на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)
p>разумные привычки-добродетели и предохранять ребенка от неразум ных". Ничего нет хуже, - считает святитель Иоанн, когда детские поступки не исправляются и через это в детях обращаются в навык. Эти поступки будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребен ка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещева ниями исправить его. Наклонности и качества, приобретенные в детстве, по большей части остаются в них на всю жизнь [Православ ный Календарь, 1998].

Привычка, как говорят, - вторая натура. Привычки, формирую щиеся в семье, составляют основу характера. "Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу" гласит народная мудрость. Умелое соз дание разумных привычек - одна из задач родителей, "к которой мы стремимся и стараемся достигнуть", и которая "требует от нас мно го трудов", - говорит святитель. Привычка обычно перерастает в характер. Под характером понимается пока не вся личность, в ее полноте, а совокупность прижизненно формируемых индивидуальных свойств - отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия. В формировании характера ведущая роль принадле жит именно семье, здесь ребенок впервые проявляет себя, обретает наилучшие формы своего духовного и социального развития.

Но основная задача семейного воспитания - воспитание религи озное. Уже в структуре семьи скрыт источник религиозных сил. "Се мейное чувство - это тема религии. Через семью великая сила Божия светит миру всегда и везде. Религиозное питание ребенка возможно только в семье, только она вырабатывает такую духовную среду, где ребенку легче жить о Боге [В. В. Зеньковский, протопресв. Педагоги ка. - М. : Православный Свято-Тихоновский богословский институт,

    - 95
    1996. - С. 69].

Религиозное воспитание целесообразно начинать с первых лет жизни ребенка. "Послушайте отцы и матери! - говорит Златоуст. Хотите ли, чтобы дети ваши были послушны и благонравны. С раннего детства воспитывайте их в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных писаний было для них делом излишним: Ранний возраст более легкий и благопоспешный в деле воспитания религиозных чувств, лучшая возможность приучать к должному. " Святитель Иоанн обращает внимание на то, что если в неокреп шей еще душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с воско вой печатью. Ты имеешь в нем существо еще робкое, боящееся и взгляда, и слова, всего, чего угодно: используй власть над ним для того, что должно [Иоанн Златоуст, свт. Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне // Творения. - Т. 3. - С. 340, 337; Отечник N2 Воспитание детей. - С. 11].

Необходимо дорожить первыми годами жизни. Испокон века в на роде живет великая истина о воспитании относительно того, что ре бенка надо воспитывать, "пока он лежит поперек лавки, а когда ля жет вдоль, будет уже поздно". Нельзя упускать этот период, когда складывается фундамент личности и формируется характер. Это общее мнение, которое находит свое подтверждение в Священном писании, Творениях Святых Отцов Церкви и во взглядах известных писателей и педагогов.

Ян Амос Коменский писал, что уже двух-трехлетний ребенок вполне способен воспринять понятие о Боге. "Опыт свидетельствует, пишет отечественный проповедник архиепископ Херсонский Никанор, что дети, начиная с двух-трех-четырех лет и выше, постигают всей

    - 96

цельностью своего духа, всею цельностью чутья умственного, нравственного и эстетического, постигают так поэтически глубоко, как не способны постигать люди созревшие или перезревшие. Все это подтвеждается опытом. Сознанию и сердцу ребенка двух-трех лет доступно понять, что Бог живет на небе, дает хлеб; что нужно мо литься ему утром и вечером, стоя благоговейно пред иконою.... Дитя двух-трехлетнее понимает сердцем.... " [Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. - М. : Даниловский благовестник, 1997. - С. 243-244].

Первый учитель ребенка - это его мать. По-настоящему воспи тывать ребенка в вере может только любящее материнское сердце. Религиозное воспитание начинается еще во время ее беременности через молитву к Богу за неродившегося младенца и достойную хрис тианскую жизнь. Затем первые месяцы и годы жизни ребенка находят ся в поле зрения матери, от нее дитя получает первое знание о Бо ге, учится молиться, совершать крестное знамение. Это как раз тот способ воспитания, который дан на примере Анны-матери пророка Са муила. Первое, с чего она начала воспитание, было приобщение мла денца к храму, таинствам Церкви.

Но обязанность религиозного воспитания ложится не только на плечи матери. "Это обязанность является общей, как для отцов, так и для матерей", - пишет святитель Иоанн [свт. Иоанн Златоуст. О воспитании. - С. 3]. Он предписывает отцу следующее указание: "Я поставил тебя над ним (дитятей) в качестве учителя, наставника, опекуна и начальника" [Воспитание детей, Отечник N2. - С. 7-8]. "Заботься о духовном" [О воспитании. - С. 22].

