на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)
p>Придавая отметкам большое значение учителя нередко склонны пе реоценивать их роль в процессе обучения, составляя по ним мнение о личных качествах ученика. Это особенно ярко отражено в ответах учителей на вопрос "К Вам в класс пришел новый ученик. О чем, прежде всего, говорят его отметки в табеле? ". Понимают отметку как показатель уровня знаний и умений учащегося по отдельному предмету 43, 4% учителей. Большинство же учителей переносит успе ваемость на такие качества личности учащегося как прилежание и желание учиться (50, 0%) и уровень его способностей и интеллекта (6, 7%).

Этот пример показывает наличие установки учителей по отношению к ученикам с различной успеваемостью.

О роли отметок для учителей как способе контроля за своей дея тельностью косвенно свидетельствует тот факт, что после неудано написанной учащимися контрольной 50, 7% учителей часто вносят кор рективы в процесс обучения, а еще 39, 3% делают это время от вре мени.

Не подлежит сомнению, что отвечая на вопрос "Как, на Ваш взгляд, понимают отметку родители? ", учителя вкладывают в него свое понимание. 70, 0% учителей составляют приоритет за контроли рующей функцией отметки, 22, 1% - за прогностической и 8, 6% учите лей - за суммирующей функцией отметки.

    - 104

Очевидно, также, что отметка, по мнению учителей, важна и для учащихся и для родителей. Однако анализ ответов учителей обнару живает методические недоработки последних при фиксировании отме ток в школьной документации, что нивелирует функции отметки. Сами учителя признают, что только 40, 6% из них регулярно запи сывают отметки в дневник, ставя, тем самым, в известность родите лей о результатах учебной деятельности ребенка. Большинство же учителей упускают контролирующую функцию отметок и выставляют их в дневник время от времени (50%), а 9, 3% учителей вообще этого не делают.

Отвечая на подобный вопрос, родители более жестко оценивают эту методическую погрешность в работе учителя. Они отмечают, что только 30, 7% учителей регулярно записывают в дневник отметки, а крайне нерегулярно делают это 21, 3% учителей.

Повышенные требования родителей к учителям, объясняется тем смыслом, который они вкладывают в отметку. Так, отвечая на вопрос "О чем, прежде всего, говорят отметку в табеле Вашего ребенка? " 72, 8% родителей полагают, что отметки ребенка отражают уровень способностей и интеллекта. Остальные рассматривают отметки как показатель уровня знаний и умений по отдельному предмету (16, 8%) и как показатель прилежания и желания ребенка учиться (10, 4%). Для учащихся отметка также наполнена определенным смыслом (Гистограмма 4).

Большинство учащихся младших классов расценивают отметку как показатель собственного прилежания и желания учиться (50, 9% де вочки и 45, 2% мальчики); Для большинства учащихся средних классов отметки отражают уровень их способностей, при чем мальчики прида ют этому большее значение (70, 8%), чем девочки (45, 5%).

    - 105
     ш1. 9

Старшеклассники чаще всего склонны считать отметки как показа тель уровня их знаний по отдельным предметам.

     Г - s 0 ris314. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш1. 9
    Гистограмма 4. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "О чем, прежде всего, говорят отметки? ".
    Условные обозначения:
    а - об уровне моих способностей;
    б - о моем прилежании и желании учиться;
    в - об уровне моих знаний по отдельным предметам.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш1. 8

Очевидно, возрастно-половая динамика в распределении ответов, в данном случае отражает изменение мотивационной сферы учащегося. Так, ярко выраженный мотив получить похвалу родителей и учителя у учащихся младших и средних классов ("способный", "умный", "при лежный") уступает в старших классах мотиву поступления в вуз. Заинтересованность родителей в хороших отметках отмечается и большинством учащихся. Распределение ответов учащихся на вопрос "Чем ты руководствуешься, не говоря родителям о "плохой отметке" представлены в гистограмме 5.

    - 106
     ш2. 0

Полученные данные говорят о том, что самой распространенной реакцией родителей на плохую отметку ребенка является подавлен ность, озабоченность. Поэтому, 75, 38% учащихся младших классов, 80, 0% учащихся средних классов и 86, 15% учащихся старших классов не хотят расстраивать родителей плохой отметкой.

     Г - s 0 ris315. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 5. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Чем ты руководствуешься, не говоря родителям
    о плохой отметке? "
    Условные обозначения:
    а - не хочу расстраивать родителей;
    б - боюсь наказания;
    в - родителям это не интересно.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Ответы детей свидетельствуют и о проявлении агрессии со сторо ны родителей во всех возрастных группах девочки: (в младших клас сах соответственно 23, 1% против 13, 8%; в средних - 30, 8% против 27, 7%; и в старших классах - 10, 8% против 9, 2% у мальчиков). За

    - 107
     ш1. 8

метим, что с возрастом боязнь наказания уменьшается, как и разни ца между девочками и мальчиками.

