p>----T----------------------------------T-------------------------¬ ¦ ¦Субшкала 2 ¦ Стили руководства ¦ ¦ ¦Оценивание учителем +--------T--------T-------+ ¦ № ¦результатов учебной деятельности ¦демокра-¦попусти-¦автори-¦ ¦ ¦учащихся ¦тический¦тельский¦тарный ¦ +---+----------------------------------+--------+--------+-------+ ¦18. ¦Использование при опросе многооб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разных форм оценивания учащихся ¦ 4, 6 ¦ 4, 2 ¦ 2, 8 ¦ ¦19. ¦Комментирование выставляемых отме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ток в соответствии с нормами ¦ 4, 6 ¦ 4, 2 ¦ 1, 8 ¦ ¦20. ¦Выставлением отметок каждому из¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опрошенных учеников ¦ 4, 6 ¦ 4, 2 ¦ 2, 7 ¦ ¦21. ¦Индивидуально-дифференцированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подход к ученику в отношении мер¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воздействия через отметку ¦ 4, 6 ¦ 3, 8 ¦ 1, 7 ¦ ¦22. ¦Оценивание знаний и умений учащих-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ся непосредственно после ответа ¦ 4, 7 ¦ 4, 3 ¦ 2, 8 ¦ ¦23. ¦Позитивная реакция учителя на ос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦паривание учеником отметок ¦ 4, 7 ¦ 3, 7 ¦ 1, 9 ¦ ¦24. ¦Внешнее проявление уверенности при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выставлении отметок ¦ 4, 5 ¦ 3, 2 ¦ 4, 1 ¦ ¦25. ¦Независимость оценивания от внеш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦них и внутренних факторов ¦ 4, 5 ¦ 4, 2 ¦ 1, 7 ¦ ¦26. ¦Равномерное поурочное оценивание¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащихся с различной успеваемостью¦ 4, 5 ¦ 4, 1 ¦ 2, 9 ¦ ¦27. ¦Привлечением учащихся к обсуждению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выставляемых отметок ¦ 4, 6 ¦ 4, 0 ¦ 1, 6 ¦ ¦28. ¦Организация при опросе самоконтро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ля и самооценки результатов учеб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной деятельности ¦ 4, 1 ¦ 4, 1 ¦ 1, 7 ¦ ¦29. ¦Создание учителем спокойной обста-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦новки при оценивании результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебной деятельности школьников ¦ 4, 5 ¦ 4, 3 ¦ 1, 9 ¦ ¦30. ¦Соответствие четвертных отметок¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦текущим ¦ 4, 6 ¦ 3, 5 ¦ 3, 4 ¦ +---+----------------------------------+--------+--------+-------+ ¦ ¦Субшкала 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ № ¦Фиксирование учителем балльных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оценок учащихся ¦ ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------------+--------+--------+-------+ ¦31. ¦Соблюдение временного регламента¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проверки и выставления отметок за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦самостоятельные письменные работы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в журнал, сообщение результатов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учащимся в оптимальные сроки ¦ 4, 3 ¦ 2, 8 ¦ 4, 0 ¦ ¦32. ¦Отсутствие в журнале стираний, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исправлений, подставлений отметок ¦ 4, 3 ¦ 2, 8 ¦ 4, 1 ¦ ¦33. ¦Минимальное количество уроков без¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отметок, зафиксированных в журнале¦ 4, 3 ¦ 2, 5 ¦ 4, 1 ¦ ¦34. ¦Выставление отметок в дневник в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦течении урока ¦ 4, 4 ¦ 2, 7 ¦ 4, 0 ¦ ¦35. ¦Выставление отметок в журнал за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦письменные домашние работы ¦ 4, 4 ¦ 3, 0 ¦ 4, 1 ¦ L---+----------------------------------+--------+--------+------- .
- 143 ш1. 9
В группе учителей с попустительским стилем руководства меньше распределено внимание на учеников, задействованных в опросе (2, 7 балла); меньше организовано наблюдение учащихся за ответами од ноклассников (2, 0 балла); плохо поддерживается дисциплина в клас се (2, 4 балла); меньше число опрашиваемых учеников (2, 7 балла); меньше точность формулировок вопросов в понятной для учащихся форме (2, 7 балла); часта неадекватная мера помощи учащемуся со стороны учителя (2, 4 балла). Основным следствием этих методических недоработок учителей с попустительским стилем руководства является низкая дисциплина в классе, отсутствие организационных моментов, повышающих внимание учащихся. На уроках учителей с демократическим стилем руководства наблю дается положительный эмоциональный фон. Эти учителя чаще воспри нимают реакцию учащихся на свои вопросы (4, 4 балла); замечают психофизическое состояние детей в ситуации опроса (4, 2 балла); эмоциональное сопереживают с отвечающим, проявляют заинтересован ность в качестве ответа (4, 1 балла); у них преобладают способы побуждения учащихся к деятельности над способами принуждения (4, 0 балла). У учителей с попустительским и авторитарным стилем руководства все вышеперечисленные показатели имеют не высокие значения. Иск лючение составляет показатель "воспринимает ли учитель реакцию учащихся на свои вопросы", который в группе учителей с авторитар ным стилем педагогической деятельности составил 4, 0 балла. Учителя с попустительским стилем руководства значительно усту пают по показателям: "проведение опроса на каждом уроке" (3, 0 балла) и "организация учителем деятельности учащихся по исправле нию текущих неудовлетворительных отметок" (1, 9 балла).
