на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)
p>¦23. ¦ С. Л. В. ¦ 9, 6 ¦ 22, 5 ¦ 67, 9 ¦ 3, 2 ¦ 27, 1 ¦ 69, 7 ¦

+---+---------------+-------------+-----------+----------+-------------+-----------+----------+ ¦ выборочное среднее¦ 21, 8 ¦ 16, 2 ¦ 62, 0 ¦ 5, 9 ¦ 13, 9 ¦ 80, 2 ¦ L-------------------+-------------+-----------+----------+-------------+-----------+----------

     ДLQ9M. PDR 1 2
     ш2. 0
    .
    - 151

В то же время нельзя не обратить внимание на тот факт, что слабо успевающие учащиеся чаще, чем хорошо успевающие учащиеся положительно оценивали ситуацию опроса у учителей с попуститель ским стилем руководства (30, 8% против 5, 9%) и реже оценивали эту ситуацию негативно (15, 3% против 25, 7%) или как ситуативно-неус тойчивую (53, 8% против 68, 4%). Очевидно, нетребовательность учи телей с попустительским стилем руководства желательна для тех учащихся, которые не стремятся к учению, и наоборот, нежелательна для учащихся, которые хотят учиться.

     23. 6 Связь успеваемости с психологическими
     2особенностями школьников

 _ 2Связь учебной мотивации учащихся с успеваемостью.  .  0 Этот вопрос изучался с помощью разработанного нами опросника, выявляющего ка кой из мотивов - на приобретение знаний или получение отметки преобладает у данного учащегося. В начальных, средних и старших классах были выделены три группы учащихся: те, у которого мотива ция на знания выражена больше, чем мотивация на отметку; те, у кого мотивация на отметку выражена больше, чем на знаний; те, у кого та и другая мотивация равны. Полученные данные представлены в таблице 19.

Как видно из таблицы в младших классах направленность мотива ции (на знания или отметку) в успеваемости школьников роли не иг рает: среди учащихся количество отличников, "хорошистов", слабо и плохо успевающих примерно одинаковое (при преобладании мотива на знания).

    - 152
     ш1. 9
    Таблица 19.
    Связь направленности мотивации на знания или отметки
    с успеваемостью (число школьников абс. / %)
     ш1. 0
    -------T---------T--------------------------------------¬
    ¦ ¦ ¦ Успеваемость школьников ¦
    ¦Классы¦ Мотив +---------T-----------T---------T------+
    ¦ ¦ ¦отличники¦"хорошисты"¦удовлетв. ¦плохая¦
    +------+---------+---------+-----------+---------+------+

¦ 1-3 ¦больше на¦  _37 . ¦  _ 40 . ¦  _ 40 . ¦  _38 . ¦ ¦ ¦знания ¦ 92 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 95 ¦

    ¦ +---------+---------+-----------+---------+------+

¦ ¦больше на¦  _1 . ¦  _0 . ¦  _0 . ¦  _2 . ¦ ¦ ¦отметку ¦ 3 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 5 ¦

    ¦ +---------+---------+-----------+---------+------+

¦ ¦одинаково¦  _2 . ¦  _0 . ¦  _0 . ¦  _0 . ¦ ¦ ¦ ¦ 5 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦

    +------+---------+---------+-----------+---------+------+

¦ 5-9 ¦больше на¦  _18 . ¦  _22 . ¦  _24 . ¦  _27 . ¦ ¦ ¦знания ¦ 20 ¦ 44 ¦ 26 ¦ 30 ¦

    ¦ +---------+---------+-----------+---------+------+

¦ ¦больше на¦  _19 . ¦  _11 . ¦  _10 . ¦  _ 6 . ¦ ¦ ¦отметку ¦ 41 ¦ 24 ¦ 21 ¦ 14 ¦

