на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Маркетинг Омского Государственного Технического Университета - (лекции)
p>Специализированные факторы производства - это персонал с уз кой специализацией, инфраструктура специфических типов, базы данных в определенных отраслях и другие факторы, применяемые в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной.

Специализированные факторы производства образуют более со лидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чем общие факторы. Общие факторы дают преимущество только огра ниченного характера. Они обычно имеются во многих странах, их легко добыть, ведя деятельность глобального характера.

    _______________________________

 51 0 R e i c h R. As the World Turns // The New Republic. May 1. 1989. P. 23-28.

    - 60

Специализированные факторы нужны, как правило, для выполне ния наиболее сложных видов деятельности и для получения более совершенных видов конкурентного преимущества. Это делает их неп ременным условием обновления. В стране базирования специализиро ванные факторы производства нужны обязательно. В зарубежном же филиале они не так действенны. Кроме того, иностранным фирмам трудно получить доступ как к специализированным, так и к разви тым факторам производства. Например, зарубежным фирмам, действу ющим в Японии, трудно привлечь в свой штат лучших выпускников японских инженерных вузов или получить доступ к исследователь ским программам местных вузов на равных основаниях с японскими фирмами. /100/

Наиболее значительное и стойкое конкурентное преимущество образуется, когда в стране имеются факторы, необходимые для ус пешной конкуренции в данной отрасли, которые одновременно явля ются и развитыми, и специализированными. От наличия и качества развитых и специализированных факторов зависят "совершенство" конкурентного преимущества и возможности его усиления.

Напротив, конкурентное преимущество на базе основных факто ров - преимущество низкого порядка и к тому же часто неустойчи вое. Оно держится лишь до тех пор, пока какая-нибудь другая страна (зачастую лишь поднимающаяся по лестнице развития) не до будет что-нибудь превосходящее. Преимущество на базе основных факторов производства непрочно, так как низкая стоимость малок валифицированного труда (основой фактор - низкоквалифицированная рабочая сила) сначала может оказаться решающей при получении конкурентного преимущества вне специализированных сегментов от расли, но затем перейти к другой стране. Некоторое время у Япо нии было преимущество в виде более дешевой рабочей силы, но за тем оно перешло к Корее. Этим в какой-то мере объясняется кажу щийся парадокс: чтобы сохранить конкурентное преимущество, фир мам нередко приходится отказываться или заменять другими имеющи еся преимущества от основных факторов, хотя они (конкурентные преимущества) еще действуют. Важно выяснить, что не дает фирмам страны довольствоваться основными или общими факторами. Осталь ные детерминанты, входящие в "ромб", помогают найти ответы. Тенденция превращения со временем специализированных факто ров производства в общие особенно ярко выражена в научных дис

    - 61

циплинах. Изобретаются новые финансовые механизмы, которые могут снизить риск по отношению к ожидаемой прибыли в зависимости от того, во что вкладывается капитал, ибо позволяют "пакетировать" капиталовложения, чтобы вкладывать средства труда, где раньше имели дело только с богатыми частными инвесторами.

Ресурс фактора обесценивается как основа для долговременного конкурентного преимущества, если его постоянно не совершенство вать и не делать более специализированным.

 1Создание факторов 0. Еще один принцип различия факторов таков: достались ли они стране сами собой (например, природные ресурсы или географическое положение) или созданы искусственно. Те фак торы, которые наиболее важны для конкурентного преимущества бо лее высокого порядка или более стойкого, всегда искусственные. Так, система телекоммуникаций в стране и ли кадры микробиологов создаются с помощью капиталовложений от заинтересованных лиц, фирм, ищущих новое оружие для конкурентной борьбы, и обществен ных структур, стремящихся сделать благо обществу или экономике. В классической и неоклассичес

кой теории мировой торговли наделенность страны факторами произ водства считалась неизменной. Фирмы, распределяя факторы для применения их в различных отраслях, исходят из этого ограничен ного и неизменного запаса. Некоторые авторы, начиная по крайней мере с Фридриха Листа (1856), отмечали, что факторы производства можно создавать. В пользу этого высказывались Зюсман и Тайсон (1983), Скотт, Лодж и Боуэр (1985)  51 0. Правда, нет четкого пони мания, где, как и в каком создаются факторы производства и как это связано с конкурентным преимуществом стран.

