на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)
p>2. При этом большинство учителей склонны переоценивать роль отметок в процессе обучения, составляя по ним мнение о личных ка чествах ученика; родители расценивают отметки как показатель

    - 158

уровня способностей и интеллекта ребенка; для учащихся отметки чаще всего выступают показателем успешности учебной деятельности, в зависимости от которой формируется самооценка и уровень притя заний.

3. Субъективность отметок определяется рядом факторов. Основ ные среди них: стиль руководства и личностные особенности учите лей, взаимообуславливающие друг друга.

4. В методике оценивания знаний и умений учащихся в ситуации опроса, в зависимости от стиля руководства, можно выделить харак терные, типичные методические приемы и средства оценивания, что позволяет говорить о стилях оценочной деятельности учителя. 5. Отношение учащихся к ситуации опроса и оценивание на уроке определяется как стилем руководства учителя, так и уровнем успе ваемости.

6. Мотивацию учащихся на отметку можно рассмотреть как положи тельную, оказывающую подкрепляющее влияние на успешность учебной деятельности школьников.

7. На успеваемость учащихся оказывают влияние нейродинамичес кие и личностные особенности. При этом степень выраженности этого влияния зависит как от мотивации учения школьника, так и от пси хологической ситуации опроса на уроке.

    - 99
     ш1. 9
     2ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БАЛЛЬНЫХ
     2ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОЦЕНОК (ОТМЕТОК)
     2В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     23. 1 Значимость и роль отметок для учителей
     2учащихся и их родителей

Изучение этого вопроса проводилось нами с помощью разработан ных анкет (см. Приложение 1, 2).

Отвечая на вопрос: "Если бы Вы обсуждали вопрос о 5-бальной системе отметок, то Вы.... ", только 16% учителей заявили, что от менили бы отметки. Остальные же поддерживают существующую систему отметок (25%) и для повышения ее надежности предлагают внести поправки (58%).

Важны отметки и для большинства родителей. Отменили бы их только 30, 0% опрошенных. Поэтому не случайно всегда вступают в спор по поводу отметок с учителями 52, 7% родителей, иногда 29, 3%, т. е. большинство из опрошенных. Обсуждают отметки в семье всегда 74% родителей, иногда - 19, 3%. Регулярно следят за успева емостью своих детей 27, 3% родителей, стараются это делать регу лярно 60, 0% родителей. Наконец, обсуждают отметки с ребенком поч ти каждую - 19, 3% родителей, некоторые отметки - 45, 3%.

Наверное поэтому вопрос о родительских собраниях вызывает у учащихся не всегда позитивную реакцию. так, повышение отметок после родительских собраний отмечают 65, 4% учащихся младших клас сов, 15, 4% учащихся средних классов и 33, 1% учащихся старших классов. (Гистограмма 1).

    - 100
     Г - s 0 ris311. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 1. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Как влияют родительские собрания на твои
    последующие отметки"
    Условные обозначения:
    а - отметки становятся лучше;
    б - отметки становятся хуже;
    в - не влияет.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Вместе с тем с возрастом увеличивается количество детей, ут верждающих что родительские собрания никак не влияют на их после дующие отметки (в младших классах - 26, 1%; в средних - 76, 9%; в старших классах - 64, 6% учащихся). Но есть и такие дети, которые отмечают, что их отметки после родительских собраний становятся хуже (8, 2%; 7, 7%; 2, 3% учащихся соответственно).

Можно предположить, что это снижение отметок является резуль татом реакции протеста учащихся на конфликты с родителями.

    .
    - 101

Анализ и обобщение результатов анкетирования позволяют устано вить некоторые тенденции в учебном процессе школы, связанные с балльными отметками. Так, характер ответов респондентов свиде тельствует о личностной значимости балльных педагогических оценок для всех исследуемых групп.

Необходимость отметок отмечают и большинство учащихся (Гистог рамма 2. )

     Г - s 0 ris312. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 2. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Если бы ты обсуждал вопрос о 5-балльной
    системе отметок, то ты? "
    Условные обозначения:
    а - поддержал бы ее;
    б - внесли бы поправки;
    в - отменил бы ее.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0
    .
    - 102

Как видно из гистограммы 2 во всех классах преобладают ответы, поддерживающие или вносящие поправки в существующую систему отме ток. Ненужность отметок чаще отмечалась мальчиками. Очевидно, для девочек престижность отметок выше.

Анализ ответов учащихся показал, что значение отметок с воз растом увеличивается. Примером этому могут служить ответы учащих ся на вопрос "Считаешь ли ты, что сверстники преувеличивают зна чение отметок? " (Гистограмма 3).

Количество учащихся, считающих проблему отметок несуществен ной, , из класса в класс сокращается: 41, 8% учащихся младших клас сах, 25, 4% учащихся - в старших классах, 15, 4% учащихся - в стар ших классах. Вместе с тем увеличивается число учащихся, придающих отметкам большое значение. Причем, во всех возрастных группах для девочек это более характерно, чем для мальчиков.

