Близкой к теории
социализации является «медиабиографическая теория», разработанная Д.
Бааке (D. Baacke), У. Зандер (U. Sander) и Р.
Фольбрехт (R. Vollbrecht). В ее рамках определяющим поведение
людей по отношению к СМИ считается не просто детский опыт, а то, в какое время
и при каких условиях произошло знакомство ребенка с данным СМИ. Исследователями
сделана попытка сосредоточить внимание на отдельных случаях в жизни человека,
которые повлияли на его дальнейшее отношение к СМИ. Эта теория вызывает много
критики, прежде всего, из-за методологических проблем, так как единственным
источником информации здесь являются воспоминания людей.
В предложенной М.
Чарлтоном (M. Charlton) и К. Нойман-Брауном (K. Neumann-Braun)
«структурно-аналитической теории восприятия» сделана попытка связать
индивидуальное восприятие СМИ в детстве с условиями социального окружения.
Исследования в рамках этой теории касались «внутреннего диалога», который
возникает у ребенка при обращении к СМИ, обсуждения полученной в СМИ
информации, социального контекста (семья и друзья), а также связи сообщений СМИ
с жизненными ситуациями, в которых оказывается ребенок. Было выявлено, что на поведение
детей по отношению к СМИ влияют два фактора – связь сообщения СМИ с текущими
проблемами ребенка и принятые в его микросоциальной группе ценности, которые
определяют отбор сообщений СМИ для дальнейшего обсуждения в группе. Эти
факторы, безусловно, оказывают влияние на дальнейшее поведение человека по
отношению к СМИ, однако в каком соотношении находятся они с другими факторами,
и при каких условиях их действие проявляется наиболее ярко, на сегодняшний день
не известно.
Принадлежащая немецкому
исследователю Р. Вайсу (R. Weiß) «теория практического
смысла» связывает обращение к СМИ с социальным положением человека и
проблемами, с которыми он в данный момент сталкивается. При этом определяющими
могут являться место и время обращения к СМИ. Например, на рабочем месте
политик или управленец будет уделять внимание тем материалам СМИ, которые
связаны с его работой. В домашней обстановке этот же человек, напротив, может
потратить время на материалы, к примеру, о любви и семейном счастье. Данная
теория перекликается с описанным в § 2 подходом «единства жизненных проблемных
ситуаций». В то же время перечень факторов, влияющих на обращение к СМИ, здесь
выглядит явно недостаточным. Например, совершенно без внимания оставлены
личностные особенности человека. Так, один человек может заниматься своими
проблемами и на работе, и дома, другой, наоборот, везде будет заниматься
работой, третий же никак не будет связывать работу и личные проблемы с
обращением к материалам СМИ.
В «теории культурных
исследований» Р. Вильямса (R. Williams) обращение к СМИ рассматривается как
часть усвоенной человеком культуры, которая, в свою очередь, определяется как
«общая организация жизни». И если в описанной выше «теории практического
смысла» социальные характеристики человека являются определяющими при обращении
к СМИ, то с точки зрения «теории культурных исследований» они вовсе остаются
без внимания. На эту слабость данной теории указывали критики. Стремясь
«объяснить все», «теория культурных исследований» в конечном счете так и не предложила
какой-либо четкий критерий, объясняющий выбор СМИ представителями аудитории.
В качестве уточняющей по
отношению к «теории культурных исследований» можно рассматривать «модифицированную
теорию стиля жизни», разработанную шведским исследователем К.Е. Розенгреном
(K.E. Rosengren). Он
связал обращение к СМИ с характеристиками общества, с характеристиками
позиции человека в обществе и с характеристиками самой личности. Характеристики
общества – это уровень экономического развития и урбанизации, господствующая
религия, особенности партийно-политической системы страны, условия жизни и
работы граждан страны, климат, альтернативы проведения свободного времени и
имеющееся медиапредложение. Все они внешние по отношению к характеристикам
человека. Так, высокая популярность газет в Японии (более 600 экземпляров на
1000 жителей) объясняется развитой системой распространения, а также
подверженностью Японии природным катастрофам, в результате чего в этой стране
существует повышенный спрос на информацию. В свою очередь, низкие тиражи газет
в Испании (примерно 100 экземпляров на 1000 жителей) связаны с усталостью
жителей этой страны от политических потрясений.
