на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)
p>Если говорить о браке, то святитель отмечает, что "сохране ние целомудрия легко для человека женатого, как пользующегося ве ликой утехой" [Т. 1. - Кн. 1. - С. 110]. Брак - это совмещение физи ческого и духовного, его цель - "единство двух существ, их внут реннее срастание в процессе взаимообусловленного внутреннего рос та, духовное единосущее при сохранении личной самобытности" [прот. Б. Николаев Нравственные основы семьи в свете Священного Пи сания и учения Святой Православной церкви // К свету. - 1993. N9, 10].

Признаки целомудрия могут быть внешними и внутренними. Внут ренние - соблюдение в чистоте ума, сердца, молитва (хотя она мо жет быть и внешней). "Возлюбил ли кто девство, или ревностно чтит брачное целомудрие - легко и удобно может совершить путь благо честивой добродетельной жизни, если примет в руководительницы мо литву" [свт. Иоанн Златоуст. О молитвах// Творения. - Т. 2. С. 850]. Кроме того, внутренние признаки целомудрия - это умение направлять свою волю в нужное русло, "целомудрие - плод борьбы и подвига" [свт. Иоанн Златоуст. О посте // Творения. - Т. 11. С. 932]. Внешние признаки - ограничение или, точнее, воздержание в пище, пост, поведение, одежда. Иоанн Златоуст к признакам цело мудрия относит и непозволение воззрения на лица другого пола, ес ли конечно оно делается орудием греха. В резкой форме он обличает посещения театров, считая подобного рода занятие недостойным христиан. "Развращаясь на театральных зрелищах, - говорит святи тель, - муж, придя домой, не будет ценить целомудренной жены, подруги своей жизни, будучи очарован, пленен чужим обольститель ным лицом, виданным на сцене, и на всей блестящей обстановке те атра.... Слова о целомудрии и чистоте он будет слышать с неудо

    - 70

вольствием"[Беседа 3-я о Давиде и Сауле // Творения. - Т. 4. С. 856-857].

Таким образом, Иоанн Златоуст разделял два значения целомуд рия: как совершенство, святость, свободу от любого порока, прио ритет духовного над чувственным, целостность, здравый ум, непов режденность души, единство, духовную устроенность внутреннего че ловека, и как чистоту, то есть добродетель, противоположную разв рату. Святитель рассмотрел "целомудрие" с трех позиций: первое: "чистое и нерастленное тело", второе - нравственная добродетель, третье - духовное совершенство. Знание психологических особеннос тей юношеского возраста позволило ему дать своего рода методичес кие рекомендации родителям по воспитанию целомудрия у детей. В обязанности родителей-христиан входят: организация бесед о необ ходимости физической и нравственной чистоты как основы брака, о целях брака - объединении двух личностей, ради избежания блуда и конечной цели христианской жизни - спасения; рождения и воспита ния детей; ограждение ребенка от низкопотребной литературы, музы ки, зрелищ, наблюдение за кругом общения детей, создание целомуд ренной атмосфере в семье, формирование представления о нравствен ном идеале на примере жизнеописаний Спасителя, Богородицы, свя тых.

На основе вышеизложенного можно сказать, что святоотеческая педагогика, в частности творения Иоанна Златоустого, дают полное представление о целомудрии. Различные позиции, с которых святи тель рассматривает целомудрие в конечном итоге, фокусируются на христианском понимании о душевно-телесной природе человека, на приоритете потребностей души над потребностями тела. Отсюда выте кает суть главной задачи родителей - научить детей одерживать по

    - 71

беду над низменным и безнравственным, формировать уважение к сво ему телу, как к личному, индивидуальному, способствовать осозна нию детьми необходимости целомудрия как условия связи с целым, с Богом. Таким образом, освоение трудов Иоанна Златоустого и других отцов Церкви по данной теме - хороший базис для создания программ по нравственно-половому воспитанию в сфере светского и православ ного образования.

    .
    - 72
    5. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ.

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей православного педагога, начнем с того, что попытаемся дать определение поня тию- "учитель". Из курса истории педагогики известно, что снача ла существовало понятие "воспитатель" от основы слова питать, его синоним- кормить, откуда произошло - вскармливание. Таким обра зом, воспитателем назывался человек, который занимался воспитани ем кого-либо, отвечал за условия жизни и развития личности ребен ка. Чаще всего это были люди опытные и уважаемые, в их обязанности входили забота о духовно-нравственном становлении личности, под готовка детей к условиям жизни.

