на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

своей картины: «На картине должен быть изображен характер эпохи. Страх идет

перед диктатором и в то же время всенародное уважение. Я бы изобразила все

в серых тонах, так как на мой взгляд, мало кто осознавал, что их жизнь

тогда была однообразной. Обыденность стала неотъемлемой частью жизни

общества, в отличие от сегодняшнего уклада . На картине должно быть то, что

призывает к светлому будущему. Должен быть фактор, который характеризует

экономический и хозяйственный подъем того времени. И должен быть элемент

плакатного искусства, как одного из основных жанров в живописи.

Для всех работ характерно отсутствие однозначной, единой точки зрения

на изучаемую проблему. Все учащиеся творчески подошли к работе, выразив

свои мысли по предлагаемой теме.

Тема урока: «Мир разрушающийся, мир ищущий,

мир вновь создаваемый»

(урок-размышление)

На уроке учащиеся получают возможность увидеть многообразие мира

поэтов; влияние, которое оказала революция на развитие поэзии в Советском

Союзе. На уроке ученики расширяют дополнительную информацию, выходящую за

рамки уроков литературы. На уроке используется новая система подачи

информации: поэты классифицируются в зависимости от их отношения к новой

социалистической культуре.

Методической особенностью урока является задание в заключительной его

части учащимся предлагается по отрывку из стихотворения отнести его автора

к одной из классифицированных групп.

Цель урока – показать учащимся влияние новой культуры на развитие

советской поэзии.

Задачи:

а) образовательные – сформировать у учащихся представление об

основных темах советских поэтов;

- сформировать у учащихся представление о влиянии различных явлений

общества на развитие поэзии;

б) развивающие – формирование у учащихся умения делать выводы на

основе получаемой информации;

- умение решать познавательные задачи;

- умение анализировать получаемую информацию, на основе анализа

относить ее к тому или иному типу;

в) воспитательные – продолжить у учащихся формирование системы

нравственных ценностей;

- формирование у учащихся основных эстетических категорий.

Ход урока.

Во вводном слове учитель говорит о влиянии новой культуры на развитие

советской поэзии, о процессах размежевания среди поэтов по отношению у

новой культуре.

Событие февраля-октября 1918 года привели к становлению нового

государства с новой системой власти, новой культурой. Творческие люди в

подобных условиях разделились на несколько групп. Три наиболее

многочисленные из них - люди принявшие новую культуру, считавшие ее

единственно верной, открыто не принимавшие ее и «плывшие по течению»

понимавшие неизменность изменений. Сходные процессы происходили и в среде

поэтов.

В следующем блоке учитель говорит подробнее о каждой из групп,

предоставляет учащимся информацию о поэтах, отрывки из их произведений.

Одни поэты, назовем их «традиционисты» как бы полностью прониклись

духом старой эпохи, старого мира, этот мир является для них «миром

разрушающимся». Темы их произведений обыденны и понятны всем, они

пропагандируют вечные ценности. Эти поэты пишут о простых и известных

вещах: о природе, о любви, о погоде, о цветах. Поэты привыкли видеть

прекрасное во всем, что их окружает. Типичными представителями этой группы

можно считать Есенина С. и Зоболоцкого Н.

Если Маяковский был громовой трубой революции, то Есенин – золотой

флейтой. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской

области, в крестьянской семье. Воспитывался у деда по матери, человека

предприимчивого и зажиточного. Окончил четырехклассное сельское училище,

затем церковно-учительскую школу. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где

служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-

музыкальный кружок им. Сурикова, посещал лекции в народном университете

Шаняковского. Впервые стихи Есенина появились в Московских журналах в 1914

году. В 1915 году он едет в Петроград, знакомится там с Блоком А.,

Городецким С., Клюевым Н. и другими поэтами.

Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как

посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую

славу. В 1916 году вышел первый сборник его стихов – «Радуница». Это была

пора стремительного духовного роста и совершенствования мастерства поэта. В

годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал его по своему, с

крестьянским уклоном. В марте 1918 года поэт снова поселился в Москве, где

выступил одним из основателей группы имажинистов. Есенин много

путешествовал. Вместе с жившей в Москве американской танцовщицей Дункан А.

Побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. Возвратился из-

за границы, по собственному признанию «еще более влюбленным в

коммунистическое строительство». Поэзия Есенина необычайна по своей

предельной искренности. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к

родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – говорил Есенин.

Октябрь придал голосу Есенина удивительную мощь. Не будь Октября Есенин

возможно остался певцом «печали полей», его пастушеский рожок не прозвучал

бы так громко и не огласил бы всей нашей земли. Есенин выразил в своем

творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и

трагические коллизии переломной эпохи. В нем противоборствовали враждебные

силы, многое тянуло назад к «деревянной Руси», к патриархальной старине («Я

последний поэт деревни»), но магистральная линия его развития, несмотря на

все наносное и случайное, была устремлена к светлым народным чаяниям.

Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского

человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно тонко

чувствовавший природу, Есенин был большим и смелым мастером стиха.

Далее ученикам предлагаются отрывки из стихотворения Есенина С. «Русь

Советская» .

