на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)
p>Как видно из гистограммы 15, лишь незначительная часть учащих ся (18, 5% в младших классах, 6, 2% в средних и 7, 7% в старших классах) определенно знают какой отметкой будут оценены их знания на уроке. Остальные же идут на урок с чувством неуверенности в своих знаниях и объективности их оценки.

По-нашему мнению, эти данные могут служить подтверждением, что у большинства школьников не сформированы представления о нормах балльных педагогических оценок, о программных требованиях к зна ниям и умениям учащихся по отдельным учебным предметам. Это в свою очередь, отрицательно влияет на формирование самооценки уча щихся в процессе обучения.

Многие учащиеся рассматривают свои отметки как некую данность, на которую трудно повлиять. Поэтому постоянно анализируют причины своих низких отметок далеко не все учащиеся (Гистограмма 16). Анализ ответов учащихся обнаруживает тенденцию снижения с воз растом числа учащихся, постоянно анализирующие причины низких от меток (51, 5% - в младших классах, 36, 9% - в средних и 38, 5% - в старших классах). Вместе с тем с возрастом увеличивается число учащихся, анализирующих свои отметки время от времени. Т. е. , чем старше становятся учащиеся, тем больше они переходят на периоди ческий анализ своей неуспеваемости. Вероятно, этот факт также связан с мнением учащихся о субъективности педагогических балль ных оценок.

    Как же обстоит дело с объективностью отметок на самом деле?
    - 119
     Г - s 0 ris40. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 16. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Анализируешь ли ты причины получения
    плохой отметки? "
    Условные обозначения:
    а - всегда;
    б - иногда;
    в - нет.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Для того, чтобы выяснить это, мы провели следующий анализ выс тавляемых учителями отметок.

При решении этой задачи мы столкнулись с определенными труд ностями из-за отсутствия в теории и практике педагогической пси хологии общепризнанной методики, позволяющей определить объектив ность или субъективность школьных отметок отдельного учителя. Мы предприняли попытку установить не объективность отдельной отметки, а оценочную тенденцию учителя к занижению и завышению

    - 120
     ш1. 9

отметок, для чего использовали статистические методы обработки данных.

Эффективность использования статистических методов при иссле довании учебного процесса в общеобразовательных школах раскрыта в ряде исследований [83, 117, 131].

Объяснение данному подходу авторы видят в том, что эксперимен тальные данные учебного процесса, в том числе балльная оценка знаний, умений и навыков учащихся, относится к случайным величи нам, т. е. "величинам, принимающим в результате испытания числовые значения, которые принципиально нельзя предсказать, исходя из ус ловий испытания" (Е. И. Пустыльник, 1968, с. 83). "Причина измене ния случайной величины (в нашем исследовании случайной величиной выступали отметки) заключается в неучитываемых факторах, в том числе субъективизме исследователя (в нашем случае учителя)" (там же, с. 83).

Исходными данными в нашем исследовании явились отметки учащих ся 9-11 классов СШ № 553 г. Санкт-Петербурга, зафиксированные в классных журналах в течении I-III четверти 1996-97 учебного года педагогами-предметниками (23 человека).

При этом мы исходили из положения о том, что объективность оценивания учителем знаний и умений учащихся определяется харак тером распределения отметок по предмету: если между эмпирическим и теоретическим рядом отметок не существует достоверных различий, то эмпирический ряд отметок подчиняется закону нормального расп ределения, а сам учитель использует объективные критерии оценива ния.

Соответствие между эмпирическим и теоретическим распределения ми устанавливаются нами при помощи непараметрического критерия согласия распределений 7 k 52 0-К. Пирсона.

    - 121
     ш2. 0

Все статистические расчеты проводились на персональном компь ютере с помощью программы статистической обработки Statgraphics (версия 2. 6. ).

Полученные данные позволили выделить в экспериментальной вы борке учителей три группы (таблица 6. ).

I группа - учителя, экспериментальный ряд отметок которых под чиняется закону нормального распределения, что свидетельствует об объективности отметок.

II группа - учителя, экспериментальный ряд отметок которых не подчиняется нормальному распределению. При сопоставлении эмпири ческого и теоретического ряда отметок (n-n') наблюдается тенден ция учителей к завышению отметок.

III группа - учителя, экспериментальный ряд отметок которых не подчиняется нормальному распределению. Сопоставление эмпирическо го и теоретического ряда отметок указывает на оценочную тенденцию учителей занижать отметки.

