на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)
p>На современном этапе становления православной педагогики эта задача является одной из самых главных. Церковная жизнь возрожда ется, а вместе с ней и ее важнейшая часть - религиозное образова ние. Духовно-нравственное просвещение охватывает широкие слои об щества, в том числе и педагогические круги, научную и творческую интеллигенцию. Глубокая заинтересованность религиозным отмечается и со стороны государственных образовательных структур. Проблема находит свое решение в создании воскресных школ, православных

    - 52

гимназий, детских садов, курсов катехизации, начинает препода ваться Закон Божий на базе общеобразовательных школ. На практике идет создание методической литературы, наглядных пособий, приоб щение детей к литургической жизни через причастие, исповедь, мо литву, церковные песнопения.

    .
    - 53
    4. ЦЕЛОМУДРИЕ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Один из ключевых вопросов образования и воспитания на совре менном этапе - тема целомудрия. Проблема целомудрия широко обсуж дается в среде светских и православных педагогов, родителей, свя щенников. Развернувшаяся в средствах массовой информации пропа ганда разврата и насилия в самых неприглядных формах и необходи мость в данных условиях сделать свой нравственный выбор в интере сах не только психического и физического здоровья, полноценного развития личности, но и раскрытия творческого потенциала, внутрен него мира, не вызывает сомнения в важности затронутой темы. Обзор современной психолого - педагогической литературы по казывает сужение понимания термина "целомудрие". Само понятие практически вышло употребления, стало архаичным, о чем свидетель ствует отсутствие его трактовки в энциклопедических, этических, педагогических словарях. Зачастую понятие сводится к узкому опре делению сохранения телесной чистоты половых отношений до брака. Позволим себе сослаться на одну из книг советского периода "Воспитание старшеклассниц" Тимощенко Л. Н. Автор посвящает данной теме одну небольшую главу книги, которая так и называется "О цело мудрии", где он останавливается на следующем определении: цело мудрие - это воздержание от половой жизни, до того "пока чувства не окрепли, пока не созданы психофизиологическая, нравственная, да и материальная база для физической близости" [Тимощенко Л. Н. Вос питание старшеклассниц. Книга для учителя. - М. ,1989. - С. 181]. С таким подходом, безусловно, можно согласиться, но признать его односторонним и не вполне убедительным. Что касается современной литературы, то этот вопрос предпочитают обсуждать несколько в

    - 54

ином русле. Появляются книги и ряд программ по половому воспита нию, как например "Планирование семьи вчера, сегодня, завтра", которые ставят своей целью якобы внедрение "сексуального просве щения", а по сути дела под благовидным названием скрывается уза коненный разврат. Сведения о половой жизни и половом развитии, которые инициаторы подобных идей хотят включить в школьные прог раммы никак не повысят нравственный уровень молодежи. Скорее прои зойдет обратный процесс, на фоне такой модернизации морали исчез нут понятия добра и зла, приличного и неприличного, повредится естественная неиспорченность, стыдливость подростков ко всему, что связано с половым развитием. Для подтверждения сошлемся на пример американской педагогики, где пропаганда "полового воспита ния" привела к разрушению института семьи, увеличению абортов, снижению рождаемости, падению нравственной атмосферы в школе. Следует отметить, что в настоящее время усилиями здравомыслящих людей в стране начинается обратная пропаганда-пропаганда целомуд рия, сохранения девственности до брака. Отсюда необходимо заду маться над тем, зачем эту программу пытаются внедрить в нашем го сударстве.

Однако нельзя отбрасывать тот факт, что многие светские пе дагоги не принимают проектов типа "Половое воспитание" в духе планирования семьи, тянутся к чистоте и добродетели, но не всегда могут это обосновать, поскольку не находят достаточной опоры в жизни и художественной литературе. Поэтому возникает необходи мость дать представление о целомудрии: что это такое, почему оно жизненно необходимо для человека, семьи, общества. Такую возмож ность нам дает возврат к православным истокам нашей нравственнос ти.

    - 55

Вопрос о целомудрии молодежи, о сохранении нравственной чис тоты, скромности довольно серьезный и очень больной для нашего времени. Многие родители и учителя стараются обходить его молча нием, скорее всего по двум причинам, стараясь не вмешиваться в интимную жизнь молодежи и считая себя некомпетентными в решении этого трудного вопроса.

