на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)
p>дает, и ничто не может так привлекать, как любовь. Любовь - вели кая наставница, она может исправлять нравы, исцелять пороки и приводит к благочестию и добрым нравам" [Иоанн Златоустый, свт. Творения, Т. 11, с. 86; т. 9, с. 779].

Взаимная любовь - это первый признак христианской семьи и православной педагогики в целом. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою"[Ин 13, 35].

Первейшая обязанность жены - любовь к своему мужу, послуша ние и преданность ему. "Все происходит от любви, - продолжает святитель. От любви жены бывают добрыми и заботливыми о мужьях, попечительными о доме и бережливыми; любовь служит залогом мира. согласия и привязанности. От любви происходит постоянное целомуд рие, уничтожается всякий раздор, если муж язычник, то он скорее уверует благодаря жене-христианке, если христианин, то будет еще лучше Любящая жена не допускает ни роскошь, ни расходов несвоев ременных, ни расточительных, ни бесхозяйственности, ни чего-либо подобного [Иоанн Златоустый, свт. Беседа 4-я на послание к Титу //Творения. - Т. 11. - С. 862]. Даже если муж будет злой, - говорит далее Иоанн Златоуст, - если впадает в неверие, то любящая жена, украшенная христианскими добродетелями, собственным примером мо жет привлечь мужа к благочестию [свт. Иоанн Златоуст. Творения, 1898. - Т. 5. - С. 218].

" _Обязанность . любить возлагается также и на мужей. Каждый из вас да любит свою жену как самого себя" [свт. Иоанн Златоуст. Творения, 1898. - Т. 8. - С. 410].

Христианская семья является преддверием Царства Божия и ма ленькой домашней Церковью. Она подобно Церкви представляет из се бя целостный организм, в котором наблюдается определенная иерар

    - 87

хичность. "Апостол говорит не только о любви супругов, но и о том, что ее укрепляет. Он указывает, что жена - вторичная власть (в семье), значит она не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главою, и он должен не высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, потому что она - тело его; если голова станет пренебрегать телом, то отпадет и сама. Взамен послушания она должна привносить любовь. Жена участвует с мужем во всем, и в трапезе, и в рождении, и в воспитании детей, и в делах его, и ин тересах; она во всем ему предана и соединена с ним подобно тому, как тело с головою [свт. Иоанн Златоуст. Творения. 1898. - Т. 8. С. 410; Т. 5. - С. 568]. Таким образом, семья зиждется на чувстве любви и согласия. Производная любви мужа и жены - родительская любовь и любовь детей к родителям и между собой. То есть в хрис тианской семье, кроме мужа и жены, еще мыслятся и дети, и родите ли.

Прежде чем приступить к рассмотрению педагогических функций семьи, определим место ребенка. Дети в христианстве считаются од ной из целей супружества, оправданием ьрака, источником семейной радости и духовных сил. Ребенок понимается как великий дар Божий, благословение от Бога. Дети - это самое дорогое из земных благ. "Вот наследие от Господа: дети, награда от него - плод чрева [Пс. 126, 3]. Жена твоя как плодовитая лоза, в доме твоем, сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословит ся человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь.... и уви дишь сыновей у сыновей твоих" [Пс. 127, 3-6]. Дети являются связу ющей супружеского союза, регулирующей взаимоотношения в семье. "Ребенок, - говорит Златоуст, - служит чем-то вроде мостика, так, что тут уже трое составляют одну плоть, потому что дитя соединяет

    - 88

одну сторону с другою. Все равно как два города, разделенные ре кою, составляют один город, если есть мост, который поддерживает между ними взаимное сообщение, - и здесь то же или еще больше, так как этот мостик устроен из существа их обоих"[Иоанн Златоуст, свт. Беседа 12-я на послание к Колоссянам // Творения Т. 11. С. 465-466].

