на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)
p>Божиего, позволяющее иметь должное и правильное суждение о чело веческих делах.

В сферу семейного воспитания входит обязанность формировать у детей эстетические чувства и переживания. "Есть и другие вра та- врата глаз, так как благодаря им душа открывается небу и об ладает красотой. Покажи ему другую красоту и туда возведи глаза его, например, небо, солнце, звезды, земные цветы, луга, красоту книг, пусть наслаждается он видом всего это" - предлагает Иоанн Златоуст. Через восприятие природы, явления, предметов происходит эстетическое воспитание, дающее ребенку возможность понимать и оценивать прекрасное, стремиться к красоте и созидать ее внутри себя.

Таким образом, на основе исследования работ святителя Иоанна Златоустого, касающихся семейного воспитания, можно сделать сле дующие выводы: постановка воспитания и обучения в православной семье соответствует Евангельскому и Апостолскому учению. В пра вославной семейной традиции четко определены цели, задачи, прин ципы, методы и приемы воспитания. Содержание педагогического про цесса в семье включает широкий спектр сторон развития ребенка: религиозное, нравственное, умственное, эстетическое. Предлагаемые в качестве основополагающих принципы разумной любви к ребенка и приоритета духовного над естественным позволяют обеспечить единс тво содержания воспитания и обучения в семье. Аспекты педпроцесса взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены одной цели - спасе ние души через раскрытие образа Божия в ребенке. Ряд особенностей православной семьи: незыблемый авторитет родителей, утвержденный на основе их личностных качеств, поведения, постоянного стремле ния к совершенствованию; атмосфера в семье, основанная на послу

    - 103

шании и взаимоуважении ее членов, интерес родителей к внутренней и внешней жизни ребенка, уважение к к детской личности, учет же ланий, потребностей в сочетании со строгостью, требовательностью, направленность на воспитание "человеческого", нравственного в ре бенке, учет его индивидуальности и, наконец, сознание родителями воспитания детей как величайшего долга представляет интерес для современной педагогики семейных отношений, является подспорьем для построения современной семьи.

    .
    - 104
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время значительно возросла роль церкви в организации различных сторон жизни общества, в том числе и в сфере образова ния. Расширяется система православного образования, создаются воскресные, церковно-приходские школы, православные гимназии, курсы катехизации, начинается преподавание уроков Закона Божиего на базе светских общеобразовательных школ, училищ. Это позволяет говорить о возрождении традиций православной педагогики - воцер ковлении детей, стремлении к формированию целостного христианско го миропонимания, обращении к культурно-историческим корням, раз витии чувств милосердия и сострадания к ближним, приобщении к ху дожественной культуре Православия, то есть ко всему тому, что на ходится у истоков нашей духовной традиции.

Совершенно очевидно, что человеку, обществу, чтобы не стать "безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам", "не превратиться в исторический песок и му сор", по утверждению русского мыслителя Ивана Ильина необходимо обрести национальное лицо. А обрести его возможно, возвратившись к православным ценностям и искать их не где-нибудь, а в творениях святых отцов Церкви - Иоанна Златоустого, Тихона Задонского, Фео фана Затворника, Димитрия Ростовского.

Много веков назад нашими предками было принято православие как национальная религия. Не католический рационализм, а визан тийское наследие с его внутренней обращенностью к Богу через очи щение сердца определило выбор пути, стало частью русской жизни, вошло в педагогику. Не трудами западных мыслителей, а творениями святителя Иоанна Златоустого зачитывались наши предшественники,

