на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)
p>Мы раскрыли один из возможных, но не единственный путь обра зования. Выдвигая первый путь как более совершенный, Иоанн Злато устый не отвергает классического образования. "И пусть никто не думает, будто я узаконяю, чтобы дети оставались невеждами; нет, если кто поручится на счет самого необходимого, я не стану пре пятствовать, чтобы у них было в избытке и это искусство. " Второй путь образования не исключал использование светских наук в про цессе обучения. Христианский ребенок мог получить образование в языческой школе, в специально организованной христианской школе, включавший светский элемент образования. Одной из форм обучения было получение знаний по одному от наемного учителя. Однако изу чение наук: риторики, философии, истории, словесности не было са моцелью, оно носило прикладной характер и служило подготовитель

    - 44

ным этапом к более совершенному занятию - "любомудрию". Этот путь образования предполагал ознакомление с классическими образцами языческой культуры, отбор предметов и их содержания осуществлялся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Главным в обу чении был принцип - не повредить духовно-нравственному развитию ребенка.

Обладая свободой выбора, христианские родители могли отдать предпочтение тому или иному способу образования. Как правило, вы бор делался, исходя из условий общественного положения, семейных традиций, нравственных устоев.

Несмотря на специфику двух вышеизложенных путей образования, Иоанн Златоустый, давая характеристику каждому из них, неоднок ратно акцентирует внимание на том общем, что их объединяло. Это общее - приоритет религиозного в образовании. Если первый способ образования полностью отвергает светское внешнее знание, второй, признавая, не считает его самодавлеющим. "Есть только одно важное дело в воспитании ребенка, - пишет Иоанн Златоустый - образовать его душу". Подлинность образования, на его взгляд, "есть не что иное как страх Божий". Православная педагогика под словом образо вание понимает не просто приобретение суммы внешних знаний, а прежде всего соединение человека с Богом, восстановление образа Божия в человеке. Святитель Иоанн, рассматривая проблему соотно шения религиозного и светского в образовании, считал религиозное необходимой основой для подлинного целостного понимания окружаю щего мира. Где и каким образом осуществляется религиозное образо вание, что подразумевается под этим термином? Получить религиоз ное образование христианский ребенок мог в условиях церкви, семьи, монастыря, школы. Оно включало в себя основы христианской

    - 45

жизни, основы молитвы, правила поведения в храме, общение между христианами внутри семьи и вовне, с одной стороны, начало церков ного пения, языка богослужений, Библейскую историю, Закон Божий, с другой.

Начинать религиозное образование Иоанн Златоустый предлагает с самых первых лет жизни ребенка. Это объясняется тем, что в ран нем возрасте детская душа открыта для сферы духовности, ребенок более восприимчив и чувствителен к духовному. Первые ростки обра зования ребенку предоставляет храм, сначала в таинствах крещения, миропомазания, причащения. "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" [Мк. 10, 14], говорит Евангельская педагогика. Святитель Иоанн также указыва ет на долг родителей приводить детей в церковь [Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста. - Т. 1. - С-Петер бург. Издание С-П Духовной Академии, 1898. - С. 593]. Лучший спо соб образования детей показал им на примере Анны, матери пророка Самуила. Первое, что она предприняла в образовании сына - принес ла его в храм. Таинства церкви способствовали духовному образова нию ребенка, соединению его с Богом.

К факторам духовного возрастания Иоанн Златоустый относит еще и молитву, пост, духовное чтение. Вместе с началом молитвы необходимо учить ребенка крестному знамению. Святитель дает такое наставление матерям: "Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение прежде, чем они сами в состоянии будут делать это; напечатлевайте это знамение на челе их вашими собс твенными руками". Когда дети подрастут, их знакомят с духовной литературой - священным Писанием, творениями Святых Отцов.

    Таким образом, религиозное образование было фундаментом, на
    - 46

котором закладывалась "добрая нравственность", скромность нравов и "строгость доблестной жизни". Светское образование давало зна ние "земное", подготавливающее к земной жизни - несению гражданс кого и общественного долга. Оно обладало ограниченными возможнос тями и не могло способствовать очищению души. По большей части светское образование во времена Иоанна Златоустого служило для устройства собственного благополучия, карьеры и положения в об ществе. Само по себе знание не было плохим. Другое дело - как и для чего оно использовалось. "Когда учите их не другому чему как основанию всех пороков, вселяя в них две самые сильные страсти, то есть корыстолюбие, и еще более прочную страсть - суетное тщес лавие" [Полное собрание творений Св. Иоанна Златоустого. - Т. 1. Кн. 1. - С. 357].

