на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Маркетинг Омского Государственного Технического Университета - (лекции)
p>14. Исключительно как сред- ¦ 14. Средство ФОССТИС (формирования ство сохранения товара ¦ спроса, стимулирования сбыта) и ¦ лишь в последнюю очередь - тара

_____________________________¦____________________________________ Источник: Все о маркетинге: Сборник материалов для руково

    дителей предприятий, экономических и коммерческих
    служб. - М. : Азимут-Центр. 1992. С. 10-13.

__________________________________________________________________

твие потребительных свойств товаров - своим желаниям и запросам, цены - этим свойствам. В итоге предпочтение отдается тому или иному типу (сорту) товара и марке той фирмы, которая посредством эффективной организации продажи этого товара реализует свои ос новные цели.

    - 115

2 1.  04 1. Основные определения маркетинга 0.  1Связь основных целей  1и функций маркетинга с определениями маркетинга

Продолжим рассмотрение вопроса: как связаны основные ц е л и и ф у н к ц и и маркетинга с р а з л и ч н ы м и о п р е д е л е н и я м и маркетинга?

В научной и учебной литературе можно встретить множество раз нообразных определений маркетинга. Их различия в какой-то степе ни отражают как этапы развития как целей и функций маркетинга, так и объекта и предмета исследования этой науки.

Большинство так называемых "неспециалистов" по маркетингу се годня маркетинг отождествляют исключительно: 1) со сбытом, 2) со стимулированием, 3) с продвижением товаров, 4) с рекламой. Но сбыт (и остальные указанные пункты) - это, на самом деле, только верхушка айсберга "пирамиды маркетинга" (см. рис. 2. 4. 1).

    Рис. 2. 4. 1
    "Пирамида (айсберг) маркетинга"
    сбыт
    -----------
    стимулирование
    --------------------------
    финансирование и производство
    ----------------------------------
    разработка новых товаров и технологий
    ----------------------------------------------------
    анализ рынка и НИОКР (научно-исследовательские и опытно

конструкторские работы, основанные на результатах анализа рынка) -----------------------------------------------------------------

В современной маркетинговой науке считается, что наиболее важным элементом маркетинга является вовсе не сбыт (или осталь ные указанные пункты) "сам по себе". Сегодня "чистая сфера" мар кетинга - должна охватывать и технологии и производство, ориен тированные на конечного рыночного потребителя. С чем это связа но?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны определиться: что та

    - 116

кое, вообще говоря, есть "рынок" ? Это в первом приближении, очевидно, ситуация, когда есть спрос и есть предложение. Возни кает ц е л е в а я проблема: как реализовать функции спроса и улучшить рыночное предложение ?

Есть так называемый советский вариант "делания рынка", и есть вариант "развитого капитализма" - "капиталистический", или "бур жуазный", вариант маркетинга, или "делания рынка". Отсюда мы по лучаем различные и ц е л и и ф у н к ц и и маркетинга. Что мы имеем в первом случае ? В случае "советский варианта" "делания рынка" ?

Имеем: (1) рынок продавца и - голодные (до сих пор - несмотря на "введение рынка") - толпы людей, ажиотажный спрос на дешевые товары (как только они появляются, эти "дешевые товары" - появ ляются жуткие очереди), хотя и не пустые полки магазинов. Это вариант - когда продавец имеет больше власти, чем покупатель (клиент). Все распределение идет по широко известному советскому принципу: "от партийно-хозяйственного номенклатурщика (или в терминах И. В. Бестужева-Лады "пахана") - по блату". Звучит, воз можно, несколько и "некрасиво", - зато, на мой взгляд, точно вы ражает суть т. н. "советского маркетинга". К сожалению, и с вве дением т. н. "советского рынка" - ф у н к ц и и р а с п р е д е л и т е л е й до сих пор остались. Говоря по-честному, это и есть система всеобщего обмАна (а не обмЕна), ц е л ь которой: "побольше хапнуть и быстрее убежать".

Но есть в то же время еще и (2) рынок покупателя - то есть система взаимного обмЕна товарами и услугами, когда заказчик, или покупатель (клиент) - диктует условия и "правила игры" "про давцу" на соответствующем рынке. Этот рынок "развитого капита лизма" - практически полностью легитимен, то есть защищен зако ном. Что же такое "легитимный рынок" ?

В советской литературе нет общепринятого, однозначно понимае мого определения именно такого рынка. Да и не только рынка, но и определения маркетинга как такового. Нет сегодня и достаточно четких определений, что такое "постсоветский маркетинг".

