Как видим, по данным К.Х.
Мюнстера, подавляющее большинство случаев обращения к СМИ связано с поиском
развлечения. Созданные как средство передачи информационных сообщений, СМИ в
значительной степени превратились в разновидность шоу-бизнеса. Российский
исследователь М.М. Назаров согласен, что «ключевым моментом функционирования
системы СМИ является обеспечение аудитории развлекательным содержанием»,
потому что именно этот вид содержания, в отличие от других, способен привлечь
внимание максимально широкой аудитории и, соответственно, обеспечить максимум
финансовых поступлений. Поэтому развлечение как мотив обращения к СМИ требует
особого внимания со стороны редакционного менеджмента. Недостаточный учет этой
функции может привести к потере значительной части потенциальной аудитории
определенного СМИ.
В то же время трудности
возникают уже с определением понятия «развлечение» по отношению к материалам
СМИ. В одних случаях речь идет о противопоставлении по линии «произведения
высокой культуры – развлечение как нечто дешевое, неполноценное и тривиальное».
В этом случае понятие «развлечение» имеет негативный оттенок.
Противопоставление по линии «информация – развлечение» также содержит
негативный оттенок, хотя некоторыми может восприниматься положительно, как
форма протеста против навязываемой им информации. И, наконец,
противопоставление может идти по линии «развлечение – скука». Здесь в
качестве развлекательного теоретически может выступать любой материал СМИ,
независимо от его темы и информационной ценности. Главное – чтобы он представлял
интерес для аудитории, то есть был ею выбран. В данной работе разграничение
между информацией и развлечением проведено на основе использования материалов
СМИ. В первом случае они выступают в качестве «управляющей» информации, то есть
за потреблением информации следует изменение картины мира и определенные
действия индивида. Во втором же случае потребление материалов СМИ приводит лишь
к изменению эмоционального состояния и никак не влияет на последующую
активность индивида.
Основным механизмом
выбора материала СМИ является интерес, который в социальной психологии
определяется как отношение значимости и привлекательности. При этом
значимость определяется, скорее, важностью информации, а привлекательность –
формой ее подачи. Соответственно, наибольший интерес вызовут сообщения СМИ, отвечающие
ожиданиям и по форме, и по содержанию.
Начиная с 1960-х годов в
зарубежной и отечественной социологии состав интересов связывали, прежде всего,
с социальными ролями, которые человек исполняет, а также с кругом
общностей, в которые он включен. В этой связи интересными для людей оказываются
те темы, с которыми они связаны профессионально, а также те, которые касаются
повседневной жизни, например, здоровье, безопасность, условия жизнеобеспечения
(торговля, бытовое обслуживание, благоустройство населенных пунктов), дом и
взаимоотношения в семье. Поэтому лидируют в борьбе за аудиторию именно те СМИ,
которые, с одной стороны, отвечают на «злобу дня», а с другой - уделяют большое
внимание вечным для человека вопросам и проблемам повседневной жизни. Следует
иметь в виду, что современный медиарынок более чем перенасыщен подобным
информационным предложением, и в борьбе за аудиторию делать ставку
исключительно на одни «вечные» проблемы крайне рискованно.
Что касается ориентации
на информирование, которая также является важным фактором в регуляции
информационного поведения, то согласно теории социальных ролей информационные
потребности человека также связаны с его включенностью в различные сферы
деятельности. Отсюда следует, что у работающего, как правило, потребность в
массовой информации и круг интересов будут выше, чем у неработающего, а у
руководителя выше, чем у рядового сотрудника. Ключевым фактором здесь является
развитие общества, приводящее к его усложнению, появлению новых социальных
ролей. Люди одновременно исполняют большой круг социальных ролей, а также
многократно меняют их в процессе своей жизни. Включенность в широкий круг сфер
деятельности требует времени и внимания, и чем выше будет активность человека,
тем меньше возможностей у него будет для потребления СМИ даже при наличии
интереса к ним.
Величина свободного времени,
особенности его бюджета также являются одними из важнейших факторов, влияющих
на потребление СМИ. Если в индустриальном обществе с развитием технологий продолжительность
рабочего дня постоянно сокращалась, а продолжительность досуга возрастала, то в
настоящее время каких либо стандартов в этом отношении не существует. Одни люди
работают по 10-12 часов в день без выходных, другие - по нескольку часов в день
при количестве выходных большем, чем количество рабочих дней. В среднем же ежедневно
россияне тратят на потребление СМИ 9 часов, из которых 4 часа 11 минут смотрят
телевидение, 3 часа 40 минут слушают радио, 26 минут читают прессу, 5 минут
потребляют информацию в Интернете и 38 минут тратят на чтение книг, просмотр
видеофильмов и прослушивание аудиозаписей. Причем время, уделяемое на чтение
прессы, все последние годы сокращалось. Например, в Германии между
1980-м и 2000 годом среднее время чтения прессы сократилось с 39 минут до 29
минут в день. То есть издатель должен иметь в виду, что на всю прессу, включая
его издание, средний человек потратит менее получаса в день. Применительно к
чтению прессы представляют интерес также данные о параллельном пользовании СМИ
различных видов, приведенные в табл. 4, которые показывают конкурентное
положение различных видов СМИ относительно друг друга при наличии альтернатив.
Таблица 4 - Одновременное
потребление различных видов СМИ (в % по строке)
Используемое
СМИ
|
Параллельно
используемое СМИ
|
ТВ
|
Радио
|
Газета
|
Журнал
|
Интернет
|
ТВ
|
- |
0% |
1% |
1% |
1% |
Радио
|
1% |
- |
7% |
2% |
0% |
Газета
|
5% |
29% |
- |
2% |
0% |
Журнал
|
14% |
17% |
4% |
- |
0% |
Интернет
|
13% |
6% |
1% |
0% |
- |
Как показывают данные
табл. 4, параллельно с чтением газет электронные СМИ потребляют 34% читателей
(5% + 29%), параллельно с чтением журналов – 31% (14% + 17%). В то же время
параллельно с просмотром телевидения печатные издания читают 2%, параллельно с
прослушиванием радио – 9%, с пользованием Интернетом – 1%. С учетом того, что
время на чтение прессы и так в разы меньше времени, отводимого на потребление
электронных СМИ, конкурентная позиция печатных изданий представляется
достаточно уязвимой.
Среди важнейших комплексных
мотивов обращения к СМИ, проявляющихся в современном обществе, исследователи также
выделяют «поиск пищи для разговоров», «структурирование времени» и
«информирование об инновациях». Так, быть минимально информированным
об освещаемых СМИ основных темах («повестка дня») в современном обществе
считается социальной нормой. Люди ожидают друг от друга, что каждый из них в
курсе тех же самых событий и способен поддержать разговор. Особенно это
актуально из-за того, что сферы трудовой деятельности людей постоянно
специализируются и отдаляются друг от друга, и поговорить со знакомыми о работе
оказывается невозможным, так как представители разных профессий друг друга
просто не поймут. В этом случае материалы СМИ могут помочь найти нечто общее
между людьми.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|