В число механизмов создания факторов входят: государственные и частные учебные заведения; программы професиионально-техничес _______________________________

 51  0L i s t F. The  5  0National  5  0Sistem  5  0of  5  0Political Economy. 1856. - Reprinted London: Logman's. 1922. Z y s m a n J. a n d T y s o n L. American Industry in International Competition, Government Policies and Corporate Strategies. - Ithaca, N. Y. , London:  5  0Cornell  5  0University  5  0Press.  5  01983.  5  0S c o t t B. , L o d g e G.  5  0a n d B o w e r J. Eds. U. S. Competitiveness in the World Economy. - Boston: Harvard Business School Press. 1985.

    - 62

когго обучения; государственные и частные исследовательские инс титуты и организации; организации, представляющие инфраструктуру (например, руководство государственных морских и речных портов или государственные больницы). Растущие требования к факторам по всему миру приводят к тому, что разовых капиталовложений оказы вается недостаточно для получения конкурентного преимущества на базе факторов, не говоря уже о том, чтобы не допускать их обес ценения  518 0 ( 518 0 Создание факторов производства - процесс накопле ния: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыду щего поколения, и добавляют к ним свои. /849/). /101/ Развитые и специализированные факторы производства требуют наиболее значи тельных и долговременных капиталовложений, причем в тех формах, в которых их труднее всего делать.

Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых им наи лучшим образом удается создавать и, что еще важнее, совершенс твовать необходимые факторы. Таким образом, страны будут конку рентноспособны, если они имеют особо высококачественные механиз мы для создания специализированных факторов производства. Эти механизмы гораздо более важны для создания долговременного кон курентного преимущества, чем имеющийся в стране запас того или иного фактора.

Некоторые различия национальных механизмов создания факторов производства касаются широкого спектра отраслей. Так, в Японии факторы создает в основном частный сектор, тогда как в Швеции преобладает государственный. В Италии процесс создания факторов в немалой степени осуществляется в неофициальном порядке, путем передачи знаний из поколения в поколение. Характер преобладающих в стране механизмов создания факторов, отчасти отражающих исто рию страны и ее социальные и политические ценности, ограничивает число отраслей, в которых страна может успешно конкурировать на мировом рынке.

 1Невыгоды отдельных факторов 0. Как ни странно, невыгодное по ложение отдельных факторов может привести к конкурентному преи муществу. При узком понимании международной конкуренции конку рентное преимущество проистекает из обилия факторов, а невыгод ное положение по факторам обойти нельзя, так как технология при нимается как данное. При реальной же конкуренции обилие или де шевизна фактора часто приводит к неэффективному использованию. С

    - 63

другой стороны, невыигрышное положение отдельных факторов (нех ватка рабочей силы, отсутствие в стране необходимого сырья или суровый климат) принуждают фирмы осуществлять новации, чтобы с помощью такого маневра обойти препятствие. К тому же может при вести и постоянно растущий курс национальной валюты. А это поз воляет усилить конкурентное преимущество фирмы и сделать его бо лее стойким. То, что в узком понимании конкуренции является не достатком, при более динамичном подходе к делу может обернуться преимуществом.

Потребность в факторах, особенно в общих и в основных - по луквалифицированной рабочей силе и местном сырье - можно обйти, снизить и даже совсем устранить при помощи новаций. Автоматиза ция снижает потребность в рабочей силе, а появление новых мате риалов устраняет потребность в используемых до сих пор. Доходы от новаций, позволяющих экономить на факторах, часто с лихвой оку пают затраты на эти новации.

Новации с целью преодоления слабостей более вероятны, чем новации с целью использования сильных сторон. Причина понятна: когда из-за специфического неблагоприятного момента возникает "слабое место", угроза становится слишком очевидной, чтобы ею пренебречь, и подталкивает фирмы страны на поиск новых решений. Н. Розенберг в 1976 г. изобрел весьма полезный термин "приемы фо кусирования (сосредоточения") (focusing devices)  51 0, имея ввиду условия, побуждающие фирмы вводить новации и сосредоточивать усилия на какой-либо проблеме.

В литературе о международном бизнесе также упоминаются нова ции, позволяющие экономить факторы. Например, Вернон (1966)  52 изучил проблему введенных американскими фирмами новаций, снижаю щих трудоемкость производства, и Франко (1976)  53  0показал, что _______________________________

 51 0 R o s e n b e r g N. Perspectives on Technology. Cambridge: Cambridge University Press. 1976.

 52  0V e r n o n R. International Investment and International Trade in the Product Cycle // Quarterly Journal Economics. V. 80, N 2. May 1966. P. 190-207.

