на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)
p>----T----------------------------------T-------------------------¬ ¦ ¦Субшкала 2 ¦ Стили руководства ¦ ¦ ¦Оценивание учителем +--------T--------T-------+ ¦ № ¦результатов учебной деятельности ¦демокра-¦попусти-¦автори-¦ ¦ ¦учащихся ¦тический¦тельский¦тарный ¦ +---+----------------------------------+--------+--------+-------+ ¦18. ¦Использование при опросе многооб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разных форм оценивания учащихся ¦ 4, 6 ¦ 4, 2 ¦ 2, 8 ¦ ¦19. ¦Комментирование выставляемых отме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ток в соответствии с нормами ¦ 4, 6 ¦ 4, 2 ¦ 1, 8 ¦ ¦20. ¦Выставлением отметок каждому из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опрошенных учеников ¦ 4, 6 ¦ 4, 2 ¦ 2, 7 ¦ ¦21. ¦Индивидуально-дифференцированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подход к ученику в отношении мер¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воздействия через отметку ¦ 4, 6 ¦ 3, 8 ¦ 1, 7 ¦ ¦22. ¦Оценивание знаний и умений учащих-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ся непосредственно после ответа ¦ 4, 7 ¦ 4, 3 ¦ 2, 8 ¦ ¦23. ¦Позитивная реакция учителя на ос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦паривание учеником отметок ¦ 4, 7 ¦ 3, 7 ¦ 1, 9 ¦ ¦24. ¦Внешнее проявление уверенности при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выставлении отметок ¦ 4, 5 ¦ 3, 2 ¦ 4, 1 ¦ ¦25. ¦Независимость оценивания от внеш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦них и внутренних факторов ¦ 4, 5 ¦ 4, 2 ¦ 1, 7 ¦ ¦26. ¦Равномерное поурочное оценивание¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащихся с различной успеваемостью¦ 4, 5 ¦ 4, 1 ¦ 2, 9 ¦ ¦27. ¦Привлечением учащихся к обсуждению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выставляемых отметок ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ 1, 6 ¦ ¦28. ¦Организация при опросе самоконтро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ля и самооценки результатов учеб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной деятельности ¦ 4, 1 ¦ 4, 1 ¦ 1, 7 ¦ ¦29. ¦Создание учителем спокойной обста-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦новки при оценивании результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебной деятельности школьников ¦ 4, 5 ¦ 4, 3 ¦ 1, 9 ¦ ¦30. ¦Соответствие четвертных отметок¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦текущим ¦ 4, 6 ¦ 3, 5 ¦ 3, 4 ¦ +---+----------------------------------+--------+--------+-------+ ¦ ¦Субшкала 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ № ¦Фиксирование учителем балльных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оценок учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------------+--------+--------+-------+ ¦31. ¦Соблюдение временного регламента¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проверки и выставления отметок за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦самостоятельные письменные работы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в журнал, сообщение результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащимся в оптимальные сроки ¦ 4, 3 ¦ 2, 8 ¦ 4, 0 ¦ ¦32. ¦Отсутствие в журнале стираний, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исправлений, подставлений отметок ¦ 4, 3 ¦ 2, 8 ¦ 4, 1 ¦ ¦33. ¦Минимальное количество уроков без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отметок, зафиксированных в журнале¦ 4, 3 ¦ 2, 5 ¦ 4, 1 ¦ ¦34. ¦Выставление отметок в дневник в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦течении урока ¦ 4, 4 ¦ 2, 7 ¦ 4, 0 ¦ ¦35. ¦Выставление отметок в журнал за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦письменные домашние работы ¦ 4, 4 ¦ 3, 0 ¦ 4, 1 ¦ L---+----------------------------------+--------+--------+------- .

    - 143
     ш1. 9

В группе учителей с попустительским стилем руководства меньше распределено внимание на учеников, задействованных в опросе (2, 7 балла); меньше организовано наблюдение учащихся за ответами од ноклассников (2, 0 балла); плохо поддерживается дисциплина в клас се (2, 4 балла); меньше число опрашиваемых учеников (2, 7 балла); меньше точность формулировок вопросов в понятной для учащихся форме (2, 7 балла); часта неадекватная мера помощи учащемуся со стороны учителя (2, 4 балла).

Основным следствием этих методических недоработок учителей с попустительским стилем руководства является низкая дисциплина в классе, отсутствие организационных моментов, повышающих внимание учащихся.

На уроках учителей с демократическим стилем руководства наблю дается положительный эмоциональный фон. Эти учителя чаще воспри нимают реакцию учащихся на свои вопросы (4, 4 балла); замечают психофизическое состояние детей в ситуации опроса (4, 2 балла); эмоциональное сопереживают с отвечающим, проявляют заинтересован ность в качестве ответа (4, 1 балла); у них преобладают способы побуждения учащихся к деятельности над способами принуждения (4, 0 балла).

