на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)
p>тического и авторитарного стиля педагогической деятельности над попустительским. Учителя-либералы чаще не придерживаются времен ного регламента проверки и выставления отметок за самостоятельные письменные работы в журнал (2, 8 балла); часто допускают в журнале стирания, исправления, подставление отметок (2, 8 балла); имеют большое количество уроков без отметок, зафиксированных в журнале (2, 5 балла); часто не выставляют отметки в дневник в течении уро ка (2, 7 балла) и в журнал за письменные домашние работы (3, 0 бал ла).

Учителя с демократическим и авторитарным стилем руководства по действиям этого компонента оценочной деятельности имеют достаточ но высокие значения.

Таким образом, попустительский стиль руководства определяет не только оценочные тенденции учителя завышать отметки, но и прояв ляет себя и в методике опроса учащихся этими учителями в виде та ких методических недоработок как: однообразие форм контроля зна ний и умений учащихся на уроке; отсутствие терпеливости в общении с отвечающим; малое распределение внимания на всех задействован ных в опросе учащихся; невосприятие учителем реакции учащихся на свои вопросы; отсутствие организованного учителем наблюдения уча щихся за ответами одноклассников; отсутствие дисциплины в классе в момент опроса учащихся; включение в опрос минимального коли чества учеников; неточные формулировки вопросов; нерациональная мера помощи учащемуся во время опроса; отсутствие эмоционального сопереживания с отвечающим, проявления заинтересованности в ка честве ответа; нерациональное соотношение времени опроса с други ми этапами урока; преобладание способов принуждения учащихся к деятельности в ситуации опроса (напоминание об отметке, резкие

    - 146

замечания, нотации); отсутствие организованной учителем деятель ности учащихся по исправлению текущих отметок; шаблонность в фор ме вопросов, вызывающая автоматизацию ответа учащихся; внешняя неуверенность при выставлении отметок; несоблюдение временного регламента проверки и выставления отметок за самостоятельные письменные работы в журнал; большое количество в журнале исправ ленных, подставленных отметок; большое количество уроков без от меток, зафиксированных в журнале; отсутствие фиксирования учите лем отметок в дневниках в течении урока; невыставление в журнал отметок за письменные домашние работы.

Авторитарный стиль руководства, в свою очередь, определяет оценочные тенденции учителя занижать отметки, и проявляет себя в следующих методических недоработках проведения опроса: отсутствие эмоционального сопереживания с отвечающим; преобладание способов принуждения учащихся к деятельности в ситуации опроса над спосо бами побуждения; шаблонность в форме вопросов; однообразие форм оценивания знаний и умений учащихся; отсутствие комментария к выставляемым отметкам; выставление отметок отдельным из опрошен ных учеников по своему усмотрению; отсутствие индивидуально-диф ференцированного подхода к ученику в отношении мер воздействия через отметку; негативная реакция на оспаривание учеником отмет ки; зависимость оценивания от внешних и внутренних факторов; не равномерное поурочное оценивание учащихся с различной успевае мостью; непривлечение учащихся к обсуждению отметок; отсутствие у учащихся самоконтроля и самооценки результатов учебной деятель ности; напряженная обстановка в ситуации опроса учащихся; несоот ветствие четвертных отметок текущим.

    .
    - 147

Подводя итог рассмотрению вопроса об особенностях оценочной деятельности учителей с различными стилями руководства, можно заключить следующее:

1. Стиль руководства является определяющим в формировании оце ночных тенденций завышения и занижения отметок, а также находит отражение в методических особенностях проведения опроса на уроке. 2. В методике оценивания знаний и умений учащихся в ситуации опроса в зависимости от стиля руководства можно выделить харак терные, типичные методические приемы и средства оценивания, что позволяет говорить, в свою очередь, о стилях оценочной деятель ности учителей.

3. В методике оценивания знаний и умений учащихся в ситуации опроса учителей с демократическим стилем руководства в равной степени представлены методические приемы и средства, определяющие оптимальную стратегию проведения опроса, методические приемы и формы оценивания результатов учебной деятельности школьников и способы фиксирования балльных оценок учащихся.

4. В методике проведения опроса учителей с попустительским стилем руководства недостаточно представлены методические приемы, обуславливающие оптиамльную стратегию проведения опроса, а также методические приемы, обеспечивающие четкость фиксирования учите лем отметок учащихся в школьной документации.

5. В методике проведения опроса учителей с авторитарным стилем руководства недостаточно представлены методические приемы и формы оценивания учителем знаний и умений учащихся.