    - 105

черпая из них духовную мудрость, христианскую кротость и любовь. Мы рассмотрели педагогическую концепцию святителя Иоанна Златоустого, что позволяет сделать следующее заключение: взгляды святителя на воспитание и обучение были ориентированы на Священ ное Писание. Именно православие стало определяющим фактором со держания и сущности философско-педагогических взглядов Иоанна Златоустого, повлияло на способы постановки и пути решения воспи тательно-образовательных задач. В трактовке процесса познания и обучения святитель Иоанн опирался на христианскую теорию позна ния. Последняя утверждает высшей формой познания - богопознание, признавая истиной личностное, разумное, божественное начало. Бо гопознание достигается несколькими способами - через созерцание природы, себя, окружающих людей, Священное Писание. Являясь мето дологической основой обучения, теория познания высвечивает цель обучения, принципы, формы обучения, методы и средства. Цель поз нания и обучения совпадают с целью христианской жизни - богоупо добление. Иоанном Златоустым было предложено построение процесса обучения по следующим принципам: от простого к сложному, от близ кого к далекому, то есть принцип доступности, учет индивидуальных особенностей, систематичность, последовательность, прочность, связь теории с практикой. Святитель в качестве лучшего способа передачи знаний выделил следующий - начинать обучение с видимого, чувственного мира - природы - живой и неживой, то есть дать представление о растениях, животных, человеке, небесных светилах, земле, воде и других физических явлениях, затем переходить к бо лее сложным обобщенным понятиям.

Сохраняя свою специфику, процесс обучения, согласно учению Иоанна Златоустого, не может быть оторван от воспитания. Педаго

    - 106

гический процесс, включающий и воспитание, и обучение, является частью христианской жизни, всецело базирующейся на принципе це лостности. Этот принцип лежит у истоков христианского целеполага ния. Православное образование в качестве главной цели выдвигает формирование целостной личности ребенка. Под целостной личностью понимается человек, не только усвоивший систему знаний и умеющий применять их в практической деятельности, но и человек со сфор мированными нравственными ценностями, глубоким пониманием смысла жизни, отношений между людьми, осознанием своего места, с желани ем и умением нести в мир согласие, любовь, свет Христовой истины. Воспитание целостной личности возможно только в целостном педаго гическом процессе. Одно из ведущих условий целостного педагоги ческого процесса - единство воспитания и обучения, проявляющееся в воспитывающем характере обучения и в обучающем характере воспи тания.

Воспитание и обучение в рамках православной педагогики имеют одну общую цель - спасение души, один образец - Бога, только с эти условием воспитание и обучение включаются в целостный педаго гический процесс, становятся преддверием вечности, указывают путь человека в Боге. Единство этих двух процессов в христианстве дос тигается путем любомудрия. Понятие "любомудрие" включает широкий спектр значений. В трактовке Иоанна Златоустого любомудрие обоз начает скорее не внешнюю философию, а совершенный образ жизни, жизнь по-христиански, где одновременно происходит и усвоение зна ний - религиозных и светских, и созидание душевной красоты, фор мирование мировоззрения.

Знание, наука, как подтвердило данное исследование, не про тиворечат вере, более того, наука может послужить средством бого

    - 107

познания. Православная педагогика ценила науку, но не просто как систему знаний, а науку, освященную светом веры. Христианство поддерживает светское образование, в котором формируются и укреп ляются мыслительные способности человека. Хотя, совершенно ес тественно, что христианин, принимая образование светское, еще большее значение придает образованию и воспитанию религиозному. Вопрос о соотношении веры и знания в общественных педагоги ческих кругах остается до сих пор дискуссионным. Но история Церк ви древних веков, в частности творения святителя Иоанна Златоус того, говорят о необходимости гармонического сочетания веры и знания, божественного и рационального. Приведем в подтверждение слова митрополита Филарета: "Нужно помнить, что христианство вов се есть не только сфера религиозных переживаний и чувств. Нет, христианство есть законченная система знаний и самых разносторон них данных, относящихся к области не только религиозной, но и на учной. Значение христианства как всесторонней законченной научной системы выявляется в курсах христианского нравоучения и вероуче ния. Здесь христианство предстает перед нами как богатейшая фило софская система, охватывающая и объясняющая человеку и весь мир, и его самого и указывающая истинный смысл и цель его земной жиз ни"[митр. Филарет. Нравственность христианина. - М. , 1991. С. 25].

