на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Маркетинг Омского Государственного Технического Университета - (лекции)
p>В литературе об экономике нововведений содержится множество теоретических и эмпирических выводов в пользу того, что конку ренция сопровождается усиленным обновлением: см. ранние теорети ческие выкладки Эрроу (1962) 51 0 и работу Шерера

(1980) 5 2 0, которые показывают, что и более жесткая конкуренция на внутреннем рынке, и более строгое законодательство способствуют тому, что отечественные фирмы активнее вводят инновации, чем их зарубежные конкуренты.

Конкуренция между группами фирм на внутреннем рынке не долж на сводиться к цене. Фактически соперничество в любой другой форме (например, в сфере технологии) может привести к появлению более устойчивых национальных преимуществ. Для Германии, напри мер, ценовая конкуренция нетипична, но активное соперничество в области качества и характеристик производимого продукта, а также обслуживания поддерживает конкурентноспособность многих отраслей на высоком уровне.

Соперничество фирм на местном рынке действует особенно бла готворно по ряду причин. Во-первых, сильные конкуренты на внут реннем рынке дают особо мощный импульс к совершенствованию. Ус пех одной местной фирмы показывает другим, что дальнейшее прод вижение является возможным. Это также привлекает в данную от расль новых конкурентов.

Соперничество фирм на внутреннем рынке часто переходит эко номические границы и становится эмоциональным или даже личным. Очень часто имеет место активная вражда между фирмами. Гордость _______________________________

 51  0A r r o w K. The Economic Implication of Learning by Doing // Review of Economic Studies, Volume 29, June 1962. P. 155-173.

 52  0S c h e r e r F. Industrial  5  0Market  5  0Structuer  5  0and Economic Pergomance. - Chicago: Rand McNally College Publishing Company. 1980.

    - 85

делает менеджеров и работников особенно чувствительными к успе хам других компаний, а национальная пресса и экономисты, занима ющиеся проблемами инвестиций, постоянно подогревают это чувство, сравнивая одного местного конкурента с другим. Местные соперники борются не только за рынок, но и за людей, за крупные научные и технические достижения и (в более общем смысле) за чувство пре восходства. К иностранным соперникам отношение обычно более спо койное. Их роль в подстегивании местных фирм менее эффективна, потому что их успех более отдален и часто приписывается "неспра ведливым" преимуществам. На внутреннем рынке для соперников нет никаких оправданий.

Энергичная внутренняя конкуренция не только укрепляет пози ции фирм на местном рынке, но и заставляет их пробиваться на ми ровой уровень в поисках возможностей для дальнейшего роста. Осо бенно если речь идет о расширении масштабов производства, мест ные конкуренты заставляют друг друга смотреть за пределы своей страны, добиваясь большой эффективности и прибыльности.... Если на внутреннем рынке нет конкуренции, то фирмы довольствуются тем, что имеют.

    Когда на внутреннем рынке существует группа конкурирующих

фирм со своими собственными стратегиями борьбы, это противодейс твует государственному вмешательству, которое сдерживает рост инноваций и ослабляет конкурентную борьбу. Но когда в стране на внутреннем рынке соперничают только одна или две фирмы, то вся кого рода содействие (субсидии, гарантированный внутренний спрос, фаворитизм) подрывает динамику развития. Такая "помощь" никоим образом не ведет к росту конкурентноспособности.

Число местных фирм, необходимое для эффективной конкуренции, зависит от среднего масштаба производства в отрасли. Вовсе не обязательно наличие большого числа конкурентов во всех отраслях. Во многих отраслях большие фирмы не являются новаторами в сфере технического прогресса. Они инертны и привязаны к старым методам конкуренции. Кроме того, многие технологии 1980-х и 1990-х годов менее чувствительны к эффекту масштаба, чем производства преды дущих лет.

Шумпетер, признавая важность обновления, утверждает, что на ибольшей способностью к обновлению обладает крупная фирма с твердыми позициями на рынке, а не группа конкурентов. Большинс

    - 86

тво же авторов, пишущих о новациях, не разделяют эту точку зре ния. Кроме того, ее не подтверждают приведенные нами исследова ния. Нововведения производят не ради прибыльности и не только имея значительные ресурсы, как утверждает Шумпетер. Их делают под воздействием давления и вызова.