У учителей с попустительским и авторитарным стилем руководства все вышеперечисленные показатели имеют не высокие значения. Иск лючение составляет показатель "воспринимает ли учитель реакцию учащихся на свои вопросы", который в группе учителей с авторитар ным стилем педагогической деятельности составил 4, 0 балла.

Учителя с попустительским стилем руководства значительно усту пают по показателям: "проведение опроса на каждом уроке" (3, 0 балла) и "организация учителем деятельности учащихся по исправле нию текущих неудовлетворительных отметок" (1, 9 балла).

    - 144
     ш2. 0

Шаблонность в форме вопросов, вызывающая автоматизацию ответа учащихся, чаще всего свойственна попустительскому (2, 3 балла) и авторитарному (2, 7 балла) стилям руководства.

Сопоставление действий по компоненту оценочной деятельности "собственно оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся" свидетельствует о большей их выраженности у учителей демократического и попустительского стиля над учителями-автокра тами. Так, последние не отличаются многообразием форм оценивания знаний и умений учащихся (2, 8 балла); комментированием выставляе мых отметок в соответствии с программными нормами (1, 8 балла); выставлением отметок каждому из опрошенных учеников (2, 7 балла); привлечением учащихся к обсуждению выставляемых отметок (1, 6 бал ла); организацией самоконтроля и самооценки учащимися результатов учебной деятельности (1, 7 балла).

Оценочные тенденции занижения отметок у учителей-автократов проявляются также в отсутствии индивидуально-дифференцированного подхода к ученикам в отношении мер воздействия через отметку (1, 7 балла); в редком проявлении положительной реакции учителя на ос паривание учеником отметок (1, 9 балла); в зависимости оценивания от внешних и внутренних факторов (1, 7 балла); в неравномерном по урочном оценивании учащихся с различной успеваемостью (2, 9 бал ла); а также в неспокойной обстановке опроса (1, 9 балла).

Учителя-либералы имеют относительно невысокие значения по сле дующим показателям: "внешнее проявление уверенности при выставле нии отметок" (3, 2 балла); соответствие четвертных отметок текущи ми (3, 5 балла).

Данные по компоненту оценочной деятельности "фиксирование учи телем балльных оценок учащихся" доказывают преимущество демокра

    - 145

тического и авторитарного стиля педагогической деятельности над попустительским. Учителя-либералы чаще не придерживаются времен ного регламента проверки и выставления отметок за самостоятельные письменные работы в журнал (2, 8 балла); часто допускают в журнале стирания, исправления, подставление отметок (2, 8 балла); имеют большое количество уроков без отметок, зафиксированных в журнале (2, 5 балла); часто не выставляют отметки в дневник в течении уро ка (2, 7 балла) и в журнал за письменные домашние работы (3, 0 бал ла).

Учителя с демократическим и авторитарным стилем руководства по действиям этого компонента оценочной деятельности имеют достаточ но высокие значения.

Таким образом, попустительский стиль руководства определяет не только оценочные тенденции учителя завышать отметки, но и прояв ляет себя и в методике опроса учащихся этими учителями в виде та ких методических недоработок как: однообразие форм контроля зна ний и умений учащихся на уроке; отсутствие терпеливости в общении с отвечающим; малое распределение внимания на всех задействован ных в опросе учащихся; невосприятие учителем реакции учащихся на свои вопросы; отсутствие организованного учителем наблюдения уча щихся за ответами одноклассников; отсутствие дисциплины в классе в момент опроса учащихся; включение в опрос минимального коли чества учеников; неточные формулировки вопросов; нерациональная мера помощи учащемуся во время опроса; отсутствие эмоционального сопереживания с отвечающим, проявления заинтересованности в ка честве ответа; нерациональное соотношение времени опроса с други ми этапами урока; преобладание способов принуждения учащихся к деятельности в ситуации опроса (напоминание об отметке, резкие

    - 146

замечания, нотации); отсутствие организованной учителем деятель ности учащихся по исправлению текущих отметок; шаблонность в фор ме вопросов, вызывающая автоматизацию ответа учащихся; внешняя неуверенность при выставлении отметок; несоблюдение временного регламента проверки и выставления отметок за самостоятельные письменные работы в журнал; большое количество в журнале исправ ленных, подставленных отметок; большое количество уроков без от меток, зафиксированных в журнале; отсутствие фиксирования учите лем отметок в дневниках в течении урока; невыставление в журнал отметок за письменные домашние работы.

