на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Ответы на вопросы государственного экзамена

В аппарате всех органов государственного управления много вакантных должностей, в некоторых министерствах и ведомствах относительно высокая текучесть кадров. Значительная часть служащих не удовлетворена работой. Усиливаются старение и феминизация аппарата. Большинство работников не имеет четких представлений о перспективах служебного роста, многие находятся в поиске более доходной и интересной работы.

Чтобы ликвидировать или хотя бы снизить негативные последствия этого в первую очередь необходимо отказаться от порочной практики механического (тотально-процентного) сокращения численности аппарата, использовать достоинства структурно-функционального подхода, разработать программу перехода к планированию служебной карьеры, поставить в прямую зависимость служебное положение работников от их заботы о повышении своего профессионального роста, должностной квалификации. Заслуживает внимания и создание общефедерального банка данных по всем ветвям и уровням государственного управления.

Повышение действенности власти существенно сдерживает ее приверженность затратным методам управления. Федеральными министерствами и ведомствами, региональными администрациями регулярно составляются "перспективные" программы, на них запрашиваются значительные средства, но как последние используются и что в результате достигается - обычно замалчивается Эффективность деятельности по-прежнему измеряется по затратному принципу - количеством денег, отпущенных на программу, численностью лиц, привлеченных к ее реализации; количеством "осуществленных" программ и т.д. Деньги нередко отпускаются на несостоятельные программы и разбазариваются. Надо преодолеть эту порочную практику.

Чтобы персонал государственного управления ориентировался не на процесс, а на результат, необходимы всемерная демократизация управленческой деятельности, повышение самостоятельности и ответственности каждого государственного органа и каждого работника. Результат становится критерием эффективности работы государственных органов и служащих.

Переход на результативные управленческие технологии требует от работников новых теоретических знаний и практических навыков, умения сотрудничать в гибких командах, работать с компьютером, интегрировать финансовую и статистическую информацию, учитывать реакцию общественности.

Обучение работников управления - не источник дополнительных расходов, а важнейший вид государственных инвестиций. Их профессиональная подготовка зависит от усвоенных знаний по управленческим и политическим наукам. Данные о базовом образовании работников органов исполнительной власти и основных сферах их предыдущей деятельности показывают целесообразность включения в учебные планы экономических, юридических, социологических дисциплин, кибернетики с увеличением сроков обучения за счет практических знаний и стажировок. Наверное, уже можно приступить к разработке общегосударственной программы повышения квалификации государственных служащих.

Эффективность управления снижается из-за его недостаточной открытости. В силу специфики управленческого процесса государственные служащие работают в основном друг на друга (готовят проекты новых законов и нормативных актов, письма с запросами или ответами и т.д.). Их деятельность в интересах общества просматривается недостаточно хорошо. Во-первых, из-за того, что конечный результат обычно представляют ("узаконивают") не аппаратчики, а политические руководители - президент, премьер-министр, министры, руководители палат федерального собрания, федеральных судов, руководители субъектов федерации и др. Во-вторых, потому. Что работники государственного аппарата нередко заняты бесполезным для людей трудом.

Для преодоления негативных последствий первой особенности необходимо, с одной стороны, политическим руководителям постоянно общаться с населением (непосредственно, через прессу, по радио, телевидению), а с другой - создать при всех органах государственного управления информационные службы, которые регулярно информировали бы население о принимаемых законах, проводимых и предполагаемых мероприятиях, давали ответы на возникающие вопросы и т.д.

Что касается бесполезной деятельности государственной службы, то преодолевается она главным образом за счет усиления различных форм контроля - внутреннего и внешнего. Внутренний осуществляют непосредственные руководители и внутриведомственные контрольные органы. Внешний контроль может быть со стороны законодательных и судебных органов, общественных организаций. Судя по всему, имеет смысл возродить особую систему государственного контроля в виде, скажем, комитета государственного контроля, имеющего соответствующие органы на всех уровнях управления.

При рассмотрении данного вопроса прежде всего следует разграничить людей, которые в силу своей профессии и занимаемой должности, принимают решения и являются собственно активным элементом государственной службы, и тех, кто участвует в ее функционировании, однако выполняет чисто исполнительские или технические функции или соприкасается с государственной службой на входе системы государственного управления ( например, собирает исходные данные, необходимые для ее деятельности, )или на выходе, являясь потребителем вырабатываемых системой с помощью аппарата гос. службы продуктов. Пытаясь провести подобное разграничение , мы неизбежно столкнемся определенными трудностями, так как окажется , что любой человек может в различных ситуациях находиться с системой государственного управления в различных взаимоотношениях, что и будет определять его статус в данный конкретный момент: так государственный служащий или чиновник может быть в определенный момент потребителем вырабатываемого системой продукта, а как член политической партии воздействовать на систему извне с точки зрения общеполитической программы ее деятельности.

Таким образом становится ясно, что принадлежность человека к государственной службе в качестве одного из составляющих элементов системы государственного ( или общественного управления) определяется его взаимоотношениями с этой системой с точки зрения трудового права. В силу этого понятие "государственная служба "включает как всю совокупность персонала, находящегося на государственной службе для выполнения задач, поставленных перед этой службой системой государственного управления, так и особый тип правовых взаимоотношений работника с государством как работодателем. Поэтому в большинстве стран имеются специальные законы о государственной службе, жестко и точно регламентирующие все аспекты этих взаимоотношений с обеих сторон. В данный момент подобный закон готовится и в России.

Насколько важным является регулирование этих взаимоотношений показывает анализ процентного соотношения занятых на государственной службе и общего числа занятых в отдельных развитых западных индустриальных странах с интервалом в 4-5 лет.

