Что касается
«структурирования времени», то здесь немецкий социолог Е. Шойх (E. Scheuch) усматривает сходство между потреблением СМИ и
религиозными ритуалами. Подобно тому, как в прошлые времена церковь
предписывала людям в определенные часы молиться и структурировала не только
дни, но и недели и даже годы, потребление СМИ привязано обычно к определенному
времени дня, а основные медиатемы, например, спортивные соревнования и
избирательные кампании, структурируют большие по продолжительности периоды
времени.
Если структурировать
время человек, при достижении определенного уровня личностной зрелости, может и
без помощи СМИ, то при информировании об инновациях без СМИ не обойтись. Если в
традиционном обществе люди повторяли образ жизни родителей и могли почти всем
необходимым навыкам и ритуалам научиться в домашних условиях, то в современном
обществе условия жизни постоянно меняются, постоянное обновление касается всего
– от законов до предметов быта. Описанные в данном разделе факторы,
связанные с особенностями потребления СМИ в современном обществе, сведены в
табл. 5.
Таблица 5 - Факторы,
связанные с особенностями потребления СМИ в современном обществе
Наименование
фактора
|
Краткое
описание
|
Характер
ориентации на СМИ |
Обращение к
СМИ обусловлено либо поиском развлечения, что характерно для большинства
людей, либо поиском информации, что характерно для меньшинства. |
Социальная
роль |
Обращение к
СМИ обусловлено интересом, который, в свою очередь, связан со спектром
социальных ролей, исполняемых человеком. |
Материалы СМИ
как «пища для разговоров» |
Обращение к
СМИ связано с поиском тем для общения с другими людьми из-за трудностей
общения между представителями разных профессий. |
Структурирование
времени |
Обращение к
СМИ представляет собой подобие религиозного ритуала, а выпуски новостей и
медиатемы структурируют периоды времени, начиная от часов и дней и кончая
годами и десятилетиями. |
Информирование
об инновациях |
СМИ не столько
сообщают новости, сколько информируют людей об изменениях в образе жизни, и
именно с этим связано обращение к ним. |
Рассмотренные теории
позволяют выявить широкий круг общечеловеческих закономерностей, связанных с
обращением к СМИ. При этом СМИ во взаимоотношениях с аудиторией не могут учитывать
индивидуальные особенности людей. Однако необходимо выделять в потенциальной и
реальной аудитории те группы, для которых характерны свои стимулы и мотивы, то
есть проводить сегментирование. Основания же для сегментирования выявляются
исходя из особенностей, присущих именно данной группе, помимо естественно
действующих на нее и общечеловеческих факторов. Поиску оснований для сегментирования
аудитории и описанию с учетом этого целевой аудитории отдельного издания
посвящен § 2 данной главы.
1.2 Проблемы
сегментирования аудитории прессы в меняющемся обществе
Аудитория: определение и
характеристики.
Аудитория СМИ в
социологии журналистики определяется как «совокупность людей - адресатов
журналистских произведений, возникающая на основе общности их информационных
интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов их удовлетворения». В
данной работе будут использованы следующие понятия, относящиеся к аудитории:
потенциальная, целевая и реальная. Потенциальная аудитория – это
количество людей, которые технически досягаемы для доставки информации. По
отношению к печатному СМИ это все люди, проживающие в зоне его распространения.
Целевая аудитория издания – это его наиболее
желательные потребители, те, для кого это издание предназначено в первую
очередь. Понятие «целевая аудитория» возникло, когда развитие медиарынка и
появление большого количества изданий привело к тому, что все более
значительная часть каналов стремится удовлетворить запросы лишь части
потенциальной аудитории. Таким образом, из потенциальной аудитории, как
правило, выделяют целевую аудиторию как «обладающую набором общих социальных
характеристик и состоящую из людей с едиными информационными интересами,
которые, в свою очередь, обусловлены единством социальных статусов (в
частности, профессиональных), базовых ценностей (национальных, религиозных,
классовых и др.), образа жизни и степени доступа к информации и возможности ее
использования как ресурса». Внутри целевой аудитории также могут выделяться
различные более узкие целевые группы читателей, что связано со стратегией
сегментирования рынка.
Реальная аудитория издания – это аудитория, которая сложилась
у издания фактически, люди, которые в действительности его читают. Реальная
аудитория всегда меньше или равна потенциальной, но может находиться в
любом соотношении с целевой. Она может быть больше, меньше или равна
целевой по размеру и может совпадать с ней полностью, частично или не совпадать
вообще по структуре. При этом соответствие запланированной (целевой) и реально
сложившейся аудитории по величине и составу является важнейшим показателем
жизнеспособности медиапроекта и правильности расчетов его руководства.
Следует отметить, что
несовпадение реальной и целевой аудиторий встречается в практике медиа-бизнеса
достаточно часто. Многие общественно-политические издания своей целевой
аудиторией обычно называют «средний класс» (слой высококвалифицированных
специалистов, менеджеров и предпринимателей), а многие деловые издания
ориентируются на «высший класс» - на руководителей и владельцев бизнеса. В
действительности же нередко оказывается, что в реальной аудитории данных
изданий доминируют вовсе не заявленные социальные группы. Например, реальная аудитория
общественно-политического издания может состоять, в основном, из пенсионеров и
домохозяек, а аудитория делового издания – из студентов и представителей
интеллигенции.
Эмпирически выявляемые характеристики
аудитории подразделяют на характеристики структуры и характеристики взаимоотношений
со СМИ. Первые отвечают на вопрос «Кто и почему обращается к СМИ?», вторые
– на вопрос «Как происходит потребление СМИ?». Характеристики структуры
аудитории, в свою очередь, подразделяют на социально-демографические и социально-психологические.
