на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)
p>Учитель передает ученику сумму знаний. Знание бывает двух типов, которые мы рассмотрели в предыдущих параграфах. Святые От цы выделяют: знание обычное - внешнее, мирское, раскрывающее суть

    - 78

земных явлений предметов, связи между ними, закономерности разви тия и знание духовное-внутреннее, которое Василий Великий назвал "нашей ученостью". Есть учителя, которые передают какое-то одно из этих знаний; есть и те, которые способны охватить и то, и дру гое. Но как отмечает Иоанн Златоустый, "Христос хвалит того учи теля, который преподает совершенное учение и делами, и словами" [Свт. Иоанн Златоуст, Творения, Т. 5. - с. 264].

Примем во внимание признание православной педагогикой единс тва обучения и воспитания. В соответствии с данным принципом учи тель, обучая, одновременно несет воспитательную функцию. В его обязанности входит следить за условиями жизни и развития личности ребенка. Анализ творений Иоанна Златоустого ставит перед очевид ностью факта синонимичности понятий "учитель", "наставник", "вос питатель". Отметим также, что передовые мыслители всех времен не противопоставляли обучающую и воспитывающую функции. Более того, учителя рассматривались как воспитатели. Подобного мнения придер живается и современная педагогика: нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, нельзя решать воспитательные задачи без вооружения детей системой знаний, умений, навыков. [Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, С. Н. Шиянов. М. : Шко ла-Пресс, 1997. - с. 11].

Таким образом, подготовка ребенка к жизни вечной подразуме вает заботу о духовно-нравственном росте его личности, привитие нравственных качеств: доброты, скромности, честности, послушания, целомудрия, смирения, кротости, ответственности. Одновременно с воспитанием личности ребенка реализуется адаптивная функция учи теля - приспособление детей к социально-культурной среде, нуждам

    - 79

и запросам общества. Одно из главных умений, которые передает ученику учитель- это умение служить другим людям, трудиться, доб росовестно выполнять обязанности по отношению к семье, гражданс кой должности. "Усовершенствовавшись (через обучение) сын будет для всех приобретением, и для отца и матери, и для дома и города, и для общества". Они (дети) сделаются крепкими и способными при носить пользу другим .... , станут врачевать людей, страждущих не излечимыми болезнями.... , будут прославляться как общие благодете ли, покровители и спасители.... будут жить на земле как ангелы, и обращать на себя взоры всех. " Здесь, считает святитель Иоанн, особенно важна роль учителя, приводя в пример апостола Павла, ко торый "приставлял к детям учителей добродетели сначала и с малого их возраста, преграждая порокам доступ к ним" [Свт. Иоанн. Творе ния, Т. 1, гл. 1 сл. 3 К верующему отцу с. 118-119].

Адаптивная функция всецело связана с подготовкой к вечной жизни: гражданские добродетели, порядочность по отношению к семье, к другим людям и в целом к государству, которые советует воспитывать у подрастающего поколения Иоанн Златоустый, являются лучшей школой для духовного совершенствования заповеданноко Иису сом Христом. "Подлинно - говорит святитель, - если бы все усвоили себе такой образ мыслей и прежде всего вели детей к добродетели, считая это главным делом, а все прочее придаточным, то отовсюду произошло бесчисленное количество "благ", .... если бы детей нас тавляли быть друзьями Божиими и учили прежде всех прочих наук ду ховным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь избавилась бы от бесчисленных зол и то, что говорится о будущей жизни, все мы имели бы здесь" [Т. 1. - Кн. 1. - Сл. 3. - С. 118].

    Православный учитель - это своего рода мостик к Богу, про
    - 80

водник его воли. Это не только профессия, суть которой передать знания. С одной стороны, педагог берет на себя функцию устроения личности. В каком-то смысле, это ноша самого Творца. Учитель со зидает душу ребенка. Не случайно Иоанн Златоуст сравнивает духов ного воспитателя с художником (скульптором), тщательно обделываю щем свою статую. Подобным образом поступает и руководитель, со вершенствующий душевную красоту своих подопечных. С другой сторо ны, о чем уже упоминалось ранее, педагог - это только помощник Божий, понимающий, что жизнь детей и его собственная предопреде лены промыслом Божиим. И его главная задача - организовать связь души ребенка с Богом, с опытом и жизнью Церкви.