Основой духовно-нравственного воспитания является целомуд рие. Церковь остается духовным ориентиром в нравственной жизни общества, охранительницей целомудрия, поборницей душевной и те лесной чистоты как одной из важнейших христианских добродетелей. На протяжении многих веков святые отцы относились к целомуд рию как к духовно-нравственной основе построения семьи, отдельной

    - 108

личности, говорили о необходимости воспитания целомудрия в детях. Конечно, ни Иоанн Златоустый, ни другие христианские учителя не могли предвидеть масштабов духовно-нравственного растления детей, юношества в современном обществе, но, по крайней мере, изучение их творений позволяет понять истинный смысл целомудрия, его зна чение, указать оптимальные пути воспитания целомудрия в сфере светского и православного образования. Святитель Иоанн рассматри вал целомудрие с трех позиций: как "чистое и нерастленное тело", как нравственную добродетель, как духовное совершенство. Он выде лил широкий и узкий смысл понятия "целомудрие", показал его внеш ние и внутренние признаки, раскрыл нравственно-психологическое значение.

В своих взглядах Иоанн Златоуст опирался на знание Ветхого Завета и Евангельское учение, где целомудрие трактуется не только относительно сферы половых отношений, но как духовно нравственное совершенство. Человек - венец творения, христианское понимание душевно-телесной природы указывает на приоритет потребностей ду ховных над потребностями физическими. Целомудрие связано со стремлением приобретения целостности, непорочности, здорового состояния, чистоты духовной, душевной и телесной.

Ценность педагогической концепции святителя Иоанна заключа ется в своего рода методических рекомендациях по воспитанию цело мудрия. Иоанн Златоустый считал, что лучшей почвой для такого воспитания является семья. Но если семья не выполняет своих функ ций, то такая обязанность возлагается на плечи педагога. Что мо жет сделать в этом направлении православное образование: во-пер вых, по возможности оградить детей от низкопотребной литературы, во-вторых, дать представление о целостной христианской жизни, о

    - 109

природе, человеке, рождении, о богосозданности творений, о смысле жизни; в-третьих, дать четкие знания о браке, его назначении, це лях в свете христианского учения; в-четвертых, развивать у детей уважительное и бережное отношение к своему телу, учить соблюдать скромность в одежде, внешнем облике; в-пятых, познакомить детей с литературой, музыкой нравственного характера, приобщить к нравс твенному христианскому идеалу на примерах целомудренной жизни Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых Иосифа Прекрасного, Анны-матери пророка Самуила, вмч. Варвары, Марии Египетской, Ели заветы Федоровны.

Светская педагогика может найти опору в организации уроков нравственности, приобщить детей к лучшим образцам литературы, ис тории, классической музыки. Как отмечает один из современных от цов Церкви, "ребенок, который приучен к хорошей классической му зыке, менее подвержен влияниям "рока", "металла", "ребенок, приу ченный к хорошей литературе, драме и поэзии и ощутивший ее воз действие на душу, не станет легко приверженцем современного теле видения и дешевых романов, опустошающих и развращающих душу. Луч шая мировая культура очищает и развивает человека" [иер. Серафим Роуз. Православное мировоззрение // Епархиальный вестник. - Воро неж, 1995. - N5-6].

Современное общество стремится к гуманизации педагогического процесса, провозглашает личностно-ориентированный подход к ребен ку, где важна не сумма переданных знаний, а человек с его духов но-нравственным потенциалом, деятельной любовью к людям. Но чаще всего это остается "мертвой буквой", закостеневшей схоластикой и на деле все оказывается по-другому. В детском саду, в школе ребе нок так и продолжает "подвергаться" воспитанию и обучению. С дру

    - 110

гой стороны, демократизация в стране привела к демократизации об разования, но в реальности демонстрирует не свободу, а анархию и вседозволенность.

Однако в педагогике остаются люди, своего рода подвижники, которые ставят во главу угла - любовь к детям. Это не только пра вославные, но и светские учителя. Поистине бывает так, что "язы цы, не имущие закона, естеством законная творят". Люди неверую щие, но живущие по законам совести, имеют идеал учительства бли зкий к христианскому. Православная педагогика, выросшая на христи анской этике, по словам К. Д. Ушинского дала миру самый высокий нравственный идеал для педагога. Это образец Иисуса Христа - Бога и человека, в его образе жизни, поступках заключен высший гума низм, человечность, жертвенность. Он пришел на землю не как царь, а как сын бедного плотника, терпел поношения и, наконец, взошел на крест, чтобы пострадать за грехи людей, которые были его деть ми и учениками, ради их спасения. Главный принцип, которому сле дует христианский учитель, по утверждению Иоанна Златоустого, "сначала снисходить, а затем возвышать", то есть спускаться до уровня ребенка, чтобы поднять до своего.

