на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)
p>Процесс усвоения знания организуется так, что учение предла гается "не все вдруг и за один раз, а по частям: от рассмотрения одного творения к другому. Причем творение рассматривается не обособленно, а во взаимосвязи с другими. Христианская педагогика признает ключевым приобретение знаний о мире, как о живом целост ном творении Бога, а не как о сумме отдельны разрозненных знаний о природе и обществе. В организации процесса обучения соблюдается систематичность и целенаправленность: "учение закрепляется в душе непрестанным повторением", любое явление, предмет рассматриваются как отражение божественного промысла, как элемент целого или "системы с множеством зримых и незримых связей".

"Творение, - пишет святитель, - поражая зрителя видом (сво им) возбуждает в созерцателе вселенной удивление к ея Создателю" [свт. Иоанн Златоустый. Творения. - Т. 2. - Пять слов об Анне. С. 78]. В толковании на Книгу Бытия Иоанн Златоуст использует тер мин "домостроительство". Поэтому лучший способ познания Бога и следовательно процесса обучения в рамках которого это познание осуществляется, человек находит "не в созерцании мира и человека в отдельности, а в созерцании всего домостроительство Божьего, всех тварей, как видимых, так и невидимых, как одушевленных, так и неодушевленных; когда он представляет всю вселенную в совокуп ности, со всеми ее законами, со всеми делами последних на земле, от конца до начала мироздания"[Св. Василий Великий. Творения. Ч. 2. - Толкование на прор. Исаию 5, 12. - М. , 1891. - С. 175.

    - 20

Взято из Основы искусства святости еп. Варнава Беляев, 1995. Т. 1. - С. 51].

"От начала были два учителя - творение и совесть, и оба они, не произнося слов, учили людей безмолвно" - говорит святи тель Иоанн. Совесть, как мы уже излагали ранее, участвуя в про цессе познания, является основой общечеловеческой нравственности. Человеческая душа имеет перед собой определенные нравственные требования, которые определяют поведение личности. Совесть учит делать нравственный выбор: как должно и как не должно поступать. "Совесть путем внутреннего внушения научает всему, что должно де лать, силу ея и решение суда (ея) мы узнаем по состоянию лица. Когда внутренне обличает она в грехе, то покрывает внешний вид смущением и большим унынием. Она делает нас бледными и робкими, когда уличаемся в чем-либо постыдном, и хотя голоса (совести мы не слышим), однако по внешнему виду замечаем внутреннее негодова ние (ея)" [свт. Иоанн Златоуст. Творения. - Т. 2. - Пять слов об Анне. - С. 781].

Святитель выделил отдельно эти два способа обучения. С них, по мнению Иоанна Златоустого начинается процесс обучения. Взаимо действуя с творением и совестью, человек приобретает знание, не обходимое ему для достижения цели, которую православная педагоги ка обозначает как спасение души.

Полученное "теоретическое" знание не остается "мертвой бук вой", а переходит в жизненную практику. Человек не стоит на одном месте, он стремится к завершению, развивается, духовно возраста ет, созидает себя для Царства Божия. "С истинными догматами сое дините великое попечение о жизни", - говорит Иоанн Златоуст. Поз навая, человек поучается, а поучаясь делает, так как "вера без

    - 21

дела мертва есть" [Иак, II, 26]. С практической точки зрения это делание заключается в исполнении обязанностей перед Богом, людьми и в отношении самого себя. Эти обязанности являются соблюдением данных Богом законов христианской нравственности.

Следуя разумному порядку вещей от творения и совести, святи тель переходит к рассмотрению процесса обучения, где в системе учитель-ученик появляется личность человека. Сначала в этой сис теме ведущую роль играют родитель ребенка, затем наставники. "Кроме этих двух (творения и совести), - отмечает Иоанн Златоуст, - промыслом Божием нам дан еще и третий учитель, уже не безмолв ный, как первые, но такой, который действует на нашу душу словом, увещанием, советом. Кто же он? Это - родной отец каждого. Для то го Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели"[свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Ан не. - С. 781].

Процесс обучения, где во взаимодействии с ребенком включают ся родители и учителя, происходит по тем же принципам: доступнос ти, систематичности, прочности, связи теории с практикой.