Необходимым требованием к учительской профессии является профессионализм. Во-первых, учитель должен соответствовать своему званию, то есть обладать определенными познаниями и правилами к руководству. Он должен быть хорошо воспитан, иметь соответствую щее образование, четкую постановку задач, обладать широким круго зором. "Учитель, - утверждает Иоанн Златоуст, - должен иметь всесторонне развитый ум" [Т. 1, с. 947]. Во-вторых, имея знание, он должен умело внедрять его в практику обучения и воспитания, то есть ясно видеть способы его передачи. Эту мысль подтверждает святитель Иоанн: "Учитель должен знать, как нужно учить здравому учению" [Т. 11, с. 849].

Однако, высокий профессионализм должен быть одухотворен иде алами добра, подготовленностью, духовностью, старательностью в радении на ниве Божией.

Одно из ведущих требований, без которых не мыслится не один учитель - это любовь к ребенку. На этом мнении сходятся педагоги всех времен и представители самых разных концепций. В христианс

    - 81

кой педагогике любовь утверждает жертвенный характер учительской профессии, когда учителем руководит желание привести ребенка к вечной жизни, сберечь его душу, проявлять уважение, чуткость и доброту по отношению к нему. Наставник, по мнению святителя Иоан на Златоуста, "должен быть нежным к своим ученикам, как кормилица к дитяти" [Т. 11, с. 488]. Действительно, воспитывать детей может только тот, кто их любит, а не тот, кто к ним безразличен. Только любовь способна понять любого ребенка и быть терпелива к нему. Никакой опыт, никакая наука без любви не помогут учителю. Лю бовь- это мостик к детскому сердцу. Согласно словам апостола Павла, "любовь не раздражается, не ищет своего" [1. Кор13, 5]. Она ставит на второй план личную жизнь и интересы. Надо самих себя всецело отдать детям, сродниться с их интересами, запросами. Надо окружить детей заботой, вниманием, лаской и вместе с тем, когда необходимо увещеванием и взыскательностью. Детское сердце чутко и отзывчиво. Законы любви одни для всех. "Сыне даждь ми сердце", [Притч. 23, 26] - говорит Священное Писание.

Источник, из которого черпает любовь православный учитель очевиден. "Без Меня не можете делать ничего" [Ин. 15. 5], - сказано в Евангелии. "Без Бога не до порога", - говорит русская послови ца. Вернемся к ранее изложенному о том, что "Бог есть любовь". Любовь в лице Христа явилась в грешный и растленный мир, и любовь победила и возродила мир" [Ил 16, 33]. Ею побеждали апостолы, пас тыри Церкви и, конечно же, христианские учителя. Святитель Амвро сий Медиоланский говорил: "Ллюби и делай, что хочешь". На любви утверждается закон и пороки. Итак, учительство - полное самоотре чение. "Он (наставник) должен считать учеников для себя всем" пишет Иоанн Златоуст [Т11, с. 766-767].

    - 82

Производные от любви - это долг и ответственность. Учитель, руководствуясь долгом, всегда спешит оказать помощь, следуя ко дексу христианской педагогической морали - Закону Божию. Он подо бен кормчему на корабле, вожаку стаи, который может погибнуть сам, но спасти других. На осознании чувства долга и ответствен ности устанавливается педагогический такт. Или, иначе говоря, чувство меры, сознательная дозировка. Данное качество проявляется как раз в умении "снисходить", спускаться до уровня ребенка, строить свою деятельность сообразно с детской природой, возмож ностями. Учитель должен быть добрым, и в то же время справедли вым, разумно требовательным. Справедливость проявляется в стрем лении "не тотчас наказывать, но исправлять и всегда выжидать и быть медленну в наказаниях" [Т. 10, с. 650].

Не отрицая значимости образовательного уровня учителя, его умения "наставлять", "советовать", "вразумлять", "напоминать о Боге" отметим, что ведущая роль в воспитании и обучении принадле жит личности учителя. Первые уроки педагог подает не словом, а примером. "Приди и виждь", - один из основных принципов христиан ской педагогики. "Можно много и правильно говорить, но жизнь должна соответствовать словам", - считает один из современных отцов Церкви. Учитель по мнению Иоанна Златоустого должен быть образцом благородства: "Сила его проповеди, - пишет святитель, зависит больше не от учения, а от его дел и жизни. Кто может быть несчастнее того учителя, ученики которого только тем и спасаются, что не смотрят на его жизнь" [Т. 11. - С. 864-864; Т. 7. - С. 728]. "Учительство без дел, - продолжает он, - не приносит никакой пользы, но даже приносит великий вред" [Т. 1. - С. 148]. Эту мысль подтверждает и великий русский педагог К. Д. Ушинский: "Главнейшая

