на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)
p>Святые Отцы, в отличии от целомудрия в широком значении, в узком выделяли степени чистоты. У преподобного Иоанна Лествичника их три: начало, середина и конец ("предел и крайняя степень со вершенной чистоты") [прп. Отца Аввы Иоанна Лествица. - СПб. , 1995. - С. 122. - Сл. 15, 8-13]. У Иоанна Кассиана их шесть, причем высшая степень- это отсутствие нечистоты как в бодрственном сос тоянии, так и во сне.

Независимо от употребления, в широком или узком смысле, раз личают две группы признаков целомудрия - внешние и внутренние. Внешние находят свое отражение в поведении, одежде, облике чело века. Внутренние состоят в том, чтобы все доброе делалось не для людей, а для Бога и перед Богом (т. е. не по человекоугодию, а бескорыстно). Внутреннее целомудрие состоит в том, чтобы не счи тать себя завершившимся, это умение хранить ум и сердце от помыс

    - 61

лов. Киприан Карфагенский, говоря о внешнем целомудрии указывает на необходимость избегать излишнего смеха, неприличных бесед, об ществ. "Целомудрие состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благопристойности одеяния, в скромном убранс тве волос" [Киприан Карфагенский, Книга об одежде девственниц Творения. - Ч. 2. - С. 131]. Известная народная мудрость гласит: "Если хочешь изменить человека, начни с его одежды". Не случайно и реформы Петра I были связаны с изменением одежды и отрезанием бород, менялся не просто внешний облик, но все сознание народа. Приличная одежда-отражение нравственного состояния человека или, наоборот, неприличная - признак развращенности. Внешность - это немаловажная часть характера. Целомудрие проявляется в речи, пос тупках, походке, поведении. Целомудренный человек не будет расс матривать журнал, газету с непристойными картинками, участвовать в нескромных зрелищах и увеселительных мероприятиях.

Святые Отцы считали целомудрие возможным только в христианс тве. Хотя, конечно, если говорить о нем как о совершенстве, т. е. о высшей степени его проявления. Целомудрие ценилось не только в христианской среде, другое дело, что светское общество признавало за целомудрие сохранение тела от разврата, но о внутренней совер шенной чистоте души не могло быть и речи.

Таким образом, понятие "целомудрие" в широком и узком смыс ле, каким видели его Отцы Церкви полнее, чем светская трактовка. В обыденном понимании - это чистота тела. У Святых Отцов, это или полное совершенство (в широком значении), либо сохранение в чис тоте ума, сердца, тела (в узком).

Начиная с первых веков распространения христианской веры це ломудрие признавалось общехристианской добродетелью. "Девство и

    - 62

брак не для всех, а целомудрие для всех" [Высказывание митр. Фи ларета (Дроздова). Цветник духовный. - Ч. 2. - С. 30]. Целомудрие это черта как брака, так и девства.

Довольно подробно вопрос, касающийся целомудрия: его опреде ление, значение, специфика проявления, степени, воспитание в нем ребенка освещен в трудах Иоанна Златоустого. Собственно, именно его творения, его мысли по этому поводу представляют наш непос редственный интерес и определяют тему дипломной работы.

Творения святителя, на наш взгляд, являются вершиной святоо теческой педагогики по вопросу целомудрия. Оценка целомудрия, его места в жизни православного человека были даны Иоанном Златоустым в ряде его творений: "Пять слов об Анне"; "К верующему отцу"; "Целуйте Прискиллу и Акиллу"; "Беседах на Евангелие святого апос тола Иоанна Богослова", "Беседах на послание к Титу", Тимофею, Коринфянам, к Фессалоникийцам"; в его учении о браке и т. д. С чем же было связано обращение Иоанна Златоустого к теме целомудрия. В IV-V веках, когда жил Иоанн Златоуст, нравственное состоя ние общества находилось примерно в таком же виде, как и сейчас, в наше время, тогда чувствовалось сильное влияние язычества, где разврат считался только удовлетворением законов человеческой при роды, наблюдалось всеобщее увлечение театром, модой. Целомудрие было явлением непонятным и ненужным. Понятия красоты, морали сместились совсем не в лучшую сторону. Чтобы оградить христианс тво от пагубного влияния языческих пороков, Иоанн Златоуст в сво их беседах, посланиях, сочинениях выступает с проповедью целомуд рия.

