на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста - (диплом)
p>"В самом образе творения открывается божественная приро да.... Смотря на сотворимое будем удивляться Художнику. Невидимая бо Его, говорит Писание, от создания мира творении помышляема ви дима суть [Римл 1. 10] - пишет святитель Иоанн. В природе нет ни чего бесполезного: животные: млекопитающие, пернатые, пресмыкаю щие, растения: плодоносные и бесплодные - создания Творца, су ществуют в природе для конкретной цели, занимают свое место в жи вом мире, жизнь одного творения неразрывно с жизнью другого и ни когда не нарушает гармонии его существования. Это одна сторона, или точнее дополнение к первой - приспособленность сотворимого к потребностям человека. В этой связи можно отметить эстетическое удовлетворение от восприятия красоты природы и "удивительную пользу.... , потому что из них мы приготовляем дома и многие другие удобства, способствующие нашему покою, да и вообще нет ничего, что бы создано было без цели, хотя человеческая природа и не в состоянии узнать цели всякой вещи, - и так как между деревами, так и между животными, одни годны нам в пищу, а другие для рабо ты. Да и звери и гады доставляют нам не малую услугу, и если кто захочет рассмотреть дело добросовестно, найдет, что и теперь, когда мы за преслушание первого человека, лишились власти над ни ми, много бывает нам от них пользы. Врачи, например, из них берут много такого. из чего составляют лекарства, полезные для здоровья

    - 12

нашего тела" [свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. С. 55]. От пользы и "от величества бо красоты созданий сравнитель но радоделатель их познавается [Прем. XIII, 5]. От единичных тво рений человек переходит к познанию связей между творениями, от части к познанию целого: от семени к цветку, от одного создания ко всему сотворенному. О Боге уже говорит всем и каждому весь ви димый мир, начиная с последней былинки и ничтожного цветка [Мф 6, 28, 30] до звездных миров. Итак, "один способ богосознания (дос тигается) через рассматривание всего творения", - утверждает свя титель Иоанн. Обозначим, что все созданное иначе можно назвать совокупностью всего сотворенного, вселенной.

Другой способ благопознания - самосознание. Суть его состоит в следующем: человек внешнего чувственного мира обращается к собственной душе и телу. Если взгляд на красоту неба возбуждает благомыслящего созерцателя к славословию Творца, то тем более ра зумное это животное, человек, размышляя о своем устройстве, о вы сокой чести, данной ему, о великих дарах и несказанных благодея ниях, может постоянно восхвалять Виновника возносить посильное славословие Господу - пишет Иоанн Златоустый, дополняя пророка Давида: Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Самопознание в христианском понимании связано с осознанием своего греховного состояния и с одновременным стремлением к восстановлению целост ной природы, обретению - образа и подобия Божия, познание перво образа

Один из путей самопознания - совесть. Совесть - это голос Божий в человеке, внутренний закон, благодаря которому "возникает у нас познание доброго и недоброго. Совесть - совершенно немате риальное чувство, "нелицеприятный судья", неумолкаемый обличи

    - 13

тель, восстающий, взывающий, упрекающий, показывающий тяжесть преступления. "Хотя бы учинивший грех и совершивший беззаконное дело успел укрыться от всех людей, - от этого судии он скрыться не может, напротив, всегда носит внутри себя этого обличителя, который беспокоит его, мучает, карает, никогда не утихает, но на падает на него и дома, и на площади, и в собраниях, и за столом, и во время сна, и при пробуждении, требует отчета в поступках. Вряд ли можно дать емкое пределение понятия - совесть. Совесть это не только антиматериальное, но и душевное, а скорее духовное качество человека. Это тот мостик, который связывает человека с Богом.

При прочтении трудов святителя Иоана и ряда других отцов Церкви мы встречаемся еще с одним понятием - "сердце. " Совесть терзает сердце" - пишет Иоан Златоуст. Так мы подошли к следующе му пути самопознания, который можно обозначить как очищение серд ца. Слово "сердце" уже с древнейших времен у греческих, римских еврейских и других народов означало не только физиологический ор ган, но и душу, настроение, взгляд, мысль, ум, убеждение. Священ ное Писание также представление о сердце как о центре телесной и душевной жизни. Сердце способно скорбить, веселиться, негодовать, быть гневным, завистливым, гордым, надменным, вмещать чувства любви, упования на Бога, сокрушения, кротости и смирения. Сердцем человек отзывается на впечатления из внешнего мира и на свои пе реживания. Кроме этого Священное Писание утверждает сердце как высший и совершенный орган богопознания, познания и восприятия духовного мира. В сердце находятся все познавательные силы души. Сердце обеспечивает связь со всем существующим. Естественно, что общение с Богом совершается именно в сердце [Мф. 5, 8].

