на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

декрет, в котором ликвидация неграмотности была признана «наиболее важной и

ударной задачей народного просвещения в настоящих условиях, тесно связанной

с хозяйственным возрождением страны».1 Осенью 1923 г. было создано

массовое добровольное общество «долой неграмотность (ОДН), председателем

которого был избран Калинин М.И. Общество провело большую, по мнению

автора, работу по вовлечению широких трудящихся масс в борьбу с

неграмотностью.2 Историк расшифровывает популярный лозунг того времени

«овладел грамотой сам – обучи неграмотного!», пишет о включении в борьбу с

неграмотностью сотен тысяч людей. В конце 20-х годов возникла новая форма

активного участия общественности в борьбе с неграмотностью «культурный

поход». Его инициаторами выступили москвичи, первыми организовавшие группы

культармейцев – грамотных людей, способных обучать неграмотных. Ликвидация

неграмотности среди взрослого населения была важным шагом в борьбе за

всеобщую грамотность. Следующим шагом в решении проблемы неграмотности

был, по мнению автора, «переход к всеобщему

___________________

1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 275.

2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 275.

обязательному начальному обучению».1 Согласно решению первого партийного

совещания по вопросам народного образования (декабрь 1920 г. – январь 1921

г.) была проведена перестройка средней школы. Разъясняя необходимость

перехода к семилетней школе, Ленин писал, что «партия должна рассматривать

понижение возрастной нормы учащихся до 15 лет и слияние старших классов

школы с профтехшколами «исключительно» … как практическую необходимость,

как временную меру, вызванную «нищетой и разорением» страны».2

Расшифровывая данное положение, Клим М.П. пишет, что в связи с этим

Владимир Ильич предостерегал от того, чтобы временное слияние старших

классов школы с профтехшколами не привело к превращению обучения в

ремесленничество, для чего необходимо, во-первых, «избегать ранней

специализации» и, во-вторых, «расширить во всех школах общеобразовательные

предметы».3 Историк положительно оценивает историко-ленинский принцип

политехнической школы, определявший развитие не только общеобразовательной,

но и профтехнической школы. Значительный шаг на пути к окончательному

решению проблемы неграмотности был сделан введением с 1930-1931

_________________

1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 276.

2 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 323.

3 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 276.

учебного года всеобщего бесплатного обучения детей в возрасте 8-10 лет в

объеме не менее четырехлетнего курса

начальной школы. Данное решение было принято на основе декрета XVI съезда

ВКП (б) ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» и

одноименном законе, принятом 14.08.1930 г. Историк отмечает, что к концу

первой пятилетки задача введения всеобщего обязательного начального

обучения была в основном решена: в конце 1932 г. в начальной школе

обучалось 98% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет.

В начале 30-х годов в «новых условиях развернутого наступления

социализма по всему фронту, назрела необходимость коренным образом изменить

содержание работы в школе: усилить ведущую роль педагога в школьном

образовании, ввести твердые программы обучения, точно регламентировать

учебный процесс.1

В 20-е годы ХХ века шел процесс максимальной идеологизации школьного

образования.

В этот период повышается роль общественных наук в новых условиях. В

1925 г. было создано научное общество марксистов-историков.

В ноябре 1923 г. состоялся первый Всероссийский съезд научных

работников.2

__________________________

1История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 277.

2 История СССР в 2-х т. т. 2/ Артемов Н.Е.- М.: «Высшая школа»,

1982, с. 111.

Артемов считал, что в развитии советской науки большое значение имело

создание новых институтов в системе Академии наук. В области высшей школы

важным достижением было коренное изменение социального состава

учащихся и студенчества. В отличие от дореволюционного периода, когда

образование получали в основном представители привилегированных классов, в

20-е годы подавляющее большинство учащихся – представители сельской и

рабочей молодежи. В 1923 г. были созданы школы крестьянской молодежи. В

1925 г. в высших учебных заведениях РСФСР рабочие составляли 20,7%,

крестьян 24,6%, что, по мнению автора, свидетельствовало о громадной

демократизации состава студенчества.1

Не меньше внимания уделяет Сараева С.А. в работе «История СССР: эпоха

социализма» проблеме борьбы с неграмотностью. Осуществление культурной

революции, считает Сараева С.А., предполагает прежде всего достижение

всеобщей грамотности населения.2 Перелом в решении данной проблемы наступил

в первой пятилетке, когда под руководством партии была развернута работа по

ликвидации неграмотности. Автор отмечает значение привлечения к данной

работе «более миллиона культармейцев».3

_________________

1 История СССР в 2-х т.т.2/Артемов Н.Е.-М.:«Высш. школа»,1982,с.111.

2 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение»,

1983, с. 248.

3 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение»,

1983, с. 249.

Марысевич И.Д. в «Пособии для поступающих в МГУ» отмечал всенародный

характер движения за ликвидацию неграмотности и малограмотности».1

Всенародный характер это движение получило из-за участия в нем ленинского

комсомола. Именно комсомольцы взяли на себя решение задачи нехватки

педагогических кадров для обучения неграмотных, они претворили в жизнь

популярный в те годы лозунг «Грамотный обучи неграмотного!». VII съезд

ВЛКСМ в мае 1928 г. потребовал от комсомольцев более активного участия в

борьбе за просвещение.2 Особенно сложной была работа в деревне, где

неграмотных насчитывалось больше всего. Более успешно ликвидация

неграмотности проходила в районах сплошной коллективизации.

