p>Однако отсутствие в педагогической психологии единой теории мотива и учебной мотивации усложняет решение вышеперечисленных практических задач. Поэтому проблема разработки методик по изуче нию учебных мотивов является актуальной и в ряде аспектов новой. Анализ существующих психодиагностических методик учебной моти вации выявил их немногочисленность. Основными методами изучения мотивационной сферы школьника являются проективные тесты, такие как методика "Неоконченные предложения" Ж. Нюттена в модификации А. Б. Орлова [118], опросники типа "Лесенки побуждений" А. К. Марко вой [1993], косвенные методы диагностики, построенные на наблюде нии по схеме Г. И. Щукиной [1977]. В соответствии с задачами исследования нам необходимо было вы явить взаимосвязь школьной успеваемости с такими мотивами учебной деятельности школьника как мотив на получение отметки и мотив на приобретение знаний. Анализ соответствующей литературы показал отсутствие готовой методики, способной диагностировать степень развития этих мотивов у школьников. В этой связи мы предприняли попытку разработать опросник, позволяющий выявить наличие у уча щихся этих учебных мотивов. Составляя вопросы, мы исходили из приведенных в психологичес ких исследованиях показателей мотивов.
. - 84 ш1. 9
Так, по А. К. Марковой [1993], учебно-познавательный мотив при обретения знаний проявляет себя в следующем: "умение активно ра ботать с материалом, различным образом преобразовывать его, выч ленять способ работы; желание возвратиться к анализу способа ра боты даже в том случае, если это не требует учитель и даже после получения правильного результата; умение сопоставлять несколько возможных способов получения результата" [А. К. Маркова, с. 72], др. Дж. Брунер [1962], П. Я. Гальперин [1985] к внешнему проявлению данного мотива относят активный интерес учащегося к изучаемому материалу. В. Ф. Моргун [1984] с мотивом приобретения знаний связывает пот ребность учащегося в самосовершенствовании и самообразовании. М. В. Матюхина [1976] выделяет: интерес-занимательность, интерес к фактам; интерес к сути явлений, их происхождению; самостоятель ное составление учебных задач; поиск оптимальных способов учения. О. А. Чувакова [1984] в качестве таких показателей рассматривает: - многообразные формы учебного поведения школьников; - реальное состояние структуры учебной деятельности, разверну тость ее компонентов;
- состояние учебных умений и навыков; - качество знаний и успеваемость; - временные затраты учащегося на учение; - зрелость учебного поведения в целом, и др.
По П. М. Якобсону [1961] одним из основных показателей учебного мотива является его осмысленность для учащегося, представленность в сознании. По Ю. Б. Гатанову [1990] - потребность в ощущении собственного роста и значимости, достижение определенных эмоциональных отноше ний.
- 85
Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина [1951] указывают на потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями. Среди показателей мотива на получение хорошей отметки исследо ватели выделяют: желание быть среди первых учеников [М. В. Матюхи на, 1976]; преобладание внешних стимулов в виде вознаграждения и наказания со стороны родителей и учителей [Ю. Б. Гатанов, 1990]; резкое повышение успеваемости в конце четверти, потребность ре бенка в оценке и одобрении со стороны окружающих, стремление уча щихся найти свое место в классной группе, стремление поступить в высшее учебное заведение [Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, 1951]; отсутствие интереса к заданиям повышенной трудности, не систематичность в подготовке домашнего задания [Г. И. Щукина, 1977]; осознание учащимися неудобств и неприятностей, которые мо гут возникнут, если он не будет учиться [П. М. Якобсон, 1961] и др. Первым этапом создания опросника для выявления мотива на от метку и на получение знаний было составление 32 вопросов 5* 0. Нечет ные вопросы направлены на выявление мотива отметки, четные - мо тива приобретения знаний.
2Опросник 2для выявления мотивации на отметку и на получение знаний Инструкция Уважаемые учащиеся!
Вам будет представлен перечень вопросов, характеризующих отно шение к различным сторонам учебного процесса в школе. Ваши данные ----------------------------
ш1. 5
5* 0 Опросник разработан при непосредственном участии доктора психологических наук, профессора Е. П. Ильина.
ш2. 0 - 86
будут использоваться только в научных целях и оглашению не подле жат. Возьмите чистый лист бумаги и подпишите: дату, возраст, пол и успеваемость. Сейчас я буду зачитывать вопросы. Ваша задача пос тавить номер вопроса и указать из двух вариантов ответа на каждый вопрос тот, с которым согласны вы.
1. Помнишь ли ты, когда получил первую двойку или тройку? а) да; б) нет.