Одна из форм религиозного воспитания и образования в семье приобщение к христианскому учению, первоисточникам - Ветхому За

    - 97

вету, Евангелию, Апостольским писаниям. "Для того-то Бог и вложил в природу такое влечение родителей к детям, чтобы поставить их в необходимость заботиться о детях, впоследствии установив законы попечения о них, так, учредив праздники, повелел объяснять их ус тановление. И возвестиши сыну твоему в день он глаголя: сего ради Господь Бог мне, егда исхождах из Египта" [прот. Дернов Методика преподавания Закона Божия. - С. ].

Иоанн Златоуст указывает на важность личного примера родите лей. Первоначальное религиозное воспитание, пробуждение лучших сил души, внутреннего человека совершать посредство образ жизни родителей, их благочестивого поведения. Напомним о важном свойс тве души - отождествлять себя с другой личностью, подражать пос тупкам. Дети - отражение родителей. По словам святителя Иоанна, учение через поступки и жизнь - самое лучшее. Дела говорят силь нее слов. Ребенок замечает и делает то, что делают старшие. Мне ние взрослых для них всегда авторитетно. Через призму атосмферы семьи преломляется детское понимание окружающего мира, человека, его поступков, вырабатываются ценностные ориентиры. Каждый шаг родителей оставляет крупицу своего собственного разума нравствен ности души. Если родителей интересуют только материальные потреб ности, то это непременно скажется на ребенке. "В самом деле, говорит Иоанн Златоустый, - когда отцы убеждают детей заниматься науками, то в их разговоре с детьми не слышно ничего другого, кроме таких слов: такой-то человек низкий, из низкого звания, усовершившись в красноречии, получил весьма высокую должность, приобрел больное богатство, стал для всех страшен и знаменит.... А о небесном никто ни разу не вспоминает.... Вы когда напеваете это детям с самого начала, учите их не другому чему, как основанию

    - 98

всех пороков, вселяя в них две самые сильные страсти, то есть ко рыстолюбие и тщеславие.... ". Сама обстановка в семье должна быть религиозной, где на первом месте стоит проведение самими родите лями жизни по Евангельским заповедям. "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, чтобы не развратить собственным примером" [Воспитание детей, Отечник N2. - С. 14].

В рамках религиозного воспитания немаловажная роль принадле жит чтению Священного Писания, "усердное и внимательное чтение которого, по мнению Иоанна Златоустого, озаряет таинственным све том, как солнце озаряет землю после ночного мрака". Слово Божие научает ребенка познанию Бога и любви к нему. Знакомство с хрис тианскими первоисточниками реализуется через рассказы родителей и самостоятельное чтение детьми Священного Писания.

Святитель Иоанн дает своего рода методические рекомендации родителям, в частности, по организации бесед. Содержание бесед составляют Библейские рассказы, включающие примеры благочестивой жизни людей. организовывать беседы предлагается следующим обра зом: "Когда отдыхает ребенок от трудов учения, а душа охотно про водит время, слушая рассказы о прошлом, тогда говори с ним, отв ратив его от всякого ребячества, ведь философа воспитываешь, бор ца и гражданина небес.... и расскажи ему: "Вначале были двое детей и родителей.... " [Отченик N2. Воспитание детей. - С. 17]. Изложение должно быть интересным и доступным ребенку. "Сделай приятным твое изложение, чтобы ребенок находил в нем некоторое удовлетворение и оно не утомляло его душу. По ходу изложения рассказа отцом ребен ку предлагаются вопросы, где бы он смог проявить свое понимание рассказа, событий и поступков людей, дать им нравственную оценку.

    - 99

Мать также принимает активное участие. "ПУсть и мать сидит рядом и в то время как душа ребенка образовывается такими рассказами, чтоб и она помогла этому и хвалила рассказываемое. Рассказы роди телей носят обучающе-воспитывающий характер, они строятся в соот ветствии с принципами последовательности, доступности, прочности. Детям предлагается не весь материал, а только та его часть, кото рую ребенок способен усовить в данный момент. Выбор рассказов обуславливается возрастными особенностями детей, исходя из учета их интеллектуальных способностей, уровня развития, социального опыта. Например, родитель предлагает библейскую историю о Каине и Авеле. Описывая судьбу Каина, убившего своего брата, он использу ет следующие слова: "Этот же, убийца, скитался повсюду, многие годы терпя несчастья, живя в страхе и трепете, и много претерпел ужасного и каждый день был наказываем. Не простую, но чрезвычай ную понес кару, ибо слышал от Бога, что в страхе и трепете будешь на земле".