У нас долгое время были и есть различные "теневые", "серые" и "черные" рынки. Например, даже во времена правления И. В. Стали на абсолютно на всех предприятиях существовали "двойные бухгал терии". Отсюда - и ц е л е в ы е м а р к е т и н г о в ы е

    - 117

ф у н к ц и и - получаются весьма различны. Отсюда - и неодно значное понимание процесса "д е л а н и я р ы н к а".

По сути дела, вопрос сводится к следующему: почему существует столь неоднозначное понимание "маркетинга" ? И "рынка" ?

Эта ситуация, на мой взгляд, имеет много причин, главные из которых следующие.

1. Существует множество содержательных рынков. Каких именно? Это - рынок труда (в других терминах - рынок рабочей силы), ры нок капиталов, рынок услуг (например, рынок образования), инфор мационно-интеллектуальный рынок (например, передача информации с помощью компьютера), рынок знаний, рынок ценных бумаг, "черный рынок", "серый рынок", "светлый рынок", всякие отраслевые рынки (рынок нефти, рынок бензина, рынок керосина и т. п. ) - словом, все, что покупается и продается, все выход на какой-то рынок. 2. Существуют различные уровни этих рынков: макро- (уровень всего общества); мезо- (уровень территорий); микро- (уровень предприятий, фирм, организаций, и т. п. ); и индивидуально-лич ностный уровень (индивид, семья, группа и т. п. ) .

3. Существует множество подходов к изучению 1-го и 2-го: ры ночно-экономический подход (макро- экономика и микро- экономика - того, что вам вообще здесь не читают); стратегический подход; социологический подход; психологический подход; управленческий подход; организационный подход; производственный подход; инфор мационно-аналитический подход; "опытно-житейский" (с точки зре ния здравого смысла) подход, и многие другие, а так же их раз личные комбинации и "весовые" сочетания.

Соответственно - отсюда возникают целый спектр различных "маркетингов". Например:

1) рыночно-экономический маркетинг (маркетинг с точки зрения и макро-, и микро- экономики: например, как с помощью решения дифференциальных уравнений найти экстремумы функций, показываю щие наиболее эффективное сочетание продаж тех или иных партий кофе и чая при соответствующей эластичности цены и известном потребительском поведении клиентов);

    2) стратегический маркетинг;
    3) социологический маркетинг;

4) психологический (мотивационный, поведенческий) маркетинг; 5) управленческий маркетинг;

    - 118
    6) маркетинг "производственный";
    7) информационно-аналитический маркетинг;

8) маркетинг "опытно-житейский" (маркетинг здравого смысла); 9) многие другие, а также различные комбинации и "весовые" сочетания всех этих (1-8) "маркетингов". Важно, что в различное время приоритетными становятся различные типы или виды маркетин га. Сегодня в капиталистически развитых странах на первое место выходят стратегический и мотивационный типы маркетинга.

И есть вопрос, на который нам надо получить ответ, связанный с рассмотрением терминологического о п р е д е л е н и я марке тинга, его ц е л е й и ф у н к ц и й. Мы можем придерживать ся и какого-то одного определения, если оно нас устраивает, но моя задача - показать, как связаны те или иные определения мар кетинга с его функциями и целями.

Предлагаемый ниже обзор высказываний по данной проблемы в принципе не может иметь "полного ответа", и каждый студент дол жен самостоятельно выбрать то, что ему "больше подходит".

Первоначально маркетинговые исследования начались в США в конце XIX века и они охватывали только все виды сбытовой дея тельности. В центре внимания были вопросы: торговли, рекламы, цен, кредита, продвижения товаров.

Сфера производства тогда не была предметом изучения марке тинга. Однако позже этот недостаток, когда он стал очевидным, был устранен. Таким образом, ц е л е в ы е у с т а н о в к и в историческом маркетинге существенно менялись.

В начале ХХ века маркетинг в США стал учебной дисциплиной. Лекционные курсы с таким названием появились в Мичиганском, Ка лифорнийском и Иллинойском университетах.

В 1950-е годы в США теория маркетинга сомкнулась с теорией управления. В результате возникла прикладная наука об управлении компаниями на принципах маркетинга, которая получила название "рыночная теория управления". Именно с этого периода началось массовое использование маркетинга на практике, что отразилось в перестройке функциональных и организационных структур американс ких компаний. Новая концепция стала рассматривать производство и сбыт как единое целое, то есть произошло расширение и рамок объ екта маркетинга. Объектом маркетинга становится вся деятельность по разработке новых товаров и технологий, планированию и выпол

    - 119

нению производственных программ, финансовая и сбытовая деятель ность. Ключевым вопросом стал анализ рынка. Производство фирмы стало ориентироваться на результаты этого анализа.