     Г - s 0 ris313. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 3. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Считаешь ли ты, что сверстники преувеличивают
    значение отметок? "
    .
    - 103
    Условные обозначения:
    а - да;
    б - чаще всего;
    в - нет.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Придавая отметкам большое значение учителя нередко склонны пе реоценивать их роль в процессе обучения, составляя по ним мнение о личных качествах ученика. Это особенно ярко отражено в ответах учителей на вопрос "К Вам в класс пришел новый ученик. О чем, прежде всего, говорят его отметки в табеле? ". Понимают отметку как показатель уровня знаний и умений учащегося по отдельному предмету 43, 4% учителей. Большинство же учителей переносит успе ваемость на такие качества личности учащегося как прилежание и желание учиться (50, 0%) и уровень его способностей и интеллекта (6, 7%).

Этот пример показывает наличие установки учителей по отношению к ученикам с различной успеваемостью.

О роли отметок для учителей как способе контроля за своей дея тельностью косвенно свидетельствует тот факт, что после неудано написанной учащимися контрольной 50, 7% учителей часто вносят кор рективы в процесс обучения, а еще 39, 3% делают это время от вре мени.

Не подлежит сомнению, что отвечая на вопрос "Как, на Ваш взгляд, понимают отметку родители? ", учителя вкладывают в него свое понимание. 70, 0% учителей составляют приоритет за контроли рующей функцией отметки, 22, 1% - за прогностической и 8, 6% учите лей - за суммирующей функцией отметки.

    - 104

Очевидно, также, что отметка, по мнению учителей, важна и для учащихся и для родителей. Однако анализ ответов учителей обнару живает методические недоработки последних при фиксировании отме ток в школьной документации, что нивелирует функции отметки. Сами учителя признают, что только 40, 6% из них регулярно запи сывают отметки в дневник, ставя, тем самым, в известность родите лей о результатах учебной деятельности ребенка. Большинство же учителей упускают контролирующую функцию отметок и выставляют их в дневник время от времени (50%), а 9, 3% учителей вообще этого не делают.

Отвечая на подобный вопрос, родители более жестко оценивают эту методическую погрешность в работе учителя. Они отмечают, что только 30, 7% учителей регулярно записывают в дневник отметки, а крайне нерегулярно делают это 21, 3% учителей.

Повышенные требования родителей к учителям, объясняется тем смыслом, который они вкладывают в отметку. Так, отвечая на вопрос "О чем, прежде всего, говорят отметку в табеле Вашего ребенка? " 72, 8% родителей полагают, что отметки ребенка отражают уровень способностей и интеллекта. Остальные рассматривают отметки как показатель уровня знаний и умений по отдельному предмету (16, 8%) и как показатель прилежания и желания ребенка учиться (10, 4%). Для учащихся отметка также наполнена определенным смыслом (Гистограмма 4).

Большинство учащихся младших классов расценивают отметку как показатель собственного прилежания и желания учиться (50, 9% де вочки и 45, 2% мальчики); Для большинства учащихся средних классов отметки отражают уровень их способностей, при чем мальчики прида ют этому большее значение (70, 8%), чем девочки (45, 5%).

    - 105
     ш1. 9

Старшеклассники чаще всего склонны считать отметки как показа тель уровня их знаний по отдельным предметам.

     Г - s 0 ris314. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш1. 9
    Гистограмма 4. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "О чем, прежде всего, говорят отметки? ".
    Условные обозначения:
    а - об уровне моих способностей;
    б - о моем прилежании и желании учиться;
    в - об уровне моих знаний по отдельным предметам.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш1. 8

Очевидно, возрастно-половая динамика в распределении ответов, в данном случае отражает изменение мотивационной сферы учащегося. Так, ярко выраженный мотив получить похвалу родителей и учителя у учащихся младших и средних классов ("способный", "умный", "при лежный") уступает в старших классах мотиву поступления в вуз. Заинтересованность родителей в хороших отметках отмечается и большинством учащихся. Распределение ответов учащихся на вопрос "Чем ты руководствуешься, не говоря родителям о "плохой отметке" представлены в гистограмме 5.

    - 106
     ш2. 0

Полученные данные говорят о том, что самой распространенной реакцией родителей на плохую отметку ребенка является подавлен ность, озабоченность. Поэтому, 75, 38% учащихся младших классов, 80, 0% учащихся средних классов и 86, 15% учащихся старших классов не хотят расстраивать родителей плохой отметкой.

     Г - s 0 ris315. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 5. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Чем ты руководствуешься, не говоря родителям
    о плохой отметке? "
    Условные обозначения:
    а - не хочу расстраивать родителей;
    б - боюсь наказания;
    в - родителям это не интересно.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Ответы детей свидетельствуют и о проявлении агрессии со сторо ны родителей во всех возрастных группах девочки: (в младших клас сах соответственно 23, 1% против 13, 8%; в средних - 30, 8% против 27, 7%; и в старших классах - 10, 8% против 9, 2% у мальчиков). За

    - 107
     ш1. 8

метим, что с возрастом боязнь наказания уменьшается, как и разни ца между девочками и мальчиками.

Отметки детей нередко выступают для родителей косвенной оцен кой их собственной личности. Так, на вопрос "Считаете ли Вы пра вильным обсуждение успеваемости отдельного учащегося на родитель ском собрании", 44, 0% родителей дали отрицательный ответ; 32, 7% родителей признают необходимость этого лишь в отдельных случаях. Т. е. для большинства родителей отметки детей задевают их самолю бие, что в свою очередь не может не сказываться на их отношении с детьми и учителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.