    ¦ +---------+---------+-----------+---------+------+

¦ ¦одинаково¦  _ 3 . ¦  _ 7 . ¦  _ 6 . ¦  _ 7 . ¦ ¦ ¦ ¦ 14 ¦ 30 ¦ 26 ¦ 30 ¦

    +------+---------+---------+-----------+---------+------+

¦ 10-11¦больше на¦  _14 . ¦  _14 . ¦  _12 . ¦  _20 . ¦ ¦ ¦знания ¦ 23 ¦ 23 ¦ 20 ¦ 37 ¦

    ¦ +---------+---------+-----------+---------+------+

¦ ¦больше на¦  _15 . ¦  _22 . ¦  _22 . ¦  _16 . ¦ ¦ ¦отметку ¦ 21 ¦ 29 ¦ 29 ¦ 21 ¦

    ¦ +---------+---------+-----------+---------+------+

¦ ¦одинаково¦  _11 . ¦  _ 4 . ¦  _ 6 . ¦  _ 4 . ¦ ¦ ¦ ¦ 44 ¦ 16 ¦ 24 ¦ 16 ¦

    L------+---------+---------+-----------+---------+------
     ш1. 9

В средних и старших классах картина меняется. Несмотря на пре обладание во всех классах учащихся с соотношением мотивов в поль зу получения знаний, отличников и "хорошистов" больше среди тех, у кого мотив на получение отметки выражен больше, чем мотив на получение знаний. С другой стороны, среди школьников, у которых больше выражен мотив на приобретение знаний, чаще встречаются ли ца с плохой успеваемостью. Особенно отчетливо это проявилось в средних классах. В старших классах наибольшее число отличников было у учащихся, имевших одинаковую выраженность обоих мотивов.

    - 153

Таким образом, стремлением учителей и родителей чтобы школьни ки учились ради приобретения знаний, судя по полученным данным себя полностью не оправдывает. То, что почти у всех школьников начальных классов (у 155 из 160) преобладает мотив на получение знаний, очевидно, нельзя рассматривать как истинную мотивацию; вероятно, они повторяют то, что им внушили взрослые. Да и в сред них классах декларативность этого мотива, вероятно, имеется у многих (хотя с преобладанием этой мотивации школьников значитель но меньше: 91 из 160, причем 46 имеют преобладание мотивации на отметку). В старших классах же картина более реалистичная: преоб ладают учащиеся с большей ориентацией на отметку (75 из 160, и 24 имеют одинаковую ориентацию на отметку и на знаний). При этом именно последний вариант (равенство ориентаций на отметку и на знания) дает наилучшую успеваемость.

Таким образом, мотивирующая роль отметку с возрастом меняется. В младших классах она не влияет на успеваемость, в средних клас сах ориентация на отметку больше, чем на знания приводит к лучшей успеваемости, а в старших классах мотивация на отметку обеспечи вает лучше успехи в учении в том случае, если она подкрепляется мотивом на получение знаний, выраженным в такой же степени. Исходя из полученных данных выявленную тенденцию увеличения от младших классов к старшим числа школьников с преобладанием моти вации на отметку вопреки распространенному мнению можно рассмат ривать как 1  _положительную .  0, связанную с постановкой учащимися более конкретной цели, достижимой в короткий срок и поэтому оказывающей более сильное подкрепляющее влияние на учебную деятельность школьников, Чем более абстрактный и с более отдаленной перспекти вой реализации мотив на получение знаний.

    .
    - 154

Сказанное, конечно, не должно приводить к фетишизации мотива на отметку. Она может получаться учащимися и при недобросовестном отношении учащегося к учению (путем списывания, выучивания под опрос и т. д. ). Но очевидно, что пренебрегать мотивационной ролью отметок не следует, что видно и из данных опроса учителей, уча щихся и их родителей о роли отметку, приведенных нами в первом параграфе этой главы.

 _ 2Личностные особенности .  0, изучающиеся нами на школьниках 9 и 11 классов с помощью опросника Кэтелла, как следует из данных, при веденных в таблице 20, могут влиять на успеваемость учащихся. Среди таких свойств оказалась в первую очередь устойчивость к фрустрированности, напряженности. Значимые коэффициенты корреля ции были получены в обоих классах как у мальчиков, так и у дево чек, причем в девятом классе у тех и у других уровень значимости равнялся 0, 01.

