на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)
p>Балльные педагогические оценки являются для учащихся и источ ником повышенной тревожности, что также доказывает их значимость в жизни ребенка. Так, большинство учащихся всех возрастных групп испытывают чувство тревоги, если их долго не спрашивают на отмет ку по какому-либо учебному предмету. Это отметили 79, 2% учащихся начальной школы: 65, 4% учащихся среднего звена; 66, 2% старшек лассников (Гистограмма 6).

     Г - s 0 ris316. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш1. 8
    Гистограмма 6. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Какие чувства ты испытываешь, когда тебя долго
    не спрашивают на отметку? "
    - 108
     ш2. 0
    Условные обозначения:
    а - радует;
    б - не волнует;
    в - заботит.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Большинство учащихся всех классов испытывают тревогу и в ожи дании опроса либо на каждом уроке, либо в критической ситуации (Гистограмма 7). В меньшинстве остаются учащиеся, не испытывающие волнение в ожидании опроса, причем с возрастом, их количество уменьшается; 17, 6% учащихся младших классов; 10, 0% учащихся сред них классов; 10, 0% учащихся старших классов.

     Г - s 0 ris317. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 7. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Тревожит ли тебя ожидание опроса? "
    Условные обозначения:
    а - нет;
    б - в критической ситуации;
    в - да.
    - 109
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Как видно из гистограммы 7 ожидание опроса чаще всего тревожит девочек, чем мальчиков всех возрастных групп.

Несмотря на признание большинством учащихся большой значимости для себя балльных педагогических оценок, их престижность отмечает явное меньшинство учащихся. Это следует из ответов учащихся н та кие вопросы как: "Принято ли в вашем классе хвастаться отметка ми? " (Гистограмма 8), "Волнует ли тебя мнение сверстников о твоих отметках? " (Гистограмма 9), "Если друзья начинают обсуждать твою неудачную отметку, то ты? " (Гистограмма 10).

     Г - s 0 ris318. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 8. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Принято ли в вашем классе хвастать отметками? "
    Условные обозначения:
    а - да;
    б - почти нет;
    в - нет.
    - 110
     Г - s 0 ris319. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 9. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Волнует ли тебя мнение сверстников о твоих отметках? "
    Условные обозначения:
    а - да;
    б - только некоторых из них;
    в - нет.
     Г - s 0 ris320. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 10. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Если друзья обсуждают твою неудачную отметку, то ты? "
    .
    - 111
    Условные обозначения:
    а - сознательно не поддерживаешь этот разговор;
    б - охотно поддерживаешь разговор;
    в - остаешься безучастным.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Экспериментальные данные позволяют отметить большую престиж ность отметок для девочек. Они чаще хвастаются отметками в млад ших классах (27, 7% против 15, 4% у мальчиков) и старших классах (6, 2% против 4, 6% у мальчиков); их чаще волнует обсуждение плохой отметки со сверстниками: в средних классах 32, 3% против 18, 5% у мальчиков, в старших классах - 27, 7% против 9, 2% у мальчиков; их чаще беспокоит мнение ровесников о своих отметках (в отличие от мальчиков, большая часть которых во всех возрастных группах чувс твует себя независимыми от мнения одноклассников).

Изменяется престижность отметок и в зависимости от возраста школьников. Так, 21, 5% младшеклассников любят хвастать своими от метками; 32, 3% остро реагируют на оценку своих отметок сверстни ками, 46, 2% волнует обсуждение своем плохой отметки товарищами. У школьников средних и старших классов престижность отметок значи тельно снижена. Хвастают своими отметками только 3-5% учащихся, реагируют на оценку товарищей 7-11% учащихся, волнует обсуждение плохой отметки 18-25% учащихся.

Очевидно, что невысокая престижность отметок для учащихся средних и старших классов создает для них дополнительные труднос ти в процессе обучения. Школьник как бы оказывается один на один со значимой для него, но не престижной для сверстников проблемой отметки. Объяснить данное противоречие, на наш взгляд, можно ис

    - 112

ходя из возрастных особенностей подросткового периода, проявляю щихся в отрицании мнения взрослых и принятия мнения сверстников.

     23. 2 Изучение объективности выставляемых отметок
     2в связи со стилем руководства учителей

Итак, в отметках заинтересованы все участники педагогического процесса. Поэтому закономерно возникает вопрос: насколько объек тивны выставляемые учителями и получаемые учащимися отметки?  _ 1Мнение учителей, учащихся и родителей об объективности отметок. Объективность отметок признают больше половины учителей, 30, 3% не считают отметки объективными показателями знаний и умений уча щихся. Среди причин необъективности отметок учителя называют не совершенство 5-балльной системы оценок; личностные особенности учителей, проявляющиеся при оценивании результатов учебной дея тельности учащихся; наличие симпатий и антипатий к учащимся и другие.