    Таблица 6.
    Сопоставление эмпирического ряда отметок учителей
    с теоретическим, подчиняющимся закону
    нормального распределения
     ш1. 0
     ДDJCOND. PDR 3 2

----T------T-------T----------T-------T---------T------------T--------T----------T----¬ ¦ № ¦ ФИО ¦отметки¦количество¦средний¦дисперсия¦средне ¦теорети-¦ 7k 52 0-Пирсона¦n-n'¦

    ¦ ¦ ¦ ¦ отметок ¦ балл ¦ ¦квадратичное¦ческий ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отклонение ¦ряд ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отметок ¦ ¦ ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦ I группа учителя, эмпирический ряд отметок которых не расходится с теоретическим ¦

+---T------T-------T----------T-------T---------T------------T--------T----------T----+ ¦ 1. ¦С. Э. И. ¦ 5 ¦ 105 ¦ 3, 80 ¦ 0, 73 ¦ 0, 86 ¦ 85 ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 219 ¦ ¦ ¦ ¦ 220 ¦ 11, 75 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 128 ¦ ¦ ¦ ¦ 146 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 36 ¦ ¦ ¦ ¦ 25 ¦ ¦ ¦

L---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----

     ДDJM. PDR 1 2
     ш2. 0
    - 122
    Таблица 6. (Продолжение)
     ш1. 0
     ДDJCOND. PDR 3 2

----T------T-------T----------T-------T---------T------------T--------T----------T----¬ ¦ 2. ¦А. Е. К. ¦ 5 ¦ 80 ¦ 3, 80 ¦ 0, 75 ¦ 0, 87 ¦ 67 ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 170 ¦ ¦ ¦ ¦ 169 ¦ 8, 417 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 98 ¦ ¦ ¦ ¦ 115 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 28 ¦ ¦ ¦ ¦ 20 ¦ ¦ ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦ 3. ¦В. Р. Л. ¦ 5 ¦ 45 ¦ 3, 65 ¦ 0, 77 ¦ 0, 88 ¦ 34 ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 88 ¦ ¦ ¦ ¦ 102 ¦ 6, 83 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 92 ¦ ¦ ¦ ¦ 84 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 18 ¦ ¦ ¦ ¦ 15 ¦ ¦ ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦ 4. ¦В. Е. А. ¦ 5 ¦ 60 ¦ 3, 53 ¦ 0, 80 ¦ 0, 90 ¦ 47 ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 140 ¦ ¦ ¦ ¦ 153 ¦ 6, 68 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 146 ¦ ¦ ¦ ¦ 148 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 50 ¦ ¦ ¦ ¦ 48 ¦ ¦ ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦ 5. ¦К. Т. В. ¦ 5 ¦ 40 ¦ 3, 56 ¦ 0, 93 ¦ 0, 96 ¦ 28 ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 69 ¦ ¦ ¦ ¦ 78 ¦ 10, 18 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 67 ¦ ¦ ¦ ¦ 73 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 32 ¦ ¦ ¦ ¦ 23 ¦ ¦ ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦ 6. ¦К. З. П. ¦ 5 ¦ 90 ¦ 3, 62 ¦ 0, 67 ¦ 0, 81 ¦ 67 ¦ ¦ ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 219 ¦ ¦ ¦ ¦ 255 ¦ 13, 21 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 231 ¦ ¦ ¦ ¦ 213 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 39 ¦ ¦ ¦ ¦ 38 ¦ ¦ ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦II группа учителя, с оценочной тенденцией завышения отметок ¦ +---T------T-------T----------T-------T---------T------------T--------T----------T----+ ¦ 7. ¦Д. Т. В. ¦ 5 ¦ 180 ¦ 3, 72 ¦ 0, 72 ¦ 0, 85 ¦ 141 ¦ ¦ 39 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 372 ¦ ¦ ¦ ¦ 414 ¦ 24, 00 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 315 ¦ ¦ ¦ ¦ 306 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 62 ¦ ¦ ¦ ¦ 57 ¦ ¦ 5 ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦ 8. ¦П. Я. П. ¦ 5 ¦ 136 ¦ 3, 63 ¦ 0, 66 ¦ 0, 81 ¦ 68 ¦ ¦ 68 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 288 ¦ ¦ ¦ ¦ 395 ¦ 119, 04 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 300 ¦ ¦ ¦ ¦ 284 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 48 ¦ ¦ ¦ ¦ 25 ¦ ¦ 23 ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦ 9. ¦И. С. Г. ¦ 5 ¦ 150 ¦ 3, 82 ¦ 0, 57 ¦ 0, 76 ¦ 112 ¦ ¦ 38 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 328 ¦ ¦ ¦ ¦ 362 ¦ 40, 61 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 186 ¦ ¦ ¦ ¦ 209 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 44 ¦ ¦ ¦ ¦ 22 ¦ ¦ 22 ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦10. ¦К. А. Ю. ¦ 5 ¦ 181 ¦ 3, 64 ¦ 1, 01 ¦ 1, 007 ¦ 123 ¦ ¦ 58 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 270 ¦ ¦ ¦ ¦ 289 ¦ 64, 22 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 199 ¦ ¦ ¦ ¦ 253 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 128 ¦ ¦ ¦ ¦ 83 ¦ ¦ 45 ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦11. ¦К. Н. Е. ¦ 5 ¦ 92 ¦ 3, 64 ¦ 0, 94 ¦ 0, 97 ¦ 60 ¦ ¦ 32 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 110 ¦ ¦ ¦ ¦ 148 ¦ 29, 23 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 140 ¦ ¦ ¦ ¦ 128 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 45 ¦ ¦ ¦ ¦ 38 ¦ ¦ 7 ¦

