на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)
p>Единство воспитания и обучения в православной педагогике достигается через уроки любомудрия. Понятие "любомудрие" проходит красной нитью через творения святителя Иоанна. Термин имеет широ кий спектр значений. В привычном для нас понимании "любомудрие" отождествляется с философией, любовью к мудрости, стремлением к познанию истины.

Святитель рассматривает любомудрие в узком и широком смысле. В узком смысле "любомудрие" означает "размышление о духовных прежметах", "слушание и изучение слова Божия", "устремленность к добрым делам" [свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. - Т. 1 С. 126]. Любомудрием он называет пост, милостыню, хождение в цер ковь. Понятие "любомудрие" используется Иоанном Златоустым при обозначении познавательной деятельности , например, созерцания творений.

Однако из предыдущего параграфа очевидно, что познавательная деятельность в христианском понимании предполагает богоуподобле ние, что совершается не только посредством разума, но и всеми си лами человеческой природы. Богоуподобление включает и непосредс твенную практическую деятельность. Христианин не уходит от жизни,

    - 28

но приносит ему пользу, освящает его. "Бог создал человека не для того, чтобы он приносил пользу только себе самому, но и многим другим. Посему и Павел называет верующих светилами [Филип. II, 15], выражая, что они должны быть полезны и другим, ибо свети ло не было бы светилом, даже освещало бы только себя [свт. Иоанн Златоуст. - Сл. III. - К верующему отцу. - С. 82]. Богу угодно, чтобы христианин не о себе только заботился, но и назидал других, не только учением, но и жизнью и обхождением. Ничто так не приво дит на путь истины, как непорочная жизнь, потому что люди смот рят, не столько на слова, сколько на дела наши. И чтобы тебе уве риться, что это так, ведь сколько бы мы не любомудрствовали на словах и разглагольствовали о терпении, но если, когда наступит время не покажем терпения на деле, не столько принесет пользы слово, сколько повредит дело; напротив, если и прежде и после слов представим доказательства на деле, то явимся достойными ве ры, внушая другим то, что сами исполняем на деле, - как и Христос таковых ублажил, говоря [Матф. 5, 19]: блажен, иже сотворит и нау чит, - смотри как Он поставил наперед дело, а потом - учение" [свт. Иоанн Златоуст. - Т. 1. - Кн. 1 - С. 64].

Таким образом, переходя к рассмотрению любомудрия в широком смысле, святитель Иоанн трактует его как христианский образ жиз ни, аскетический путь служения Богу, совершенствование духовной красоты. Любомудрие предполгало удаление от земных попечений, включало пост, молитву, чтение божественных книг. "Любомудрство вать, - писал Иоанн Златоуст, - значит жить по-христиански" [Иоанн Златоуст. - свт. Беседа 2-я на послание к Ефесянам. С. 186]. Внешнее учение, то есть науки составляли второстепенную часть. Основным была забота о духовном устроении. Любомудрие - не

    - 29

бездействие. "Что же скажешь, неужели всем нам любомудрствовать, а житейским делам погибнуть? Нет, почтеннейший, не преданность любомудрию, а нелюбомудрие погубило и расстроило все. Кто, скажи мне, расстраивает настоящее положение дел, те ли, которые живут воздержанно и скромно, или те, которые выдумывают новые и безза конные способы наслаждения? Те ли, которые стараются захватить себе все чужое, или те, которые довольствуются своим? Те ли, ко торые имеют толпы слуг и окружают себя роями льстецов, или те, которые считают доля себя достаточным только одного слугу. (Пред лагаю еще не высокое любомудрие, но доступное многим? ) [свт. Иоанн Златоустый. - Т. 1. - Кн. 1. - С. 96].

Любомудрие давало человеколюбие, кротость, послушание, чис тоту, задавало устойчивые жизненные ориентиры, развивало способ ность терпеливо переносить скорби. Степень проявления любомудрия зависела от духовно-нравственной высоты, на которую поднимался человек. Высшая степень любомудрия - обретение ко всем прочим добродетелям незлобия, совершенной любви к людям. Объясняя смысл любомудрия, Иоанн Златоуст говорил: Таково наше любомудрие! Оно соединяет в одной душе качества, кажущиеся противоположными, сми рение и высоту! Смирение проявлялось в неприятии благ земных богатства, власти, славы, а высота - в уважении к другим людям, не ради человекоугодия и привязанности, а прежде всего ради Бога, а также в расположении к себе людей: ".... некоторые люди простые и низкого происхождения, сыновья поселян и ремесленников, присту пив к этому любомудрию, слелались столько почтенными для всех, что никто из весьма знатных не стыдился входить в их жилище и разделять с ними беседу и трапезу, напротив чувствовали себя как бы получившими некоторые великие блага"[свт. Иоанн Златоуст.