Термин целомудрия употребляется им как в широком, так и в узком смысле. Употребляя его в широком значении, он пишет: "Цело

    - 63

мудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбо деяния, но и в том, чтобы быть свободным от прочих страстей. Следовательно, и любостяжательный - не целомудрен; как тот (прелюбодей) пристрастен к телесному наслаждению, так этот (лю бостяжательный) - к богатству; даже последний невоздержание пер вого" [свт. Иоанн Златоуст. Беседа 5-я на послание к Титу. Творе ния. - Т. 11. - С. 869]. "Целомудренный человек отличается воздер жанием, терпением и мужеством в скорбях и напастях". В этом зна чении целомудрие есть "здравие ума и души" (из Беседы 4-й на пос лание к Титу), свобода от греха, будь то грех в области полового чувства или грех корыстолюбия, или гордость, или тщеславия. То есть все, что нарушает связь с Богом - есть потеря целомудрия. Не случайно Иоанн Златоуст приравнивает целомудрие к святости в тво рении ["Пять слов об Анне". свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. - С. 783].

Здесь же показан и пример целомудрия как совершенства, свя тости. Это пример - целомудрие Анны, женщины, которая гармонично сочетала в себе все нравственные черты, которая обрела полную мудрость, поднялась на недоступную многим ступень нравственной чистоты. Анна была иудеянкой и долго страдала неплодием, в то время как соперница ее имела детей. Святитель возвращает нас к событиям древности, тогда нередким, или даже обычным явлением бы ло многоженство, только позднее, с пришествием Иисуса Христа был установлен моногомный брак. Возвращаясь к событиям тех далеких времен, он знакомит нас с обычаями, укладом еврейской семьи. Вос питание было великим делом и, следовательно, рождение детей почи талось за великую радость и заслуживало уважения среди людей. Бесплодие же "по природе и само по себе было невыносимо для жен

    - 64

щин". Анна оказывается в таком незавидном, положении когда пере носятся незаслуженные мучения, скорбь, обиды, оскорбления. Что делает человек в подобной ситуации? Как поступает женщина, даже независимо от того, когда, в какое время она живет? Дети - бес ценный дар, то к чему стремится каждая семья, это цель и смысл жизни. Но когда их нет, совершенно естественно, что человек впа дает в отчаяние и сомнение, чувствуя свою отверженность и несо вершенство.

Однако, Анна - совсем иной пример. "Она великодушно перено сит несчастье", показывая тем самым образец "высокого благоразу мия". Отметим, что целомудрие и благоразумие имеют в греческом одно и то же значение - здравомыслие, премудрость в жизни и сло ве. Иными словами, Анна - пример высокого целомудрия. Подвергнув шись испытанию, она не жалуется, не скорбит выше меры, не считает бедствие невыносимым, не падает духом, но терпеливо ждет. В этом "перед нами открывается премудрость этой жены", богатство ее ве ры, величие духа. Терпение, кротость, вера, любомудрие, любовь к Богу, благогвение, красота души и сердца - вот те великие доб родетели, которые как лепестки сложились в бутон ее цельной лич ности. Что позволяет говорить о целомудрии Анны, то, что ".... при шедши к Богу с этими дарами (молитвой и верой) она (Анна) сделала все, чего хотела, и испорченную природу исправила, восстановила целостность. А это и есть истинное целомудрие, когда духовность становится выше чувственности, взращивается "луг добродетелей" [С. 825, 826].

Трактовка целомудрия в его широком смысле встречается и в ряде других творений, но большее внимание Иоанн Златоуст акценти рует на целомудрии как чистоте, характеризуя его как "чистое и

    - 65

нерастленное тело", и советует воспитывать в нем детей. "О цело мудрии их мы особенно должны заботится, к этому мы особенно долж ны быть внимательны". "Сие стяжание, - пишет он, - ценней всех прочих и ради его приходят остальные блага".

Не случайно и Анна, мать пророка Самуила, начинает воспита ние сына с самого главного, берется за суть, за зернышко, за ос нову - за целомудрие, "Ей подражайте, жены, ей будем подражать мужья и такое же будем иметь попечение о детях, будем так же вос питывать их, как во всем прочем, так и в отношении целомудрия [свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне. - С. 783]. Здесь святи тель дает понятие о целомудрии в его узком смысле. Он обращается к психологическим особенностям юношеского возраста, которому свойственны стремительность, неуравновешенность в делах и поступ ках, причем как в добрых, так и в злых. "Юность неукротима и име ет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях, надс мотрщиках. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, то самое есть и юность" [Иоанн Златоуст. О воспитании. /Под ред. Воронежс кой епархии. - С. 22-23].