- 144 ш2. 0
Шаблонность в форме вопросов, вызывающая автоматизацию ответа учащихся, чаще всего свойственна попустительскому (2, 3 балла) и авторитарному (2, 7 балла) стилям руководства. Сопоставление действий по компоненту оценочной деятельности "собственно оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся" свидетельствует о большей их выраженности у учителей демократического и попустительского стиля над учителями-автокра тами. Так, последние не отличаются многообразием форм оценивания знаний и умений учащихся (2, 8 балла); комментированием выставляе мых отметок в соответствии с программными нормами (1, 8 балла); выставлением отметок каждому из опрошенных учеников (2, 7 балла); привлечением учащихся к обсуждению выставляемых отметок (1, 6 бал ла); организацией самоконтроля и самооценки учащимися результатов учебной деятельности (1, 7 балла). Оценочные тенденции занижения отметок у учителей-автократов проявляются также в отсутствии индивидуально-дифференцированного подхода к ученикам в отношении мер воздействия через отметку (1, 7 балла); в редком проявлении положительной реакции учителя на ос паривание учеником отметок (1, 9 балла); в зависимости оценивания от внешних и внутренних факторов (1, 7 балла); в неравномерном по урочном оценивании учащихся с различной успеваемостью (2, 9 бал ла); а также в неспокойной обстановке опроса (1, 9 балла). Учителя-либералы имеют относительно невысокие значения по сле дующим показателям: "внешнее проявление уверенности при выставле нии отметок" (3, 2 балла); соответствие четвертных отметок текущи ми (3, 5 балла). Данные по компоненту оценочной деятельности "фиксирование учи телем балльных оценок учащихся" доказывают преимущество демокра
- 145
тического и авторитарного стиля педагогической деятельности над попустительским. Учителя-либералы чаще не придерживаются времен ного регламента проверки и выставления отметок за самостоятельные письменные работы в журнал (2, 8 балла); часто допускают в журнале стирания, исправления, подставление отметок (2, 8 балла); имеют большое количество уроков без отметок, зафиксированных в журнале (2, 5 балла); часто не выставляют отметки в дневник в течении уро ка (2, 7 балла) и в журнал за письменные домашние работы (3, 0 бал ла). Учителя с демократическим и авторитарным стилем руководства по действиям этого компонента оценочной деятельности имеют достаточ но высокие значения. Таким образом, попустительский стиль руководства определяет не только оценочные тенденции учителя завышать отметки, но и прояв ляет себя и в методике опроса учащихся этими учителями в виде та ких методических недоработок как: однообразие форм контроля зна ний и умений учащихся на уроке; отсутствие терпеливости в общении с отвечающим; малое распределение внимания на всех задействован ных в опросе учащихся; невосприятие учителем реакции учащихся на свои вопросы; отсутствие организованного учителем наблюдения уча щихся за ответами одноклассников; отсутствие дисциплины в классе в момент опроса учащихся; включение в опрос минимального коли чества учеников; неточные формулировки вопросов; нерациональная мера помощи учащемуся во время опроса; отсутствие эмоционального сопереживания с отвечающим, проявления заинтересованности в ка честве ответа; нерациональное соотношение времени опроса с други ми этапами урока; преобладание способов принуждения учащихся к деятельности в ситуации опроса (напоминание об отметке, резкие
- 146
замечания, нотации); отсутствие организованной учителем деятель ности учащихся по исправлению текущих отметок; шаблонность в фор ме вопросов, вызывающая автоматизацию ответа учащихся; внешняя неуверенность при выставлении отметок; несоблюдение временного регламента проверки и выставления отметок за самостоятельные письменные работы в журнал; большое количество в журнале исправ ленных, подставленных отметок; большое количество уроков без от меток, зафиксированных в журнале; отсутствие фиксирования учите лем отметок в дневниках в течении урока; невыставление в журнал отметок за письменные домашние работы. Авторитарный стиль руководства, в свою очередь, определяет оценочные тенденции учителя занижать отметки, и проявляет себя в следующих методических недоработках проведения опроса: отсутствие эмоционального сопереживания с отвечающим; преобладание способов принуждения учащихся к деятельности в ситуации опроса над спосо бами побуждения; шаблонность в форме вопросов; однообразие форм оценивания знаний и умений учащихся; отсутствие комментария к выставляемым отметкам; выставление отметок отдельным из опрошен ных учеников по своему усмотрению; отсутствие индивидуально-диф ференцированного подхода к ученику в отношении мер воздействия через отметку; негативная реакция на оспаривание учеником отмет ки; зависимость оценивания от внешних и внутренних факторов; не равномерное поурочное оценивание учащихся с различной успевае мостью; непривлечение учащихся к обсуждению отметок; отсутствие у учащихся самоконтроля и самооценки результатов учебной деятель ности; напряженная обстановка в ситуации опроса учащихся; несоот ветствие четвертных отметок текущим.
