В городах и районах исполнительная власть представлена
местной администрацией и подчиненными ей органами специальной компетенции (
управлениями, отделами, комитетами, комиссиями, агентствами). В селах, поселках
есть сельская, поселковая администрация.
Президент РФ
Пост Президента учрежден Законом "О Президенте
РСФСР", принятым Верховным Советом 24 апреля 1991 г. На этот пост может
быть избран только гражданин РФ в возрасте от 35 до 65 лет, обладающий
избирательным правом. Президент избирается сроком на 4 года путем всеобщих,
равных, прямых выборов при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может
занимать эту должность более двух сроков подряд.
В соответствии с законом Президент вступает в
должность не позднее одного месяца со дня официального объявления результатов
выборов. При этом он приносит присягу на торжественном заседании высшего органа
государственной власти республики. Место нахождения Президента - столица России
город Москва.
Вопросы Президентуры регулируются Конституцией РФ,
принятыми в 1991 г. законами о Президенте РСФСР ( РГ. 1991. 27 апреля), о
выборах Президента РСФСР, О вступлении в должность Президента РСФСР. Ряд
полномочий Президента закреплен в Законе "О чрезвычайном положении" (
РГ. 1991. 21 мая) и в других правовых актах.
Президент как высшее должностное лицо республики
наделен большими полномочиями. Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в
частности, ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и
межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации.
Ему предоставлено право назначать и отзывать
дипломатических представителей РФ, принимать верительные и отзывные грамоты
дипломатических представителей.
Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество
всех трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие
высших органов государственной власти и управления. Он олицетворяет единство
России, ее суверенитет и целостность и обязан обеспечить гражданский мир,
национальное согласие, демократический режим, быть гарантом прав и свобод
граждан.
Президент активно влияет на деятельность
законодательных органов. По его предложению созываются внеочередные заседания
Федерального Собрания РФ, он вправе обращаться к нему с посланиями, он обладает
правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы РФ в течение
14 дней с момента их принятия. Конституция наделила Президента правом
отлагательного вето, т. е. правом не подписывать ( а значить и не обнародовать)
принятый закон и до истечения двухнедельного срока возвращать его для
повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принимается
большинством голосов, то Президент обязан подписать и опубликовать его в
течение 3 дней.
Как высшее должностное лицо республики Президент
обращается с посланиями к народу РФ, награждает государственными наградами,
присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания, решает в
соответствии с законом вопрос гражданства, предоставления политического
убежища, осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РФ.
Президент, Правительство РФ, главы исполнительной
власти и советы министров республик в составе РФ, главы администрации и органы
исполнительной власти автономных и административно-территориальных образований
образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Как глава всей управленческой
иерархии, всей системы исполнительной власти Президент наделен большими
полномочиями.
Он руководит деятельностью Правительства республики и
принимает меры для эффективного осуществления Правительством своих полномочий.
С согласия Федерального Собрания российский Президент вправе назначить главу
правительства, а по представлению последнего - назначать и освобождать
министров, руководителей комитетов и иных центральных ведомств РФ.
Президент вправе отметить постановление, распоряжение
Совета Министров, если оно незаконно.
В соответствии с постановлением Съезда народных
депутатов РФ до проведения выборов главы администрацией краев, областей,
автономных областей и округов, городов и районов назначаются Президентом или по
его поручению главами администрацией вышестоящего уровня по согласованию с
соответствующими Советами народных депутатов. В таком же порядке пока решается
и вопрос о досрочном прекращении полномочий глав администрации. Очевидно, что в
случае необходимости Президенту могут делегировать и другие полномочия,
продлить срок действия ранее делегированных.
Можно
различить постоянные полномочия Президента, предоставленные ему Конституцией и
текущим законодательством, ( 1) и временно делегированные ( 2).
Глава исполнительной власти России обязан принимать
меры по обеспечению государственной и общественной безопасности, он возглавляет
Совет безопасности РФ, в установленном законом порядке объявляет чрезвычайное
положение.
Президент вправе издавать указы и распоряжения,
обязательные к исполнению на всей территории республики, и проверять их
исполнение. Указы могут быть как правоприменительными, так и нормативными. В
зависимости от обстоятельств можно различать обычные и чрезвычайные указы, а по
характеру реализуемых полномочий и процедуре издания - принимаемые
самостоятельно, после согласования с Федеральным Собранием, местными Советами.
Акты Президента публикуются в "Собрании актов Президента РФ и
правительства РФ".
Организационное российский Президент никому не
подчинен, он обладает высокой степенью независимости от других государственных
органов. Но в правовых актах, регулирующих его статус, закрепляется вторичный,
подзаконный характер президентской власти. Указы Президента принимаются на
основе и во исполнение Конституции и законов РФ, решений законодательных
органов Федерации и не могут противоречить законам.
Законодательные органы воздействуют на исполнительную
власть и с помощью финансовых рычагов, определяя размер государственного
бюджета, статьи его доходов и расходов, размер средств на содержание аппарата
управления.
Конституцией РФ предусмотрена политическая
ответственность Президента за нарушение Конституции, законов РФ и данной им
присяги. За такие действия он может быть отрешен от должности.
Президент обслуживается специальным аппаратом -
администрацией Президента. В нее входят секретариаты, управление делами,
информационно-аналитический центр, пресс-центр и другие структурные
подразделения.
Администрация выполняет главным образом подготовку
проектов указов и других актов; подготовку различных заседаний, совещаний и т.