Если тема целомудрия так важна для современного общества, то, несомненно, что православная педагогическая традиция не обхо дит его стороной. Смысл христианской жизни - спасение бессмертной человеческой души, ее соединение с Богом, что возможно осущест вить, встав на " путь чистоты и добра". "Как невозможно холодному льду оставаться в сосуде с кипящей водой, так и человеку, пребы вающему во власти пороков, греха, отчаяния, духовной нищеты и не вежества невозможно соединиться с Богом [прот. Сергий Четвериков" Путь чистоты" (беседы священника с молодежью по вопросам пола М. : Изд-во Крутицкого Патриаршего подворья, 1996. - С. 3]. Хране ние душевной и телесной чистоты всегда считалось одной из важней ших христианских добродетелей.

Что же такое целомудрие? Какого человека можно назвать цело мудренным? Понятие "целомудрие" многогранно. Этимологический сло варь предлагает следующее объяснение этого термина: "целомудрие это полная мудрость, здравость, неповрежденность, нормальное сос тояние внутренней жизни человека, цельность и крепость личности" В переводе с церковно-славянского "целомудрие" означает целое, здоровое, неиспорченное мудрование, непорочность, девственность. В церковно-славянском и древнерусском языках слово "цел" значило "здоровый", "нравственно цельный", "благоразумный и добросердеч ный" [Краткий справочный церковно-славянский словарь]. Таким об

    - 56

разом, целомудрие - это сохранение неразрывной связи части нашей жизни с целым, здоровым. Ожегов целомудрие определял как девс твенность и как строгую нравственность и чистоту. Русская фило софская мысль, в частности В. В. Розанов, трактовал целомудрие как черту пола, особенность сердца, а не качество ума и характера, как уважение человека к своему телу, бережное отношение к нему. В. В. Розанов считал целомудрие необходимой чертой брака [Роза новВ. В. В мире неясного, нерешенного. - М. , 1995]. Владимир Со ловьев, разъясняя рассматриваемое понятие, писал: "Для человека как животного совершенно естественно неограниченное удовлетворе ние своей половой потребности посредством известного физического действия, но человек как существо нравственное находит это дейс твие противным своей высшей природе и стыдится его". Его позиция вероятно восходит к осознанию двухприродности человека, Соловьев признает под целомудрием приоритет нравственного над физическим [ТростниковВ. Н. Воспитание безнравственности. // Русский дом. 1998. - N3].

Православная педагогика предлагает свое понимание целомудрия и его значения как базиса для нравственного воспитания. Проведем историко-педагогический анализ, для чего сначала обратимся к апостольским писаниям и творениям святых отцов раннехристианского периода. В центре христианского понимания лежит богосотворен ность, богосозданность окружающего мира. Следовательно, наше фи зическое, телесное существо - создание Божие. В послании к Корин фянам апостол Павел пишет: "Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа" [1 Кор. 6, 19]. Человеческое тело устроено таким об разом, что является оболочкой для души. Душа определяет нравственное или безнравственное поведение человека. Посредством

    - 57

души человек соединяется с Богом, Духом Святым. Поэтому под цело мудрием подразумевается чистота от "плотской греховной сквер ны, состояние невинности, здравый смысл, здравый ум". Первоначаль но целомудрие отождествлялось с благоразумием [2. Мак. 4, 37; Де ян. 26, 25, 1; Пет. 4, 7], здравомыслием, здравомудрием, премудростью в жизни и слове [Феофан Говоров, еп. Толкование пастырских Посла ний святого апостола Павла. - С. 282, 488], позднее трактовалось как "противление сладострастию" [Василий Великий. Слово об отре чении от мира], "супружеская верность" у Исидора Пелусиота [Пись мо 266] и у Иоанна Златоустого [Беседа 3-я Послание к Евреям ], сохранение тела от скверны" у Афанасия Великого [Об определениях 2, 4].

Анализ разных изречений, взглядов, суждений по вопросу цело мудрия позволяет выделить широкий и узкий смысл термина "целомуд рия". Целомудрие в христианстве не ограничивается только физичес кой чистотой, но подразумевает духовно-нравственный рост челове ка.