Педагог призван быть мостиком, соединяющим ученика и Бога, он должен помочь ребенку раскрыться в полноте его творческой сво боды. Общепризнано, что никакие программы не заменят личности учителя. Педагогическая профессия должна быть призванием, умением и желанием отдавать себя до конца детям. Личность учителя - это его высокий нравственный облик, знание учения своей веры, широкий кругозор, жертвенность и самоотречение в учительской профессии, умение видеть каждого ребенка во всех его проявлениях. Такой пе дагог понимает, что не школа, а семья в большей степени формирует

    - 111
    личность ребенка.

Одной из задач современного воспитания является связь детс кого сада, школы с семьей. Это проблема как православной, так и светской педагогики. Без их единства невозможно воспитать полно ценную целостную личность. Более того, как отмечает святитель Иоанн, именно семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребен ка. Семья является той атмосферой, где закладывается личность. По выражению Иоанна Златоустого, семья - частица государс тва. Это признает и наше общество. Состояние государства опреде ляется нравственной атмосферой семьи. Прочные устои семейной жиз ни и воспитания: взаимная любовь, уважение, послушание, прощение, духовное начало способны сделать жизнеспособной любую страну. С другой стороны, семья, опять же по утверждению святителя, - до машняя церковь, в которой каждый член семьи возрастает, учится духовной жизни и учит других. Сфера религиозного образования яв ляется главной: "Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и на учении Господнем", - говорит Иоанн Златоуст.

Наша работа охватила широкий круг вопросов, раскрывающих опыт православной педагогики в понимании процессов познания, обу чения, воспитания, целомудрия как нравственной основы воспитания, роли учителя в реализации педагогических прнципов, значения семьи в процессе воспитания и обучения. В поле деятельности вошли тво рения святителя Иоанна Златоустого.

Этот опыт вполне может быть использован при построении сов ременной православной школы, семьи на началах духовности и нравс твенности. Педагог-христианин найдет здесь все необходимое, близ кое по духу, сохранившее традиции, христианское понимание задач

    - 112
    воспитания, основы для построения педагогической теории.

Труды Иоанна Златоустого - это кладезь педагогической пре мудрости не только для христианской педагогики, но и для светско го образования. Проблема нравственного воспитания, вопросы о мес те семьи, учителя в жизни ребенка, построение педагогического процесса во многих аспектах их рассмотрения в трактовке святителя вполне приемлемы и применимы в нехристианской педагогике.

    .
    - 113
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Азбука православного воспитания. Сборник. - М. , 1997.

2. Беляев Варнава, епископ. Основы искусства святости. (Опыт изложения православной аскептики). - Нижний Новгород: Изд. : Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1995.

3. Бычков О. И. Образование - от слова образ // Воронежский епархиальный вестник. - 1995. - N7-8.

4. Василий Великий, свт. Творения: В 7 ч. - М. , 1845-1848. Ч. 7; Творения: В 3 т. - СПб. , 191. - Т. 1-2.

    5. Воспитание детей. Отечник. - М. , 1997 - N2.

6. Григорьевский М. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. - Ар хангельск, 1902.

    7. Григорий Богослов, свт. Творения. - М. , 1889. - Ч. 4.

8. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М. : Русский язык, 1981-1982. - Т. 1-4.

9. Дернов А. А. , протоиер. Методика Закона Божия. Учебное посо бие. - СПб. , 1913.

10. Зеньковский В. В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. - М. : Изд. Свято-Владимирского братства, 1993. 11. Зеньковский В. В. Педагогика. Православный Свято-Тихоновс кий Богословский институт - М. , 1996.

12. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. - СПб. , 1898, Репринт. Изд. Московской Патриархии, 1993.

13. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея ЕВанге листа. Репринт. Изд. Московской Патриархии. - М. , 1993.

14. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богос лова. Репринт. Изд. Московской Патриархии, 1993.

    - 114

15. Иоанн Златоуст, свт. О воспитании. Репринт. Изд. Московс кой Патриархии. - М. , 1993.

16. Иоанн Златоуст, свт. Творения: В 12 т. - СПб. , 1898-1906. Т. 3, Т. 10, Т. 11, Т12.

17. Иоанн Златоуст, свт. Творения: В 12 т. - Т. 1. - Кн. 1. Реп ринт. Изд. Московской Патриархии. - М. , 1991.

    18. Иоанн Лествичник. Лествица. - СПб. , 1995.

19. Каледа Г. , протоиер. , проф. Домашняя Церковь (Очерки ду ховно-нравственных основ создания и построения семьи в современ ных условиях). - М. , 1997.

20. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. - М. 5 ИТП и МИО РАО, 1994. 21. Кларин В. М. , Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творе ниях русских религиозных воспитателей IX-XX вв. - М. , 1996. 22. Куламзина С. С. Наша Церковь и наши дети. - 2-е изд. - Сос тавление, вступительная статья и пер. с англ. С. С. Бычкова. - М. : Мартис, 1994.

23. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М. : Про метей, Юрайт, 1998.

24. Николаев Б. Нравственные основы семьи в свете Священного Писания и учения святой Православной церкви // К свету. - 1993. N9-10.

25. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богос ловие. ) - М. : Даниловский благовестник, 1997.

26. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов /под ред. Н. Ю. Шведовой. - 23-е изд. - М. : Русский язык, 1991.

    27. Пестов Н. Е. Путь к совершенной радости. Воспитание де
    - 115
    тей. - М. : Даниловский благовестник, 1997.

28. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учебных заведений. - М. : Просвещение: Гуманит. изд. центр Владос, 1996.

    29. Радугин А. А. Философия: курс лекций. - М. , 1996.

30. Розанов В. В. В мире неясного, нерешенного. - М. , 1995.

    31. Российская педагогическая энциклопедия.

32. Роуз Серафим, иером. Православное мировоззрение // Воро нежский епархиальный вестник. - 1995. - N5-6.

33. Русская религиозная антропология. - Т. 1: Антология /Сост. , общ. ред. предисл. и прим. Н. К. Гаврошин. - М. : Московский фило софский фонд, Московская духовная академия, 1997.

34. Сластенин В. А. , Исаев И. Ф. , Мищенко А. И. , Шиянов С. Н. Пе дагогика. - М. : Школа-Пресс, 1997.

35. Сурова Л. В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. - М. , 1996.

36. Тимошенко Л. Н. Воспитание старшеклассниц. Книга для учите ля. - М. , 1989.

37. Тростников В. Н. Воспитание безнравственности //Русский дом. - М. , 1998. - N3.

38. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. - Т. 3. М. , 1988.

39. Учение св. Златоуста о браке // Странник. - М. , 1899. N12.

40. Феофан (Говоров) еп. Толкование пастырских Посланий свято го апостола Павла. - М. , 1899.

41. Феофилакт Болгарский, архиеп. Святое Евангелие от Матфея с

    - 116

толкованием. - М. : Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, "Новая книга", 1996.

42. Филарет (Дроздов), митроп. Нравственность христианина. М. , 1991.

43. Церковь, дети и современный мир. - СПб. : изд-во "Новый го род", 1997.

44. Четверикв С. , протоиер. Путь чистоты (беседы священника с молодежью по вопросам пола). - м. : Изд-во Крутицкого Патриаршего подворья, 1996.

45. Четвериков С. , прот. Описание жизни блаженные памяти оп тинского старца иеромонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. - Шамордина, 1912.

46. Что необходимо знать каждой девочке или Доверительные бе седы о самом важном. - М. : Даниловский благовестник, 1998.

47. Что необходимо знать каждому мальчику. - М. : Даниловский благовестник, 1998.

48. Что необходимо знать каждой матери - М. : Даниловский бла говестник, 1997.

49. Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чис тоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви. - М. : Дани ловский благовестник, 1997.

50. Экономцев И. Православие, Византия, Россия. - М. , 1992.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.