Отметки детей нередко выступают для родителей косвенной оцен кой их собственной личности. Так, на вопрос "Считаете ли Вы пра вильным обсуждение успеваемости отдельного учащегося на родитель ском собрании", 44, 0% родителей дали отрицательный ответ; 32, 7% родителей признают необходимость этого лишь в отдельных случаях. Т. е. для большинства родителей отметки детей задевают их самолю бие, что в свою очередь не может не сказываться на их отношении с детьми и учителями.

Балльные педагогические оценки являются для учащихся и источ ником повышенной тревожности, что также доказывает их значимость в жизни ребенка. Так, большинство учащихся всех возрастных групп испытывают чувство тревоги, если их долго не спрашивают на отмет ку по какому-либо учебному предмету. Это отметили 79, 2% учащихся начальной школы: 65, 4% учащихся среднего звена; 66, 2% старшек лассников (Гистограмма 6).

     Г - s 0 ris316. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш1. 8
    Гистограмма 6. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Какие чувства ты испытываешь, когда тебя долго
    не спрашивают на отметку? "
    - 108
     ш2. 0
    Условные обозначения:
    а - радует;
    б - не волнует;
    в - заботит.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Большинство учащихся всех классов испытывают тревогу и в ожи дании опроса либо на каждом уроке, либо в критической ситуации (Гистограмма 7). В меньшинстве остаются учащиеся, не испытывающие волнение в ожидании опроса, причем с возрастом, их количество уменьшается; 17, 6% учащихся младших классов; 10, 0% учащихся сред них классов; 10, 0% учащихся старших классов.

     Г - s 0 ris317. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 7. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Тревожит ли тебя ожидание опроса? "
    Условные обозначения:
    а - нет;
    б - в критической ситуации;
    в - да.
    - 109
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Как видно из гистограммы 7 ожидание опроса чаще всего тревожит девочек, чем мальчиков всех возрастных групп.

Несмотря на признание большинством учащихся большой значимости для себя балльных педагогических оценок, их престижность отмечает явное меньшинство учащихся. Это следует из ответов учащихся н та кие вопросы как: "Принято ли в вашем классе хвастаться отметка ми? " (Гистограмма 8), "Волнует ли тебя мнение сверстников о твоих отметках? " (Гистограмма 9), "Если друзья начинают обсуждать твою неудачную отметку, то ты? " (Гистограмма 10).

     Г - s 0 ris318. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 8. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Принято ли в вашем классе хвастать отметками? "
    Условные обозначения:
    а - да;
    б - почти нет;
    в - нет.
    - 110
     Г - s 0 ris319. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 9. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Волнует ли тебя мнение сверстников о твоих отметках? "
    Условные обозначения:
    а - да;
    б - только некоторых из них;
    в - нет.
     Г - s 0 ris320. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 10. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Если друзья обсуждают твою неудачную отметку, то ты? "
    .
    - 111
    Условные обозначения:
    а - сознательно не поддерживаешь этот разговор;
    б - охотно поддерживаешь разговор;
    в - остаешься безучастным.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Экспериментальные данные позволяют отметить большую престиж ность отметок для девочек. Они чаще хвастаются отметками в млад ших классах (27, 7% против 15, 4% у мальчиков) и старших классах (6, 2% против 4, 6% у мальчиков); их чаще волнует обсуждение плохой отметки со сверстниками: в средних классах 32, 3% против 18, 5% у мальчиков, в старших классах - 27, 7% против 9, 2% у мальчиков; их чаще беспокоит мнение ровесников о своих отметках (в отличие от мальчиков, большая часть которых во всех возрастных группах чувс твует себя независимыми от мнения одноклассников).

Изменяется престижность отметок и в зависимости от возраста школьников. Так, 21, 5% младшеклассников любят хвастать своими от метками; 32, 3% остро реагируют на оценку своих отметок сверстни ками, 46, 2% волнует обсуждение своем плохой отметки товарищами. У школьников средних и старших классов престижность отметок значи тельно снижена. Хвастают своими отметками только 3-5% учащихся, реагируют на оценку товарищей 7-11% учащихся, волнует обсуждение плохой отметки 18-25% учащихся.

Очевидно, что невысокая престижность отметок для учащихся средних и старших классов создает для них дополнительные труднос ти в процессе обучения. Школьник как бы оказывается один на один со значимой для него, но не престижной для сверстников проблемой отметки. Объяснить данное противоречие, на наш взгляд, можно ис

    - 112

ходя из возрастных особенностей подросткового периода, проявляю щихся в отрицании мнения взрослых и принятия мнения сверстников.

     23. 2 Изучение объективности выставляемых отметок
     2в связи со стилем руководства учителей

Итак, в отметках заинтересованы все участники педагогического процесса. Поэтому закономерно возникает вопрос: насколько объек тивны выставляемые учителями и получаемые учащимися отметки?  _ 1Мнение учителей, учащихся и родителей об объективности отметок. Объективность отметок признают больше половины учителей, 30, 3% не считают отметки объективными показателями знаний и умений уча щихся. Среди причин необъективности отметок учителя называют не совершенство 5-балльной системы оценок; личностные особенности учителей, проявляющиеся при оценивании результатов учебной дея тельности учащихся; наличие симпатий и антипатий к учащимся и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.