L---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----

     ДDJM. PDR 1 2
     ш2. 0
    - 123
    Таблица 6. (Продолжение)
     ш1. 0
     ДDJCOND. PDR 3 2

----T------T-------T----------T-------T---------T------------T--------T----------T----¬ ¦12. ¦З. Н. В. ¦ 5 ¦ 136 ¦ 3, 87 ¦ 0, 86 ¦ 0, 93 ¦ 99 ¦ ¦ 37 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 185 ¦ ¦ ¦ ¦ 203 ¦ 27, 60 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 114 ¦ ¦ ¦ ¦ 133 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 43 ¦ ¦ ¦ ¦ 27 ¦ ¦ 16 ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦13. ¦К. О. С. ¦ 5 ¦ 85 ¦ 4, 02 ¦ 0, 83 ¦ 0, 91 ¦ 60 ¦ ¦ 25 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 96 ¦ ¦ ¦ ¦ 106 ¦ 23, 31 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 44 ¦ ¦ ¦ ¦ 57 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 18 ¦ ¦ ¦ ¦ 9 ¦ ¦ 9 ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦III группа учителя, с оценочной тенденцией занижения отметок ¦ +---T------T-------T----------T-------T---------T------------T--------T----------T----+ ¦14. ¦К. Т. А. ¦ 5 ¦ 142 ¦ 3, 12 ¦ 1, 08 ¦ 1, 04 ¦ 104 ¦ ¦ 38 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 409 ¦ ¦ ¦ ¦ 369 ¦ 284, 00 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 300 ¦ ¦ ¦ ¦ 522 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 520 ¦ ¦ ¦ ¦ 293 ¦ ¦227 ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦15. ¦К. А. Г. ¦ 5 ¦ 80 ¦ 3, 58 ¦ 1, 05 ¦ 1, 02 ¦ 77 ¦ ¦ 3 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 142 ¦ ¦ ¦ ¦ 187 ¦ 65, 38 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 180 ¦ ¦ ¦ ¦ 174 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ 62 ¦ ¦ 58 ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦16. ¦А. Т. Г. ¦ 5 ¦ 70 ¦ 2, 59 ¦ 0, 63 ¦ 0, 80 ¦ 106 ¦ ¦-36 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 380 ¦ ¦ ¦ ¦ 316 ¦ 76, 35 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 120 ¦ ¦ ¦ ¦ 198 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 55 ¦ ¦ ¦ ¦ 26 ¦ ¦ 29 ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦17. ¦С. Т. Л. ¦ 5 ¦ 80 ¦ 3, 53 ¦ 0, 78 ¦ 0, 88 ¦ 82 ¦ ¦ 2 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 340 ¦ ¦ ¦ ¦ 288 ¦ 54, 66 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 198 ¦ ¦ ¦ ¦ 277 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 115 ¦ ¦ ¦ ¦ 74 ¦ ¦ 41 ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦18. ¦Р. Л. Н. ¦ 5 ¦ 48 ¦ 3, 30 ¦ 1, 00 ¦ 1, 00 ¦ 43 ¦ ¦ 5 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 161 ¦ ¦ ¦ ¦ 140 ¦ 65, 35 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 104 ¦ ¦ ¦ ¦ 166 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 126 ¦ ¦ ¦ ¦ 73 ¦ ¦ 53 ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦19. ¦С. А. А. ¦ 5 ¦ 60 ¦ 3, 63 ¦ 0, 70 ¦ 0, 84 ¦ 140 ¦ ¦-80 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 135 ¦ ¦ ¦ ¦ 155 ¦ 48, 93 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 139 ¦ ¦ ¦ ¦ 129 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 26 ¦ ¦ ¦ ¦ 26 ¦ ¦ 0 ¦

+---+------+-------+----------+-------+---------+------------+--------+----------+----+ ¦20. ¦М. Г. А. ¦ 5 ¦ 51 ¦ 3, 02 ¦ 0, 88 ¦ 0, 91 ¦ 21 ¦ ¦ 30 ¦

    ¦ ¦ ¦ 4 ¦ 72 ¦ ¦ ¦ ¦ 122 ¦ 81, 10 ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 211 ¦ ¦ ¦ ¦ 217 ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 160 ¦ ¦ ¦ ¦ 115 ¦ ¦ 45 ¦

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.