Чтобы НИОКР были эффективными, нужно набрать некоторый мини мальный масштаб. В каждой отрасли он разный, но основной движу щей силой "творческого разрушения" (Шумпетер) выступают как раз мелкие фирмы и аутсайдеры.

Полностью открытый внутренний рынок может частично заменить недостаток местных конкурентов в небольшой стране. Число сопер ников может также постепенно сокращаться в процессе созревания отрасли, в то время как на начальных стадиях развития предпочти тельно наличие внутренних конкурентов. Но в любом случае сильная конкуренция на местном рынке является таким национальным достоя нием, которое трудно переоценить.

Само по себе большое число конкурентов на внутреннем рынке недостаточное условие для того, чтобы обеспечить успех. Если между ними не происходит острой борьбы, то преимущества такой конкуренции сводят ее на нет. Более того, нация должна иметь и другие преимущества в "ромбе", иначе достижение успеха маловеро ятно.

Прямая кооперация между конкурентами - подход, защищаемый в качестве средства того, чтобы избежать дублирования усилий и по лучить экономию за счет расширения масштабов производства, - в действительности подрывает конкуренцию, если только такая коопе рация не принимает ограниченные и специфические формы. Такая ко операция снижает степень диверсификации производства, уничтожает побудительные мотивы и замедляет темпы усовершенствования про цессов производства. Однако кооперация может развиваться через отраслевые ассоциации и другие независимые организации, к кото рым фирмы имеют доступ.

 1Новые коммерческие структуры 0. Интенсивное соперничество на внутреннем рынке зависит от н 1овы 0х 1 коммерчески 0х 1 структур 0, создаю щих новых конкурентов.  1Новые коммерческие структуры 0 также важны для укрепления конкурентноспособности, потому что они благотвор но воздействуют на инновационные процессы. Новые компании обслу живают новые сегменты рынка и вводят в практику такие подходы,

    - 87

которые старые фирмы-соперники или не признают, или не обладают достаточной гибкостью, чтобы быстро реагировать на новшества. Новые фирмы часто являются аутсайдерами, которые используют раз личные нетрадиционные подходы в целях успешной конкуренции. Другим механизмом создания новых коммерческих структур явля ется внедрение уже существующей фирмы в новые отрасли (поглоще ния редко ведут к созданию таких структур, так как никаких новых экономических единиц прим этом не возникает). Иногда компании, уже утвердившиеся на рынке, покупают малые фирмы и начинают их развивать, получая тем самым новое поле деятельности с большой отдачей. Но, хотя это и усиливает конкурентное преимущество страны, такие случаи - исключение. Как видно из эмпирических исследований М. Портера, приобретенные таким образом фирмы во многих случаях являются не плацдармом для расширения деятельнос ти, а "дойной коровой" для получения наличности. При этом про цесс обновления замедляется. Успеху отрасли способствует актив ное проникновение в нее фирм из родственных отраслей.

Преобладание в национальной промышленности внутренней дивер сификации больше всего зависит от целей фирмы, но отражает также действие и некоторых других факторов. Такой подход характерен для Японии, Кореи и Германии, где диверсификация исторически происходила посредством создания новых структур, а поглощения довольно редки.

В Японии, например, существование долгосрочных целей разви тия, желание разместить служащих, потерявших работу вследствие роста производительности труда, а также исторически сложившиеся трудности в совершении покупок привели к тому, что здесь широко распространено внутренне развитие уже существующих фирм. Внут ренне развитие существующих фирм было также распространено и в США и все еще имеет место в некоторых сферах деятельности, таких как производство фасованных потребительских продуктов, деловые услуги, здравоохранение (все это области, в которых страна имеет передовые позиции).

В целом, однако, изменение целей американских компаний при вело к тому, что в центре их внимания оказались приобретения фирм, причем часто не относящихся к основному виду их деятель ности.

    - 88
     11. 2. 10. Роль случая и неожиданные изменения как факторы
     1конкурентного преимущества

Это такие события, которые имеют мало общего с условиями развития в стране и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни даже национальные правительства. Вот некоторые примеры этих событий, имеющих особо важное значение для развития конкурент носпособности:

    - изобретательство;

- крупные технологические сдвиги (например, биотехнология, микроэлектроника);

    - резкие изменения цен на ресурсы. такие ка нефтяной шок;

- значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах;

    - всплеск мирового или местного спроса;
    - политические решения зарубежных правительств;
    - войны.