Такое светское образование святитель Иоанн считал неприемле мым для православной педагогики, так как оно противоречило хрис тианской нравственности, "извращало все доброе, делало душу бесп лодною и неспособною ни к чему доброму", оно никоим образом не способствовало цели православной педагогики - спасению души, "ибо ничто нечистое не войдет в Царствие Божие". "Любящие славу, пос тятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы" [Матф. VI, 1]. "Какая польза, - говорит святитель, - по сылать детей к учителям, где они научатся прежде красноречия по рокам, и, желая приобресть менее важное, потеряют важнейшее - си лу души и все доброе настроение". "Старайся не о том, чтобы обра зовать из твоего сына искуснаго оратора, но воспитывать его в христианской премудрости". Итак, святитель оставляет преимущество за религиозным образованием. Однако, не будучи противником школь ного образования - "училищ", он признает возможным и даже необхо

    - 47

димым взять из языческой светской науки то лучшее, что в ней есть и что "не разрушит здание добродетели и не заглушит живой души", а послужит во славу Божию.

Следует кратко остановиться на такой форме образования, как монастырь. Уже в раннехристианский период Отцы Церкви и, в част ности, Иоанн Златоустый, отмечают его совершенство по сравнению с другими формами образования. История монашества демонстрирует его неоспоримую роль в духовно-нравственном просвещении человечества. Евангельская педагогика говорит о нем "Вы - соль земли", "Вы свет мира", "Так да светит свет ваш перед людьми" [Еванг. от Мат фея, гл. V], указывая цель монашеского жития - служение Богу и людям.

"Свет монахов - суть ангелы, а свет для всех человеков - мо нашеское житие" [Лествица 26, 31, Иоанн Лествичник. - С. 71]. "Мир не может не признать заслуг монашеских, как не может взяться за их делание и приемы душевного воспитания". "Иночество - это венец христианского общества, его присутствия в современной жизни требует самый ее культурный идеал" - замечал немецкий про фессор Маус.

"Надо признать, - говорит Зольтау, - какое великое дело было совершено в мире и для мира этими аскетами, отрекшимися от мира". "Можно только восхвалять христианское монашество, - говорит другой историк, - за его выдающиеся заслуги перед человечеством и за то специфически христианское начало, которое выработало из не го столь могущественный исторический фактор" [Епископ Варнава Бе ляев. Основы искусства святости. - Т. II. - 1995. - С. 133].

Делая обзор творений Иоанна Златоустого, мы можем сказать, что он ставит монастырь в ряду ведущих факторов духовного образо

    - 48

вания ребенка. Система образования такого типа имела специфичес кий характер. Здесь наиболее важным было формирование целостной личности ребенка, а не просто передача внешних знаний. Последние же приобретались в процессе общения с учителем или с помощью спе циально организованных занятий и носили второстепенный характер. Можно привести для подтверждения следующий пример: ".... юноша имел при себе воспитателя, у которого было только одно дело - образо вать его душу. (Монах-преподаватель) постарался сохранить в нем расположение к любомудрию, но предложил ему (первоначально) жить в городе и заниматься науками. Дом (юноши) устроен был точно как монастырь, не заключая в себе ничего, кроме необходимого. Время у него все употреблялось на чтение священных книг; быстро усвояя науки, он внешнему чтению уделял малую часть дня, а все остальное время занимался непрестанными молитвами и божественными книга ми.... И (все) прочее делалось у него в точности как у монахов, и постоянно прославлял он Бога, даровавшего ему легкие крылья любо мудрия [Св. Иоанн Златоустый. Полное собрание творений. - Т. 1. Кн. 1. К враждующим против монашеской жизни, слово III. - С. 105]. Отмечая ценность монастырской формы образования, мы можем сказать, что она в полной мере реализовывала назначение педагоги ки, известное с древнейших времен как "детоводительство". Учи тель-монах постоянно находился с учениками, он вел его по дороге "любомудрия" к усовершенствованию, к познанию Бога через личный пример, через сообщение знаний, через таинства молитвы, покаяния, причастия. Монастырская форма образования формировала личность, в которой органично сочетались вера и знания, что неоднократно от мечает святитель Иоанн; признавая огромную воспитательно-образо вательную роль такого способа жизнедеятельности как монашество:

