p>Из таблиц следует, что все составленные нами вопросы соответс твуют цели измерения разрабатываемого опросника. Проверка ретестовой надежности опросника для выявления мотива ции на отметку и на получение знаний проводилось в группе учащих
- 94
ся 10-11 классов, количеством 35 человек. При этом соблюдались основные требования к данному методу проверки психодиагностичес ких методик: тестирование испытуемых проходило через определенный интервал времени (8 недель) и при одинаковых условиях. Данные корреляционного анализа представлены в таблице 5. Все статистические расчеты проводились на персональном компьютере с использованием программы Statgraphics (версия 2. 6).
Таблица 5.
Значения коэффициентов ранговой корреляции двух тестирований по опроснику "Мотивация учащихся на отметку и на знания"
ш1. 0
----T--------------------T--------------------------------¬ ¦ № ¦Виды учебных мотивов¦Значения коэффициента корреляции¦ +---+--------------------+--------------------------------+ 5¦ ¦ ¦ 0 5 4** 5 ¦ ¦ 1 ¦ Мотив на отметку ¦ 0, 62 ¦ +---+--------------------+--------------------------------+ 5¦ ¦ ¦ 0 5 4** 5 ¦ ¦ 2 ¦ Мотив на знания ¦ 5 00, 75 ¦ L---+--------------------+--------------------------------
5** 0 -p 7, 00, 01. ш2. 0
Проведенный анализ содержательной валидности и ретестовой на дежности позволяет применять опросник "Мотивация учащихся на от метку и на знания" в качестве психодиагностического инструмента. Исследование с помощью данного опросника проводилось в течение 1995-1996 годов на выборке учащихся 1-11 классов средних общеоб разовательных школ городов Санкт-Петербурга, Липецка, Ельца, Ли пецкой области. Результаты исследования данного опросника представлены в третьей главе диссертации.
. - 95 22. 6. Методики изучения личностных и нейродинамических 2особенностей учителей и учащихся
В задачи исследования входило изучение влияния личностных и нейродинамических особенностей учащихся и учителей, на процесс получения и выставления отметок. Для диагностики свойств нервной системы нами использовались экспресс-методы Е. П. Ильина [59, 129]. Несомненным достоинством этих методик является возможность определения силы нервной систе мы и усовершенствованности нервных процессов без больших затрат времени. _ 1Теппинг тест. . 0 [129], используемый для определения силы нервных процессов по возбуждению, основан на определении динамики макси мального темпа движений руки испытуемого. Оборудование: стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (200 7& 0283 мм), разделенные на восемь расположенных по четы ре в ряд равных квадрата. Секундомер. Карандаш. Инструкция испытуемому: "По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 с) Вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить от одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в макси мальном для себя темпе". Полученные результаты обработки экспериментальных данных вари анты динамики максимального темпа были условно разделены на пять типов: - выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-13с работы, затем снижается ниже исходного уровня. Этот тип
- 96 ш1. 9
кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы. - вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Такие испытуемые относились к группе лиц со средне-сильной нерв ной системой. - ровный тип: максимальный темп удерживается на одном уровне в течении всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нерв ную систем испытуемого как нервную систему средней силы. - промежуточный тип: темп работы снижался после первых 10-15с. Характерен для средне-слабой нервной системы. - нисходящий тип: максимальный темп снижался уже со второго 5-секундного отрезка и оставался на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы. Изучение _ 1 внешнего баланса нервных процессов . 0 основано на уста новлении различий между эталонной и воспроизведенной величиной линий малой и большой амплитуды [59].
Оборудование: тетрадный лист, карандаш, линейка.
Инструкция испытуемому: 1. "С закрытыми глазами нарисуйте го ризонтальную линию длиной 3-4 см. Ниже постарайтесь воспроизвести эту линию так, чтобы она была на 1 мм короче. Проба выполняется 5 раз". 2. "С закрытыми глазами нарисуйте горизонтальную линию 7-8 см. Ниже постарайтесь воспроизвести эту линию так, чтобы она была на 1 мм длиннее. Проба выполняется 5 раз. " Обработка данных заключается в установлении числа недоводов и переводов на малой и большой амплитуде. В результате этого могут быть получены 4 типа баланса нервных процессов: - сдвиг баланса в сторону возбуждения-характеризуется преобла данием переводов на малой и большой амплитуде.
- 97 ш2. 0
- сдвиг баланса в сторону торможения - преобладание недоводов на малой и большой амплитуде. - уравновешенный тип нервных процессов - преобладание перево дов на малой амплитуде и преобладание недоводов на большой. - извращенный тип - преобладание недоводов на малой амплитуде и преобладание переводов на большой. Рассмотренные экспресс-методики применялись для изучения свойств нервной системы учащихся 2-11 классов средних школ г. Санкт-Птербурга, Липецка, Ельца количеством 240 человек.
Анализ представлен в главе 3, параграф 3. 4.
Диагностика личностных особенностей учащихся и учителей прово дилась с использованием 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кэттела [2, 168], форма А, включающий 187 вопросов, Тест I6PF (Sixteen Personality Factor Questionnaire) стандартизирован и ва лидизирован сотрудниками Иллинойского университета и является тестовой реализацией подхода к исследованиям личности на базе черт. "Черты, объединяя признаки, выступают как новые интеграль ные характеристики, соответствующие некоторым базисным теорети ческим представлениям о размерности личностного пространства" [105, c. 103]. Данные, полученные с помощью этого теста устанав ливают личностные различия по 16 факторам, каждый из которых представляет собой набор базисных качеств с различной степенью выраженности. Все названия факторов даются в биполярной форме, что отражает двунаправленность в оценке от одного полюса выражен ности к другому и имеют алфавитную систему обозначений. 16-факторный личностный опросник имеет стандартное описание, процедуру проведения на специальных бланках и обработку результа тов с помощью таблиц стандартизации, превращающих сырые баллы в
- 98
стены. По результатам обработки данных выстраивается профиль лич ности испытуемого, позволяющий охарактеризовать личность в целом. С помощью данного теста нами было опрошено 81 учащийся 9-х классов и 48 учащихся 11 классов, а также 23 учителя-предметника средней школы №553 г. Санкт-Петербурга. Подробны анализ данных представлен в третьей главе.
2ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
1. Недостаточная разработанность методического аппарата по проблеме исследования убедила нас в необходимости создания ориги нальных психодиагностических методик по изучению мотивации уча щихся на отметку и приобретение знаний; исследованию методики проведения опроса учителем на уроке; выяснению отношения учащихся к оценочной деятельности учителя. 2. Проверка предлагаемых методик статистическими методами поз воляет применять их в качестве инструмента для достижения задач данного диссертационного исследования.
- 99 ш1. 9 2ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БАЛЛЬНЫХ 2ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОЦЕНОК (ОТМЕТОК) 2В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23. 1 Значимость и роль отметок для учителей 2учащихся и их родителей
Изучение этого вопроса проводилось нами с помощью разработан ных анкет (см. Приложение 1, 2). Отвечая на вопрос: "Если бы Вы обсуждали вопрос о 5-бальной системе отметок, то Вы.... ", только 16% учителей заявили, что от менили бы отметки. Остальные же поддерживают существующую систему отметок (25%) и для повышения ее надежности предлагают внести поправки (58%). Важны отметки и для большинства родителей. Отменили бы их только 30, 0% опрошенных. Поэтому не случайно всегда вступают в спор по поводу отметок с учителями 52, 7% родителей, иногда 29, 3%, т. е. большинство из опрошенных. Обсуждают отметки в семье всегда 74% родителей, иногда - 19, 3%. Регулярно следят за успева емостью своих детей 27, 3% родителей, стараются это делать регу лярно 60, 0% родителей. Наконец, обсуждают отметки с ребенком поч ти каждую - 19, 3% родителей, некоторые отметки - 45, 3%. Наверное поэтому вопрос о родительских собраниях вызывает у учащихся не всегда позитивную реакцию. так, повышение отметок после родительских собраний отмечают 65, 4% учащихся младших клас сов, 15, 4% учащихся средних классов и 33, 1% учащихся старших классов. (Гистограмма 1).
- 100 Г - s 0 ris311. pcx , 120 i2 ш1. 0 -s ш2. 0 Гистограмма 1. Распределение ответов учащихся на вопрос "Как влияют родительские собрания на твои последующие отметки" Условные обозначения: а - отметки становятся лучше; б - отметки становятся хуже; в - не влияет. Г - s 0 ris34. pcx , 150 i2 ш1. 0 -s - девочки - мальчики ш2. 0
Вместе с тем с возрастом увеличивается количество детей, ут верждающих что родительские собрания никак не влияют на их после дующие отметки (в младших классах - 26, 1%; в средних - 76, 9%; в старших классах - 64, 6% учащихся). Но есть и такие дети, которые отмечают, что их отметки после родительских собраний становятся хуже (8, 2%; 7, 7%; 2, 3% учащихся соответственно). Можно предположить, что это снижение отметок является резуль татом реакции протеста учащихся на конфликты с родителями.
. - 101
Анализ и обобщение результатов анкетирования позволяют устано вить некоторые тенденции в учебном процессе школы, связанные с балльными отметками. Так, характер ответов респондентов свиде тельствует о личностной значимости балльных педагогических оценок для всех исследуемых групп. Необходимость отметок отмечают и большинство учащихся (Гистог рамма 2. )
Г - s 0 ris312. pcx , 120 i2 ш1. 0 -s ш2. 0 Гистограмма 2. Распределение ответов учащихся на вопрос "Если бы ты обсуждал вопрос о 5-балльной системе отметок, то ты? " Условные обозначения: а - поддержал бы ее; б - внесли бы поправки; в - отменил бы ее. Г - s 0 ris34. pcx , 150 i2 ш1. 0 -s - девочки - мальчики ш2. 0 . - 102
Как видно из гистограммы 2 во всех классах преобладают ответы, поддерживающие или вносящие поправки в существующую систему отме ток. Ненужность отметок чаще отмечалась мальчиками. Очевидно, для девочек престижность отметок выше. Анализ ответов учащихся показал, что значение отметок с воз растом увеличивается. Примером этому могут служить ответы учащих ся на вопрос "Считаешь ли ты, что сверстники преувеличивают зна чение отметок? " (Гистограмма 3). Количество учащихся, считающих проблему отметок несуществен ной, , из класса в класс сокращается: 41, 8% учащихся младших клас сах, 25, 4% учащихся - в старших классах, 15, 4% учащихся - в стар ших классах. Вместе с тем увеличивается число учащихся, придающих отметкам большое значение. Причем, во всех возрастных группах для девочек это более характерно, чем для мальчиков.
Г - s 0 ris313. pcx , 120 i2 ш1. 0 -s ш2. 0 Гистограмма 3. Распределение ответов учащихся на вопрос "Считаешь ли ты, что сверстники преувеличивают значение отметок? " . - 103 Условные обозначения: а - да; б - чаще всего; в - нет. Г - s 0 ris34. pcx , 150 i2 ш1. 0 -s - девочки - мальчики ш2. 0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42
|