    - 30
    Т. 1. - Кн. 1 - К неверующему отцу. - С. 73].

Святитель Иоанн выделял части любомудрия - духовную, нравс твенную, интеллектуальную, эстетическую, практическую. Духовная часть любомудрия - это устремленность к возвышенному, небесному, размышление о божественном, сердечное расположение к Творцу. Нравственная часть - это исполнение христианских добродетелей, моральный долг, чистота, милосердие, любовь. "Ужели же тебе ка жется, - писал Иоанн Златоуст, - что напрасно мы боимся за жизнь и заботимся с великим усердием о нравственной части любомудрия? Не думаю; разве скажешь, что и Христос напрасно говорил все это и еще многое сверх этого: не все здесь приведено. А если бы я не затруднился написать длинное слово, то научил бы и из пророков, и из блаженного Павла, и из других апостолов, какое попечение Бог явил об этой части"[свт. Иоанн Златоуст. - Т. 1. - Кн. 1. - Сл. I. К враждующим против монашеской жизни. - С. 54]. Помимо духовной и нравственной части существует интеллектуальная, то есть разум "удивительнейшая часть любомудрия: знать то, что относится к Богу, обо всем находящемся там - о геене, о Царствии", к этой же части относится представление о человеческих делах. Эстетическая часть любомудрия - это восприятие красоты творений, наслаждение видом неба, солнца, звезд, цветов, книг, людей. А через творение пони мание красоты небесной, созидание собственной душевной красоты. Практическая часть любомудрия - это труд физический, пост, молит ва, посещение богослужений. Все перечисленные части одинаково важны, взаимосвязаны между собой и, следуя иерархическому распо ложению, подчинены духовной. В совокупности они составляют це лостную христианскую жизнь.

    Педагогический процесс начинается с взаимодействия ребенка
    - 31

с родителями. Мать была первым руководителем, закладывающим в ре бенке ростки любомудрия. Эта обязанность, - разумею попечение о своих детях и руководство их к любомудрию - лежит не только на мужьях, но и на женах. Матери, находившейся большее время с ре бенком и занимающейся домашним хозяйством, было удобнее давать уроки любомудрия [свт. Иоанн Златоустый. - Пять слов об Анне. С. 783]. Дети с ранних лет приучались к любомудрию - служению Бо гу, привлекались к труду, молитве, посту, церковной жизни. Обра щаясь к родителям, святитель призывал: ".... прошу всех вас пос вящать на это служение сыновей и дочерей своих с самого раннего возраста и заготовлять для них богатства, свойственные этой жиз ни, не закапывая в землю золота и не собирая серебра, но слагая в душу их кротость, целомудрие, скромность и все другие добродете ли. Таких свойств требует это служение"[свт. Иоанна Златоуст. Пять слов об Анне. - С. 810].

Позднее, когда ребенок подрастал, любомудрие нуждалось не только в родителях, но и в наставниках, воспитателях. Христианс кий наставник начинал воспитание с нравственной части любомудрия. "Какая польза посылать детей к учителям, где они научатся прежде красноречия порокам, и желая приобрести менее важное, подтеряют важнейшее - силу души и все доброе настроение. Для надлежащего занятия красноречием нужна добрая нравственность, а добрая нравс твенность не нуждается в красноречии. Можно быть целомудренным и без этого знания, но никто никогда не приобретет силы красноречия без добрых нравов, проводя все время в пороках и распутстве [Сл. III. К верующему отцу. - С. 101].

Чаще всего уроки любомудрия давал монастырь. Дети воспитыва лись и обучались в монастыре, по окончании обучения они могли

    - 32

вернуться в мир и жить вместе с родителями или с семьей, следуя правилам любомудренной жизни, или же избрать монашеский путь слу жения Богу. Уход от общественной жизни происходил не по причине избежать людей по немощности, непригодности, малодушию, а по же ланию совершенства. Нравственное состояние городов делало их не доступными для любомудрия. Любомудрие ставило на первый план аскетический образ жизни, ограничение телесных потребностей, ук репление воли, обретение ясности сознания, крепости духа. Возрас тая духовно, ребенок приобретал любовь, радость, мир, терпение, милосердие, веру, кротость, воздержание, что впоследствии стано вилось определяющим фактором его поступков. Он постигал божест венное учение, а вслед за ним и научное, обучаясь словесности, естествознанию, красноречию, и другим наукам. Им уделялось меньше время, но ребенку, как уже сложившийся духовно-нравственной лич ности, легче было усвоить науки и употребить их в нужном русле, то есть для познания Бога и в практической жизни для пользы дру гих людей и самого себя.