"Ребенок, - обращает внимание родителей Иоанн Златоуст, - не знает, что это такое , но ты скажи ему, что подобно тому, как ты, стоя перед учителем и мучаясь ожиданием наказания, трепещешь и страшишься, так и он везде страшился Бога" [Воспитание детей, Отечник, N2. - С. 19].

В изложении материала для обеспечения его доступности святи тель предлагает следующие пути: от простого к сложному, от близ кого, известного детям к далекому, от рассказов к практическому закреплению. Сначала предлагается материал, наиболее адаптирован ный для детского сознания - явления жизни, отношения между людь ми, которые близки детскому опыту. Иоанн Златоуст рекомендует ид ти от простых рассказов к более сложным: "Так когда мы еще укра

    - 100

шаем врата, то нуждаемся в тех более простых рассказах, теперь же когда войдя внутрь, воспитываем граждан, настает время и этих, более возвышенных рассказов" [Воспитание детей, Отечник N2. С. 25]. Положительная роль рассказов закрепляется в практической деятельности- жизни ребенка и родителей.

Особенно важно посещение церкви в момент преподнесения рассказов и проведения бесед по ним. "Но и в церковь веди его, говорит Иоанн Златоустый, - и стремись привести его туда в осо бенности тогда, когда читается этот самый рассказ. И видишь, как он веселится, прыгает и радуется, что знает то, чего не знают все остальные, что он предвосхищает, узнает наперед и получает вели кую пользу. И тогда дело это запечатлеется в памяти на будущее" [С. 20]. То есть принципиально важное воспитательное значение име ют не сами по себе рассказы, а прочность усвоения знаний. Глав ное- "насадить в душе ребенка", утвердить в разуме моральную значимость рассказов. Ребенок должен извлечь пользу из полученной информации, закрепить ее в своей практической деятельности. Ра зумное употребление таких рассказов в воспитательной деятельности христианских родителей способствуют достижению хорошего педагоги ческого эффекта: И если одно это правило (извлеченное из расска за) сможешь насадить в душе ребенка, не будет у тебя нужды в вос питателе, ибо этот страх перед Богом лучше всякого другого страха представится ребенку и потрясет его душу" [С. 20], "станет и сам отец много лучше, в то время как учит этому, и сам себя будет воспитывать"[Воспитание детей. - Отечник. - N2. - С. 20].

Педагогический процесс не ограничивается только религиозным воспитанием, но подразумевает и нравственное. Нравственное воспи тание идет в единстве с религиозным. Христианские родители обяза

    - 101

ны воспитывать детей в чистоте нравов, первое, что необходимо об разовать - это сердце, так как оно - соредоточие нравственно-ре лигиозной жизни. Воспитывать детей для Бога, ради спасения души значит прививать ему христианские добродетели. Под добродетелями понимаются положительные нравственные качества, обеспечивающие должностное поведение. К ним относятся любовь, скромность, вер ность, доброта, смирение, послушание, правдивость. "Давай ему (ребенку) великое, а не малое. Научи его любомудрствовать (то есть жить по-христиански). Нужно благоповедение, а не остроумие, нравственность - а не сила речи, дела - а не слова". Христианская нравственность - "опора нашей жизни", - утврерждает святитель Иоанн, это условие для достижения цели - спасения души, основа общественного и личного благополучия [Иоанн Златоуст, свт. Беседа 21-я на послание к Ефесянам. - С. 186].

Наряду с религиозно-нравственным воспитанием родители несут ответственность за умственное воспитание. "Есть еще и другое, говорит Иоанн Златоуст, мы переходим к тому, что важнее всего. Что же это? Я имею в виду разум. Много труда, чтобы сделать его понятливым и излагать всякое неразумие. Ибо это в особенности на ибольшая и удивительная часть любомудрия: знать то, что относится к Богу: Начало премудрости - страх Господень". Кроме того необхо димо развивать мышление и память. "Установим и разовьем в нем та кое рассуждение, чтобы понимал он человеческие дела: что значит богатство, слава, власть. Запечатлеем у него в памяти такой со вет: "Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся никого другого" [Воспитание детей, Отечник N2. - С. 28]. Таким образом, умственное воспитание подчинено религиозно-нравственному: разум - это свобо да от страстей, а самое высшее проявление ума - наличие Страха

    - 102

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.