попадала в Кремль, это вовсе не означало, что «вождь» в тот же день ее
просмотрит: создателям картин приходилось ждать неделями, а то и месяцами.
И от того, каково мнение «рецензента», зависела и дальнейшая творческая
жизнь кинематографистов. И вообще их биография...
Обработка творческих киноработников в рассматриваемые годы
осуществлялась периодически - административно-командная система в полной
мере осознавала действенную силу кино. Определенное влияние на
проникновение в кинематограф единомыслия и на снижение профессиональной
требовательности к содержанию кинолент сыграло проведенное 23 ноября 1932
г. совещание киноработников в редакции газеты «Правда» по указанию Кремля.
На совещании говорилось о значении указаний партии и правительства и лично
товарища Сталина в этой области культуры. В совещании приняли участие
руководитель кинодела Шумяцкий Б.З., представители управления кинофикации
при Совнаркоме РСФСР, режиссеры Барнет, Каплер,Пудовкин, Довженко и другие.
В ходе заседания чувствовалось, что работники кино создавали те
крутые перемены, которые обозначились в духовной сфере после начавшихся
репрессий и глубокого наступления номенклатуры. это вынужден был осторожно
отметить в своей речи Шумяцкий Б.З. «В порядке самокритики, - сказал он, -
надо прямо подчеркнуть, что за последнее время опять в наших рядах началась
некоторая боязнь брать остро волнующие темы». Оратор в числе «серьезных
упущений в кинематографе» назвал недостаточно всесторонний показ «наших
гражданских побед, одержанных под водительством любимого Сталина». Здесь,
отстает документальное кино, сказал он и гневно посетовал: «... Мне
известно, что товарища Сталина в Казахстане на экране никогда не видели».
(Делайте выводы!) Получив подобные инструкции и намеки, участники совещания
разошлись.
Желание Сталина занять на экране подобающее ему место внесло в жизнь
киноискусства такие явления как заполнение кинофонда, наряду с талантливыми
кинофильмами («Путевка в жизнь» Экка Н., «Встречный» Юткевича С., «Чапаев»
братьев Васильевых, «Веселые ребята», «Волга-Волга» Александрова Г.,
«Трактористы» Пырьева И., «Щорс» Довженко А. и другие) картинами
низкопробного свойства, содержавшими украшательства, налет аллилуйщины в
честь «зодчего коммунизма», развивавшими шпиономанию и болезненную
сверхбдительность (точнее взаимное недоверие и подозрительность). Дана
считающаяся классической вышедшая в 1937 г. кинокартина «Ленин в Октябре»,
а затем «Ленин в 18 году») Ромма М. и Каплера А.Я. оказалась сильно
засоренной антиисторическими выдумками, подчеркивавшими преувеличенную роль
Сталина в событиях тех лет Таковы основные направления развития советского
киноискусства.
В следующем блоке информации учитель называет наиболее известных
режиссеров, их работы, демонстрирует учащимся отрывки из фильмов о которых
рассказывает.
С начала 20-х годов кинематограф обретает в Советской стране новое
небывалое художественное качество. Предшествовавший период развития
кинематографа осмысливается в свете этого как исторический пролог. В этот
период создаются подлинные шедевры киноискусства. имена работавших в это
время режиссеров известны всему миру. Один из таких режиссеров - Сергей
Михайлович Эйзенштейн. Эйзенштейн родился 10 (23) января 1898 г. в Риге в
семье архитектора. В 1906 г. во время поездки в Париж он впервые увидел
фильм («400 проделок дьявола» Мольера). Сергей Михайлович поступает в
Институт гражданских инженеров, пробует силы в графике и театральных
декорациях. С марта 1918 г. он - доброволец Красной Армии. В 1920 г. Сергей
Михайлович посвящает себя театру, учится у Мейерхольда В. Эйзенштейн С. не
предает интересов кино и в 1925 г. выходит первая его работа «Стачка».
