на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Маркетинг Омского Государственного Технического Университета - (лекции)
p>Согласно этим взглядам, страны экспортируют продукцию тех отраслей, в которых они имеют  1отрыв в технологии от остального  1мира.  0 Затем передовая технология неизбежно распространяется по миру, отрыв исчезает и экспорт падает.

Действительно, разница в технологии имеет первостепенное значение для преимущества в конкуренции, но теория Рикардо и те ория отрыва в технологии опять-таки не дают ответа на главные интересующие нас вопросы: почему появляется разница в эффектив ности производства или отрыв в технологии? Какая страна выиграет от этого? И почему фирмы некоторых стран часто сохраняют техно _______________________________

 51  0G r a h a m F. Some Aspects of Protection Further Consi dered // Quarterly Journal of Economics. Volume 37, 1923. P. 199-227.

 52 0 W e l l s L. , ed. The Product Life Cycle and Inter national Trade. Division of Research, Graduate School of Busi ness Administration. Harvard University, Boston. 1972.

    - 41

логическое лидерство десятилетиями, хотя по теории технологичес кого отрыва они неизбежно должны были его потерять?

Другие многообещающие подходы предполагают, что успех страны в международной торговле зависит от внутреннего рынка. Лучше всего разработана теория цикла продукта (товара) Рэймонда Верно на 5 1 0. Р. Вернон взялся объяснить, почему США лидируют в произ водстве такого количества новых и перспективных товаров. Спрос на такие товары, возникающий раньше, чем в других странах, как утверждал Вернон, приводит к тому, что США становятся пионером в производстве новых товаров.

Американские фирмы экспортируют эти товары на стадии разви тия производства, а затем, по мере роста спроса за рубежом, на лаживают их производство и в других странах. Наконец, с расп ространением технологии такие товары начинают выпускать и иност ранные фирмы, и теперь уже иностранные фирмы и зарубежные филиа лы американских фирм начинают экспортировать свою продукцию в США.

Понятие "цикл продукта" ("рroduct сycle") служит началом действительно динамичной теории и показывает, как внутренний ры нок может влиять на внедрение новых продуктов. Но опять-таки многие принципиально важные вопросы остаются без ответа. Как признал сам Вернон, США уже не диктуют условия на рынке новых товаров, да никогда и не имели такой возможности. Есть более об щий вопрос: почему фирмы именно данной страны захватывают ли дерство в конкретной новой отрасли? Что происходит, когда спрос на какой-либо товар проявляется одновременно в нескольких стра нах, как это обычно и бывает? Почему страны с медленно развиваю щимся или небольшим внутренним рынком часто выходят в мировые лидеры? Почему во многих странах обновление промышленности про исходит непрерывно, а не разовым скачком с последующей неизбеж ной стандартизацией технологии, как вытекает из теории цикла продукта? Почему не происходит неизбежной, согласно Вернону, по тери преимущества во многих отраслях? Как, наконец, объяснить, почему в одной и той же отрасли фирмы одной и той же страны мо _______________________________

 51 0 V e r n o n R. International Investment and Internatio nal Trade in the Product Cycle // Quarterly Journal Economics. V. 80, N 2. May 1966. P. 190-207.

    - 42

гут удерживать преимущество в конкуренции, а фирмы другой стране - нет? Точка зрения о том, что в разных отраслях международный успех объясняется по-разному, вызвала деление отраслей на груп пы: традиционные, "знаниеемкие" (knowledge-intensive), ресурсо емкие, чувствительные к эффекту масштаба или объему производства и наукоемкие. Такую классификацию провел, в частности, Пэйвитт в 1984 г.  51 0. Цель такого разделения - выявить различные причины, определяющие успех в конкуренции в разных отраслях. См. , напри мер, Арндт и Бутон, 1987 г.  5 2 0.

Такие обобщения плохи тем, что развитие технологии и глоба лизация стратегии фирм сделали эти категории размытыми, затруд няя классификацию отраслей. С учетом гибкого производственного процесса, наличия информационных систем и других усовершенство ваний почти все отрасли в 1980-х годах стали зависеть от  2квали  2фицированных кадров 0. Традиционные отрасли, например _ пошив одежды или мебельная промышленность, модернизируются с помощью новых методов производства и сбыта. Значение эффекта масштаба падает в производственной сфере, хотя растет в маркетинге и посредничест ве. Ни одно деление отраслей на группы не может отразить в пол ной мере великое разнообразие источников конкурентного преиму щества и путей его достижения. Для их учета нужна более подроб ная теория.