Препятствием на пути к всеобщей грамотности был классовый враг –

кулачество, использовавшее в своих интересах темноту и невежество масс,

бытовые и национальные предрассудки, нередко пытались чинить и физическую

расправу над культармейцами и учащимися. Пономарев Б.Н. считал, что это не

могло помешать развитию всенародной борьбы за ликвидацию неграмотности.3

__________________________________

1 История СССР. Пособии для поступающих в МГУ, М.: «МГУ», 1973, с.

139.

2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.:

«Наука», 1967, с. 632.

3 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.:

«Наука», 1967, с. 634.

В советской исторической науке итоги этой борьбы оцениваются

положительно. К 1932 г. подавляющая часть взрослого населения СССР

научилась читать и писать. Хотя в целом по стране успехи преодоления

неграмотности были реальны и велики, в ряде областей имели место факты

завышения результатов этой работы. В начале за высокими показателями

нередко к категории грамотных относили и тех, кто едва мог написать свою

фамилию. Как показали последующие годы в СССР оставалось еще немало

неграмотных, которых следовало обучить чтению и письму. Поэтому обучение

неграмотных продолжалось и в дальнейшем.1

Наряду с проблемой неграмотности ряд историков отмечает еще целый ряд

важных задач культурной революции. Одна из них – идеологизация населения

страны. Артемов Н.Е. считает, что идеологизированный фронт в условиях новой

экономической политики стал одним из главных участков классовой борьбы.2

Задачи социалистического строительства требовали подъема культурно-

политического уровня рабочих масс. XVI съезд ВКП (б) указал, что необходимо

пропитать культурно-просветительскую работу коммунистическим содержанием,

борясь против малейших попыток оторвать ее от задач

_________________

1 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.:

«Наука», 1967, с. 635.

2 История СССР:эпоха социализма – М.:«Высшая школа»,1982г., с.110.

социалистического строительства и решительно преодолевая в ней элементы

аполитичности и узкого культурничества.1 Многие исследователи отмечают,

что рост партийных рядов выдвигает на первый план задачу марксистско-

ленинского воспитания членов партии.2 В области массовой культурно-

просветительской работы в городе и в значительной мере в селе должны были

играть профсоюзы.

Интересна точка зрения Кима М.П., отмеченная в работе «История СССР:

эпоха социализма, где указывается, что наряду с подъемом культурно-

политического уровня партийных масс, задачи социалистического строительства

систематически требовали усиления идеологической работы партии, укрепления

марксистско-ленинского теоретического фронта.3 Автор ссылается на статью

Ленина В.И. «О значении воинствующего материализма», в которой Владимир

Ильич сформировал программу марксистского, в том числе атеистического,

воспитания народа, показал необходимость борьбы с буржуазной идеологией.

Большую роль в претворении этой программы в жизнь Клим М.П. отводил

культурно-просветительским учреждениям города и деревни: клубам,

библиотекам, музеям.

___________________

1 История СССР:эпоха социализма – М.:«Высшая школа»,1982г.,с.137.

2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 8, М.:

«Наука», 1967, с. 650.

3 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 280.

Исключительно важную роль, в этом мнении сходятся многие советские

исследователи, в политическом просвещении трудящихся играла советская

печать.1 Новым явлением было возникновение в 1921-1922 годах стенных и

фабрично-заводских газет. Большое распространение получает радиовещание. С

конца 20-х годов оно все более широко входит в культурный

обиход рабочих и крестьян. Историк отмечает значимость этого явления. По

его мнению, радиовещание стало «могучим средством повседневной связи

партии и советского правительства с массами», способствовало «культурному

сближению деревни с городом».2 Радиовещание как явление Пономарев Б.Н.

считал «могучим средством коммунистического воспитания народа».3 С самого

начала радио считалось из-за своей доступности одним из основных органов

пропаганды.

Немалую роль в культурно-политическом воспитании трудящихся играли

библиотеки и музеи. Расширяется книгоиздательство по всей стране. Летом

1929 г. была проведена специальная компания, получившая название

«Библиотечный поход» . Этот поход проходил под лозунгом:

____________

1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 281.

2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

1974 г., с. 281.

3 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 8, М.:

«Наука», 1967, с. 656.

«Книгу в массы», «Укрепим библиотеки!». В дни похода расширяется актив

друзей книги, были собраны дополнительные средства на комплектование

библиотек.

Советскими исследователями отмечается вклад Крупской Н.К. в развитие

библиотечного дела. Крупская Н.К «неустанно проводила в жизнь указания

Ленина В.И. по вопросам библиотечного строительства, способствовала

развитию широкой сети библиотек, принимала непосредственное участие в

разработке решений партии и правительства по вопросам библиотечного дела».1

Все эти средства и методы сыграли, по мнению авторов, безусловно

положительную роль в политическом образовании трудящихся. Происходило

«формирование социалистического сознания у широкий слоев трудящихся как

важнейшего повышения условия их активности а борьбе за построение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.