К первым, прежде всего, относятся пол, возраст, уровни образования и дохода,
семейное и социальное положение, профессиональная принадлежность. Эти
характеристики в большинстве случаев являются определяющими при установлении
расценок на рекламу и выявляются при помощи стандартизированных рейтинговых
исследований, о которых будет сказано ниже.
К
социально-психологическим характеристикам аудитории относятся потребности в
массовой информации в целом, установки аудитории по отношению к различным видам
СМИ (пресса, радио, телевидение, Интернет), а также мотивы выбора того или
иного СМИ и интерес к конкретному материалу. Эти характеристики особенно важны
для менеджмента изданий, так как соответствие издания потребностям и интересам
его целевой аудитории определяет успех издания на медиарынке и возможность
служить тем социальным целям, ради которых это издание было создано. Социально-психологические
характеристики аудитории также могут учитываться при взаимодействии с
рекламодателями, особенно когда это касается рекламы «стилевых» товаров. Выявляются
социально-психологические характеристики аудитории при помощи исследований,
которые проводятся обычно по заказу редакций, касаются аудитории конкретного
издания и носят конфиденциальный характер, так как являются инструментом
конкурентной борьбы между изданиями.
Характеристики взаимоотношений
аудитории со СМИ, как было сказано выше, описывают процесс потребления массовой
информации и участия аудитории в массовых коммуникациях. Здесь выделяют
следующие подгруппы характеристик: характеристики условий доступа аудитории к
потреблению информации, характеристики включенности аудитории в процесс
потребления информации через различные каналы СМИ, характеристики отношения
аудитории к материалам СМИ и характеристики, связанные с участием аудитории в
производстве и ретрансляции информации СМИ.
Характеристики условий
доступа аудитории к СМИ подразделяют на экономические, географические и
временные. Применительно к печатным СМИ здесь речь идет о ценовой доступности
покупки издания или подписки на него, о способности системы распространения
издания обеспечить физическую доступность его для читателей, и о читательском
стаже представителей аудитории.
Характеристики включенности
аудитории в процесс потребления массовой информации делят на два вида –
показатели владения тем или иным источником массовой информации (наличие
телевизионного или радиоприемника, подписка на периодические издания или
регулярность их приобретения) и показатели степени включенности аудитории в
процесс потребления информации (частота, интенсивность, регулярность обращения
к тому или иному источнику информации и затраты времени на контакт с ним). По
отношению к прессе принято выделять следующие группы с точки зрения
включенности – читательское «ядро» и случайные читатели, «тяжелые» и «легкие»
читатели, а также первичную, вторичную и третичную аудиторию. В первом случае
за основу берется регулярность чтения издания, во втором – глубина прочтения и
затраты времени, в третьем – способ получения издания (сам купил или выписал;
член семьи того, кто купил или выписал; получил издание бесплатно).
Характеристики отношения
аудитории к материалам СМИ выражаются в степени удовлетворенности, оценках,
мнениях и пожеланиях касательно рассматриваемых материалов или издания в целом.
Объектами оценок могут быть и отдельные стороны издания, например, уровень
объективности, критичности, оперативности, актуальности, конкретности.
Характеристики участия
аудитории в производстве и ретрансляции информации касаются обращений ее
представителей в СМИ, внештатным сотрудничеством с ними, обсуждения полученной
через СМИ информации и использования ее в различных сферах деятельности
респондентов. С развитием компьютерных технологий появилась новая форма участия
аудитории в деятельности СМИ – возможность обсуждать материалы на
Интернет-форумах, размещать там свои комментарии, которые становятся доступны
всей аудитории также, как материалы журналистов. Правда, на сегодняшний день, подобное
участие в деятельности СМИ характерно лишь для незначительной части читателей,
так как, к примеру, онлайновая аудитория изданий все еще многократно меньше
аудитории их традиционных версий.
В зависимости от сходства
тех или иных характеристик представителей аудитории либо наборов характеристик аудиторию
можно разделить на сегменты и в дальнейшем работать уже с ними. Это позволит, с
одной стороны, достаточно точно описать целевую аудиторию издания, а, с другой,
многократно упростит задачу по сравнению с рассмотрением взаимодействия со СМИ
на уровне отдельных потребителей.
Сегментирование аудитории
Маркетинг возник из
осознания невозможности удовлетворить одним типом продукта весь рынок в
условиях роста количества товаров и каналов рекламы. В современном маркетинге различают
рынок потребительских товаров (Consumer market) и рынок
промышленных товаров (Business-to-Business market). В первом случае покупатели сами потребляют
приобретаемые товары и услуги, во втором – используют приобретаемые товары в
производстве для получения прибыли. Пресса как товар присутствует на обоих
рынках – в первом случае в виде изданий «для всех», во втором – в виде
специализированных изданий (так называемых В2В). Для целей данной работы
исследование будет ограничено рынком потребительских товаров, то есть неспециализированными
изданиями, которые люди читают вне рамок своей основной работы.
О жесткости конкуренции
на российском рынке прессы говорит тот факт, что по данным Федерального
агентства по печати и массовым коммуникациям РФ (ФАПМК) общее количество
зарегистрированных в стране изданий на 1 января 2006 года составило 44365, в
том числе 26177 газет и 18188 журналов, то есть одно издание приходится в
среднем на три тысячи жителей. Статистика по количеству реально выходящих
изданий отсутствует. По различным оценкам, в стране регулярно выходит от 7
тыс. до 20 тыс. периодических изданий, то есть в среднем по 100-300 изданий
на регион. Конкуренция имеет место даже на малых территориальных рынках, таких
как рынки районных и городских газет, где зачастую присутствует сразу несколько
изданий, рассчитанных на одну и ту же аудиторию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|