    .
    - 148
     23. 5 Отношение школьников к ситуации опроса и оценивания
     2у учителей с различными стилями руководства

 _ 1Отношение учащихся к ситуации опроса и оценивания на уроке оказалось далеко не однозначным и зависело прежде всего, как это видно из данных таблицы 17 - от стиля руководства учителя.

У учителей с демократическим стилем руководства большинство опрошенных учащихся отмечают положительно-устойчивый характер си туации опроса и оценивания (от 70, 4% до 84, 3% ответов). Лишь 7, 6% учащихся оценили эту ситуацию у учителей с демократическим стилем руководства негативно.

У учителей с попустительским стилем руководства большинство учащихся (от 40, 4% до 72, 1%) отмечают нестабильный характер ситу ации опроса и оценивания и довольно большое число (от 11, 9% до 39, 1%) оценивают ситуацию как негативно-устойчивую. Лишь около 20% учащихся оценили у этих учителей ситуацию опроса как положи тельно-устойчивую.

У учителей с авторитарным стилем руководства большинство уча щихся оценили ситуацию опроса и оценивания как негативно-устойчи вую (от 54, 5% до 89, 7%). Как положительно-устойчивую ситуацию оценили только 13, 9% учащихся.

Отмеченные тенденции проявились у всех учащихся независимо от их успеваемости. Однако отношение учащихся к проведению опроса учителями с различным стилем руководства все же имеет некоторые отличия у учащихся, успевающих на "хорошо" и "отлично", и учащих ся в основном получающих отметки "удовлетворительно" и "плохо" (таблица 18). Это отличие состоит в том, что положительное оцени вание ситуации опроса учителей с демократическим стилем руководс

    - 149
    Таблица 17.
    Данные опросника по выявлению отношения учащихся
    к ситуации опроса и оценивания на уроке
     ш0. 9
     ДMQ9. PDR 3 2

----T-----------T------T----------T-----------------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Представленность в ответах учащихся возможных ¦

    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариантов оценок (%) ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------T---------------T---------------+

¦ № ¦ стиль ¦ ФИО ¦Количество¦ситуация опроса¦ситуация опроса¦ситуация опроса¦ ¦ ¦руководства¦ ¦ учащихся ¦и оценивания ¦и оценивания ¦и оценивания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦имеет ¦имеет ¦имеет ¦

    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦положительно- ¦нестабильный ¦негативно- ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦устойчивый ¦ситуативный ¦устойчивый ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦характер ¦характер ¦характер ¦

+---+-----------+------+----------+---------------+---------------+---------------+ ¦ 1. ¦демократи- ¦С. Э. И. ¦ 65 ¦ 80, 1 ¦ 9, 5 ¦ 10, 4 ¦

    ¦ 2. ¦ческий ¦А. Е. К. ¦ 60 ¦ 84, 3 ¦ 9, 4 ¦ 6, 3 ¦
    ¦ 3. ¦ ¦В. Р. Л. ¦ 76 ¦ 78, 2 ¦ 20, 7 ¦ 1, 1 ¦
    ¦ 4. ¦ ¦В. Е. А. ¦ 76 ¦ 70, 4 ¦ 19, 8 ¦ 9, 8 ¦
    ¦ 5. ¦ ¦К. Т. В. ¦ 69 ¦ 76, 6 ¦ 12, 3 ¦ 11, 1 ¦
    ¦ 6. ¦ ¦К. З. П. ¦ 60 ¦ 84, 2 ¦ 9, 1 ¦ 6, 7 ¦

+---+-----------+------+----------+---------------+---------------+---------------+ ¦ выборочное среднее ¦ 78, 3 ¦ 13, 5 ¦ 7, 6 ¦

+---T-----------T------T----------+---------------+---------------+---------------+ ¦ 7. ¦попусти- ¦Д. Т. В. ¦ 77 ¦ 24, 8 ¦ 50, 0 ¦ 25, 2 ¦

    ¦ 8. ¦тельский ¦П. Я. П. ¦ 69 ¦ 19, 4 ¦ 68, 7 ¦ 11, 9 ¦
    ¦ 9. ¦ ¦И. С. Г. ¦ 60 ¦ 12, 8 ¦ 72, 1 ¦ 15, 1 ¦
    ¦10. ¦ ¦К. А. Ю. ¦ 57 ¦ 20, 5 ¦ 40, 4 ¦ 39, 1 ¦
    ¦11. ¦ ¦К. Н. Е. ¦ 57 ¦ 21, 9 ¦ 58, 7 ¦ 19, 4 ¦
    ¦12. ¦ ¦З. Н. В. ¦ 60 ¦ 16, 8 ¦ 64, 7 ¦ 18, 5 ¦
    ¦13. ¦ ¦К. О. С. ¦ 77 ¦ 12, 5 ¦ 73, 8 ¦ 13, 7 ¦