 53  0F r a n k o L. The European Multinationals: A Renewed Challenge to American and British Big Business - New York: Har per & Row. 1976.

    - 64

направленность новаций в Европе в основном на снижение трудоем кости есть результат нехватки рабочих рук. Наконец, в работах о новациях содержится важная мысль о причинах, толкающих фирмы на обновление. Некоторые из этих причин сродни нехватке (или доро говизне) тех или иных факторов производства.

Именно давление неблагоприятных условий, а вовсе не изобилие и спокойствие лежит в основе реального конкурентного преимущест ва.

Невыгодное положение по основным факторам - вот что не дает фирмам довольствоваться выигрышем в стоимости этих факторов и заставляет искать преимущества более высокого порядка. Напротив, наличие этих факторов в изобилии порождает самоуспокоенность и мешает фирмам применять передовую технологию. Конкурентное преи мущество на базе такого изобилия весьма непрочно, равно как и рост продуктивности.

Надо заметить, что невыгодное положение должно существовать лишь по некоторым факторам, чтобы побудить к действию. Если фир му не подстегивают неблагоприятные обстоятельства, прогресс идет медленно, но когда абсолютно все обстоятельства складываются против фирмы, то получается полной паралич. Наилучшие условия для обновления - это определенное сочетание благоприятных усло вий в одних областях и неблагоприятных - в других.

Невыгодные условия по отдельным факторам преобладали в изу ченных М. Портером отраслях и во многом повлияли на то, каким пу тем фирмы страны добивались конкурентного преимущества. В начале XX века, например, фирмы "БАСФ" и "Хехст" (Германия) долго и тщательно разрабатывали синтетический краситель "индиго", чтобы устранить зависимость от поставок импортного натурального краси теля, которого в стране не было. В Великобритании такой острой необходимости в подобных новациях не было, поскольку натуральный "индиго" в большом количестве поставлялся из колоний. Отсутствие в стране какого-либо сырья часто подталкивают отечественные фир мы к новациям. Другим источником обновления была дефицитная, с высоким уровнем заработной платы или с высокими гарантиями заня тости, дорогая рабочая сила. Особенно это касалось Германии, Швеции, Швейцарии, Японии и Италии. Пожизненный найм и ограниче ния увольнений рабочих заставляли японские, шведские и итальянс кие фирмы с большой осторожностью нанимать рабочих и активно ав

    - 65

томатизировать производство. Кроме того, они также быстрее дру гих стали дифференцировать товар. Невыгодные климатические усло вия или географическое положение также были распространенными стимулами для обновления. Так, шведские фирмы занимают ведущие позиции в выпуске сборных домов, потому что строительный сезон в Швеции короток, а труд строителей высокооплачиваем. Это застави ло отдать предпочтение конструкциям, которые можно собирать без больших затрат.

Тем не менее роль невыгодного положения по отдельным факто рам как стимула обновления тоже зависит от других детерминантов. Например, для обновления нужны доступ к соответствующим людским ресурсам и хороший спрос на внутреннем рынке. Другое необходимое условие - цели компании, диктующие необходимость целеустремленно действовать в данной отрасли. Без этой приверженности фирмы бу дут бороться за конкурентную позицию, не обращая внимания на от рицательные моменты, вместо того чтобы устранить их путем обнов ления. Также важна и конкуренция на внутреннем рынке, подталки вающая фирмы к поиску стойких преимуществ над отечественными конкурентами.

Таким образом, остальные части "ромба" определяют, будут ли фирмы данной страны вводить новации, чтобы обойти невыгодное по ложение по отдельным факторам, или пойдут по пути наименьшего сопротивления и изыщут эти факторы за рубежом (что менее жела тельно с точки зрения конкурентного преимущества). Если этих об щих условий для обновления нет, невыгодное положение по отдель ным факторам не сработает. Так, американские производители быто вой электроники столкнувшись с относительной дороговизной рабо чей силы, перевели трудоемкое производство на Тайвань и в другие страны Азии, оставив продукцию и производственные процессы без изменений. Это дало лишь экономию на зарплате, а источника кон курентного преимущества не усовершенствовало. В то же время их японские соперники, столкнувшись у себя дома с жесткой конкурен цией на внутреннем рынке и разборчивыми покупателями, стали уст ранять ручной труд, автоматизируя производство. Это при уменьше нии числа компонентов производства позволило разом снизить зат раты и повысить качество. В результате японские фирмы вскоре построили сборочные заводы не где-нибудь, а в США - как раз там, откуда ушли американские фирмы.

    - 66

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.