Поступки молодежи зачастую непредсказуемы, отсутствуют твер дые и крепкие нравственные устои, сильная воля, способная согла совать свои действия с требованиями долга, морали. Целомудрие представлено святителем как одна из важных, серьезных и высоких целей. "Ничто у юношей не требует такого старания и забот, как целомудрие и чистота, потому что именно эта страсть обуревает этот возраст" [свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне. Беседы на Книгу Бытия //Творения. - Т. 2. - С. 788]. "Ни о чем не нужно столько пещись и заботиться юношам, как о целомудрии и чисто те.... "

    - 66

Воспитание детей в целомудрии, внушение им четких понятий о нравственности и безнравственности, ясных и несомненных убеждений о необходимости сохранения внутренней и внешней чистоты - главный долг родителей-христиан, ".... будем удерживать порывы наших детей и то страхом, то убеждениями, будем обуздывать юность. Будем за ботиться о целомудрии их; все будем делать и устроять так, чтобы юношеский возраст мог избегнуть неуместных пожеланий. Не будем оставлять юношей без попечения; но зная горящий в них огонь, по заботимся сочетать их браком по закону Божию, прежде, чем они предадутся невоздержанию; пусть и чувства целомудрия у них сохра няются и не потерпят они вреда от необузданности, имея достаточ ное утешение и будучи в состоянии обуздывать плотские похоти.... [Азбука православного воспитания: сборник по творениям святите лей. - М. , 1997. - С. 94].

Но брак - не единственное основание целомудрия. Иоанн Злато уст предлагает и другие пути решения проблемы. "Оградим их со всех сторон советами, увещаниями, страхом и угрозами. " Он совету ет ограждать детей от неприличного общества, разговоров зрелищ. ".... Не станем допускать обращать их взоры туда, где нескромные служанки, невоздержанные девицы. Будем удалять их (детей) не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их. Не будем водить их в театры, на пиры и попойки. Ничто не украшает юного возраста, как венец целомудрия" [свт. Иоанн Златоуст. Свт. Беседы на книгу Бы тия. Пять слов об Анне. - Т. 2. - С. 788-789].

Особое место в творениях Иоанна Златоустого отводится вопро су целомудрия в браке. Целомудрие является необходимым нравствен но-психологическим условием для прочного и счастливого брака.

    - 67

"Человек порочный и распутный, - говорит святой Златоуст, - не может (чисто) любить свою жену" [свт. Иоанн Златоуст, Творения. Т. 3. - С. 211]. ".... И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растленна, когда юноша будет знать од ну женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее. И дружба надежнее (и жена милее), когда юноши вступают в брак с соблюдением этого (прави ла). Если же юноша и прежде брака растлился, то и после брака опять будет смотреть на чужих жен и бегать к любовницам"[Иоанн Златоуст. Творения. - Т. 4. - С. 789]. "Кто был целомудренным до брака, то тем более остался таким после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое" [Иоанн Златоуст. Св. Беседа 9-я на Первое послание к Тимофею //Творения. - Т. 11. - С. 681].

Церковь, в том числе и в лице Иоанна Златоуста, в качестве важного требования выдвигала добрачную чистоту и целомудрие бра чующихся. В древней Церкви существовал следующий обычай, неделю после венчания новообрачные носили церковные венцы и жили как брат и сестра. Это делало их брак целомудренным, в основу его закладывалось духовное, молитвенное начало. На восьмой день венцы снимались. Такой подход, безусловно, помогал глубокому осмыслению брачной жизни и любви. Брак - это не только телесное соответс твие, но и полная духовная и душевная близость. Не случайно хрис тианский брак сравнивается с отношениями Христа и Церкви.

Пример целомудрия в браке дан Иоанном Златоустым в одной и его бесед, где он говорит об Акилле и Прикилле. Это были муж и жена, управляли мастерской, занимались ремеслом и показали любо мудрие гораздо лучшее, нежели многие живущие в монастыре [свт.

    - 68

Иоанн Златоуст. Беседа 1-я на слова: "целуйте Прикиллу и Акиллу и пр. " // Беседы на разные места Священного писания. - Т. ". С. 419].

Если говорить о степенях целомудрия, то конкретно святитель их нигде не выделяет, однако можно предположить, что высшая сте пень чистоты относится к лицам, находящимся в безбрачии: монахам и монахиням, занимающимся пустынножительством или живущим в мо настыре, девственникам и девственницам, ведущим жизнь в миру, середина - это христианские юноши и девушки, хранящие добрачное целомудрие и начало, основание целомудрия - это чистое христи анское супружество.

Монашество - высшая степень целомудрия, обозначим причины: это призвание, а не закон, обязательный для всех, что подчеркива ет святитель Иоанн, ссылаясь на Евангелие: "Говоря о девстве, Он присовокупил: могий вместить да вместит [Матф XIX, 12]; не сказал: всяк, не преподал этого в качестве заповеди"[свт. Иоанн Златоуст. Творения. - Т. 1. - Кн. 1. - С. 110]; монашество - дар, "не все вме щают слово сие, но кому дано", то есть "Кому содействует Бог" [Святое Евангелие от Матфея с толкованием блаженного Феофилакта. - М. : Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой ЛАвры; "Новая книга", 1996. - С. 309], монашество - подчинение только законам духа, искажение природы, естества ради Бога, "ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного", то есть есть люди, в которых ге нетически заложено стремление к целомудрию или, которые приходят к целомудрию вследствие наставления других людей или склоняются к нему по собственному желанию.

    - 69

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.