. - 147
Подводя итог рассмотрению вопроса об особенностях оценочной деятельности учителей с различными стилями руководства, можно заключить следующее: 1. Стиль руководства является определяющим в формировании оце ночных тенденций завышения и занижения отметок, а также находит отражение в методических особенностях проведения опроса на уроке. 2. В методике оценивания знаний и умений учащихся в ситуации опроса в зависимости от стиля руководства можно выделить харак терные, типичные методические приемы и средства оценивания, что позволяет говорить, в свою очередь, о стилях оценочной деятель ности учителей. 3. В методике оценивания знаний и умений учащихся в ситуации опроса учителей с демократическим стилем руководства в равной степени представлены методические приемы и средства, определяющие оптимальную стратегию проведения опроса, методические приемы и формы оценивания результатов учебной деятельности школьников и способы фиксирования балльных оценок учащихся. 4. В методике проведения опроса учителей с попустительским стилем руководства недостаточно представлены методические приемы, обуславливающие оптиамльную стратегию проведения опроса, а также методические приемы, обеспечивающие четкость фиксирования учите лем отметок учащихся в школьной документации. 5. В методике проведения опроса учителей с авторитарным стилем руководства недостаточно представлены методические приемы и формы оценивания учителем знаний и умений учащихся.
. - 148 23. 5 Отношение школьников к ситуации опроса и оценивания 2у учителей с различными стилями руководства
_ 1Отношение учащихся к ситуации опроса и оценивания на уроке оказалось далеко не однозначным и зависело прежде всего, как это видно из данных таблицы 17 - от стиля руководства учителя. У учителей с демократическим стилем руководства большинство опрошенных учащихся отмечают положительно-устойчивый характер си туации опроса и оценивания (от 70, 4% до 84, 3% ответов). Лишь 7, 6% учащихся оценили эту ситуацию у учителей с демократическим стилем руководства негативно. У учителей с попустительским стилем руководства большинство учащихся (от 40, 4% до 72, 1%) отмечают нестабильный характер ситу ации опроса и оценивания и довольно большое число (от 11, 9% до 39, 1%) оценивают ситуацию как негативно-устойчивую. Лишь около 20% учащихся оценили у этих учителей ситуацию опроса как положи тельно-устойчивую. У учителей с авторитарным стилем руководства большинство уча щихся оценили ситуацию опроса и оценивания как негативно-устойчи вую (от 54, 5% до 89, 7%). Как положительно-устойчивую ситуацию оценили только 13, 9% учащихся. Отмеченные тенденции проявились у всех учащихся независимо от их успеваемости. Однако отношение учащихся к проведению опроса учителями с различным стилем руководства все же имеет некоторые отличия у учащихся, успевающих на "хорошо" и "отлично", и учащих ся в основном получающих отметки "удовлетворительно" и "плохо" (таблица 18). Это отличие состоит в том, что положительное оцени вание ситуации опроса учителей с демократическим стилем руководс
- 149 Таблица 17. Данные опросника по выявлению отношения учащихся к ситуации опроса и оценивания на уроке ш0. 9 ДDJCOND. PDR 3 2
----T-----------T------T----------T-----------------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Представленность в ответах учащихся возможных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариантов оценок (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------T---------------T---------------+
¦ № ¦ стиль ¦ ФИО ¦Количество¦ситуация опроса¦ситуация опроса¦ситуация опроса¦ ¦ ¦руководства¦ ¦ учащихся ¦и оценивания ¦и оценивания ¦и оценивания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦имеет ¦имеет ¦имеет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦положительно- ¦нестабильный ¦негативно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦устойчивый ¦ситуативный ¦устойчивый ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦характер ¦характер ¦характер ¦
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42
|