на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)
p>Исходя из теоретических и экспериментальных данных о специфике оценочной деятельности учителя с точки зрения педагогов, психоло гов и методистов (С. П. Безносов, 1982; А. А. Бодалев, 1970; М. А. Бо рисова, 1985; Г. Вицлак, 1986; В. В. Власенко, 1981; Ю. Г. Гата нов, 1990; Деметер, 1981; А. Г. Доманов, 1991), в разработанной шкале мы выделили три субшкалы.

Первая из них включает описание действий, отражающих стратегию опроса учителем, позволяющую создать оптимальные условия для уча щихся в реализации своих знаний и умений.

Вторая субшкала отражает процесс оценивания учителем результа тов учебной деятельности школьников.

Третья - направлена на выявление процесса фиксирования учите лем отметок в школьной документации.

По нашему предположению, каждая из субшкал, ставя перед собой разные задачи, позволяет достаточно полно изучить методические особенности оценочной деятельности учителя в ситуации опроса 5* 0. Вторым этапом создания оценочной шкалы по изучению методики проведения опроса учителем на уроке была оценка ее валидности по содержанию отобранных нами показателей при помощи экспертных оце нок. Экспертами в оценке валидности являлись 9 преподавателей ка федр психологии и педагогики Елецкого государственного педагоги ческого института и Липецкого государственного педагогического института.

    ----------------------------
     ш1. 5

 5* 0 Методика "Анализ оценочной деятельности учителя в ситуации опроса" была разработана под руководством и непосредственном участии доктора психологических наук профессора Е. П. Ильина.  ш2. 0

    .
    - 70
     ш1. 9

Для достижения более объективных оценок при отборе экспертов учитывались следующие требования: наличие ученой степени в облас ти педагогической и возрастной психологии или педагогике, наличие педагогического стажа работы в школе и стажа преподавания курсов "Возрастная и педагогическая психология", "Дидактика", "Методика преподавания".

Экспертам предполагалось отнести отобранные нами показатели педагогической деятельности к одной из трех субшкал: оптимальная стратегия опроса учащихся учителем, оценивание учителем результа тов учебной деятельности школьников и фиксирование учителем балльных оценок учащихся. Экспертам были предложены перечень по казателей педагогической деятельности (форма А), инструкция и бланк для ответов (Приложение 3, 4).

Распределение экспертных оценок по шкалам представлены в при ложении 5.

Согласованность экспертных оценок устанавливалась с помощью кластерного анализа [Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, 1995]. Все статисти ческие расчеты производились на персональном компьютере в прог рамме Statgraphics (версия 2. 6).

В результате экспертных оценок оценочная шкала приобрела сле дующий вид (таблица 1).

Для повышения объективности и проверки эмпирической валидности оценочной шкалы по изучению оценочной деятельности учителя в си туации опроса мы использовали метод компетентных судей [С. Д. Беше лев, Ф. Г. Гуревич, 1974]. Показателями компетентности являлись: педагогический стаж не менее 5 лет, понимание содержания оценива емого показателя, хорошая осведомленность о педагогической дея тельности учителей, отсутствие ярко выраженных симпатий и антипа тий к учителям.

    - 71
     ш2. 0
    Таблица 1.
    Содержание методики
    "Анализ оценочной деятельности учителя в ситуации опроса"
     ш0. 9
     ДMQ9. PDR 3 2

--------------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦  3Субшкала 1 0 ¦

    ¦ Наличие оптимальной стратегии опроса учащихся учителем ¦

+---T---------------------------------T-----------------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ степень выраженности признака ¦

    ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ +---------T-------------T-----------T-----------T-----------+ ¦ № ¦ Показатели ¦в большей¦в достаточной¦имеет место¦в небольшой¦внимательно¦ ¦ ¦ ¦ степени ¦ степени ¦ ¦ степени ¦ ¦

¦ ¦ +---------+-------------+-----------+-----------+-----------+ ¦ ¦ ¦5 баллов ¦ 4 балла ¦ 3 балла ¦ 2 балла ¦ 1 балл ¦