2. Является ли для тебя необходимым разбираться во всех вопро сах, изучаемых на каждом уроке, независимо от учебного предмета? а) да;
б) нет, обычно достаточно знать основные вопросы.
3. Беспокоит ли тебя, что твои отметки хуже, чем у однокласс ников?
а) да; б) нет.
4. Как ты относишься к одноклассникам, которые часто списывают у других домашние задания и контрольные работы? а) осуждаешь таких ребят, за то, что они не учатся самостоя тельно;
б) понимаешь их.
5. Считаешь ли ты, что одноклассники преувеличивают значение отметок?
а) да; б) нет. . - 87 ш1. 9 6. После получения отметки на уроке ты:
а) продолжаешь активно участвовать в рассмотрении учебных воп росов;
б) позволяешь себе расслабиться и отдохнуть.
7. Если кто-то из одноклассников очень расстраивается из-за отметки, то ты:
а) понимаешь его, т. к. это большая неприятность;
б) не понимаешь его, как можно так сильно огорчаться из-за от метки. 8. Верно ли, что тебе хочется как можно больше узнать по от дельным предметам?
а) да; б) нет.
9. Думаешь ли ты в начале учебного года, какими будут твои го довые отметки (или отметки за четверть)?
а) да; б) нет.
10. Бывает ли, что получив хорошую отметку, ты не доволен ка чеством своего ответа?
а) да; б) нет.
11. Верно ли, что большинство ребят, получив отметку, несколь ко дней не готовятся по этому предмету, т. к. их не спросят? а) да;
б) нет.
12. Интересно ли тебе, когда учитель сообщает научные данные, которых нет в учебнике?
а) да;
б) нет, т. к. при ответе на отметку их можно не использовать.
- 88 ш2. 0
13. Верно ли, что отметки часто являются главной причиной тво его хорошего или плохого настроения?
а) да; б) нет.
14. Ты бы хотел, чтобы на классном собрании или в школьной га зете отметили твои хорошие знания?
а) да; б) нет.
15. Что ты испытываешь , когда тебя долго не спрашивают на от метку?
а) тебя это радует; б) держит тебя в состоянии напряжения.
16. Получив в начале года новый учебник, интересуешься ли ты, что в нем изложено?
а) да; б) нет.
17. Было ли тебе интереснее учиться, если бы учителя не стави ли отметок?
а) да; б) нет. 18. Верно ли, что твои отметки больше всего зависят от: а) твоих знаний по предмету;
б) от разных факторов: отношений с учителем, от его настроения и др. 19. Знаешь ли ты, какие отметки стоят в аттестате твоих роди телей?
а) да; б) нет. - 89
20. Как ты считаешь, что важнее для большинства одноклассников? а) знания;
б) отметки. 21. Верно ли, что твои отметки хуже, чем бы ты хотел? а) да; б) нет.
22. Будешь ли ты учить учебный материал, если знаешь, что от метку за него не поставят?
а) да; б) нет.
23. Верно ли, что большинство одноклассников стремятся полу чить хорошие отметки, чтобы избежать неприятностей в школе и дома? а) да; б) нет, т. к. по отметкам также можно узнать насколько хорошо знаешь учебный материал по сравнению с одноклассниками. 24. Бывает ли, что ответ на заинтересовавший тебя вопрос ты ищешь в дополнительной литературе, или изучаешь учебник, забегая на несколько параграфов в перед?
а) да; б) нет.
25. Часто ли ты получаешь отметки по собственной инициативе? а) да;
б) нет.
26. Беспокоит ли тебя, что твои знания не соответствуют отлич ным отметкам?
а) да; б) нет. . - 90 27. Приятно, когда: а) много знаешь; б) имеешь отличные отметки. 28. Охотно ли ты выполняешь задания повышенной трудности? а) да; б) нет.
29. Верно, что если бы не было отметок, большинство однокласс ников тратили бы на учебу гораздо меньше времени и сил?
а) да; б) нет.
30. Считаешь ли ты, что знания, приобретенные в школе опреде лят в будущем твою жизнь?
а) да; б) нет. 31. В конечном итоге обучение в школе сводится к: а) получению аттестата с отметками; б) определенным знаниям, которые необходимы в жизни.
32. Спорил ли ты с учителем о несправедливо поставленной тебе отметке?
а) да; б) нет. 2Ключ 1. 0
Начисляется по одному баллу за ответы: 1б, 3б, 5а, 7б, 9б, 11б, 13б, 15а, 17а, 19б, 21б, 23б, 25б, 27а, 29б, 31б. Начисляется по два балла за ответы: 1а, 3а, 5б, 7а, 9а, 11а, 13а, 15б, 17б, 19а, 21а, 23а, 25а, 27б, 29а, 31а.