+---+-----------+------+----------+---------------+---------------+---------------+ ¦ выборочное среднее ¦ 18, 4 ¦ 61, 2 ¦ 20, 4 ¦

+---T-----------T------T----------+---------------+---------------+---------------+ ¦14. ¦авторитар- ¦С. Т. Л. ¦ 69 ¦ 10, 0 ¦ 12, 4 ¦ 77, 6 ¦

    ¦15. ¦ный ¦К. Т. А. ¦ 57 ¦ 5, 2 ¦ 10, 5 ¦ 84, 3 ¦
    ¦16. ¦ ¦К. А. Г. ¦ 60 ¦ 24, 8 ¦ 8, 3 ¦ 57, 3 ¦
    ¦17. ¦ ¦А. Т. Г. ¦ 62 ¦ 23, 1 ¦ 10, 1 ¦ 66, 8 ¦
    ¦18. ¦ ¦Р. Л. Н. ¦ 69 ¦ 19, 7 ¦ 10, 3 ¦ 70, 0 ¦
    ¦19. ¦ ¦С. А. А. ¦ 65 ¦ 25, 4 ¦ 20, 1 ¦ 54, 5 ¦
    ¦20. ¦ ¦М. Г. А. ¦ 62 ¦ 15, 7 ¦ 11, 2 ¦ 73, 1 ¦
    ¦21. ¦ ¦Р. Н. И. ¦ 76 ¦ 3, 9 ¦ 27, 0 ¦ 69, 1 ¦
    ¦22. ¦ ¦М. М. С. ¦ 59 ¦ 4, 6 ¦ 5, 7 ¦ 89, 7 ¦
    ¦23. ¦ ¦С. Л. В. ¦ 59 ¦ 6, 4 ¦ 24, 8 ¦ 68, 8 ¦

+---+-----------+------+----------+---------------+---------------+---------------+ ¦ выборочное среднее ¦ 13, 9 ¦ 15, 0 ¦ 71, 1 ¦

L---------------------------------+---------------+---------------+---------------

     ДLQ9M. PDR 1 2
     ш1. 9

тва в большей мере выражено у хорошо успевающих учащихся (84, 4% против 60, 2% у слабо успевающих): а негативное оценивание ситуа ции опроса учителей с авторитарным стилем в большей мере выражено у слабо успевающих учеников (80, 2% против 60, 2% у хорошо успеваю

    - 150

щих). Таким образом, слабо успевающие учащиеся имеют тенденцию более негативно оценивать ситуацию опроса как у учителей с демок ратическим, так и с авторитарным стилем руководства.

    Таблица 18.
    Данные по опроснику на выявление отношения учащихся
    к проведению опроса учителями с разным стилем руководства
     ш0. 9
     ДMQ9. PDR 3 2

----T---------------T------------------------------------T------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ выборка учащихся ¦ выборка учащихся ¦

    ¦ ¦ ¦ успевающих на "4" и "5" ¦ успевающих на "2" и "3" ¦
    ¦ ¦

+------------------------------------+-------------------------T----------+ ¦ № ¦ ФИО ¦ характер оценивания учащимися ситуации опроса ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------T-----------T----------T-------------T-----------+----------+ ¦ ¦ ¦устойчиво ¦ситуативный¦устойчиво ¦устойчиво ¦ситуативный¦устойчиво ¦ ¦ ¦ ¦положительный¦ ¦негативный¦положительный¦ ¦негативный¦ ¦ ¦ ¦ (%) ¦ (%) ¦ (%) ¦ (%) ¦ (%) ¦ (%) ¦

+---+---------------+-------------+-----------+----------+-------------+-----------+----------+ ¦ ¦демократический¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 1. ¦ С. Э. И. ¦ 95, 6 ¦ 2, 4 ¦ 2, 0 ¦ 64, 6 ¦ 16, 6 ¦ 18, 8 ¦