Во всех классах у мальчиков и у девочек обнаружена отрицатель ная связь успеваемости с доминантностью (p

Положительная связь успеваемости с низкой тревожностью, уве ренностью в себе выявлена у учащихся 11 класса (у мальчиков и де вочек P
    - 155

могут быть ситуации опроса, выполнения контрольных работ и экза менов.

Несколько неожиданная положительная связь успеваемости с им пульсивностью у девочек 1 класса. Дать этому объяснение довольно трудно.

    Таблица 20.
    Данные корреляционного анализа (по Спирмену) личностных
    особенностей учащихся со средним баллом успеваемости
     ш1. 0
     ДMQ9. PDR 3 2

-------T-------------------------------------------T---------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ Классы ¦

    ¦ ¦ +----------------T----------------+
    ¦ ¦ ¦ 9 ¦ 11 ¦

¦Фактор¦ Свойство личности +--------T-------+--------T-------+ ¦ ¦ ¦мальчики¦девочки¦мальчики¦девочки¦

    ¦ ¦ ¦ (n=42) ¦(n=39) ¦ (n=22) ¦(n=26) ¦

+------+-------------------------------------------+--------+-------+--------+-------+ ¦ A ¦замкнутость - общительность ¦ 0, 21 ¦ 5  00, 15 5  0¦ 0, 18 ¦ 0, 21 ¦ ¦ B ¦низкий интеллект - высокий интеллект ¦ 0, 11 ¦ 5  00, 24 ¦ 0, 10 ¦ 0, 13 ¦ ¦ C ¦эмоциональная неустойчивость - устойчивость¦ 0, 16 ¦ 5  00, 23 ¦ 0, 16 ¦ 0, 13 ¦

¦ E ¦конформность - доминантность ¦-0, 30 5* 0 ¦-0, 37 5** 0¦-0, 44 5* 0 ¦-0, 41 5* 0 ¦

¦ F ¦сдержанность - экспрессивность ¦-0, 22 ¦ 0, 18 ¦ 0, 19 ¦ 0, 15 ¦ ¦ G ¦безответственность - ответственность ¦-0, 32 5* 0 ¦-0, 44 5** 0¦ 0, 28 ¦ 0, 30 ¦

    ¦ H ¦робость - смелость ¦ 0, 19 ¦ 0, 26 ¦ 0, 11 ¦ 0, 17 ¦

¦ I ¦жестокость - чувствительность ¦ 0, 10 ¦ 0, 11 ¦ 0, 18 ¦ 0, 14 ¦ ¦ L ¦доверчивость - подозрительность ¦ 0, 02 ¦ 0, 08 ¦ 0, 15 ¦ 0, 09 ¦ ¦ M ¦практичность - развитое воображение ¦ 0, 23 ¦ 0, 17 ¦ 0, 27 ¦ 0, 24 ¦ ¦ N ¦прямолинейность - дипломатичность ¦ 0, 26 ¦ 0, 25 ¦ 0, 20 ¦ 0, 22 ¦ ¦ O ¦уверенность в себе - тревожность ¦ 0, 27 ¦ 0, 29 ¦ 0, 44 5* 0 ¦ 0, 39 5* 0 ¦ ¦ Q 41 0 ¦консерватизм - радикализм ¦ 0, 14 ¦ 0, 07 ¦ 0, 15 ¦ 0, 17 ¦ ¦ Q 42 0 ¦социабельность - самодостаточность ¦ 0, 15 ¦ 0, 19 ¦ 0, 15 ¦ 0, 18 ¦ ¦ Q 43 0 ¦импульсивность - контроль желаний ¦ 0, 20 ¦ 0, 14 ¦ 0, 26 ¦ 0, 47 5* 0 ¦ ¦ Q 44 0 ¦нефрустрированность - напряженность ¦ 0, 39 5** 0 ¦ 0, 48 5** 0¦ 0, 43 5* 0 ¦ 0, 45 5* 0 ¦

L------+-------------------------------------------+--------+-------+--------+------- * - p 7,  00, 05; ** - p 7,  00, 01

     ДLQ9M. PDR 1 2
     ш2. 0

Выявлена связь успеваемости школьников разных классов  _ 2с типо  _ 2логическими особенностями проявления свойств нервной системы .  0 силой и "внешним" балансом (таблица 21).