Всемирную известность мастеру принес фильм «Броненосец Потемкин». В начале
июня 1905 г. юбилейная комиссия ЦИК СССР поручила Эйзенштейну постановку
фильма, посвященного двадцатилетию русской революции. Сценарий фильма «1905
год» был написан, при участии Эйзенштейна С. Агоржановой Н. и охватывает
огромный круг событий, позднее Сергей Михайлович ограничивает сюжет фильма
только восстанием на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 г.
Фильм раскрывает историю восстания на броненосце. перед зрителями возникают
образы героев революции. Неизгладимое впечатление оказывает на всех этот
фильм. Зритель, с помощью талантливой работы мастера, как бы сам становится
участником всех этих событий. В фильме нашли отражение поиски Эйзенштейна:
закономерное чередование эпизодов различной эмоциональности, безупречный
ритм, величавая композиция, сходная с древнегреческими событиями. Этот
фильм, безусловно, занял золотой фонд мирового кино.
Славу Советского кинематографа составил также фильм братьев
Васильевых «Чапаев».. «Братья Васильевы» - псевдоним, на самом деле Георгий
Николаевич и Сергей Дмитриевич являются однофамильцами. Георгий Николаевич
родился 25 ноября 1899 г. - заслуженный деятель искусств РСФСР, участник
гражданской войны. Учился в Московской театральной студии “Молодые мастера”
под руководством Певцова И.Н. С 1923 г. - журналист, опубликовал ряд
кинорецензий. Сергей Дмитриевич (род.4.11.1900, умер 16.12.1959) – активный
участник Октябрьской революции в Петрограде и гражданской войны. В основу
своего фильма братья Васильевы положили книгу Фурманова Д. «Чапаев».
Основываясь на популярнейшей книге Фурманова, изучив многочисленные
документальные материалы, Васильевы создают сценарий, обладающий
классической стойкостью и завершенностью. В «Чапаеве» Васильевы подняли на
новую ступень искусство кинорежиссуры. Идейная и художественная вершина
фильма образ Чапаева в исполнении Бабочкина Б.А. – воплощение героического
русского характера. Фильм рассказывает о периоде Гражданской войны в
России, о судьбе талантливого полководца Чапаева В.И.
Пырьев Иван Александрович (род.17.11.1901, умер 7.02.1968) –
выдающийся советский режиссер, сценарист, Народный артист СССР. С 1918 г.
служил в рядах Красной Армии. После Гражданской войны окончил актерские
курсы ГЭКТЕМАСа, учился там же на режиссерском отделении. Режиссер
новаторски осваивал жанр музыкальной комедии. В своем лучшем фильме
«Трактористы» мастер рассказал о жизни и труде колхозной молодежи в яркой
красочной поэтической форме. Художник создал радужные картинки
крестьянского быта.
Популярность жанра музыкальной комедии безусловно определили работы
выдающегося русского режиссера Александрова Григория Васильевича (род.
23.01.1903, умер 16.12.1983) – выдающийся советский режиссер, сценарист,
Народный артист СССР. Свой творческий путь начинал с помощника костюмера,
декоратора в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах рабоче-
крестьянского театра при Губнаробразе, одновременно работал в отделе
искусств. Долгое время работал совместно с Эйзенштейном С., принимал
участие в создании фильмов «Броненосец Потемкин», «Октябрь», «Стачка».. В
1934 г. поставил фильм «Веселые ребята» о пастухе, ставшим известным
музыкантом. Фильм является кинематографическим дебютом композитора
Дунаевского И.О., поэта Лебедева-Кумача В.И., певца Утесова Л.О. Фильм
впервые раскрыл лирико-комедийное дарование Орловой Л.П. Успешным шагом на
пути создания советской реалистической музыкальной комедии был и фильм
«Волга-Волга», в котором легкая ирония сочеталась с острыми сатирическими
эпизодами, бичующими бюрократию. Прекрасный актерский состав и великолепная
режиссура обеспечили долголетие этому фильму.
Казинцев Георгий Михайлович (род. 22.03.1905, умер 11.05.1973) стоял
на позициях более «жизненного кино». Георгий Михайлович – известный
советский режиссер, сценарист, педагог, Народный артист СССР. Учился в
школе живописи, работал помощником художника в театре Соловцова. С 1920 г.