п. ; хозяйственное обслуживание и делопроизводство; поддержание связей с
общественными организациями, средствами массовой информации; контроль за
деятельностью исполнительных органов, выполнением указов и распоряжений Президента.
Президент, администрация Президента, многочисленные
Советы при них образуют самостоятельный орган управления - Президенту РФ. Этот
орган единолично возглавляет Президент. Он назначает и определяет полномочия
главы администрации Президента, советников и ряда других должностных лиц,
занимающих ключевые посты в Президентуре.
Президент назначает своих представителей в краях,
областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге по
представлению Руководителя своей администрации. Представитель Президента вправе
осуществлять контроль на соответствующей территории, координировать
деятельность территориальных федеральных органов, принимать участие в работе
органов исполнительной власти, запрашивать необходимую информацию. По отдельным
поручениям Президента он осуществляет другие полномочия. Представители
Президента и их аппараты входят в структуру Администрации Президента.
Правительство
Правительство РФ является высшим органом
исполнительной власти. Он возглавляет систему органов государственного управления,
обеспечивает их согласованную деятельность и правомочен решать вопросы
государственного управления, отнесенные Конституцией и законами к ведению РФ.
правовой основой деятельности Правительства является Конституция, Закон "О
ПРавительстве Российской Федерации", и иные законы, а также указы и
распоряжения Президента РФ. Правительство подотчетно Федеральному Собранию и
Президенту РФ.
Российское правительство - орган коллегиальный. В него
входят Председатель Правительства, его первые заместители и заместители,
министры, председатели государственных комитетов, а также руководитель аппарата
Правительства. По представлению главы Правительства Президент вправе включать в
состав Правительства руководителей других подведомственных ему центральных
органов государственного управления.
Членов Правительства можно различать и по другому
критерию:
1. занимающие должности в аппарате
Правительства РФ;
2. руководители иных государственных органов,
которые по должности являются членами Правительства;
3. персонально, в порядке исключения, входящие
в число членов Правительства.
Председатель Правительства назначается на должность
Президентом с согласия Высшего органа законодательной власти. Если высший
представительный орган не согласился с предложенной кандидатурой, Президент
вправе назначить на срок до трех месяцев исполняющего обязанности председателя
и до истечения этого срока представить другую кандидатуру. Первые заместители,
заместители главы Правительства, министры, председатели государственных
комитетов, руководитель аппарата Правительства назначаются на должность по
представлению главы Правительства Президентом и автоматически включаются в
состав Правительства.
Все члены Правительства, а также их заместители не
могут занимать должности в государственных, коммерческих, общественных
организациях, не имеют права на предпринимательскую деятельность или иную
другую оплачиваемую должность ( кроме преподавательской, научной и иной
творческой).
Правительство действует в пределах срока полномочий
Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом,
продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового Правительства.
Законом предусмотрена возможность отставки Правительства в тех случаях, если:
1. Федеральное Собрание выразило ему
недоверие;
2. такое решение с согласия Федерального
Собрания принял Президент;
3. Правительство само приняло решение подать в
отставку и Президент ее принял;
4. подал в отставку Председатель Правительства
и Президент ее принял.
При отставке Правительства Президент обязан в трехмесячный
срок сформировать новое, поручив старому Правительству исполнение обязанностей
до того момента, когда будет сформировано новое.
Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна
и персональная отставка отдельных его членов. Члены Правительства, кроме его
председателя, могут освобождаться от должности Президентом. А это влечет
изменения в персональном составе Правительства.
Как федеральный орган управления общей компетенции
Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. В
сфере экономики Правительство разрабатывает проекты важнейших программ
экономического развития, занимается экономическими процессами, создает условия
для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм
собственности, способствует укреплению денежной и кредитной системы, приводит
единую политику цен, рационального использования природных ресурсов.
Правительство разрабатывает федеральный бюджет и организует его исполнение.
Акты, принимаемые Президентом и Федеральным Собранием,
решения, требующие финансирования их государственного бюджета и федеральных
внебюджетных фондов, принимаются с учетом заключений Правительства.
Правительство подготавливает программы социального
развития, организует здравоохранение, народное образование, способствует
развитию культуры. Важное направление его деятельности - руководство социальным
обеспечением, поддержка наименее социально защищенных групп населения,
совершенствование системы административной опеки за этими группами граждан.
Главное направление деятельности Правительства -
защита интересов государства, прав и свобод граждан, охрана общественного
порядка, обеспечение обороноспособности и государственной безопасности. На него
возложено руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и
международными организациями, внешнеэкономической деятельности,
научно-технического и культурного сотрудничества.
Порученные задачи Правительство частично выполняет
непосредственно, но в основном через подведомственные ему органы. Он направляет
работу центральных федеральных органов исполнительной власти, координирует и
контролирует их деятельность. В пределах предоставленных ему полномочий
Правительство РФ направляет и проверяет работу Правительства республик в
составе РФ, администраций краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург,
автономной области и автономных округов. Он вправе отменять акты
подведомственных ему центральных исполнительных органов, а также глав краевых,
областных администраций, противоречащие законодательству РФ, актам Президента и
Правительства.
Заседания Правительства проводятся не реже одного раза
в квартал, на них решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и
социально-культурной деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем
присутствуют не мене двух третей членов Правительства, решения принимаются
большинством голосов его членов.
Центральные органы федеральной исполнительной власти.
В настоящее время в России существует несколько
организационно-правовых форм центральных органов федеральной исполнительной
власти:
1. Федеральные министерства;
2. иные федеральные органы исполнительной
власти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43
|