
художественная летопись нашей страны в эпоху революции и построения
социализма. Его стихи и поэмы «весомо, грубо, зримо» навсегда вошли в
историю ХХ века. С удивительной смелостью новатора Маяковский вторгся в
традиционную силлабо-тоническую систему стихосложения, сильно преображая
ее. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение,
на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее
значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко
выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух,
с голоса, в широкой аудитории. Это был крупнейший со времен Пушкина,
принципиально новый шаг в развитии русской поэзии. Владимир Владимирович
родился в Грузии в семье лесничего После смерти отца переехал в Москву. В
1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В 15-
ти летнем возрасте вступил в РСДРП (б), выполнял пропагандистские задания.
Трижды подвергался аресту, сидел в одиночной камере, где начал писать
стихи. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал свое первое
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|