Интересно и то, что более половины учителей при оценке знаний и умений учащихся отдают предпочтение тому или другому полу. Так, 24, 0% учителей согласны с утверждением, что девочки способнее мальчиков, то сказывается в получаемых ими отметках. 33, 3% учите лей склонны считать, что мальчики по природе способнее девочек, но менее усидчивы, что также сказывается на их отметках. Кроме этого, 38, 0% учителей признают существование среднего балла в каждом классе.

Очевидно, что наличие подобных установок учителей снижает объ ективность выставляемых ими отметок.

    - 113

Одновременно с этим, подавляющее большинство учителей (90, 0%) отмечает, что методику выставления отметок они усвоили во время работы в школе. Лишь 3, 3% учителей научились выставлять отметки при обучении в вузе и во время прохождения педагогической практи ки в школе. Мы полагаем, что такая порочная система, сложившаяся в вузе при подготовке педагогических кадров, не может не сказать ся отрицательно на объективности выставляемых учителями отметок. По сравнению с учителями, объективными признают отметки значи тельно меньшее число родителей - 23, 3%; относительно отметки объ ективны по мнению 42, 0% родителей, и 34, 7% родителей считают от метки своих детей необъективными.

У школьников разного возраста отношение к объективности отме ток различное. Безусловно верят в объективность отметок 73, 1% младших школьников, 45, 5% школьников среднего звена и 31, 5% стар ших школьников (Гистограмма 11).

     Г - s 0 ris33. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 11. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Считаешь ли ты, что отметки действительно
    отражают уровень твоих знаний".
    - 114
    Условные обозначения:
    а - да;
    б - чаще всего;
    в - нет.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Налицо отчетливая тенденция снижения веры в объективность от меток от младших классов к старшим. В младших и средних классах необъективность отметок чаще отмечают мальчики (15, 4% против 10, 8% у девочек - в начальных классах и 55, 4% против 35, 4% у де вочек - в средних классах). В старших классах, наоборот, девочки в два раза чаще отмечают необъективность отметок, чем мальчики (43, 1% и 20, 0% соответственно).

Недоверие учащихся к объективности отметок подтверждается и их ответами на вопрос "Считаешь ли ты, что твои отметки напрямую за висят от .... ?" (Гистограмма 12).

65, 5 школьников младших классов, 37, 7% средних школьников средних классов и 38, 5% школьников старших классов считают, что их отметки напрямую зависят от знаний. Здесь также выражена тен денция к уменьшению веры в справедливые балльные оценки учителей. Эта же тенденция обнаруживается и в ответах учащихся, касаю щихся склонности учителей ставить отметки в зависимости от уровня успеваемости учащегося (Гистограмма 13).

Такую же позицию вместе с учениками разделяют и их родители. 70, 7% их них на подобный вопрос ответили утвердительно.

В то же время около половины опрошенных учащихся хотели бы, чтобы отметки объективно оценивали их знания. Так, на вопрос "Ес ли бы ты был учителем, то ставил бы только хорошие отметки? " от

    - 115

рицательно ответили 44, 6% учащихся младших классов, 51, 3% учащих ся средних классов и 50, 8% учащихся старших классов (Гистограм ма14).

     Г - s 0 ris36. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 12. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "От чего зависят твои отметки? "
    Условные обозначения:
    а - от моих знаний;
    б - от знаний и отношений с учителем;
    в - от отношений с учителем.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0
    .
    - 116
     Г - s 0 ris37. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 13. Распределение ответов учащихся на вопрос

"Верно ли, что учителя склонны ставить отличникам пятерки, "хорошистам" четверки, троечникам тройки? "

    Условные обозначения:
    а - да; б - чаще всего; в - нет.
     Г - s 0 ris38. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 14. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Если бы ты был учителем, то ставил бы
    только хорошие отметки? "
    - 117
    Условные обозначения: а - полностью согласен;
    б - скорее всего это так; в - не согласен.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

При этом, в младших и средних классах девочки чаще высказыва лись за объективность отметок (58, 5% против 30, 8% у мальчиков - в младших классах и 53, 8% против 49, 2% у мальчиков - в средних классах). В старших же классах чаще за объективность отметок выс казывались мальчики (58, 5% против 43, 1% у девочек), что может служить подтверждением тому, что мальчики старших классов более серьезно относятся к обучению, чем девочки.

Субъективность и в определенной мере случайность отметок, на наш взгляд, отражены в мнении большинства учащихся о том, что они заранее не могут предсказать, какую отметку получат за ответ на уроке (Гистограмма 15).

     Г - s 0 ris39. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 15. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Знаешь ли ты заранее, какую отметку
    тебе поставит учитель на уроке? "
    - 118
    Условные обозначения:
    а - да; б - чаще всего знаю; в - нет.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.