    - 14

Сердце является органом проявления человеческого духа, слу жит основой богоподобной жизни и веры в Бога Но здесь важным яв ляется условие соблюдения чистоты сердца, так "блаженни чистии сердцем яко тии Бога узрят". Святитель Иоанн, объясняя эту (шес тую) заповедь блаженств, говорит, что "чистым сердцем Иисус Хрис тос называет тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собой никакого лукавства, или тех, которые проводят жизнь в целомудрии. Ибо для того, чтобы видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в этой добродетели" [свт. Иоанн Зла тоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 15 // Творе ния. - Т. 7. - С. 154]. Только чистому возможно познать Чистого, то есть Бога. Под очищением сердца понимается - искоренение зла, познание себя, своих грехов, памятование смерти, истинное смире ние и сокрушение, любовь к Богу и людям. По словам Иоанна Злато уста, "распахивая свое сердце, вы открываете врата Божии". Чистым сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей; а все вместе, слившись, так сказать, в едину добродетель", - говорит Симеон Новый Богослов [Симеон Новый Богослов, прп. Деятельные и богословские главы, 82 // Слова. Вып; 2. - С. 532]. Таким образом, путь очищения сердца определяет способность человека к богопозна нию.

Следует различать чистоту сердца и чистоту ума. Ум позволяет человеку познавать окружающий мир с его жизнью, и одновременно с этим познавать переживания собственной души. Ум развивается преж де всего через изучение наук, получение образования. Христианство не считает и никогда не считало ненужными "светские науки" и об разование. Если говорить о святителе Иоанне Златоустом, то он был образованнейшим человеком своего времени. В науке, даже язычес

    - 15

кой, он сумел усвоить нужное и полезное и отбросить остальное. Очищение ума признается также одним из путей самопознания, усло вием для способности созерцания и видения Бога, происходит в ре зультате освобождения от нечистых помыслов и молитвы.

Помимо двух вышеперечисленных сторон человеческой души сердца им ума - выделяют еще и волю. Воля - сила человеческой ду ши, через которую человек осуществляет свои действия в мире, нравственные или безнравственные. Воля - это свободный выбор каж дого человека. "Нередко и злой человек, если захочет, может пере мениться и сделаться добрым, и добрый, если не будет бдителен, может развратиться", - говорит Иоанн Златоуст [свт. Иоанн Злато уст. Беседы на Книгу Бытия XIX. - С. 168].

Развитие всех упомянутых нами свойств человеческой души сердца, ума, воли - это и есть самопознание, работе над собой, над созданием в себе духовной личности. "Итак, - пишет святитель Иоанн, - будем исследовать силу ея (души), и не перестанем испы тывать самих себя; будем требовать у себя отчета в том, что в нас входит, и в том, что выходит, - что мы сказали полезного и какое слово праздное, а также, что полезного ввели в душу через слух, и что внесли в нее могущее повредить ей. Языку назначили некоторые правила и пределы, так чтобы наперед взвешивать выражения и потом произносить слова, а мысль приучили не вымышлять ничего вредного, а если что-нибудь подобное привзойдет извне, отвергать это, как излишнее и могущее повредить. Если это будете делать, то будете подобны Отцу вашему, иже есть на небесах (Матф. V, 45) [свт. Иоанн Златоуст, Беседы на Книгу Бытия IV].

Еще один способ богопознания совершается через других лю дей- родителей, наставников. Мы нашли уместным выделить его от

    - 16

дельно от других способов познания. Человек - не просто творение Бога, но венец творения, образ и подобие Творца. "Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бессловесные животные.... образ он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека, властите лем всего существующего на земле", - говорит святитель, утверж дая, что слово образ относится не к внешнему виду, а к господс тву. Подобие обозначает сходство с Богом в кротости, смирении и вообще добродетели". Следовательно, познание другого человека, его душевной и духовной сторон приводит к познанию Бога.