Содержание обучения преломляется через христианское понима ние реальности божественного присутствия в окружающих предметах, явлениях, событиях действительности. В процессе обучения детям передается знание, осуществляется воспитание, находящее практи ческое применение в жизни. Знание включает два компонента - зна ние об этой жизни и знание о вечной жизни. Данные компоненты су ществуют не разрозненно, а гармонично сочетаются следуя иерархи ческому расположению: знание практической жизни является частью знания о вечной жизни, то есть духовное превалирует над физичес ким. С другой стороны, имея сходство с предыдущими способами обу

    - 22

чения, настоящий в ряде черт специфичен, что проявляется в увели чении объема содержания, его качественно новом уровне, особен ностях используемых методов и средств. Только путем личностного взаимодействия ребенка со взрослым прививается знание о Церкви и ее таинствах, происходит ознакомление с Божественным Писанием. Божественное Писание может также влиять на процесс обучения, который может и не направляться личностью родителя или педагога. Такой процесс обучения можно трактовать по-разному: как самообу чение и как богообучение. Ошибки в этом не будет при учете того, что христианском понимании все процессы, происходящие в мире, происходят под влиянием божественного разума.

Таким образом, анализ философско-педагогических взглядов святителя Иоанна на процесс познания и процесс обучения позволяет сделать следующие выводы: обнаруживается четкая линия взаимосвязи двух процессов - процесса познания и процесса обучения, их осоз нанный характер, ясно поставленная цельспасение души для жизни вечной. Единство цели определяет сходство в содержании процесса обучения и процесса познания. В оценке данных процессов святитель опирается на христианское учение, заложенное в основы для постро ения процесса познания и обучения предлагает оптимальные методы, средств, формы работы.

    .
    - 23
    2. ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЦЕЛОСТНОГО
    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
    Понятие "процесс" происходит от латинского слова "процес

сус", означающего "движение вперед", "изменение". Педагогический процесс подразумевает взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на достижение поставленной цели. Как правило эта цель связана с потребностями общества. Зачастую в качестве цели выдвигается формирование всесторонне и гармонически развитой лич ности. Но, как видно их истории воспитания и обучения, на разных этапах социального развития в это понятие вкладывался совем нео динаковый смысл. Православная педагогика опирается на христианс кое учение о вечной жизни, цель жизни и цель воспитания сливаются в одну - спасение души. Специфика цели определяет особенность построения и протекания педагогического процесса.

Педагогический процесс в рамках православной педагогики мож но представить как совместный путь учителя и ученика к Богу. Та ким образом, в структуру педагогического процесса включается еще один компонент. Если в светской педагогике взаимодействие проис ходит в системе учитель-ученик или воспитатель-воспитуемый, то в православной - учитель руководствуется Евангельским законом: "Без Меня не можете творить ничесоже".

Отсюда вырисовывается следующая схема Бог - учитель - уче ник. Следовательно, педагогическая деятельность невозможна без стремления сообразовать ее с волей Божией.

Мир, человек, его отношения с людьми рассматриваются в це лостности. Целостность является основным свойством христианской жизни. Обратимся к истокам этого понятия. Учение отцов Церкви, в

    - 24

том числе и святителя Иоанна Златоустого, всецело основывается на Священном Писании. Библейская история повествует о грехопадении человечества в лице первых людей Адама и Евы. Грехопадение послу жило причиной нарушения целостности, гармонии в природе, в чело веке, Воссоздание целостности стало основным стремлением человека в христианстве. Любая часть христианской жизни рассматривается не как отдельный компонент, а в связи с целым.

Процесс воспитания и обучения как одна из важнейших сторон человеческой деятельности характеризуется целостностью. Правос лавной педагогике присущ антропологический подход. Педагог в пер вую очередь должен заботиться не о трансформации знания, но о це лостной личности ребенка, проявлять интерес к ребенку как к инди видуальности, знать его во всех проявлениях, познакомиться с его семьей, окружением. Иначе говоря учитель совмещает и обучающую, и воспитывающую функцию.

Так мы подошли к одному из принципов, на которых базируется педагогический процесс - единство воспитания и обучения. В хрис тианской педагогике принято не разводить эти понятия в разные стороны. В светской педагогике этот вопрос остается дискуссион ным. В истории педагогики отмечались периоды, когда акцент де лался то на воспитание, то на обучение. Но большинство передовых мыслителей не противопоставляли эти процессы друг другу, призна вая их диалектическое единство как условие целостности развития личности. Можно сослаться на примеры Дистервега, Гербарта, счи тавших необходимым условием целостного педпроцесса "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание".