    .
    - 156
    Таблица 21.
    Данные корреляционного анализа (по Спирмену)

типологических особенностей свойств нервной системы учащихся со средним баллом успеваемости

     ш1. 0

----------------T-------------------------------------------¬ ¦ Классы ¦ Свойства нервной системы ¦ ¦ +----------------------T--------------------+ ¦ ¦ сила нервной системы ¦ "внешний" баланс ¦ ¦ +----------T-----------+----------T---------+ ¦ ¦ мальчики ¦ девочки ¦ мальчики ¦ девочки ¦ ¦во всех классах¦ (n=60) ¦ (n=60) ¦ (n=60) ¦ (n=60) ¦ +---------------+----------+-----------+----------+---------+ ¦ 1 - 4 ¦ -0, 43 5* 0 ¦ -0, 47 5** 0 ¦ 0, 07 ¦ 0, 15 ¦ ¦ 5 - 8 ¦ -0, 50 5** 0 ¦ -0, 07 ¦ 0, 47 5** 0 ¦ 0, 51 5*** 0 ¦ ¦ 9 - 11 ¦ -0, 21 ¦ -0, 48 5** 0 ¦ 0, 48 5** 0 ¦ 0, 45 5** 0 ¦ L---------------+----------+-----------+----------+--------- Примечание: * - p
     ш2. 0

Из данных, приведенных в таблице, видно, что за небольшим иск лючением успеваемость отрицательно связана с силой нервной систе мы, что означает, у школьников со слабой нервной системой успева емость выше, чем у школьников с сильной нервной системой.

Начиная со средних классов выявлена связь успеваемости с "внешним" балансом: у школьников с преобладанием возбуждения ус певаемость выше, чем у школьников с преобладанием торможения, причем различия высокозначимые (p

Полученные данные в отношении силы - слабости нервной системы совпадают с данными лаборатории Э. И. Голубевой (1994) лучшие сред ние баллы как по гуманитарным, так и по естественным дисциплинам имели школьники со слабой нервной системой. Кроме того, более ус певающим была присуща и более высокая активированность, которая авторами рассматривается как преобладание возбуждения над тормо жением.

Наши данные и данные Э. А. Голубевой расходятся как с утвердив шейся точкой зрения, что преимущество в успеваемости имеют школь

    - 157

ники с сильной нервной системой, так и с не менее распространен ной точкой зрения, что успеваемость не связана с типологическими особенностями свойств нервной системы.

Мы полагаем, что справедливы все точки зрения. Если у учащего ся выражена мотивация учения, то влияние свойств нервной системы может нейтрализоваться как за счет прилежания учащихся, так и за счет выработки рационального стиля учебной деятельности (В. С. Мер лин). Если учитель создает во время опроса учащихся психологичес кую напряженность, то больше шансов не стушеваться, не растерять ся у школьников с сильной нервной системой. Если же обстановка в классе во время опроса, написания контрольных работ и экзаменов спокойная, то успеваемость в большей мере будет зависеть от под готовки к урокам дома, от систематичности учения дома, к чему, вероятно, больше склонны лица со слабой нервной системой ввиду их большей монотонноустойчивости (а систематическая учебная работа дома - занятие довольно однообразное). Возможно, лучшая успевае мость школьников со слабой нервной системой связана и с тем, что они быстрее врабатываются т. е. включаются в ситуацию урока.

     2ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III

1. Проблема оценивания результатов учебной деятельности не по теряла своей остроты для всех участников педагогического процес са: учителей, учащихся, родителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.