Слово "учитель" появилось позже, когда знание и необходи мость его передачи стали одной из ценностей общества. В словаре В. И. Даля мы встречаем следующее определение: учитель-наставник, преподаватель, обучатель. Аналогичное определение и у Ожегова: учитель- лицо, которое обучает чему-либо, преподаватель, человек, который учит чему-либо.

Известно, что на разных этапах развития общества задачи об разования менялись. Упор делался то на воспитание, то на обуче ние. Но большинство педагогов придерживались мнения рассматривать учителя как воспитателя. Педагогическая энциклопедия дает следую щую характеристику учителю. Это специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися, он передает общественный опыт новым поколениям, подготавливает к жизни и трудовой деятельности. Современные педагоги также стараются не разграничивать понятия "учитель, наставник, воспитатель". Учитель- это человек, который не только передает знания, но и воспитывает, его главная функция,

    - 73

как отмечает В. А. Сластенин, - "сотворение личности", утверждение "человека в человеке".

Как и любая другая, православная педагогика берет свое нача ло с учителя. Само понятие "учитель" в христианском понимании имеет широкое значение. Существует несколько ступеней учительст ва. Святитель Иоанн Златоуст выделяет следующие: первая - это творение и совесть; познавая творения и прислушиваясь к внутрен нему голосу совести, ребенок приобретает первые знания о мире, о себе, об окружающих людях. "От начала, - свидетельствует святи тель Иоанн, - были эти два учителя - творение и совесть, и оба они, не произнося слов, учили людей безмолвно. Творение возбужда ет удивление к ея Создателю, а совесть, путем внутреннего внуше ния, научает всему, что должно делать". Вторая ступень - это ро дители"учитель, уже не безмолвный, как первые, но такой, который действует на душу словом, увещеванием и советом. Это - родной отец каждого. Для того Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели. Не одно рождение делает отцом, но и хорошее образование, и не ношение во чреве де лает матерью, но доброе воспитание" [Святитель Иоанн Златоустый, Т. 2 Беседы на книгу Бытия, 1993. - С. 791]. И, наконец, третья группа учителей - один из видов духовной власти в Церкви "стар цы", домашние и школьные христианские учителя [Т. 3. - С. 78; Т. 4. - С. 832; Т. 5. - С. 810]. Такое объединение пастырей церкви - свя щеннослужителей, старцев-монахов и христианских учителей, обучав ших детей на дому и в школе не случайно. Следует отметить, что в период становления христианской педагогики и во время написания работ Иоанном Златоустым обучение и воспитание детей являлось преимущественно сферой деятельности священников и монахов.

    - 74

В данном параграфе наш непосредственный интерес будет предс тавлять третья группа учителей, когда учительство приобретает бо лее профессиональный характер. Обратимся к истокам православного учительства.

Понятия "учитель", "ученик" мы встречаем еще в Евангелии и Апостольских писаниях, прочтение которых делает очевидным следую щий факт: образец учительской деятельности был дан в образе Иису са Христа - Бога и человека, пришедшего в мир для спасения людей через добровольное страдание на кресте. Именно он является истин ным Педагогом, утверждает в своей работе "Педагог" один из учите лей Древней Церкви св. Климент Александрийский. Справедливость этого положения подтверждают и творения святителя Иоанна Златоус того "Беседы на книгу Бытия" и "Толкование на Евангелие от Иоанна Богослова". "Бог, - пишет святитель, - от начала промышлял о нашем роде, как научал полезному, когда не было письмен и не дано было Писания.... [Т. 2 Беседы на Книгу Бытия, с. 779]. Евангелие повест вует о пришествии Бога на землю, где он продолжил свое обучение, суть которого заключалась в передаче нового знания - откровения о Царствии Небесном. Впоследствии его восприемниками стали апостолы и ученики, посвятившие жизнь проповеди Евангелия и распростране нию христианской веры, в соответствии со словами Спасителя ".... идите, научите все народы учению Моему, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, поучайте их соблюдать все, что я заповедал вам" [Евангелие от Матфея гл. 28 16-20, от Марка гл. 16 15-16]. Таким образом, Бог является первым и главным учителем. Пыта ясь дать определение качествам Бога, богословы, Отцы Церкви, христианские писатели останавливаются на одном ведущем: Бог есть любовь. Следовательно и православного педагога должны харак

    - 75

теризовать любовь, самопожертвование, самоотречение ради своей профессии и детей, которых он обучает.