учился в высших художественных мастерских Академии художеств. В 1921 г.
основал театр ФЭКС – перешедший позднее полным составом работать на
«Ленфильм».. Наиболее известными его работами является трилогия о Максиме
(«Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона»0. В центре
этой историко-революционной эпопее, охватывавшей несколько периодов борьбы
стоял образ рабочего парня с Питерской окраины, приведенным в революции
самой логикой истории и выросшего в крупного большевистского руководителя.
В образе Максима сочеталась реалистическая достоверность, типичность и
черты народного легендарного героя. Исполнение этой роли Чирковым Б.П.,
полное обаяния, юмора, человечности, сделало Максима любимым героем
Советских зрителей.
Рамки урока не позволяют нам в полном объеме рассмотреть все
культурное наследие советского кинематографа. Представленные фильмы - лишь
малая его часть.
В заключительной части урока учитель предлагает ученикам сыграть роль
жюри и вручить «Сталинский оскар» по номинациям: лучший фильм, лучший
сценарий, лучшая работа режиссера, самый исторически правдивый фильм,
лучшее музыкальное сопровождение, лучшая мужская и лучшая женская роль.
Каждый из учеников должен письменно обосновать свою точку зрения на
вручение приза по каждой из номинаций.
Тема урока: «Советский монументализм,
что это?»
(урок-экскурсия)
На уроке ученикам предоставляется дополнительная информация о
развитии советской архитектуры, показывается взаимосвязь архитектуры и
идеологии, влияние идеологии на развитие советской архитектуры.
Методической особенностью урока является форма проведения урока –
воображаемой экскурсии. В ходе урока ученики получают большой объем
информации, не рассматриваемой в школьном учебнике.
Цель урока – усилить блок информации истории развития отечественной
архитектуры.
Задачи:
а) образовательные – сформировать у учеников представление об
особенностях развития советской архитектуры в 20-30-е годы;
б) развивающие – способствовать у учащихся умения получать информацию
из нетрадиционных источников, работать с несколькими видами информации;
в) воспитательные – продолжить формирование системы нравственных
ценностей у учащихся.
Ход урока.
Во вводном слове учитель говорит об основных тенденциях развития
советской архитектуры, о союзах советских архитекторов и их влиянии на
рассматриваемый процесс. Называются имена ведущих советских архитекторов 20-
30-х годов ХХ века.
Остановимся вкратце на некоторых моментах развития архитектуры,
условно весь предвоенный период можно разделить на два этапа: с первых лет
революции и до конца восстановительного периода (1917-1925) и последующий
этап до начала Великой Отечественной войны (1925-1941).
Архитектурные кадры дореволюционной школы с первых лет возникновения
советского государства столкнулись в работе с большими трудностями. Часть
архитекторов стала искренне помогать советской власти с первых лет
революции. По заданиям правительства и ВСНХ было начато проектирование ряда
предприятий, электростанций и рабочих поселков. В этой области работали
братья Веснены. По их проектах еще в начале 20-х годов были заложены в ряде
районов страны промышленные сооружения и поселки. В строительстве жилищ
деятельно участвовал опытный архитектор Марковников Н.А.
Еще в 1918 г. была начата разработка проектов планировки Москвы (под
руководством Щусева В.А., Жовтовского И.В.) (см. приложение 3.1.),
Ярославля, Петрограда и других городов.
Но на начальном этапе страна еще не имела достаточно средств для
перестройки целых городских районов. Поэтому в реальном строительстве
преобладало возведение отдельных сооружений. Авторами наиболее значительных
построек и представителями важнейших творческих направлений были Щусев
В.А., братья Веснины, Бархин Г.Б., Великовский М.Б., Гинзбург М.Я.,
Голосановы И.А. и П.А. Коган Д.М., Мельников К.С. и другие.
Вскоре после Октября возникли первые архитектурные учреждения. Одним
из них был подотдел архитектуры Народного комиссариата просвещения РСФСР,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|