Единство процессов воспитания и обучения проявляется в общ ности цели - развить личность ребенка с тем хорошим, что в ней

    - 25

заложено Творцом. Специфика христианского обучения в отличие от светского связана с характером знания, которое должно преподно ситься ребенку. Для начала отметим, что принятое за истину мнение о несовместимости веры и знания, вряд ли соответствует действи тельности. Обучение, под которым мы понимает передачу научных знаний, никогда не отвергалось христианством. Более того, в дока зательство можно привести примеры Иоанна Златоустого, Василия Ве ликого, которые не только не отрицали учения, но и советовали знакомиться с языческими науками и брать из них полезное. В круг наук входили красноречие, риторика, философия, естествознание. Познавать природу, считал святитель Иоанн, нужно. Творения, по его мнению, являются средством познания Бога, отражением его пре мудрости, "они (творения) не виноваты в том, что люди воздали им похвалу, достойную Творца". Но, признавая учение светское, отцы считали высшим учение христианское, так как именно второе было необходимым условием спасения души. Христианское знание давало представление о Боге, о душе, смысле жизни, спасении. Учение на учное и божественное как ветви одного дерева. Синтез этих знаний составляет одно неделимое целое.

Прочтение творений Иоанна Златоустого позволяет сказать, что в четвертом веке в педагогике Византии не было четкого разграни чения процессов обучения и воспитания. Человек, который пристав лялся к ребенку, нес одновременно две функции - обучения и воспи тания. Кроме того, второе считалось важнее первого. Цель христи анского образования - человек с его моральными качествами. Воспи тание расценивалось как первый шаг подготовки ребенка к жизни земной и жизни вечной. Чтобы начать обучение, считал святитель, важно сначала заложить фундамент "доброй нравственности". Иоанн

    - 26

Златоуст, обращаясь к родителям, писал: "Когда мы хотим ознако мить детей с науками, то не только устраняем препятствия к уче нию, но и приставляем к нему воспитателей и учителей, издерживаем деньги, освобождаем их от других занятий, и чаще чем приставники на олимпийских играх говорили им о бедности от неучения и богатс тве от учения". Отметим, что святитель не ограничивается тем, что говорит, организуя ученье мы приставляем к ребенку учителей, но добавляет еще и воспитателей, то есть обучение должно обязательно носить воспитывающий характер. Далее Иоанн Златоуст продолжает: "А скромность нравов и строгость доблестной жизни, неужели по ва шему мнению придут сами собою. Что может быть хуже этого неразу мия - на самое легкое обращать столько внимания и забот, а о го раздо более трудном думать, что оно, как бы что-нибудь пустое и ничтожное, сбудется и при нашем сне? Но любомудрие души настолько труднее и тяжелее изучения наук, насколько деятельность труднее разглагольствования и насколько дела труднее слов" [свт. Иоанн Златоуст. - Т. 1. - Кн. 1. - Слово III к верующему отцу. - С. 96]. Обучение бесцельно, если оно не образует человека как "чело века", то есть не просто человека разумного, но человека мораль ного, . Знание не оправдывает себя, считает святитель, если оно не приносит плод нравственности, не дает пользу окружающим, если служит поводом для тщеславия, корысти, зависти и других пороков, "делает душу бесплодной и неспособной ни к чему доброму".

С другой стороны, не только обучение должно быть воспитыва ющим, но и воспитание обучающим.

"Блаженный Павел, - пишет Иоан Златоуст, - настоятельно убеждая, говорил: отцы, воспитывайте чада в наказании и учении Господни" [Еф. VI, 4]. Божественное учение носит нравственный ха

    - 27

рактер, при правильном восприятии и умелом руководстве со стороны родителей и учителей оно формирует моральный облик человека, влияет на его мировоззрение, жизненную позицию, определяет отно шение к самому себе, людям, Богу. В этом смысле "учение Господне" выше какого бы то ни было другого, оно повелевает воздерживаться от ссоры и тяжбы", жить в соответствии с заповедями, соблюдать добродетели: скромность, кротость, справделивость, смирение, нез лобие, целомудрие [свт. Иоанн Златоуст. - Т. 1. - Кн. 1 - Сл. III. К верующему отцу. - С. 91-92].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.