    - 49

"Так не будем же и мы прежде времени отклонять сыновей от пустын нической жизни, но предоставим урокам укрепиться в них и семенами (благочестия) укрепиться; не будем беспокоиться и скорбеть, хотя бы должно было им воспитываться в монастыре, десять или двадцать лет, потому что, чем кто более станет упражняться в школе, тем более приобретет силы. Усовершенствовавшись сын будет для всех приобретением, и для отца и матери, и для дома и города, и для общества.... Они сделаются крепкими и способными приносить пользу другим; тогда только будем выводить их оттуда, чтобы они были светом для всех, чтобы светильник стоял на свещнике. Тогда вы увидите, каких детей отцы вы, и каких-те, кого вы считаете счаст ливыми; тогда вы узнаете пользу любомудрия, когда (дети ваши) станут врачевать людей, страдающих неизлечимыми болезнями, когда будут прославляться, как общие благодетели, покровители и спаси тели, когда будут жить с людьми как ангелы, обращая на себя взоры всех.... " [Полное собрание творений Св. Иоанна Златоустого. К враждующим против монашеской жизни, слово III. - С. 117]. Монас тырская школа давала совершенное знание: "Если величайшая сила состоит в том, чтобы быть в состоянии мстить оскорбившим, то го раздо выше ее - достигнуть такого состояния жизни, в котором ник то, хотя бы и захотел, не может оскорбить нас" [Иоанн Златоуст, свт. К враждующим против монашеской жизни. - Т. 1. - 1898. С. 70].

Так, монастырская форма образования в трактовке святителя Иоанна Златоустого представляла лучший вариант соотношения светс кого и религиозного, выражаемый в единстве веры и знания.

Взгляды Иоанна Златоустого на проблему соотношения духовного и светского в образовании нашли свое отражение в традициях русс

    - 50

кой православной педагогики. Московская Русь, став наследницей Византийской цивилизации оказалась под влиянием греко-византийс кого образца устройства школьного дела. Признав первичность ду ховного по отношению к книжному учению, русская православная пе дагогика отвела ведущее место религиозному в образовании. Ярко выраженный религиозный характер содержания образования повлиял на пути обучения ребенка в семье, церкви, школе. Для обучения детей пользовались азбуками, букварями, псалтирями и часовниками, а в более старшем возрасте предлагались для изучения и переписывания творения святых отцов - Иоанна Златоустого, Иоанна Лествичника, Василия Великого. Обучение посредством богослужебной литературы было одним из способов получения образования. Второй способ, от меченный Епифанием Московским, иноком Троице-Сергиевого Монастыря, одним из родоначальников русской педагогики показан на примере жития Сергия Радонежского, когда тот, будучи юным отроком, кото рому трудно давалось книжное знание, получает последнее через бо жественное откровение.

Дальнейшая история российского государства, начиная с конца восемнадцатого века развивается под влиянием западноевропейской культуры и просвещения. Они-то и принесли на русскую почву секу ляризованное внецерковное мировоззрение, что привело к построению школы светского характера. Влияние западноевропейской школы дест руктивно отразилось на содержании образования. Святоотеческая ли тература остается предметом изучения лишь в церковных учебных за ведениях. Так, "была прервана многовековая традиция "учения книж ного" - умения в его высшем проявлении - вести диалог с Богом" [В. М. Кларин, В. М. Петров. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX в. - М. ,1996. - С. 63].

    - 51

Однако интерес к проблеме соотношения светского и религиоз ного не угас и получил свое развитие в девятнадцатом-двадцатом столетии в трудах ряда русских религиозных мыслителей: И. В. Кире евского, А. С. Хомякова, В. С. Соловьева, Ю. В. Самарина, В. В. Зеньковс кого, Г. В. Фроловского. Их целью было - возродить опыт византийс кой православной Церкви, найти путь оптимального соединения веры и знания.

Таким образом, проследив за развитием вопроса о соотношении светского и религиозного в образовании, начиная с раннехристианс кого периода и по девятнадцатый - начало двадцатого века, можно сделать следующее заключение: данная проблема в разные историчес кие этапы решалась по-разному, предпочтение отдавалось то одному, то другому. Но в русле православной педагогики предпочтение отда валось религиозному образованию. Иоанн Златоустый, равно как и другие Отцы Церкви, выделил два пути образования: непосредственно от Бога, через откровение и путем обучения в "христианских учили щах". Оба способа были объединены одной идеей - гармонического сочетания веры и знания, божественного и рационального. Проблема соотношения светского и религиозного находит свое решение в единстве содержания религиозного и светского.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.