2. Организационное обособление местного
самоуправления в системе управления обществом и государством. Государство
признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня,
самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Ст. 12
Конституции РФ закрепляет положение о том, что органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной власти. Население в соответствии со
статьей 131 Конституции РФ самостоятельно определяет структуру органов местного
самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют
местный бюджет, решают иные вопросы местного значения. При этом решения органов
местного самоуправления могут быть отменен в судебном порядке.
Вместе с тем система местного самоуправления - это не
государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами
общества и государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью.
Поэтому можно говорить лишь об известных пределах независимости органов
местного самоуправления в решении местных дел - тех пределах, которые устанавливает
Конституция РФ и федеральное законодательство.
3. Многообразие организационных форм осуществления
местного самоуправления. В соответствии со ст.72 Конституции РФ к
совместному ведению РФ и субъектов федерации относится установление общих
принципов организации местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют
организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом
исторических и иных местных традиций. Свои особенности имеют структура и формы
осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на
территории района и т.д. При этом Конституция РФ устанавливает, что структура
органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, что
местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого
волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного.
A.
4. Соразмерность полномочий
местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Местное
самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих
функций и полномочий экономическую и финансовую базу. При наделении органов
самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны в
соответствии со ст. 132 Конституции РФ передаваться необходимые для их осуществления
материальные и финансовые средства.
ВОПРОС №62.
ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА.
Административное ведомство
Под
административным ведомством следует понимать систему органов управления
специальной компетенции и руководимых ими организаций, организационно
подчиненных одному центру. Наряду с административными существуют и иные
государственные ( например, прокуратура РФ) и негосударственные ( например, ВОС
РФ) ведомства. Особенностью первых является то, что ими руководят исполнительно-распорядительные
органы, их управленческие подсистемы - составная часть аппарата
государственного управления.
Каковы основные признаки ведомства и его аппарата
управления?
Во-первых, каждое ведомство имеет определенные,
нормативно закрепленные цели. Они устанавливаются вышестоящими государственными
органами. Выполнение поставленной перед системой задачи ( охранять, оказывать
услуги) - это и есть главная производственная функция, ради которой она
образована. Но, кроме того, в РФ любая система осуществляет и такие общие
задачи, как рециональное использование выделенных ресурсов, охраны природы,
совершенствование внутренних социальных связей, удовлетворение потребностей
своих работников. Иными словами, каждое ведомство одновременно выполняет
задачи: социальную производственную, экономико-экологическую и социальную. В
соответствии с ними формулируются и нормативно регулируются функции
соответствующих органов управления.
Во-вторых, административное ведомство представляет
собой четко обособленную сложную систему, состоящую из самостоятельных
организаций, подчиненных одной из них, которая является ее центром.
В-третьих, каждое ведомство построено иерархично, по
линейному принципу, нижестоящие организации организационно ( административно)
подчинены вышестоящим, а последние несут ответственность за их деятельность.
В-четвертых, ведомство представляет собой
экономико-правовую общность. У него во владении есть определенное имущество,
которое состоит из имущества организаций и централизованных фондов ( резервов),
принадлежащих системе в целом.
Ведомство является адресатом многих нормативных и
плановых актов. Внутри его действуют акты руководящего системой органа.
Административное ведомство моноцентрично, у него единый субъект управления,
который вне системы действует от ее имени, распоряжается ее фондами и
резервами, осуществляет значительную по объему внутриорганизационную
деятельность.
Определенной обособленностью и устойчивостью
характеризуется и субстанциональная ( предметная) структура ведомства. Внутри
системы создается и используется определенная информация, складывается
специфическая организация документооборота, взаимоотношений ее компонентов.
Внутриведомственнные связи отличаются активностью и устойчивостью. Каждое
ведомство имеет свое название. Будучи сложной самоуправляемой системой, оно,
как правило, состоит из трех групп элементов:
1. организаций, непосредственно выполняющих
его основную производственную задачу;
2. организаций, обслуживающих его внутренние
потребности;
3. органов управления;
Можно сказать иначе: каждое ведомство состоит из трех
блоков:
1. производственного;
2. обслуживающего;
3. управленческого.
В последнем необходимо различать уровни ( звенья)
управления. Минимальное их количество - два: центр и администрация
ведомственной организации. В случае необходимости создаются одно, два и даже
более промежуточных звеньев. При одном промежуточном звене ведомственный
аппарат управления становится трехуровневым, при двух - четырехуровневым и т.
д. Например, система Минздрава РФ - облздрав - горздрав - администрация
больницы насчитывает четыре звена управления.
Группировка административных ведомств может быть
произведена по многим признакам, представляющим интерес для науки
административного права. Прежде всего среди них выделяются хозяйственные,
социально-культурные и административно-политические. В законодательстве и
научных работах различают системы министерств, государственных комитетов и
специальных ведомств ( федеральных агентств, служб, инспекций). По объему
полномочий они бывают отраслевыми, функциональными и смешанными. В отраслевых
организационная деятельность субъектов управления замыкается рамками ведомства,
их главная задача состоит в непосредственном обеспечении потребностей общества
в продукции и услугах. Для функциональных ведомств ( например, Госсанэпиднадзора)
главное - внешняя организационная деятельность, управленческое воздействие на
другие ведомства, не подчиненные линейно объекты. В некоторых ведомствах
одновременно осуществляется и выпуск, обработка определенной продукции,
оказание услуг и внешнее управленческое воздействие на системы иных ведомств.