Дети видятся как будущие цлены Царства Божия, "ратоборцы Христа", как называет их святитель. Они - продолжение родитель ской жизни на земле и после смерти. "Если вы воспитаете своих сы новей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих, продолжаясь таки образом до пришествия Христова, дело это доставляет всю награду тому, кто послужил корнм - говорит святи тель Иоанн [Воспитание детей; Отечник N2 - М. : 1997. - С. 32]. Ребенок, как и взрослый человек, - существо духовно телес ное, духовная сторона которого создана по образцу Божию и богопо добна и имеет ведущее значение, о чем неоднократно упоминает Иоанн Златоустый. На образовании и воспитании души ребенка акцен тирует свое внимание святитель: "Оставив всякие отговорки, поста раемся быть отцами доблестных детей, строителями Христовых хра мов, попечителями небесных ратоборцев, намащая и возбуждая их, и всячески содействовать их пользе, чтобы и нам быть соучастниками их венцов. Это и расстраивает всю вселенную, что мы нерадим о собственных детях заботимся об их приобретениях, а душою их пре небрегаем"[Воспитание детей. Отечник N2. - М. , 1997. - С. 30]. Та ким образом, православие признает духовность и внутреннюю жизнь ребенка приоритетными по отношению к естественности и внешности. Давая оценку детскому возрасту, отметим, что его характери зует. Детство отличается искренней, непорочной, цельной любовью к

    - 89

святому. Опираясь на известные положения психологии и педагогики, скажем, что именно в детском возрасте усваивается информация. Это сензитивный период для развития всех чувств, в том числе и рели гиозного. Это положение подтверждают слова святителя Ионна: "Воз раст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на луч ший путь, то на будущее время это уже обратится в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам [Воспитание детей. Отечник N2. - М. , 197. - С. 32].

Исходя из понимания природы ребенка и его места в структуре христианской семьи, выделим группу методических принципов, мето дов и приемов воспитания, содержание процесса воспитания и обуче ния в семье.

Закономерности педагогического процесса в семье находятся в прямой зависимости от цели православной педагогики - спасение ду ши через богоуподобление. "Все родители, - говорит Златоуст, должны воспитывать своих детей для Бога [Воспитание детей, Отеч ник N2. - М. : Сестричество во имя преподобномученицы Великой Кня гини Елизаветы, 1997. - С. 6]. Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботится о спасении их души [Иоанн Златоуст, свт. Слово 3-е об Анне // Творение Т. 4. - С. 802]. Таким образом, весь процесс обучения и воспитания в семье представляет собой движение по пути богопозна ния и богоуподобления. Сама семья является своего рода училищем

    - 90

благочестия, школой жизненного опыта и духовного совершенствова ния: каждый новый возрастной этап символизирует внутренний рост ребенка.

Один из ведущих принципов, на которых базируется педагоги ческий процес в семье - это разумная любовь к детям. Христианское воспитание не отвергает любовь как естественную потребность роди теля, заложенную в его природе. "Дабы родители не пренебрегали Его повелениями воспитывать детей, Он присоединил естественную необходимость, вложил такое влечение в природу родителей, чтобы поставить их как бы в неизбежную необходимость заботиться о них [Св. Иоанн Златоуст, К верующему отцу III // Творения. - Т. 1. Кн. 1. - С. 86]. Однако разумная любовь не ограничивается физиоло гической привязанностью к ребенку. Это "не просто одно влечение природы; но, как отмечается святитель Иоанн, - "дело ума и воли" [Воспитание детей, Отечник N2. - С. 4, Иоанн Златоуст, свт. Мысли о воспитании. - С. 3].

С одной стороны, любить ребенка значит уметь сострадать, до верять, помогать ему, уважать его. Но с другой стороны, уметь требовать, быть настойчивым в искоренении недостатков. Любить ра зумно - это значит растить не эгоиста с потребительской психоло гией; потакать ребенку во всех его безмерных желаниях. Это не значит напичкать его суммой знаний, чтобы "любя" сделать из него врача, юриста, экономиста, который, пробив себе дорогу в жизни, обеспечил бы себя всем необходимым и не имел материальной нужды. Православная педагогика ставит перед собой другую задачу воспитать человека, способного понимать и любить. "Научи его быть добрым", если боишся за ребенка, воспитай борца для Христа! Не о том говорю, чтобы ты отвратил его от брака, послал в пустыню и

    - 91

подготовил к принятию монашеской жизни, не это говорю, .. с детс кого возраста его, пребывающего в мире, приучи быть богобоязнен ным" [Воспитание детей, Отечник N2. - С. 11]. С таким наставлением обращался к родителям святитель Иоанн.