Таким образом, любомудрие - это вся христианская жизнь, сто роны которой - духовная, нравственная, интеллектуальная, эстети ческая, практическая находятся во взаимосвязи друг с другом и в связи с целым. Педагогический процесс, являясь частью жизни, так же связан с целым и обладает свойствами целого, что достигается через единство процессов воспитания и обучения, их взаимоперехо да, общности цели.

    .
    - 33
    3. СОТНОШЕНИЕ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО В ОБРАЗОВАНИИ.

Декрет СНК РСФСР от 20 января 1918 года, провозгласивший от деление церкви от государства и соответственно школы и от церкви, на долгие десятилетия снял с повестки дня вопрос о соотношении светского и религиозного образования. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также част ных учебных заведениях запрещалось. Школа становилась полностью светской. Перед новым правительством стояла цель построения ново го общества, новой педагогики. Церковь с ее вероучением была кам нем преткновения и шла в разрез с политикой государства. Воплоще ние нравственности, порядка, красоты у большинства народов, она была объявлена "рассадником нравственных пороков, именуемых доб родетелями рабов" [Народный комиссар по просвещению А. Луначарский Народное образование в СССР: сб. документов 1917-1973 гг. : - М, 1974. - С. 137-139, 144].

На этой почве выросла современная нам светская школа, где хорошо преподавались естественные дисциплины, иностранные языки, но по большому счету она не давала глубоких знаний отечественной культуры, родного языка, русской литературы, географии, истории, а тем более национальной религии - Православия. Целые поколения остались без четких ориентиров и точек опоры, без исторической родословной, были оторваны от национальных корней, потеряли поня тие святости, святого в душе.

Русский мыслитель Иван Ильин утверждал: "Национальное безли чие есть высшая беда и опасность: человек становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом, а народ превращается в

    - 34

исторический песок и мусор" [Воронежский епархиальный вестник N7-8. - 1995. - С. 28].

Неоднократно в истории русской педагогики звучали голоса С. А. Рачинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского о необходимости наци онального воспитания. Так, в работе К. Д. Ушинского "О необходимос ти сделать русские школы русскими", вышедшей в 1867 году, перед образованием ставится задача - "превратить эгоистическое сердце в сердце скорбящее". Трудно сказать, возможно ли решить подобную задачу современной светской системе образования. Если во многих аспектах педагогики Ушинский является непоколебимым авторитетом, то почему мы не можем ориентироваться на его взгляды, когда он, говоря об образовании и воспитании, на первое место ставит духов ные основы православия. "Есть только один идеал совершенства, пе ред которым преклоняются все народности, это идеал, представляе мый нам христианством. Все, чем человек как человек может и дол жен быть выражено вполне в Божественном учении и воспитанию оста ется только прежде всего и в основу всего вкоренить вечные истины христианства. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому вос питанию, служит источником всякого света и всякой истины".

Нужно ли ребенку давать помимо светского образования, еще и религиозное? Для православного педагога ответ на этот вопрос пре дельно ясен. Но для педагога светского, мировоззрение которого ограничивается рамками материалистической философии и педагогики, он затруднителен. Введение религоведческих дисциплин не всегда вызывает положительный отклик также со стороны родителей и уча щихся. Чаще всего это связано с несколькими причинами. Во-первых, с непониманием сущности религиозного образования, его значения, возможностей, перспектив влияния на кругозор ребенка, его нравс

    - 35

твенность. Но это скорее не вина, а беда современного человека, выросшего на принципах атеистического гуманизма, в условиях фор мирования советского миропонимания, когда понятия "религии", "святости", "святого" стали архаичны. И вторая немаловажная при чина негативного отношения к преподаванию религоведческих предме тов возникает по причине отсутствия квалифицированных педагоги ческих кадров, людей, которые не только смогли бы умело организо вать процесс обучения, но и нести в себе "свет веры Христовой", способных осуществлять "педагогику любви", а не насилия, препод носить знания, опираясь на индивидуальные, психологические, воз растные особенности и стараясь не заглушить свободу выбора в че ловеке. Но несмотря на это, следует отметить рост количества воскресных школ, православных гимназий, христианских дошкольных учреждений, куда многие родители стремятся отдать своих детей. Таким образом, перед образованием встала задача сделать выбор вводить вероучительные предметы в курс обучения или нет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.