Понятие органа исполнительной власти
Государственные ( муниципальные) органы образуют
особый вид организации людей.
Они обладают и общими родовыми признаками:
1. являются автономными частями аппарата;
2. осуществляют государственные функции,
реализуют публичный интерес;
3. действуют от имени государства, местной
администрации и в то же время от своего имени;
4. обладают собственной компетенцией;
5. несут ответственность перед государством за
свою деятельность;
6. подчинены вышестоящим государственным
(муниципальным) органам ( это не распространяется только на высшие органы
государственной власти и суды);
7. учреждаются государством;
8. их положение, структура и деятельность
регламентированы правом.
Каждый государственный ( муниципальный) орган имеет
регламентированную правом структуру. Он может состоять из структурных
подразделений, должностей, но в исключительных случаях может не иметь и ни
того, и ни другого ( например, административная комиссия).
Государственный ( муниципальный) орган - это
организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного
аппарата ( аппарата местного самоуправления), наделенную собственной
компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой
регламентированы правом.
Органы исполнительной власти: осуществляют
исполнительно-распорядительную деятельность; наделены оперативной
самостоятельностью; как правило, имеют постоянные штаты; образуются
вышестоящими органами ( кроме Президентур); подотчетны и подконтрольны
вышестоящим органам управления; их образование, структура, порядок деятельности
в основном регламентируется нормами административного права.
Органы управления осуществляют властно-организационную
деятельность, руководят объектами, которые находятся вне их, выступают от имени
государства.
Виды исполнительно-распорядителных органов
В зависимости от правовой основы образования можно
различать органы, создаваемые на основе конституций ( 1), текущего
законодательства ( 2), подзаконных актов ( 3). В прямой или косвенной форме
статьи конституций закрепляют организационную структуру аппарата управления,
его деление на организационно обособленные части. Основными критериями их
образования выступают государственное устройство, отрасли деятельности и общие
управленческие функции.
Органы общей компетенции: президентуры, советы
министров, местные администрации - несут ответственность за положение дел в
соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения,
округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами
отраслевой и функциональной деятельности. Им подчинены органы специальной
компетенции, работу которых они объединяют. РФ и каждая республика, край,
область, административно-территориальная единица имеют свою систему
управленческих органов, в которую входят орган общей компетенции и подчиненные
ему органы специальной компетенции. ( В низовых административно-территориальных
единицах - сельских, поселковых Советах - органы специальной компетенции, как
правило, не создаются). Последние осуществляют отраслевое либо межотраслевое (
функциональное) управление, либо одновременно и то, и другое. Так, Министерство
здравоохранения РФ руководит подведомственными учреждениями и органами
здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами
МВД, Министерства обороны. Таким образом, различаются органы общей и
специальной ( отраслевой, функциональной, смешанной) компетенции.
По порядку решения вопросов органы управления делятся
на едино начальные и коллегиальные. Преобладают первый тип органов, а
коллегиальных сейчас немного (советы министров, административные комиссии,
например). В процессе административной реформы 1991-1992 гг. коллегиальные
органы - исполнительные едино начальные администрации ( района, области и т.
д.), а также коллегиальные органы, как комитеты народного контроля,
ликвидированы. Одновременно был создан институт президентуры. Названные и
подобные преобразования расширили единоначалие в управлении. Необходимо
отметить, что оно сочетается с совещательной коллегиальностью - коллегии
министерств, советы при Президенте и другие коллегии вырабатывают рекомендации,
которые проводятся в жизнь единоличными актами руководителей.
В зависимости от того, из какого бюджета финансируются
органы ( а это совпадает и с их подчиненностью), можно различать федеральные,
республиканские, территориально-государственные ( региональные) и муниципальные
органы исполнительной власти.
Среди федеральных органов есть органы общей
компетенции ( Президентура, Правительство), которые в законодательстве
называются высшими. А федеральные исполнительные органы специальной компетенции
делятся на две группы: центральные ( министерства, государственные комитеты,
агентства, службы, надзоры) и территориальные. Высшие и центральные органы
обладают полномочиями на всей территории РФ, а территориальные федеральные
органы - только на части ее территории. Деятельность последних может
осуществляться в нескольких территориальных единицах ( в пределах таможенного,
пограничного, военного округа, железной дороги и др. ) или строго в пределах
одной административно-территориальной единицы ( так действуют военкоматы,
управления безопасности, налоговые инспекции и др. ).
27 мая 1993 г. Правительство РФ одобрил предложения
"О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и
ведомств РФ". Этим документом предусмотрено, что создание, реорганизация и
ликвидация территориальных органов производится соответствующими федеральными
органами исполнительной власти по согласованию с администрацией краев,
областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В таком же
порядке производится назначение руководителей территориальных органов, а их
финансирование, как правило, осуществляется за счет средств федерального
бюджета. Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда
территориальных органов определяются с учетом особенностей региона федеральными
органами по согласованию с краевыми, областными, окружными администрациями.
В республиках, входящих в РФ, тоже есть высшие,
центральные и территориальные республиканские органы. К
государственно-территориальным относятся органы управления, краев, областей,
городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Каждую
региональную систему управления возглавляет соответствующая администрация,
руководимая ее главой ( мэром, губернатором). Администрации подчинены главные
управления, управления, отделы, комитеты, комиссии и иные областные, краевые,
окружные органы специальной компетенции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43
|