+---+---------------------------------+---------+-------------+-----------+-----------+-----------+ ¦ 1. ¦Многообразие форм контроля знаний¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦умений, навыков учащихся (фрон- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦тальный опрос, программированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦опрос и др) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ 2. ¦Терпеливость в общении с отвечаю-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦щим, проявление педагогического¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦такта в ситуациях, вызывающих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦раздражение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ 3. ¦Широкое распределение внимания на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦всех задействованных в опросе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦учеников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ 4. ¦Воспринимает ли учитель реакцию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦учащихся на свои вопросы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ 5. ¦Замечает психофизическое состоя-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ние детей в ситуации опроса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ 6. ¦Организовано ли учителем наблюде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ние учащихся за ответами однок-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦лассников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ 7. ¦Поддержание дисциплины в классе в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦момент опроса учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ 8. ¦Включение в опрос максимального¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦количества учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ 9. ¦Точность формулировок вопросов в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦понятной для учащихся форме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦10. ¦Разумная мера помощи учащемуся со¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦стороны учителя во время опроса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦(наводящие вопросы и др. ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦11. ¦Эмоциональное сопереживание с от-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦вечающим, проявление заинтересо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ванности в качестве ответа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦12. ¦Рациональное соотношение времени¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦опроса с другими этапами урока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦13. ¦Преобладание способов побуждения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦учащихся к деятельности в ситуа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ции опроса (комментарии, вызыва-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ющие положительные чувства в свя-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦зи с проделанной работой) над ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦способами принуждения (напомина- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ние об отметке, резкие замечания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦нотации) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦14. ¦Проведение опроса на каждом уроке¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+---------------------------------+---------+-------------+-----------+-----------+-----------  ДLQ9M. PDR 1 2

     ш2. 0
    - 72
    Таблица 1. (Продолжение)
     ш0. 9
     ДMQ9. PDR 3 2

----T---------------------------------T---------T-------------T-----------T-----------T-----------¬ ¦15. ¦Организация учителем деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦учащихся по исправлению текущих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦неудовлетворительных отметок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦16. ¦Отсутствие шаблонности в форме¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦вопросов педагога, вызывающих ав-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦томатизацию ответа учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦17. ¦Использование педагогом при опро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦се наглядных пособий и оборудова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+---------+-------------+-----------+-----------+-----------+ ¦  3Субшкала 2 0 ¦

¦ Оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся ¦ +---T----------------------------------T---------T-------------T-----------T-----------T----------+ ¦18. ¦Использование при опросе многооб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦разных форм оценивания учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦(оценочных суждений, отметок) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦19. ¦Комментирование выставляемых отме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ток в соответствии с нормами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦20. ¦Выставлением отметок каждому из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦опрошенных учеников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦21. ¦Индивидуально-дифференцированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦подход к ученику в отношении мер¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦воздействия через отметку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦22. ¦Оценивание знаний и умений учащих-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ся непосредственно после ответа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦23. ¦Позитивная реакция учителя на ос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦паривание учеником отметки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦24. ¦Внешнее проявление уверенности при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦выставлении отметок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦25. ¦Независимость оценивания от внеш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦них и внутренних факторов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦(настроения, самочувствия, наличия¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦конфликтов с учащимися, поведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦учеников на уроке и др. ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦26. ¦Равномерное поурочное оценивание¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦учащихся с различной успеваемостью¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦27. ¦Привлечением учащихся к обсуждению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦выставляемых отметок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦28. ¦Организация на уроке самоконтроля¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦и самооценки результатов учебной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦29. ¦Создание учителем спокойной обста-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦новки при оценивании результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦учебной деятельности школьников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦(без оценки личности ребенка) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦30. ¦Соответствие четвертных отметок¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦текущим (в отличии от выставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦четвертной по двум текущим, по по-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦следним отметкам в четверти, выво-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦да средне-арифметического и др. ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+---------+-------------+-----------+-----------+----------+ ¦  3Субшкала 3 0 Фиксирование учителем балльных оценок учащихся ¦ +---T----------------------------------T---------T-------------T-----------T-----------T----------+ ¦31. ¦Соблюдение временного регламента¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦проверки и выставления отметок за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦самостоятельные письменные работы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦в журнал, сообщение результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦учащимся в оптимальные сроки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+----------------------------------+---------+-------------+-----------+-----------+----------

    - 73
     ДLQ9M. PDR 1 2
     ш2. 0
    Таблица 1. (Продолжение)
     ш0. 9
     ДMQ9. PDR 3 2

----T----------------------------------T---------T-------------T-----------T-----------T----------¬ ¦32. ¦Отсутствие в журнале стираний, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦исправлений, подставлений отметок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦33. ¦Выставление отметок в журнал за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦выполнение письменных домашних ра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦бот ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦34. ¦Выставление отметок в дневник в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦течении урока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦35. ¦Минимальное количество уроков без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦отметок, зафиксированных в журнале¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+----------------------------------+---------+-------------+-----------+-----------+----------

     ДLQ9M. PDR 1 2
     ш2. 0

В качестве компетентных судей выступили завуч по учебной и методической работе, руководители методических объединений. Всего в рейтинге участвовало 4 эксперта и 3 учителя-предметника.

Согласованность оценок, полученных в ходе прямого наблюдения и экспертных оценок, устанавливалась с помощью коэффициента ранго вой корреляции Спирмена. Результаты статистической обработки представлены в приложении 6.

Достоверность статистических данных позволяет использовать разработанную шкалу в качестве карты наблюдений за оценочной дея тельностью учителя на уроке.

     22. 4. Разработка и апробирование опросника
     2для изучения отношения учащихся
     2к оценочной деятельности учителя в ситуации опроса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.