В качестве г л а в н о й ц е л и фирмы, наряду с прибылью, было впервые провозглашено удовлетворение нужд и запросов клиен та. Именно такой подход и продолжает составлять суть философии современного бизнеса.

Какова же связь ц е л е й и ф у н к ц и й маркетинга с его всевозможными о п р е д е л е н и я м и ? В научной и учебной литературе можно встретить множество разнообразных суж дений по этому поводу, а также и - определений маркетинга. Их различия в какой-то степени отражают как этапы развития марке тинга, так и объект и предмет исследования этой науки. Переходим к рассмотрению этого вопроса - различных определений маркетинга и поиска того общего, что определило бы его сущность.

Многие в России сегодня до сих пор маркетинг отождествляют: со сбытом, со стимулированием, с продвижением товаров, либо с рекламой. Но сбыт (и остальные указанные пункты) - это, на самом деле с современной точки зрения, только верхушка "маркетингового айсберга". Наиболее важным элементом маркетинга является вовсе не сбыт (и остальные указанные пункты) "сам по себе". Сегодня сфера маркетинга, в действительности, уже должна охватывать и технологии и производство, ориентированные на конечного потреби теля, или "клиента".

    Что же такое "маркетинг" - в нашем понимании ?

Термин "маркетинг" происходит от английского слова "m a r k e t" (р ы н о к) и в дословном русском переводе означает "д е л а н и е р ы н к а". Как можно интерпретировать "делание рынка" ?

"Делание рынка" - это создание спроса на те товары (услуги, идеи и другие продаваемые продукты), который может обеспечить нам достаточную прибыль в виде реального результата нашей дея тельности на соответствующем рынке (или сегменте рынка). Вернем ся к вопросу: что такое "рынок" вообще?

Это, очевидно, ситуация, когда есть спрос и есть предложение. Отсюда возникает чисто "формальная проблема": как реализовать спрос и как улучшить предложение? Это, по-видимому, и будет хотя бы чисто формальным ответом на вопрос: как "делается рынок"?

    - 120

Подчеркнем еще раз: есть так называемый "советский вариант" (сегодня - "постсоветский" вариант) "делания рынка", и есть вариант "делания рынка" - "развитого капитализма", то есть "ка питалистический", или "буржуазный вариант" маркетинга. Имея это ввиду, переходим к более детальному ответу на поставленный нами вопрос: каковы определения маркетинга ?

Небольшое методологическое замечание: в самой истории челове чества, еще на этапе самого его зарождения, уже появилась "живая практика" маркетинга, связанная с операциями обмена. Таким обра зом, "живой маркетинг" как "делание своего рынка" возник, прак тически, вместе с возникновением человечества. Позже появились и некоторые "определения" и различные "теории" маркетинга (видимо, с появлением философии).

Переходим к непосредственному рассмотрению проблемы различных определений маркетинга. В научной и учебной западной и советской литературе можно встретить множество разнообразных определений маркетинга. Их различия в какой-то степени отражают как этапы развития маркетинга, так и объект и предмет исследования этой науки.

В 1948 году Институт Гамильтона (США) определял м а р к е т и н г как "экономическую деятельность, состоящую в продвиже нии товаров и услуг от производителя к потребителю". Этот при мер, как считается, - "ограниченного" определения, трактующего маркетинг как предпринимательскую деятельность в сфере сбыта. Это определение еще газывают "традиционным".

Это и другие т р а д и ц и о н н ы е определения маркетинга предполагают, что самое главное в нем - физическое перемещение товаров и услуг.

Можно предположить, что недостатками класического типа опре делений маркетинга заключаются в том, что: 1) в них преувеличи вается роль товароснабжения и каналов сбыта, игнорируется то, что маркетинговой деятельностью занимаются и коммерческие и го сударственные предприятия, 2) упускается важность взаимодействия покупателей и продавцов, 3) упускается такой фактор, как сильное воздействие на маркетинг различных социальных групп - таких как служащие, профсоюзы, акционеры, объединения потребителей, госу дарственные органы. [См. : Э в а н с Д ж. , Б е р м а н Б. Мар кетинг: Сокр. пер. с англ. - М. : Экономика. 1991. С. 16-17].

    - 121

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.