Главный принцип, на котором строится педагогическая деятель ность православного учителя, заключается в искусстве сперва спус титься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его, cчитает Иоанн Златоустый. К этому способу прибегал и сам Учи тель- Иисус Христос, который снизошел до человечества, чтобы возвести его до Божества. Он снисходил и до своих учеников-апос толов, вплоть до омовения ног. Даже свое Божество Иисус Христос раскрыл не сразу, но был сначала признан только пророком или свя тым человеком, а потом словом и делом явил то, чем Он был. "Смот ри, - пишет святитель, - как Христос всегда раскрывал не все вдруг, но сначала ставил своего слушателя в затруднение, чтобы он сам доискивался смысла сказанного и затем, не умея помочь себе, тщетно напрягая свой разум, он с гораздо большим рвением принимал искомое, когда оно раскрывалось ему, и тем более возбуждался к внимательному слушанию" [Творения св. Иоанна Златоустого. - Т. 4. С. 2]. Аналогичным образом поступали и апостолы, когда после появ ления Христа постепенно подходили к проповеди о самых высоких предметах.

Учитель как бы живет в ученике, старается прочувствовать его душу, подвести его к знанию, осторожно, ненавязчиво раскрыть его творческий потенциал. Педагог спускается до уровня питомцев, что бы поднять их до своего уровня. Понимая мир ребенка, он помогает ребенку подойти к истине, к догадке, к открытию. "Наставники не все говорят так, как хотели бы сами, но как требует состояние не мощных" [Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Бо гослова М, Из-во Моск. Патриархата, 1993. - С. 194]. В этом нап

    - 76

равлении немаловажную роль играет умение учителя вести сократи ческую беседу. Учитель заставляет учеников "рождать собственную мысль". Сам Иоанн Златоуст, как отмечает один из современных пе дагогов, владел в совершенстве сократической беседой Л. В. Сурова пишет: "Все его толкования на Евангелие - это живые сократические уроки. Он сам себе задает вопросы, но эти вопросы как бы "сняты с языка" слушателей, подслушаны у них. Он их просто опережает. Он сам - первый спрашивающий, за ним в действие втягиваются все при сутствующие" [Сурова Л. В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. - М. 1996. - С. 43]. Суть эвристического метода как нельзя лучше отражается в словах священника Александра Ельча нинова: "В эвристическом методе Сократа поразительны смирение и кротость. Вместо того, чтобы сразить собеседника-оппонента одним резким ударом - терпение матери, ведущей ребенка, подымающей его много раз и опять направляющей.... Сократ по душевному своему складу православен; одна из существенных черт православия - "оза ренные благодатью сердца в глиняных сосудах" [2 Кор. 4, 7]. То же пленяет и у Сократа" [Свящ. Александр Ельчанинов. Записи. М. ,1992. - с. 101].

В непосредственной связи с основополагающим принципом "сперва снисходить, а потом возвышать" находится цепочка следую щих принципов: любви- умения видеть в каждом ребенке образ и по добие Бога, ненасилия - стремление не навредить детской душе, своевременности, суть которого - cообщать знание тогда, когда ре бенок готов его воспринять, ответственности, смирения, меры. Пос ледние три принципа святитель Иоанн описывает в слове третьем "К верующему отцу", характеризуя деятельность христианского педаго га. Принцип ответственности заключается в "заботе не о маловаж

    - 77

ном", в беспокойстве за бессмертную душу ребенка. Принцип смире ния. Смирение - одна из главных христианских добродетелей: смире ние педагога - это осознание себя как проводника воли Божией. Учитель - соработник Бога, "призывающий Бога в посредники" между собой и учеником. И, наконец, принцип меры. Учитель не сразу со общает совершенное знание, но предлагает "заниматься науками, приносить пользу сверстникам. Педагог старается не "потрясти ростки любомудрия, еще нежные, только насаженные, но ожидает, по ка они укоренятся" [Свт. Иоанн, Т. 1 кн. 1 К верующему отцу, сл. 3, 1898. - С. 105].

В ведении учителя находится обучение и воспитание детей. Обучение занимает важную роль в их воспитании. Апостол Павел в послании к Титу [Гл. 2 11-12] пишет такие знаменательные слова: "Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, науча ющая". Подчеркнем это слово "научающая", означающее, что вера должна сопровождаться объяснениями и учением. Дети должны знать о Боге, о великом даре спасения. Поэтому высвечивается следующая функция православного педагога- подготовка ребенка к жизни вечной и весь смысл педагогической деятельности видится в том, чтобы указывать путь ученику, вести его ко Христу- единственному и лю бящему Учителю. Это и есть для православия истинная педагогика детоводительство, общий путь учителя и ученика. "Достоинство учи теля, - говорит святитель Иоанн, - не в том, чтобы приобрести честь и славу от учеников, но вести их ко спасению" [Свт. Иоанн Златоуст, Т. 11. - C. 64].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.