I. В соответствии с федеративным государственным
устройством РФ и Конституцией РФ различают:
1. федеральные . органы исполнительной власти.
2. органы исполнительной власти субъектов федерации.
II. По организационно-правовым формам и в соответствии
с Указом Президента РФ от 30.09.92 "О системе центральных органов
исполнительной власти" различают:
1. правительства - руководят на
подведомственной территории всеми/большинством отраслей и сфер управления,
обеспечивая там эконом. и социально-культурное развитие.
2. советы министров - имеют статус
правительств.
3. министерства - осуществляют
руководство порученной им отраслью управления или сферой деятельности.
4. гос. комитеты - осуществляющие, на
основе коллегиальности, межотраслевое регулирование.
5. комитеты - осуществляющие гос.
регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в их
ведении.
6. федеральные службы.
7. федеральные инспекции осуществляющие
специальные исполнительные функции.
8. главные управления - контрольные и
надзорные функции.
9. управления.
10. агентства.
III. По характеру компетенции выделяют органы:
1. общей компетенции - руководят на
подведомственной территории всеми/большинством отраслей и сфер управления,
обеспечивая там экономическое и социально-культурное развитие
2. отраслевой компетенции - осуществляют
руководство в подведомственных им отраслях (МПС, Комитет по торговле)
3. межотраслевой - выполняют общие
специализированные функции для всех/большинства отраслей и сфер управления
4. внутриотраслевой - руководят в рамках
отраслей определенными участками работ
IV. По порядку разрешения подведомственных вопросов
различают:
1. коллегиальные органы - организационно
и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии
решений по вопросам компетенции данного орган
2. единоначальные органы - решающая
власть по всем вопроса их компетенции принадлежит возглавляющим данные органы
руководителям
В нормативно-правовых актах термин
"административное ведомство" охватывает в одних случаях все
центральные органы отраслевого и межотраслевого управления, включая
министерства и гос. комитеты, в других - все такого рода органы, кроме
министерств и гос. комитетов, т.е. комитеты, управления, инспекции, службы и
агентства.
1. Министерство - центральный орган исполнительной
власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью управления или
сферой деятельности.
а) министерство - единоначальный орган, возглавляемый
министром, который входит в состав Правительства, имеет все полномочия в сфере
компетенции министерства и несет всю полноту ответственности за деятельность
министерства, издает приказы, инструкции и дает указания по вопросам
деятельности министерства.
б) в министерстве образуется коллегия в составе
министра, его заместителей и руководящих сотрудников системы министерства. Она
рассматривает важнейшие вопросы и принимает соответствующее решение в форме
постановлений.
2. Гос. комитет - центр. орган исполнительной власти
осуществляющий межотраслевое регулирование в подведомственной им сфере.
а) гос. комитет - коллегиальный орган, состоящий из
назначенных Правительством членов и принимающий по вопросам своей компетенции
постановления, являющиеся межведомственными актами.
б) оперативное руководство по функциям комитета
осуществляется председателем. гос. комитета на принципах единоначалия. Он в
пределах своей компетенции издает приказы, инструкции и указания по
внутриведомственным вопросам
в) в гос. комитетах наряду с решающим коллегиальным
органом образуются малые коллегии в составе председателя комитета, его
заместителей и руководящих работников комитета и подведомственных организаций
3. Остальные ведомства в той или иной степени
повторяют организационную структуру либо министерств, либо гос. комитетов.
4. В
формах структурных подразделений административных ведомств нет принципиального
единообразия. Структура подразделений и их организационная форма определяется
решением Правительства в соответствие с потребностями и задачами административного
ведомства и утверждается Президентом ил Правительством. Это могут быть
департаменты, управления, отделы, советы, центры, бюро, секретариаты.
Правительством РФ с целью упорядочения структуры
административного ведомств принято спец. постановление от 05.11.95 "О
структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной
власти", где даны основные положения для формирования структуры центр.
аппарата административного ведомства:
а). кол-во ведущих должностей гос. служащих <= 10%
от общей численности работников ведомства.
б.) старших <= 40%.
в). численность департамента >= 35 штатных единиц.
г). управления >= 20.
д). отдела >= 10.
е). отдела в составе департамента >= 5.
ж). .в структуру департамента управления входит не
менее 3 отделов.
з). внутренняя организация структурных подразделений
регламентируется органами, в составе которых они формируются и действуют.
Административное ведомство
Под административным ведомством следует понимать
систему органов управления специальной компетенции и руководимых ими
организаций, организационно подчиненных одному центру. Наряду с
административными существуют и иные государственные ( например, прокуратура РФ)
и негосударственные ( например, ВОС РФ) ведомства. Особенностью первых является
то, что ими руководят исполнительно-распорядительные органы, их управленческие
подсистемы - составная********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************урсов,
охраны природы, совершенствование внутренних социальных связей, удовлетворение
потребностей своих работников. Иными словами, каждое ведомство одновременно
выполняет задачи: социальную производственную, экономико-экологическую и
социальную. В соответствии с ними формулируются и нормативно регулируются
функции соответствующих органов управления.
Во-вторых, административное ведомство представляет
собой четко обособленную сложную систему, состоящую из самостоятельных
организаций, подчиненных одной из них, которая является ее центром.
В-третьих, каждое ведомство построено иерархично, по
линейному принципу, нижестоящие организации организационно (административно)
подчинены вышестоящим, а последние несут ответственность за их деятельность.
В-четвертых, ведомство представляет собой
экономико-правовую общность.
У него во владении есть определенное имущество,
которое состоит из имущества организаций и централизованных фондов ( резервов),
принадлежащих системе в целом.
Ведомство является адресатом многих нормативных и
плановых актов.
