на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Использование исследований аудитории в управлении периодическим изданием

Как видим, по данным К.Х. Мюнстера, подавляющее большинство случаев обращения к СМИ связано с поиском развлечения. Созданные как средство передачи информационных сообщений, СМИ в значительной степени превратились в разновидность шоу-бизнеса. Российский исследователь М.М. Назаров согласен, что «ключевым моментом функционирования системы СМИ является обеспечение аудитории развлекательным содержанием», потому что именно этот вид содержания, в отличие от других, способен привлечь внимание максимально широкой аудитории и, соответственно, обеспечить максимум финансовых поступлений. Поэтому развлечение как мотив обращения к СМИ требует особого внимания со стороны редакционного менеджмента. Недостаточный учет этой функции может привести к потере значительной части потенциальной аудитории определенного СМИ.

В то же время трудности возникают уже с определением понятия «развлечение» по отношению к материалам СМИ. В одних случаях речь идет о противопоставлении по линии «произведения высокой культуры – развлечение как нечто дешевое, неполноценное и тривиальное». В этом случае понятие «развлечение» имеет негативный оттенок. Противопоставление по линии «информация – развлечение» также содержит негативный оттенок, хотя некоторыми может восприниматься положительно, как форма протеста против навязываемой им информации. И, наконец, противопоставление может идти по линии «развлечение – скука». Здесь в качестве развлекательного теоретически может выступать любой материал СМИ, независимо от его темы и информационной ценности. Главное – чтобы он представлял интерес для аудитории, то есть был ею выбран. В данной работе разграничение между информацией и развлечением проведено на основе использования материалов СМИ. В первом случае они выступают в качестве «управляющей» информации, то есть за потреблением информации следует изменение картины мира и определенные действия индивида. Во втором же случае потребление материалов СМИ приводит лишь к изменению эмоционального состояния и никак не влияет на последующую активность индивида.

Основным механизмом выбора материала СМИ является интерес, который в социальной психологии определяется как отношение значимости и привлекательности. При этом значимость определяется, скорее, важностью информации, а привлекательность – формой ее подачи. Соответственно, наибольший интерес вызовут сообщения СМИ, отвечающие ожиданиям и по форме, и по содержанию.

Начиная с 1960-х годов в зарубежной и отечественной социологии состав интересов связывали, прежде всего, с социальными ролями, которые человек исполняет, а также с кругом общностей, в которые он включен. В этой связи интересными для людей оказываются те темы, с которыми они связаны профессионально, а также те, которые касаются повседневной жизни, например, здоровье, безопасность, условия жизнеобеспечения (торговля, бытовое обслуживание, благоустройство населенных пунктов), дом и взаимоотношения в семье. Поэтому лидируют в борьбе за аудиторию именно те СМИ, которые, с одной стороны, отвечают на «злобу дня», а с другой - уделяют большое внимание вечным для человека вопросам и проблемам повседневной жизни. Следует иметь в виду, что современный медиарынок более чем перенасыщен подобным информационным предложением, и в борьбе за аудиторию делать ставку исключительно на одни «вечные» проблемы крайне рискованно.

Что касается ориентации на информирование, которая также является важным фактором в регуляции информационного поведения, то согласно теории социальных ролей информационные потребности человека также связаны с его включенностью в различные сферы деятельности. Отсюда следует, что у работающего, как правило, потребность в массовой информации и круг интересов будут выше, чем у неработающего, а у руководителя выше, чем у рядового сотрудника. Ключевым фактором здесь является развитие общества, приводящее к его усложнению, появлению новых социальных ролей. Люди одновременно исполняют большой круг социальных ролей, а также многократно меняют их в процессе своей жизни. Включенность в широкий круг сфер деятельности требует времени и внимания, и чем выше будет активность человека, тем меньше возможностей у него будет для потребления СМИ даже при наличии интереса к ним.

Величина свободного времени, особенности его бюджета также являются одними из важнейших факторов, влияющих на потребление СМИ. Если в индустриальном обществе с развитием технологий продолжительность рабочего дня постоянно сокращалась, а продолжительность досуга возрастала, то в настоящее время каких либо стандартов в этом отношении не существует. Одни люди работают по 10-12 часов в день без выходных, другие - по нескольку часов в день при количестве выходных большем, чем количество рабочих дней. В среднем же ежедневно россияне тратят на потребление СМИ 9 часов, из которых 4 часа 11 минут смотрят телевидение, 3 часа 40 минут слушают радио, 26 минут читают прессу, 5 минут потребляют информацию в Интернете и 38 минут тратят на чтение книг, просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей. Причем время, уделяемое на чтение прессы, все последние годы сокращалось. Например, в Германии между 1980-м и 2000 годом среднее время чтения прессы сократилось с 39 минут до 29 минут в день. То есть издатель должен иметь в виду, что на всю прессу, включая его издание, средний человек потратит менее получаса в день. Применительно к чтению прессы представляют интерес также данные о параллельном пользовании СМИ различных видов, приведенные в табл. 4, которые показывают конкурентное положение различных видов СМИ относительно друг друга при наличии альтернатив.


Таблица 4 - Одновременное потребление различных видов СМИ (в % по строке)

Используемое СМИ

Параллельно используемое СМИ

ТВ

Радио

Газета

Журнал

Интернет

ТВ

- 0% 1% 1% 1%

Радио

1% - 7% 2% 0%

Газета

5% 29% - 2% 0%

Журнал

14% 17% 4% - 0%

Интернет

13% 6% 1% 0% -

Как показывают данные табл. 4, параллельно с чтением газет электронные СМИ потребляют 34% читателей (5% + 29%), параллельно с чтением журналов – 31% (14% + 17%). В то же время параллельно с просмотром телевидения печатные издания читают 2%, параллельно с прослушиванием радио – 9%, с пользованием Интернетом – 1%. С учетом того, что время на чтение прессы и так в разы меньше времени, отводимого на потребление электронных СМИ, конкурентная позиция печатных изданий представляется достаточно уязвимой.

Среди важнейших комплексных мотивов обращения к СМИ, проявляющихся в современном обществе, исследователи также выделяют «поиск пищи для разговоров», «структурирование времени» и «информирование об инновациях». Так, быть минимально информированным об освещаемых СМИ основных темах («повестка дня») в современном обществе считается социальной нормой. Люди ожидают друг от друга, что каждый из них в курсе тех же самых событий и способен поддержать разговор. Особенно это актуально из-за того, что сферы трудовой деятельности людей постоянно специализируются и отдаляются друг от друга, и поговорить со знакомыми о работе оказывается невозможным, так как представители разных профессий друг друга просто не поймут. В этом случае материалы СМИ могут помочь найти нечто общее между людьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.