К подобному решению приходят и современные педагоги, отмечая необходимость перехода от учебно-дисциплинарной модели образова ния к личностно-ориентированной. В основу процесса воспитания и обучения, особенно в дошкольном возрасте, должна ложиться не только передача знаний, а личность ребенка в ее своеобразии и идивидуальности, необходимость усвоения нравственных норм и прин ципов. "Не заботиться о том, чтобы сделать его известным по внеш ней учености и доставить ему славу. Научим детей быть добрыми, нераздражительными, незлопамятными, готовыми на благодеяние, че ловеколюбивыми (что свойственно Богу)", - говорит святитель Иоанн, указывая на данный способ воспитания, как на высшее прояв ление любви к ребенку у родителей-христиан.

"Вы все делаете, чтобы у вашего сына был слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он был хорош об этом и не думаете". Такая слепая, безрассудная любовь, считает святитель Иоанн, неприемлема для православной семьи. Это "не иначе как безумие, приводящее к деградации и дегуманизации детской личности.

Для светской педагогики особый интерес представляет право мерность наказаний, особенно физических в процессе воспитания, возможность соединения двух антиномий - любовь и наказание. Иоанн Златоуст считал, что если отрока не бить, то вряд ли из него вый дет толк. Однако он останавливается на том, что наказание являет ся необходимостью при излишней разбалованности и испорченности ребенка. Наступает момент, когда просьба бесполезна, "здесь тре

    - 92

буются не увещевания, но уроки более сильные, строгие истязания, врачевание столь же крепкое как зло" - говорит святитель Иоанн. "Подобно тому, - продолжает он, - как если видишь лошадь, несущу юся к пропасти, ты набрасываешь на уста ее узду, с силою поднима ешь ее на дыбы, нередко и бьешь - что, правда составляет наказа ние, но ведь наказание - это мать спасения - так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают.... "[Воспитание детей, Отеч ник, N2. - С. 8].

Наказание родителями детей не ставит перед собой чель причи нения страдания ребенку, нравственного или физического. Наказа ние- это научение, "установление закона". Важно, чтобы ребенок осознавал и переживал свою вину. Наказание должно быть обоснован ным и справедливым, родителям необходимо понимать стремления и желания детей. Гнев должен быть спокойным. "Гневаясь, не согре шайте" [Еф 4: 26] - говорит Апостол. "Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" [Кас 3: 21]. "Если видишь, что наруша ется закон, накажи: когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком, порой же хвали его и обещай награду", - советует Иоанн Златоуст [Воспитание детей, Отечник N2. - С. 15]. Нельзя все поступки покрывать нежностью. Любовь должна быть разумной и вмес те с тем требовательной.

Еще одна особенность наказания как способа воздействия на детей - это чувство меры. "Ударами же не злоупотребляй, - говорит святитель, - чтобы не привык он к этому способу воспитания. " "Нельзя должно быть немного, но твердо установленных, ибо если их много, то они становятся невыполнимыми, а это порождает в детях непослушание - таково мнение одного из современных учителей Церк ви [профессор, протоирей Глеб Каледа, Домашняя церковь. - М. ,

    - 93

1997. - С. 149]. Тваким образом разумная любовь родителей к детям заключает в себе умение видеть в ребенке полноценную личность с богатым внутренним миром, сочетать уважение и строгость, "обраба тывать и упорядочивать", "сорную траву исторгать".

Второй принцип - это преимущество духовно-морального над ес тественным. Педагогические функции семьи можно разделить на физи ческие и психические. Огромно влияние семьи на формирование орга низма ребенка. К первой группе функций можно отнести - заботу о здоровье, уход за телом, питанием, одеждой. На первых порах раз вития ребенка сосредоточение на физическом воспитании, естествен ных потребностях безусловно необходимо. Но, как мы отмечали ра нее, святитель Иоанн обращает внимание на второстепенность биоло гической функции семьи. Более важна функция социально-педагоги ческая. "Под долгом воспитать детей я понимаю не только то, чтобы не допустить им умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничи вают свои обязанности по отношению к своим детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о стремлении образовать сердца детей в доброде тели и благочестии, - долг священный, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве" [свт. Иоанн Златоуст. О воспитании. - С. 3].

"Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание" [Воспита ние детей, Отечник N2. - С. 31]. Семья закладывает основы религи озной и нравственной жизни.

Рассмотрим более детально это положение. Из курса психологии известно, что огромное значение для ребенка имеют привычки. При вычки начинают закладываться в семье. Роль родителей - развивать

    - 94

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.