    - 83

дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподава ния, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не пе решедшая в убеждение воспитателя останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный конт роль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы" [Ушинский К. Д. Пед. соч. В 61 тт. - М. , 1988. - С. 168-169]. Жизнь учителя, его поря дочность, честность, глубина веры создают авторитет. Понятие "ав торитет" в буквальном смысле означает общепризнанное значение че ловека, его влияние на людей, проявление уважения, доверия к не му. Специфика педагогического авторитета обусловлена постоянным оцениванием со стороны детей. Поэтому не стоит лишний раз напоми нать о моральном облике учителя. Помимо этого, другим важным ус ловием обретения педагогического авторитета является непрерывное самообразование и самосовершенствование. Учитель "должен сначала научить самого себя", - пишет Иоанн Златоуст. Особенность правос лавного педагога в том, что он является одновременно и субъектом, и объектом учительской деятельности. Он сам учится у великого Пе дагога. "Научитеся от меня, яко кроток есмь и смирен сердцем", говорит Спаситель.

Истинный учитель узнается по плодам своего труда. В оценке педагогической деятельности особенно важен результат, считает святитель Иоанн. "Ребенок, пока находится под руководством стро гого воспитателя, не возбуждает удивления, хотя бы был скромен, хотя бы жил благопристойно, все приписывают скромность юноши страхом перед воспитателем, а когда эта надобность в воспитании

    - 84

минует и он останется при той же чистоте нравов, тогда все вменя ют ему самому и скромность предшествующего возраста" [Полное собрание творений святаго отца Иоанна Златоуста. - Т. 12 в 3 кн. кн. 1. - С. Петербург. - С. 720].

На основе вышеизложенного сделаем следующее заключение: пра вославная педагогика образец учительской деятельности видит в примере Иисуса Христа, пришедшего в мир ради искупления грехов и спасения человечества через собственное страдание и смерть на кресте. Следовательно, главная задача учителя - подготовка ребен ка к жизни вечной, созидание его души, что реализуется в процессе воспитания и обучения. Основополагающий принцип, которому подчи няется православный учитель - это, согласно словам Иоанна Злато уста, "искусство сперва снисходить, а потом возвышать, то есть спускаться до уровня ребенка, а потом поднимать до своего уров ня". Данный принцип утверждает необходимость самопожертвования и самоотречения в учительской профессии, любви к детям, бескорыст ного служения Богу и ближним. Изучение сущности, специфики, функ ций православного учительства поможет нам в решении одного из ключевых вопросов современной педагогики: какой должна быть лич ность учителя, что нужно сделать, чтобы педагог стал незаменимым педагогическим фактором в организации учебно-воспитательного про цесса.

    .
    - 85
    6. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

Любое разумное общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Это обусловлено тем, что семья играет важную роль в педагогическом процессе. В семье находит отражение весь многогранный мир социальных и нравственных отношений общест ва, удовлетворяются духовные потребности человека в любви, друж бе, материнстве и отцовстве, в эмоциональном общении. Педагоги ческая функция семьи неизмеримо велика по сравнению с другими институтами человеческой деятельности. Ни детский сад, ни школа не могут заменить семьи. Семья - это идеальная ценность, которую признает весь мир. Для нее возможно раскрыть все заложенные в ре бенке способности или же, наоборот, изуродовать его, сделав ни к чему не пригодным.

Рассмотрение проблемы семейного воспитания в русле современ ной действительности позволяет сказать, что общественный кризис становится причиной распада семьи, отчужденности, оторванности ребенка от родителей. Детей привлекают больше улица, друзья и ху же всего - телевизор и компьютер, заменяющие ему живые человечес кие чувства.

В этих условиях православная семья представляется оптималь ным типом социальной структуры. Ее можно обрисовать в виде хорошо слаженного механизма, где все основано на взаимосвязи и взаимо подчинении друг другу. Работа этого механизма осуществляется на одном ведущем принципе - принципе любви. "Любовь, - говорит Зла тоуст, - воссозидает, соединяет и сопрягает нас между собой. Она есть глава, корень, источник и мать всего доброго и всех благ, источник освящения, начало и конец добродетели. Любовь все побеж

    - 86

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.