Наконец, еще одно важное напраление исследований - попытки объяснить возникновение многонациональных корпораций (МНК) и международных совместных предприятий (МСП) - фирм, действующих в нескольких странах одновременно. Многонациональные корпорации конкурируют на мировом рынке не только через экспорт, но и через иностранные инвестиции. Видное место, занимаемое многонациональ ными корпорациями, говорит о том, что международная торговля уже не единственная важная сфера международной конкуренции. Мно гонациональные корпорации производят товары и продают их во мно _______________________________

 51  0P a v i t t K. Sectoral Patterns of Technical Change: Towards a Taxonomy and a Theory // Research Policy, Volume 13, December 1984. P. 343-373.

 52  0A r n d t S. a n d B o u t o n L. Competitive ness: The United States in World Trade. Washington, D. C. : Ameri can Enterprise Institute for Public Policy Research. 1987.

    - 43

гих странах; их стратегия - сочетание торговли и рассредоточен ного производства.

По сравнительно недавним оценкам, немалая доля мировой тор говли приходится на торговлю между филиалами многонациональных корпораций, а значительная часть импорта развитых стран - это импорт продукции филиалов их же собственных многонациональных корпораций. Все чаще успех страны в какой-либо отрасли экономики означает, что в стране базируются ведущие многонациональные кор порации в этой отрасли, а не просто фирмы, продукция которых экспортируется. Так, в производстве компьютеров США является ба зой для компаний "IBM", "Prime", "Hewlett-Packard" и других, имеющих заводы и филиалы по всей Европе и в других частях мира. Транснациональность - свидетельство способности компании применить преимущества, полученные в одной стране, чтобы закре питься в других 5  0(см. Худ и Янг (1979 г. ), Даннинг (1981 г. ), Кейвз (1982 г. ), а также работу Даннинга (1989 г. ), дополняющую его так называемую "эклектическую теорию" 5 1 0. Многонациональные корпорации чаще всего образуются в областях, производящих диффе ренцированную продукцию и осуществляющих интенсивные научные исследования, где успешно действующие фирмы обладают опытом и "ноу-хау", которые можно применить за рубежом. Многонациональные корпорации нередко называют "фирмами без родинры". Они могут действовать и действуют (и производят продукты) в любом удобном для них месте.

Без учета роли многонациональных корпораций (МНК) действи тельно не обойдешься при объяснении причин в конкуренции. Тем не менее объяснение причин существования МНК, на что уже затрачено немало усилий, опять-таки не дает ответа на главные для нас воп росы. МНК, лидирующие в конкуренции в конкретных секторах или отраслях экономики, часто базируются всего в одной-двух странах. Нас же интересует, как и почему МНК из определенных стран овла _______________________________

 51 0  5  0H o o d  5  0N.  5  0a n d  5  0Y o u n g  5  0S.  5  0The  5  0Economics  5  0of

Multinational Enterprise. - London: Longman Group. 1979; D u n n i n g J. Intarnational Production and the Multinational Enterprise. - London: Allen & Unvin. 1981; C a v e s R. Mul tinational Enterprise and Economic Analysis. - Cambridg: Camb ridg University Press. 1982.

    - 44

девают уникальным опытом и "ноу-хау" в той или иной сфере. Поче му одни МНК имеют и усиливают эти преимущества, а другие - нет? Центральный вопрос, на который предстоит ответить, звучит так: почему фирмы, базирующиеся в соответствующих странах, дос тигают всемирного успеха в определенных сегментах рынка и конк ретных отраслях экономики? Поищем те работающие характеристики стран, которые позволяют их фирмам создать и удержать конкурент ное преимущество в определенных отраслях, то есть конкурентное преимущество стран.

Глобализация отраслей и интернационализация фирм ведут к па радоксу. Велик соблазн предположить, что страна базирования уже не играет роли в обеспечении международного успеха ее фирмы. На первый взгляд, фирмы стали важнее стран. Однако выводы исследо вания М. Портера расходятся с таким заключением. Как явствует из уже приведенных примеров, есть тенденции сосредоточения лидеров отдельных отраслей и их сегментов в одной-двух странах, причем конкурентные преимущества сохраняются десятилетиями. Когда фирмы разных стран заключают союз, то фирмы из стран, имеющих конку рентное преимущество, в итоге оказываются бесспорными лидерами в таком союзе.

Конкурентное преимущество создается и удерживается в тесной связи с местными условиями. Разница в структуре национальных хо зяйств в шкале ценностей, в национальной культуре, государствен ных учреждениях и истории стран серьезно влияет на успех в кон куренции. Роль страны базирования ничуть не ослабла, а может быть, даже усилилась. Хотя, казалось бы, глобализация конкурен ции должна уменьшать роль страны, на самом деле все как раз нао борот. За редкими исключениями в виде покровительства неконку рентным местным фирмам и отраслям страна базирования приобретает все большее значение для обеспечения конкурентных позиций, так как является источником опыта и техношлогии, на которых строится такое конкурентное преимущество.