В широком смысле значение "целомудрие" содержится в творени ях преподобного Иоанна Лествичника. Целомудрие, по его мнению, есть всеобъемлющее название всех добродетелей [Преподобного отца аввы Иоанна Лествица. - СПб, 1995]. То есть, целомудрие, переводя на обычный язык, представляет собой совокупность всех нравствен ных категорий, подразумевает умение управлять своими мыслями, сло вами, действиями. Преподобный Амвросий Оптинский, характеризуя целомудрие писал о нем как о способности "соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах" [прот. Четвериков С. Описание жизни блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия.... - С. 217]. Целомудрие

    - 58

требует от человека самоотверженной жизни, со всесторонним попра нием эгоизма, самоугодия", - добавляет епископ Феофан [еп. Феофан Говоров. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. С. 117]. В этом смысле целомудрие синонимично термину "совершенс тво".

"Будьте совершенны, как и Отец Ваш Небесный совершенен есть"- один из ведущих принципов православной педагогики. Цело мудренный человек - есть та цель воспитания, которую видит перед собой православный педагог. Можно провести аналогию между цело мудренным человеком и всесторонне (разносторонне) развитой гармо нической личностью. Хотя это параллельные, но не тождественные понятия. Понятие цельного, обладающего полной мудростью человека, в христианской педагогике несколько иное. Это не разрозненное развитие разных сторон личности или тем более всех.

    Cовершенный, целомудренный человек с точки зрения правос

лавной педагогики предполагает особое внутреннее устроение, где силы души в иерархическом порядке подчинены, обеспечивают, подчи нены, дополняют друг друга. Приоритет в человеческом устроении принадлежит духовности "как основе человеческого существа" [Зень ковский В. В. (протопресвит) Проблемы воспитания в свете христиан ской антропологии. - М. : изд-во Свято-Владимирского аббатства, 1993. - С. 150]. Духовность - это стремление человека к Богу, стремление сообразовать свою жизнь с волей Божией, "очищение сердца, аскетическая работа над собой" [С. 30].

Существует мнение, что православие призывает к гармоническо му развитию личности. Но здесь "гармония - это пропорциональ ность, безупречное расположение частей в пространстве. Гармония возможна только в союзе с Богом. Принцип гармонического развития и

    - 59

устроения в Православии требует доверия к Богу, к его промыслу, молитвенного диалога с ним [Сурова Л. В. Православная школа сегод ня Книга для учащихся и учащих. - М. ,1996. - С. 36-37].

Целомудрие в каждом человеке проявляется в разной степени. Что касается степеней целомудрия, понимаемого в широком смысле как всеобъемлющего названия всех добродетелей, то описания их Святые Отцы не дают. Человек не должен, по их мнению, знать о своем духовном росте, так как это может повредить духовной жизни, и тем более повредить "охранительнице добродетелей" - смирению. Смирение- необходимое условие целомудрия. Само это понятие озна чает внутреннее самоограничение, умение отсекать свою волю. Это не раболепие. Смиренный человек - это тот, который перед собой всегда видит Бога. "Смирение - это не забитость. Смириться - это не значит отказаться от всей полноты даров, талантов, которые дал Бог. Настоящее смирение - это мир с Богом и людьми, гармония, пре ображение всех человеческих не для горделивого самоутверждения, а для служения ко спасению ближнего, а значит и для себя" [Церковь, дети, и современный мир. - СПб: изд-во Новый город, 1997. С. 57-58]. Целомудрие невозможно без любви, милосердия, терпения. Опора целомудрия - пост, молитва, воздержание.

В узком смысле слова целомудрие рассматривается святыми От цами как добродетель, духовно-нравственное качество, противопо ложное разврату. И если в первом случае в качестве синонима поня тию "целомудрия" мы брали "совершенство", то во втором близким по значению будет "чистота". Подобная трактовка целомудрия довольно часто встречается в творчестве святых Отцов - Иоанна Лествичника, Иоанна Златоустого, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, Симеона Нового Богослова. Последний пишет, что

    - 60

"обыкновенно добродетель целомудрия противопоставляется плотской и распутной жизни" [Симеон Новый Богослов, прп. Слово 48// Слова. Вып. 1. - С. 436-437]. И тогда мы можем говорить о чистоте души и тела. Преподобный Ефрем Сирин отмечает, что "истинно целомудр тот, кто не только все тело хранит от блуда, но когда каждый те лесный член (например глаза, язык) соблюдает целомудрие и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями. " "В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма. " Чистота гнушается роскошью, негою, изысканным уб ранством одежд. Чистота - ненавистница дорогих яств, бегающая пь янства. Чистота порабощает плоть, проникает взором в небесное. Чистота - родоначальница любви.... [Ефрем Сирин, прп. Творения. Ч. 1. - С. 132].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.