Внутри его действуют акты руководящего системой
органа. Административное ведомство моноцентрично, у него единый субъект
управления, который вне системы действует от ее имени, распоряжается ее фондами
и резервами, осуществляет значительную по объему внутриорганизационную
деятельность.
Определенной обособленностью и устойчивостью
характеризуется и субстанциональная ( предметная) структура ведомства. Внутри системы
создается и используется определенная информация, складывается специфическая
организация документооборота, взаимоотношений ее компонентов.
Внутриведомственнные связи отличаются активностью и устойчивостью. Каждое
ведомство имеет свое название. Будучи сложной самоуправляемой системой, оно,
как правило, состоит из трех групп элементов:
1. организаций, непосредственно выполняющих его
основную производственную задачу;
2. организаций, обслуживающих его внутренние
потребности;
3. органов управления;
Можно сказать иначе: каждое ведомство состоит из трех
блоков:
1. производственного;
2. обслуживающего;
3. управленческого.
В последнем необходимо различать уровни (звенья)
управления.
Минимальное их количество - два: центр и администрация
ведомственной организации. В случае необходимости создаются одно, два и даже
более промежуточных звеньев. При одном промежуточном звене ведомственный
аппарат управления становится трехуровневым, при двух - четырехуровневым и т.
д.
Например, система Минздрава РФ - облздрав - горздрав -
администрация больницы насчитывает четыре звена управления.
Группировка административных ведомств может быть
произведена по многим признакам, представляющим интерес для науки
административного права.
Прежде всего среди них выделяются хозяйственные,
социально-культурные и административно-политические. В законодательстве и
научных работах различают системы министерств, государственных комитетов и
специальных ведомств (федеральных агентств, служб, инспекций). По объему
полномочий они бывают отраслевыми, функциональными и смешанными. В отраслевых
организационная деятельность субъектов управления замыкается рамками ведомства,
их главная задача состоит в непосредственном обеспечении потребностей общества
в продукции и услугах. Для функциональных ведомств ( например,
Госсанэпиднадзора) главное - внешняя организационная деятельность,
управленческое воздействие на другие ведомства, не подчиненные линейно объекты.
В некоторых ведомствах одновременно осуществляется и выпуск, обработка
определенной продукции, оказание услуг и внешнее управленческое воздействие на
системы иных ведомств.
ВОПРОС №64.
Методы гос. управления экономической сферой.
Методы управления - устойчивые и эффективные способы и
приемы достижения целей. Применение методов управления непосредственно связано
с мотивацией, т.е. с побудительным стимулом к действию в определенном
направлении. Т.к. в поведении человека важнейшую роль играют его потребности и
интересы, метод гос. управления прежде всего ориентирован на формирование
определенных государством потребностей в обществе и отд. индивида. Совокупность
потребностей, на которые ориентирован тот или иной метод управления, определяет
его мотивационную направленность. Их всего три: властная, моральная и
материальная.
В системе гос. методов управления любой сферой
деятельности выделяют: правовые, административные, экономические и
социально-психологоческие.
1. Правовые методы гос. регулирования эконом. сферой -
это специфические функции, выполняемые правовыми нормами по регулированию
отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами в процессе их
деятельности, и созданию юридических гарантий нормального функционирования
каждого субъекта экономических отношений и всего хозяйственного механизма в
целом.
Правовые методы гос. регулирования эконом. сферой
построены на регламентации взаимодействия различных субъектов эконом.
отношений:
- организации с организацией;
- организации со своими работниками;
- организации с органами гос. власти и местного
самоуправления и т.п.
В качестве инструмента правовых методов регулирования
эконом. сферы государство использует законодательство: гражданское,
хозяйственное, финансовое, трудовое, уголовное и пр. Нормативные акты,
используемые для регулирования данной сферы во многом универсальны и применимы
ко множеству сходных ситуаций, но по особо важным специфическим ситуациям
издаются особые правовые акты, изданием которых занимаются Федер. Собрание,
Президент, Правительство и т.д.
2. Административные методы гос. управления эконом.
сферой - являются конкретизацией правовых методов в условиях функционирования
структур исполнительной власти, ответственных за осуществление экономической
политики. Условно делятся на три группы:
а) организационно-стабилизирующие - это правила,
регулирующие деятельность органов исп. власти, проводящих экономическую
политику, и их взаимоотношения с хозяйствующими субъектами (постановления,
положения и т.п.).
б) распорядительные - обуславливают динамику
управления и применяются для согласования и координации деятельности субъектов
эконом. взаимоотношений (приказы, распоряжения, инструкции и пр.).
в) дисциплинарные - заключаются в установлении
конкретных форм ответственности и их практической реализации, предназначены для
поддержания стабильности в эк. сфере.
3. Эконом. методы гос. управления эконом. сферой - их
сущность сост. в том, чтобы путем косвенного воздействия на экономические
интересы управляемых объектов с помощью эконом. рычагов создавать мех-м их
ориентации на наиболее эффективную деятельность по возможности без
непосредственного вмешательства адм. органов, но в установленных ими рамках.
К инструментам эконом. воздействия на эконом. сферу
относятся:
- налоговая система;
- кредитно-финансовая система;
- бюджетная система.
4. Социально-психологические методы управления эконом.
сферой - это методы, ориентированные на создание и эффективное использование
соц.-псих. потенциала общества и его отдельных индивидов.
К методам соц.-псих. управления относятся:
установление и развитие социальных норм поведения, создание общественных
идеалов, мотивация труда, поддержание благоприятного соц.-псих. климата в
обществе, социальное планирование.
Реализуются методы посредством проведения
исследований, специальных программ и пропаганды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43
|