Характеристики социальной
позиции человека – это возраст, пол, образование, профессия, доходы, режим дня
и бюджет времени. Личностные характеристики – это структура личности,
непосредственное социальное окружение (семья и друзья), опыт обращения со СМИ,
ситуация восприятия, а также ценности и убеждения.
Данная теория также
получила распространение, однако в дальнейшем были сделаны попытки как
расширить количество рассматриваемых характеристик, так и исключить некоторые
из них. Например, бюджет свободного времени некоторыми исследователями
рассматривается как показатель индивидуальной организации жизни, не имеющий отношения
к позиции человека в обществе. Высказывались сомнения и о наличии взаимосвязи
между обращением к СМИ и политико-экономической ситуацией, потому что в странах
с одинаковой политической системой и экономическим развитием может наблюдаться
совершенно разное отношение к одним и тем же типам СМИ.
Основные положения теорий
в рамках контекстуального подхода сведены в табл. 2.
Таблица 2 - Контекстуальные
теории поведения людей по отношению к СМИ
Название
теории
|
Краткое
описание
|
Теория
социализации |
Обращение к
СМИ определяется опытом, полученным в детстве и юности. Дети наследуют
привычки родителей |
Медиабиографическая
теория |
На обращение к
СМИ влияют обстоятельства, при которых произошло знакомство с соответствующим
видом СМИ, а также отдельные случаи взаимодействия со СМИ в детстве |
Название
теории
|
Краткое
описание
|
Структурно-аналитическая
теория восприятия |
Обращение к
СМИ определяется как индивидуальным восприятием СМИ в детстве, так и
социальным окружением, в котором находился ребенок |
Теория
практического смысла |
Обращение к
СМИ зависит от социального положения человека и от проблем, с которыми он
сталкивается в данный момент жизни |
Теория
культурных исследований |
Обращение к
СМИ является составной частью культуры как общей организации жизни |
Модифицированная
теория стиля жизни |
Обращение к
СМИ определяется характеристиками структуры общества, положением человека в
обществе и личностными характеристиками |
Особенности потребления
СМИ в современном обществе
Помимо поиска факторов,
влияющих на обращение людей к СМИ, предпринимались попытки выделить
определенные типы медиапользователей и в этой связи обосновать интерес
людей к материалам СМИ. Еще в середине прошлого века немецкий исследователь
Х.А. Мюнстер (H.A. Münster) описал три стратегии отношения
людей к СМИ: ориентации на развлечение, на информацию и на избегание контакта
со СМИ. В эмпирических исследованиях он выявил распределение и характеристики
носителей разных ориентаций (см. табл. 3).
Таблица 3 - Стратегии
отношения людей к СМИ
Название
стратегии |
Ориентация
на развлечение
|
Ориентация
на информацию
|
Ориентация
на избегание контакта со СМИ
|
Доля в
населении |
60-65% |
30-35% |
Около 5% |
Название
стратегии |
Ориентация
на развлечение
|
Ориентация
на информацию
|
Ориентация
на избегание контакта со СМИ
|
Особенности социальной
структуры |
Значительное
количество молодежи.
Отсутствие
интереса к политике.
Много
представителей низшего класса.
|
Много людей
среднего и старшего возраста.
Мужчин больше,
чем женщин.
Наличие
интереса к политике.
Образование и
доход выше среднего.
|
Малообразованные
представители низших слоев общества.
В виде
исключения встречаются люди, сознательно отказавшиеся от контакта со СМИ.
|
Особенности
потребления СМИ |
Поверхностность.
Избегание
информационных сообщений.
Чтение
бульварных газет, прослушивание коммерческих радиостанций.
|
Целенаправленный
поиск информационных сообщений.
Чтение качественных
газет, внимание к новостным выпускам вещательных каналов.
|
Количество
доступных каналов СМИ ограничено и в отдельных случаях равно нулю. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|