Авторитарный стиль руководства, в свою очередь, определяет оценочные тенденции учителя занижать отметки, и проявляет себя в следующих методических недоработках проведения опроса: отсутствие эмоционального сопереживания с отвечающим; преобладание способов принуждения учащихся к деятельности в ситуации опроса над спосо бами побуждения; шаблонность в форме вопросов; однообразие форм оценивания знаний и умений учащихся; отсутствие комментария к выставляемым отметкам; выставление отметок отдельным из опрошен ных учеников по своему усмотрению; отсутствие индивидуально-диф ференцированного подхода к ученику в отношении мер воздействия через отметку; негативная реакция на оспаривание учеником отмет ки; зависимость оценивания от внешних и внутренних факторов; не равномерное поурочное оценивание учащихся с различной успевае мостью; непривлечение учащихся к обсуждению отметок; отсутствие у учащихся самоконтроля и самооценки результатов учебной деятель ности; напряженная обстановка в ситуации опроса учащихся; несоот ветствие четвертных отметок текущим.

    .
    - 147

Подводя итог рассмотрению вопроса об особенностях оценочной деятельности учителей с различными стилями руководства, можно заключить следующее:

1. Стиль руководства является определяющим в формировании оце ночных тенденций завышения и занижения отметок, а также находит отражение в методических особенностях проведения опроса на уроке. 2. В методике оценивания знаний и умений учащихся в ситуации опроса в зависимости от стиля руководства можно выделить харак терные, типичные методические приемы и средства оценивания, что позволяет говорить, в свою очередь, о стилях оценочной деятель ности учителей.

3. В методике оценивания знаний и умений учащихся в ситуации опроса учителей с демократическим стилем руководства в равной степени представлены методические приемы и средства, определяющие оптимальную стратегию проведения опроса, методические приемы и формы оценивания результатов учебной деятельности школьников и способы фиксирования балльных оценок учащихся.

4. В методике проведения опроса учителей с попустительским стилем руководства недостаточно представлены методические приемы, обуславливающие оптиамльную стратегию проведения опроса, а также методические приемы, обеспечивающие четкость фиксирования учите лем отметок учащихся в школьной документации.

5. В методике проведения опроса учителей с авторитарным стилем руководства недостаточно представлены методические приемы и формы оценивания учителем знаний и умений учащихся.

    .
    - 148
     23. 5 Отношение школьников к ситуации опроса и оценивания
     2у учителей с различными стилями руководства

 _ 1Отношение учащихся к ситуации опроса и оценивания на уроке оказалось далеко не однозначным и зависело прежде всего, как это видно из данных таблицы 17 - от стиля руководства учителя.

У учителей с демократическим стилем руководства большинство опрошенных учащихся отмечают положительно-устойчивый характер си туации опроса и оценивания (от 70, 4% до 84, 3% ответов). Лишь 7, 6% учащихся оценили эту ситуацию у учителей с демократическим стилем руководства негативно.

У учителей с попустительским стилем руководства большинство учащихся (от 40, 4% до 72, 1%) отмечают нестабильный характер ситу ации опроса и оценивания и довольно большое число (от 11, 9% до 39, 1%) оценивают ситуацию как негативно-устойчивую. Лишь около 20% учащихся оценили у этих учителей ситуацию опроса как положи тельно-устойчивую.

У учителей с авторитарным стилем руководства большинство уча щихся оценили ситуацию опроса и оценивания как негативно-устойчи вую (от 54, 5% до 89, 7%). Как положительно-устойчивую ситуацию оценили только 13, 9% учащихся.

Отмеченные тенденции проявились у всех учащихся независимо от их успеваемости. Однако отношение учащихся к проведению опроса учителями с различным стилем руководства все же имеет некоторые отличия у учащихся, успевающих на "хорошо" и "отлично", и учащих ся в основном получающих отметки "удовлетворительно" и "плохо" (таблица 18). Это отличие состоит в том, что положительное оцени вание ситуации опроса учителей с демократическим стилем руководс

    - 149
    Таблица 17.
    Данные опросника по выявлению отношения учащихся
    к ситуации опроса и оценивания на уроке
     ш0. 9
     ДDJCOND. PDR 3 2

----T-----------T------T----------T-----------------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Представленность в ответах учащихся возможных ¦

    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариантов оценок (%) ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------T---------------T---------------+

¦ № ¦ стиль ¦ ФИО ¦Количество¦ситуация опроса¦ситуация опроса¦ситуация опроса¦ ¦ ¦руководства¦ ¦ учащихся ¦и оценивания ¦и оценивания ¦и оценивания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦имеет ¦имеет ¦имеет ¦

    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦положительно- ¦нестабильный ¦негативно- ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦устойчивый ¦ситуативный ¦устойчивый ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦характер ¦характер ¦характер ¦

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.