Любая новая теория конкурентного преимущества стран в конк ретных отраслях исходит из предпосылок, которые означают отказ от немалой части проделанной до сих пор работы. Во-первых, фирмы могут избирать (и избирают) разные стратегии. Следовательно, но вая теория должна объяснить, почему фирмы одних стран избирают лучшую конкурентную стратегию, чем фирмы других.

    - 45

Во-вторых, лидеры в международной конкуренции часто применя ют глобальную стратегию, в которой неразрывно связаны междуна родная торговля и экспорт капитала. Большинство же предшествую щих теорий международной конкуренции (на основе конкурентного преимущества стран в конкретных отраслях) ориентировались либо на международную торговлю, либо на экспорт капитала. Новая тео рия конкурентного преимущества стран в конкретных отраслях долж на объяснить, почему страна становится базой для фирм, которые занимаются и тем, и другим, при этом успешно конкурируют на ми ровом рынке. Расширяясь, успешно действующая фирма обычно приме няет и торговлю, и капиталовложения за рубежом (см. Бломстрем, Липси, Кульчицкий (1988)  51 0. Одни и те же факторы дают возмож ность и для того, и для другого.

Национальная база (home base) - это страна, к которой созда ются и поддерживаются важнейшие конкурентные преимущества фирмы. Именно здесь определяется ее политика, создаются и поддерживают ся "на потоке" основной товар и технология его производства в широком смысле. Обычно (хотя и не всегда) там ведется наиболее сложное производство. Концепция страны базирования применима к какой-либо данной отрасли. МНК, "работающая" по нескольким от раслям сразу, может иметь разные страны в качестве мест базиро вания для конкуренции в различных отраслях (для каждой отрасли "своя" страна). Другой деятельностью фирмы занимаются зачастую во многих других странах.

Некоторые экономисты считают, что фирмы наносят ущерб своей стране, если становятся конкурентноспособными, изыскивая комп лектующие изделия за границе, переводя производство или разра ботку продукции за рубеж. Но политика, запрещающая отечественным фирмам переводить деятельность за рубеж, как бы заманчиво она ни выглядела, в конечном счете еще вернее нанесет ущерб интересам страны. Такая политика подорвет способность фирм удерживать кон курентное преимущество.

    _______________________________

 51  0B l o m s t r o u m M. , L i p s e y R. a n d K u l c h y c k y K. The United States and Swedish Direct Investment and Exports // In Trade Policy Issues and Empirical Analysis. Edited by R. Badvin. - Chicago: University of Chicago Press. 1988.

    - 46

На национальной базе (home base) сосредоточены самые произ водительные рабочие места, наиболее важная технология и самая квалифицированная рабочая сила. Наличие такой базы в стране ока зывает огромное положительное влияние на другие связанные отрас ли промышленности и приносит стране другие конкурентные преиму щества, которые будут разбираться в дальнейшем. Такого рода ба зовая страна имеет чаще всего к тому же чистое положительное торговое сальдо.

Собственность фирмы зачастую концентрируется в стране бази рования; национальная принадлежность держателей акций отходит на второй план. Пока местная компания остается базой за счет удер жания контроля над стратегией, управленческими делами и новыми разработками, - главная выгода достается стране базирования, да же если компания принадлежит иностранному капиталу или иностран ной фирме, к примеру, в производстве рентгеновского оборудова ния. Поэтому объяснение того, почему страна становится базой для фирм, успешно конкурирующих в сложных секторах и отраслях эконо мики, крайне важно для уровня продуктивности в стране и ее спо собности со временем повышать этот уровень.

Новая теория конкурентного преимущества стран в конкретных отраслях должна пойти дальше сравнительных преимуществ - к ана лизу конкурентного преимущества страны. Она должна объяснить, почему фирмы данной страны получают конкурентное преимущество во всех формах, а не только разобрать отдельные преимущества на ос нове факторов производства. Большинство теорий мировой торговля рассматривают лишь стоимость, а вопросам качества и дифференциа ции товара отводят место в сносках. На этой точке зрения основа на не только теория мировой торговли, но и немалая части теории экономического роста (см. Ромер (1987)  51 0. Новая же теория конку рентного преимущества стран в конкретных отраслях должна дать подробную картину конкуренции, включая сегментацию рынков, диф ференциацию товаров, технологические различия и эффект масштаба. Качество и потребительские свойства товаров, введение новых то варов важны для перспективных отраслей экономики и сегментов _______________________________

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.