Подобного рода события важны потому, что они изменяют пози ции соперничающих компаний. Они могут свести на нет преимущество старых конкурентов и создать потенциал для новых фирм, способных заменить старые по достижению необходимого уровня конкурентнос пособности в новых, изменившихся условиях.

Интересно, что три страны, потерпевшие поражение в последней мировой войне (Германия, Италия и Япония), достигли наибольшего успеха в международной конкуренции за послевоенный период.  1Изобретательство, предпринимательство и случай 0. Изобрета тельство и предпринимательство являются основными факторами, оп ределяющими национальные преимущества. Существует точка зрения, что эти явления в основе своей случайны: мечтатель или предпри ниматель могут жить в любой стране, а значит, и производство ми рового уровня может возникнуть где угодно. С этой точки зрения детерминаты, определяющие развитие отрасли, не играют никакой роли при ее зарождении, так как это дело случая.

Исследование М. Портера показывает, что ни изобретательство, ни предпринимательство не являются случайным делом. Если и отво дится определенная роль случаю, то это не значит, что успех той или иной отрасли является полностью непредсказуемым. Например, в США существуют настолько благоприятные условия для коммерциали

    - 89

зации различных медицинских новшеств, что в этой области возник ли десятки фирм, производящих новые виды товаров и оказывающих новые формы услуг. Эти благоприятные условия способствовали то му, что даже ряд иностранных фирм начали в США свое дело по про изводству медикаментов.

Большое внимание на развитие изобретательства и предпринима тельства в той или иной отрасли оказывает совокупность детерми нантов. В одной стране параметры спроса более изменчивы, чем в другой. Национальные механизмы создания производственных факто ров влияют на формирование резервов знающих и талантливых людей. Необходимую помощь оказывают отрасли-поставщики, являясь, кроме того, источником создания новых фирм. То, что выглядит как слу чай, на самом деле является результатом различий в национальных условиях. Но, конечно, предсказать, какие фирмы или человек сде лают изобретение и внедрят его, гораздо более сложно, чем то, в какой стране это произойдет.

1. 2. 11.  1Роль правительства в развитии национальной конку  1рентноспособности 0

В описании факторов, от которых зависит уровень национальной конкурентноспособности, последней переменной является роль пра вительства. Многие рассматривают праитвельственное воздействие на современную международную конкуренцию едва ли не как самое основное. Политика японского и южнокорейского правительств осо бенно ассоциируется с успехом фирм этих стран.

Сделать роль правительства в международной конкуренции пятым детерминантом очень соблазнительно. Однако такое ее понимание нельзя признать ни правильным, ним наиболее полезным. Действи тельная роль правительства в формировании национальных преиму ществ заключается в оказании влияния на все четыре детерминанта. Рисунок 4 приблизительно иллюстрирует эту общую схему.

Правительство может влиять и подвергаться влиянию - как по зитивному, так и негативному - всех четырех детерминантов. На параметры производственных факторов воздействуют субсидии, поли тика в отношении рынков капитала, образования и т. д. Роль прави тельства в формировании параметров местного спроса часто бывает менее заметна. Правительственные органы устанавливают местные

    - 90

нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияющие на поведение потребителей. Правительство также часто является главным покупателем различной продукции: товары для армии, телекоммуникационное оборудование, самолеты для национальных авиалиний и т. д. Роль, которую оно играет как покупатель, может как помочь, так и навредить развитию нацио нальной промышленности.

    ------------------¬
    -----------¬ ¦ СТРАТЕГИЯ ФИРМ, ¦
    ¦ Случай ¦ ¦ ИХ СТРУКТУРА И ¦
    L----------- ¦ СОПЕРНИЧЕСТВО ¦
    L-------T---------
    ¦

----------------¬ ¦ ----------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПАРАМЕТРЫ +-------------+-----------------+ ПАРАМЕТРЫ ¦ ¦ ФАКТОРОВ ¦ ¦ ¦ РЫНОЧНОГО ¦ ¦ ПРОИЗВОДСТВА ¦ ¦ ¦ СПРОСА ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------- ¦ L--------------- --------+---------¬

    ¦ ¦
    ¦ РОДСТВЕННЫЕ И ¦ ---------------¬
    ¦ ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ¦ ¦ Правительство¦
    ¦ ОТРАСЛИ ¦ L--------------
    ¦ ¦
    L-----------------
    Рис. 4. Общая система детерминантов по М. Портеру

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.