¦ 2. ¦ А. Е. К. ¦ 83, 4 ¦ 4, 6 ¦ 12, 0 ¦ 25, 2 ¦ 34, 2 ¦ 40, 6 ¦

¦ 3. ¦ В. Р. Л. ¦ 73, 0 ¦ 22, 4 ¦ 4, 6 ¦ 63, 4 ¦ 19, 0 ¦ 17, 6 ¦

¦ 4. ¦ В. Е. А. ¦ 90, 8 ¦ 3, 7 ¦ 5, 5 ¦ 62, 4 ¦ 35, 9 ¦ 1, 7 ¦

¦ 5. ¦ К. Т. В. ¦ 78, 2 ¦ 18, 4 ¦ 3, 4 ¦ 75, 0 ¦ 6, 2 ¦ 18, 8 ¦

¦ 6. ¦ К. З. П. ¦ 84, 4 ¦ 13, 8 ¦ 1, 8 ¦ 60, 2 ¦ 11, 4 ¦ 28, 4 ¦

+---+---------------+-------------+-----------+----------+-------------+-----------+----------+ ¦ выборочное среднее¦ 84, 2 ¦ 10, 8 ¦ 5, 0 ¦ 58, 5 ¦ 20, 6 ¦ 20, 9 ¦ +---T---------------+-------------+-----------+----------+-------------+-----------+----------+ ¦ ¦попустительский¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 7. ¦ Д. Т. В. ¦ 10, 2 ¦ 75, 7 ¦ 14, 1 ¦ 39, 4 ¦ 24, 3 ¦ 36, 3 ¦

¦ 8. ¦ П. Я. П. ¦ 3, 0 ¦ 75, 8 ¦ 21, 2 ¦ 35, 8 ¦ 61, 6 ¦ 2, 6 ¦

¦ 9. ¦ И. С. Г. ¦ 2, 4 ¦ 73, 6 ¦ 24, 0 ¦ 23, 2 ¦ 70, 6 ¦ 6, 2 ¦

¦10. ¦ К. А. Ю. ¦ 5, 3 ¦ 34, 5 ¦ 60, 2 ¦ 35, 7 ¦ 46, 3 ¦ 18, 0 ¦

¦11. ¦ К. Н. Е. ¦ 2, 8 ¦ 82, 0 ¦ 15, 2 ¦ 41, 0 ¦ 35, 4 ¦ 23, 6 ¦

¦12. ¦ З. Н. В. ¦ 6, 2 ¦ 59, 5 ¦ 34, 3 ¦ 27, 4 ¦ 69, 9 ¦ 2, 7 ¦

¦13. ¦ К. О. С. ¦ 12, 0 ¦ 77, 8 ¦ 10, 2 ¦ 13, 0 ¦ 69, 8 ¦ 17, 2 ¦

+---+---------------+-------------+-----------+----------+-------------+-----------+----------+ ¦ выборочное среднее¦ ¦ 68, 4 ¦ 25, 7 ¦ 30, 8 ¦ 53, 9 ¦ 15, 3 ¦

+---T---------------+-------------+-----------+----------+-------------+-----------+----------+ ¦ ¦ авторитарный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦14. ¦ С. Т. Л. ¦ 15, 2 ¦ 17, 4 ¦ 67, 4 ¦ 4, 8 ¦ 7, 4 ¦ 87, 8 ¦

¦15. ¦ К. Т. А. ¦ 8, 9 ¦ 19, 5 ¦ 71, 6 ¦ 1, 5 ¦ 1, 5 ¦ 97, 0 ¦

¦16. ¦ К. А. Г. ¦ 32, 8 ¦ 20, 6 ¦ 46, 6 ¦ 16, 8 ¦ 16, 0 ¦ 67, 2 ¦

¦17. ¦ А. Т. Г. ¦ 38, 2 ¦ 17, 4 ¦ 44, 4 ¦ 8, 0 ¦ 2, 8 ¦ 89, 2 ¦

¦18. ¦ Р. Л. Н. ¦ 34, 6 ¦ 8, 3 ¦ 57, 1 ¦ 4, 8 ¦ 12, 3 ¦ 82, 9 ¦

¦19. ¦ С. А. А. ¦ 38, 2 ¦ 25, 7 ¦ 36, 1 ¦ 12, 6 ¦ 14, 5 ¦ 72, 9 ¦

¦20. ¦ М. Г. А. ¦ 27, 8 ¦ 8, 4 ¦ 63, 8 ¦ 3, 0 ¦ 14, 0 ¦ 83, 0 ¦

¦21. ¦ Р. Н. И. ¦ 5, 0 ¦ 17, 0 ¦ 78, 0 ¦ 2, 8 ¦ 37, 0 ¦ 60, 2 ¦

¦22. ¦ М. М. С. ¦ 7, 2 ¦ 5, 3 ¦ 87, 5 ¦ 2, 0 ¦ 6, 1 ¦ 91, 9 ¦

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.