Основной способ богопознания - это изучение Священного Писа ния и Священного Предания. Этот способ универсален и по значимос ти превосходит три предыдущих. Писание в какой-то степени раскры вает и является источником познания природы, человека и самопоз нания. Священное Писание является не просто изложением историчес ких событий Ветхого и Нового Завета, повествованием жизни людей. "И одного даже слога нельзя найти (в нем) без значения", пишет святитель Иоанн. Священное Писание относится не к творениям чело веческой мысли, а к творениям Бога. Богодухновенность Писания де лает его преимущественным и более совершенным источником познания Бога, чем ранее рассмотренные. По сравнению с познанием чувствен ного мира живой и неживой природы, человека только Писание и пре дание претендуют на точность, чистоту, неповрежденность, глубину учения, совершенство образцов высоты нравственного поведения Гре хопадение по христианскому учению стало причиной разрушения гар монии в природе, духовной целостности в человеке, в результате чего последние перестали быть достоверными источниками богопозна

    - 17

ния и сохранили свое значение как источники познания Бога частич но.

Таким образом, Священное Писание и Священное предание зани мают ведущее место среди способов богопознания. Чтение божествен ного Писания подробно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую часть приобретает себе великое богатство, так и в божест венном Писании даже в кратком речении можно найти великую духов ную силу и неизреченнное богатство мыслей. И не только сокровищу подобно слово Божие, И не только сокровищу подобно слово Божие, но и источнику, источающему обильные потоки и имеющему много во ды. Велико богатство этого сокровища и обильны потоки этого ду ховного источника .... и наши предки по своим силам черпали из этих потоков, и наши потомки будут делать тоже самое. Христос сказал: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруей в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы [Иоанн VII, 37, 38] - утверждает святитель Иоанн [свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия III. - С. 15].

Коротко остановимся на средствах познания Бога. Один из ос новных инструментов познания в христианском понимании - любовь. Любовь признается не просто эмоционально-нравственным качеством, но и орудием познания творений и Творца. Другое средство - это наука. Но не просто наука материалистическая в привычном для нас понимании, но наука как система (совокупность) религиозных и на учных знаний о мире и человеке, указывающая на смысл и цель чело веческого существования. И третье средство - строгие законы ду ховной жизни: пост, молитва, участие в таинствах Церкви, правед ная жизнь. "Истина - познается по силе жития", - говорил один из Отцов Церкви, то есть процесс познания в христианской философии

    - 18

трактуется как процесс богоуподобления. Основополагающий в хрис тианской философии и соответственно педагогике является то, что познание происходит не только посредством деятельности рассудка, но осуществляется при участии всей природы человека.

Опираясь на изложенную теорию познания и на христианское по нимание процесса познания, раскроем сущность процесса обучения. Процесс познания, являясь основой для обучения, имеет целью при обретение истинного знания, суть которого святитель Иоанн выража ет следующими словами: "Великое благо в том, чтобы знать, что та кое Тварь и кто Творец, что такое создание и кто Создатель" [свт. Иоанн Златоустый. Восемь слов на книгу Бытия. - С. 727]. В этом плане содержание процесса обучения сходно с содержанием процесса познания. Последний является как бы точкой опоры, от которой от талкивается первый. Из этого следует, что начальная ступень обу чения включает раскрытие и усвоение знаний о чувственном, видимом мире природы. Такой путь обучения Иоанн Златоуст считает более удобным для человека. Это положение имеет четкое обоснование. Способ обучения зависит от уровня ученика, поэтому нужно первона чально сообщать только то знание, которое подопечный способен воспринять, "снисходить" до ученика, чтобы потом возвысить. Эффективность процесса обучения зависит от соблюдения мудро го закона дидактики - принципа доступности. В изложении материала нужно идти от простого к сложному, от части к целому. Познава тельная деятельности в христианской педагогике организуется таким образом, чтобы "от предметов чувственных" возвести ум к Создателю вселенной, дабы познав Художника из дел воздать поклонение Творцу и не остановится на тварях" [свт. Иоанн. Беседы на Книгу Бытия II. - С. 10].

    - 19

"Не благоразумно, - пишет святитель Иоанн, - давать твердую пищу тем, которых нужно еще питать молоком. Когда первые начатки знания прочно усвоены передается "совершеннейшее учение", к чувс твенному прилагается духовное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.