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело,

На перекличке дружбы многих лет,

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Ах, родина! Какой я стал смешной,

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Это стихотворение в полной мере показывает неприятие поэтом советской

системы, государства.

Еще одним типичным представителем этой группы был Заболоцкий Н.

Заболоцкий родился в Казани, в семье агронома. С 1910 г. жил в глухом

селе Сернуре, Уржумского уезда, Вятской области. В 1925 г. окончил

отделение языка и литературы педагогического института им. Герцена в

Ленинграде. Начал печататься в 1926 г. В 1929 г. вышла первая книга стихов

Заболоцкого – «Столбцы», в которой он зло обличал ненавистных ему

нэпмавских торгашей и мещан, прибегая к причудливому гротеску, иронически

осмысленной одической интонации. Позднее Заболоцкий резко изменил свой

стиль, выступив с философско-лирическими стихотворениями о природе, о месте

в ней человека, о борьбе диких хаотических сил и разума, гармонии в

мироздании. В цикле стихов 30-40-годов Заболоцкий славит подвиги

исследователей и созидателей («Город в степи», «Творцы дорог»), человек

трактуется поэтом как высшее выражение творческого начала в природе. Наряду

с темой природы в творчестве Заболоцкого зазвучала тема человеческих душ и

сердец, человеческих судеб. Зрелый Заболоцкий – это поэт мыслей, прекрасно

владеющей точным и зримым образом, при всей строгости и скупости языка.

Заболоцкий - один из выдающихся мастеров перевода. Среди крупнейших его

переводческих работ – «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, переложение

на язык современной поэзии «Слово о полку Игореве».

Предлагаемый отрывок из стихотворения «Весна в лесу» дает частичное

представление о творчестве поэта.

Каждый день на косогоре я

Пропадаю, милый друг.

Вешних дней лаборатория

Расположена вокруг.

В каждом маленьком растеньице,

Словно в колбочке живой,

Благо солнечное пенится

И кипит сама собой.

На противоположном полюсе находись поэты, приветствовавшие появление

новой культуры, темами их произведений стали окружавшие их новые явления.

Эти поэты сами относили себя к новому «строящемуся миру». Они постоянно

находились в поисках новых стилей, направлений, пытались придать новое

значение словам, придать стихотворениям новую форму, новый смысл, новое

содержание. Например, футуристы Хлебников В., Маяковский В.

Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников родился в Астраханской

губернии, сын ученого – натуралиста. Учился в Казанском университете, затем

в Петербургском, курса не закончил. В печати дебютировал в 1908 году, на

страницах сборника футуристов «Садок судей». Один ведущих участников

движения футуристов в России, подписавший все их манифесты. Являя собой

странную фигуру в литературном мире вел неустроенную полубродячую жизнь,

был редкостным бессеребрянником, называл себя дервишем, марсианином. В

апреле 1916 г. был призван в армию, испытав много непосильных для него

мучений солдатчины. Всегда погруженный в фантастические умозаключения

(попытки найти числовые закономерности истории, создать «звездный» или

«мировой» язык, «азбуку ума»), он редко завершал литературные работы и

мало заботился о их сохранности, таская бумаги в мешках, наволочках. В

печать его стихи готовили и сдавали друзья. Хлебников – поэт-

экспериментатор, искатель. В глазах многих он и сейчас остается «поэтом для

поэтов». Наделенный острым чувством природы, свежестью восприятия,

особым чутьем к слову, Хлебников исходил в своем творчестве из собственные

теорий и писал очень своеобразно, применяя чаще всего интонационный стих, с

неожиданными ритмическими и смысловыми сдвигами. Вникая в корни слов, в

начальные звуки корней, хотел постигнуть древнейший смысл звука и слова и

тем самым проникнуть в память человечества. По гнездам родственных слов

обосновал возможность и необходимость возникновения слов новых и сам

создавал их («смехачи», «смеево»). Неровность и «раздерганность» его стихов

как бы контрастирует с отдельными блестящими по выразительности кускам, с

прекрасными образами и определениями. В годы империалистической войны и

революции Хлебников заметно приблизился к живой социальной жизни (поэмы

«Ночь перед рассветом», «Прачка»); революция он воспринимал как народное

возмездие за века гнета и как путь человечества к проявлению своей

свободной воли. Его смелая образность отозвалась в поэзии Маяковского,

Асеева, Пастернака, Цветаевой.

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский

принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия –

художественная летопись нашей страны в эпоху революции и построения

социализма. Его стихи и поэмы «весомо, грубо, зримо» навсегда вошли в

историю ХХ века. С удивительной смелостью новатора Маяковский вторгся в

традиционную силлабо-тоническую систему стихосложения, сильно преображая

ее. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение,

на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее

значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко

выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух,

с голоса, в широкой аудитории. Это был крупнейший со времен Пушкина,

принципиально новый шаг в развитии русской поэзии. Владимир Владимирович

родился в Грузии в семье лесничего После смерти отца переехал в Москву. В

1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В 15-

ти летнем возрасте вступил в РСДРП (б), выполнял пропагандистские задания.

Трижды подвергался аресту, сидел в одиночной камере, где начал писать

стихи. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал свое первое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.