. - 91
Подсчитывается общая сумма баллов. Опрашиваемый может получить от 16 до 32 баллов.
от 12 до 25 баллов - низкая мотивация на отметку. от 25 до 32 баллов - высокая мотивация на отметку. 2Ключ 2. 0
Начисляется по одному баллу за ответы: 2б, 4б, 6б, 8б, 10б, 12б, 14б, 16б, 18б, 20б, 22б, 24б, 26б, 28а, 30б, 32б. Начисляется по два балла за ответы: 2а, 4а, 6а, 8а, 10а, 12а, 14а, 16а, 18а, 20а, 22а, 24а, 26а, 28а, 30а, 32а.
Подсчитывается общая сумма баллов. от 12 до 25 баллов - низкая мотивация на получение знаний. от 25 до 32 баллов - высокая мотивация на получение знаний.
Пилотажное исследование опросника для выявления мотивации на отметку и на получение знаний проводилось на учащихся 5-6, 10-11 классов сш. №6 г. Липецка общей численностью 117 человек. Вторым этапом создания опросника явилась оценка его содержа тельной валидности. Для этого устанавливалась корреляционная связь нечетных вопросов опросника с базисным вопросом: "В конеч ном итоге обучение в школе сводится к получению аттестата с от метками? " Данные корреляционного анализа представлены в таблице 3. Данные корреляционного анализа четных вопросов опросника с ба зисным вопросом: "В конечном итоге обучение в школе сводится к определенным знаниям, которые будут необходимы в жизни? " предс тавлены в таблице 4.
. - 92 Таблица 3. Значимые коэффициенты корреляции базисного вопроса "В конечном итоге обучение в школе сводится к получению аттестата с отметками? " с остальными вопросами опросника ш1. 0 ----T-----------------------------------¬ ¦ ¦ Значимые коэффициенты ¦ ¦ ¦ корреляционной связи ¦ ¦ № +----------------T------------------+ ¦ ¦учащиеся 5-6 кл. ¦учащиеся 10-11 кл. ¦ ¦ ¦ (n=57) ¦ (n=60) ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 1 ¦ 0, 67 ¦ 0, 68 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 3 ¦ 0, 75 ¦ 0, 56 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 5 ¦ 0, 81 ¦ 0, 75 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 7 ¦ 0, 52 ¦ 0, 69 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 9 ¦ 0, 65 ¦ 0, 62 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 11¦ 0, 74 ¦ 0, 60 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 13¦ 0, 50 ¦ 0, 61 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 15¦ 0, 70 ¦ 0, 76 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 17¦ 0, 85 ¦ 0, 87 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 19¦ 0, 60 ¦ 0, 62 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 21¦ 0, 56 ¦ 0, 70 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 23¦ 0, 55 ¦ 0, 65 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 25¦ 0, 60 ¦ 0, 72 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 27¦ 0, 68 ¦ 0, 60 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 31¦ 0, 56 ¦ 0, 75 ¦ L---+----------------+------------------ ш2. 0 . - 93 Таблица 4. Значимые коэффициенты корреляции базисного вопроса "В конечном итоге обучение в школе сводится к определенным знаниям, которые будут необходимы в жизни? " ш1. 0 ----T-----------------------------------¬ ¦ ¦ Значимые коэффициенты ¦ ¦ ¦ корреляционной связи ¦ ¦ № +----------------T------------------+ ¦ ¦учащиеся 5-6 кл. ¦учащиеся 10-11 кл. ¦ ¦ ¦ (n=57) ¦ (n=60) ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 2 ¦ 0, 60 ¦ 0, 52 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 4 ¦ 0, 75 ¦ 0, 65 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 6 ¦ 0, 70 ¦ 0, 54 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 8 ¦ 0, 56 ¦ 0, 90 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 10¦ 0, 67 ¦ 0, 61 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 12¦ 0, 55 ¦ 0, 79 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 14¦ 0, 64 ¦ 0, 81 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 16¦ 0, 52 ¦ 0, 82 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 18¦ 0, 51 ¦ 0, 60 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 20¦ 0, 62 ¦ 0, 55 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 22¦ 0, 79 ¦ 0, 62 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 24¦ 0, 80 ¦ 0, 73 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 26¦ 0, 86 ¦ 0, 82 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 28¦ 0, 62 ¦ 0, 56 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 30¦ 0, 65 ¦ 0, 52 ¦ +---+----------------+------------------+ ¦ 32¦ 0, 75 ¦ 0, 54 ¦ L---+----------------+------------------ ш2. 0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42
|