При рассмотрении данной таблицы выявляются многие закономерности, хотя здесь можно наблюдать и существенные различия между отдельными странами. Изменение самих задач, выполняемых государственной службой как элементом системы государственного управления, шло очень по-разному в разных странах в зависимости от уровня общественно-политического развития каждой из них.

Различные условия создавали разные типы административной культуры( о которых еще будет говориться далее), которые определяли взаимозависимость отношений между системой и действующим в ее рамках персоналом: например, по отношению к организационным формам (централизованная - децентрализованная; привлечение к работе в органах управления прежде всего юристов - использование в них людей различных специальностей). В зависимости от этого складывались принципы деятельности и структуры государственной службы в различных странах. Однако можно отметить общую тенденцию роста роли государственной службы в большинстве стран ( об этом свидетельствуют и цифры) как с точки зрения расширения поля деятельности и разнообразия стоящих перед гос. службой задач, так и ее чисто количественных параметров. Так в Германии количество занятых в государственной службе выросло вдвое с начала 20 столетия.

Однако приведенная таблица показывает, что в некоторых странах, например в США, рост количества занятых в государственной службе приостановлен, и количество даже несколько уменьшилось, что вызвано, как правило приватизацией многих сфер, ранее входившие в сферу деятельности государственных служб, что должно уменьшать расходы государственного бюджета, а также способствовать более эффективному их функционированию. Однако есть целый ряд сфер деятельности, где это совершенно невозможно, более того опасно для устойчивости всей системы в целом, причем в настоящее время в связи с комплексностью и чрезвычайной взаимосвязанностью многих стоящих перед государством задач их выполнение без достаточной их централизации и передачи в руки государства просто исключено.

В современном обществе центр тяжести всё больше перемещается в области управления с предоставления гражданам определенных услуг и материальных благ на обеспечение общих условий их деятельности и существования, т. е. в область планирования, прежде всего долгосрочного и перспективного, в рамках которого определяются не меры, которые следует принимать уже по факту происшедшего, а разрабатываться концепции упреждающих и профилактических мероприятий, призванных оказывать регулирующее и управляющее влияние на сами причины, вызывающие эти процессы. В таких условиях роль государственной службы становится ведущей, от компетентности и оперативности ее деятельности зависит не просто решение той или иной проблемы, а ее постановка, разработка путей решения еще на этапе, когда данная ситуация формируется и выкристаллизовывается в ходе политического и экономического развития системы.

Однако, говоря о современном этапе развития государственной службы, не следует забывать, что явление это имеет достаточно длительную историю, а значит - задачи государственной службы, ее функции в системе государственного управления в значительной степени зависели и зависят от типа государства и характера, самой системы, в рамках которой государственная служба существует.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.

Для определения момента возникновения гос. службы как явления общественной жизни часто используется понятие особых морально-этических критериев, которые должны отличать государственных чиновников от всех остальных занятых. Это представляется однако не совсем верным.

Понятие особых нравственных критериев было одинаково значимо уже в древности для всех, выполнявших те или функции для всей общности. Однако лишь с формированием и выделением идеи особого аппарата гос. управления появились и особые формулировки в связи с этими морально-этическими нормами. Подобная связь существует, например у Канта, разработавшего чрезвычайно строгие этические нормы, далеко не формального характера, так как они несут глубокое внутреннее содержание, связанное с его категорией императива ( эти идеи разработаны им в "Метафизике обычаев"( 1797) 3).

Однако всё выше сказанное относится лишь к кристаллизации самой идеи вычленения государственной службы как особого элемента в системе государственного управления. Если же говорить о практике, то о возникновении профессиональной государственной службы можно говорить лишь с момента , когда картина самой системы начинает приобретать действительно отчетливые нормативные очертания. Вряд можно считать таким моментом 18 век, хотя идея эта зреет и находит свое воплощение в отдельных элементах организации управления в условиях абсолютных монархий. Правда в качестве ведущих морально-этических норм здесь выступают не служение государству и обществу, а личная верность монарху. Постепенно эти нормы с развитием государства и идеи государственного управления превращаются в идеи служения государству как таковому, а позднее и идеи служения демократическому государству в независимости от личности , стоящей во главе его. К сожалению в России эта идея фактически еще не нашла своего воплощения. По-прежнему чаще любой государственный чиновник ощущает свою связь с конкретным человеком, стоящим во главе государства, чем с государством или обществом как таковым). Реально же процесс вычленения государственной службы в самостоятельную подсистему начинается в первой четверти 19 столетия. Проследим этот процесс в одной из частей Германии, там , где он происходил наиболее последовательно и равномерно. В 1796 году в так называемых "Ансбахских мемуарах" баварский политик и государственный деятель М. Й. Моншла обрисовывает конкретный образ государственного чиновника, черты которого в значительной степени сохраняют свою актуальность и в настоящее время:

*          пожизненное введение в статус чиновника;

*          обязанности и права в связи с этим статусом, определенные и закрепленные в правовых актах( т. е. в соответствующих законах);

*          достаточное материальное обеспечение;

*          принятие на службу в соответствии с имеющимися способностями и квалификацией, по принципу результативности деятельности в ходе особого процесса отбора;

*          повышение по службе в зависимости от достигнутых результатов и в соответствии с установленными принципами продвижения по служебной лестнице (карьерные группы);

*          обеспечение доступа к государственной службе для всех граждан, соответствующих имеющимся критериям отбора. Подобранным таким образом и функционирующим в рамках государственной службы чиновникам отводится особая роль в системе гос. управления. Они призваны обеспечивать :

*          корректное с точки зрения данной системы ведение всех дел,

*          стабильность государства и деятельности органов гос. управления. 4).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.