на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)
p>Из таблиц следует, что все составленные нами вопросы соответс твуют цели измерения разрабатываемого опросника.

Проверка ретестовой надежности опросника для выявления мотива ции на отметку и на получение знаний проводилось в группе учащих

    - 94

ся 10-11 классов, количеством 35 человек. При этом соблюдались основные требования к данному методу проверки психодиагностичес ких методик: тестирование испытуемых проходило через определенный интервал времени (8 недель) и при одинаковых условиях.

Данные корреляционного анализа представлены в таблице 5. Все статистические расчеты проводились на персональном компьютере с использованием программы Statgraphics (версия 2. 6).

    Таблица 5.

Значения коэффициентов ранговой корреляции двух тестирований по опроснику "Мотивация учащихся на отметку и на знания"

     ш1. 0

----T--------------------T--------------------------------¬ ¦ № ¦Виды учебных мотивов¦Значения коэффициента корреляции¦ +---+--------------------+--------------------------------+  5¦ ¦ ¦  0  5  4** 5 ¦ ¦ 1 ¦ Мотив на отметку ¦ 0, 62 ¦ +---+--------------------+--------------------------------+  5¦ ¦ ¦  0  5  4** 5 ¦ ¦ 2 ¦ Мотив на знания ¦  5  00, 75 ¦ L---+--------------------+--------------------------------

     5** 0 -p 7,  00, 01.
     ш2. 0

Проведенный анализ содержательной валидности и ретестовой на дежности позволяет применять опросник "Мотивация учащихся на от метку и на знания" в качестве психодиагностического инструмента. Исследование с помощью данного опросника проводилось в течение 1995-1996 годов на выборке учащихся 1-11 классов средних общеоб разовательных школ городов Санкт-Петербурга, Липецка, Ельца, Ли пецкой области.

Результаты исследования данного опросника представлены в третьей главе диссертации.

    .
    - 95
     22. 6. Методики изучения личностных и нейродинамических
     2особенностей учителей и учащихся

В задачи исследования входило изучение влияния личностных и нейродинамических особенностей учащихся и учителей, на процесс получения и выставления отметок.

Для диагностики свойств нервной системы нами использовались экспресс-методы Е. П. Ильина [59, 129]. Несомненным достоинством этих методик является возможность определения силы нервной систе мы и усовершенствованности нервных процессов без больших затрат времени.

 _ 1Теппинг тест.  .  0 [129], используемый для определения силы нервных процессов по возбуждению, основан на определении динамики макси мального темпа движений руки испытуемого.

Оборудование: стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (200 7& 0283 мм), разделенные на восемь расположенных по четы ре в ряд равных квадрата. Секундомер. Карандаш.

Инструкция испытуемому: "По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 с) Вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить от одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в макси мальном для себя темпе".

Полученные результаты обработки экспериментальных данных вари анты динамики максимального темпа были условно разделены на пять типов:

- выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-13с работы, затем снижается ниже исходного уровня. Этот тип

    - 96
     ш1. 9

кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.

- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Такие испытуемые относились к группе лиц со средне-сильной нерв ной системой.

- ровный тип: максимальный темп удерживается на одном уровне в течении всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нерв ную систем испытуемого как нервную систему средней силы.

- промежуточный тип: темп работы снижался после первых 10-15с. Характерен для средне-слабой нервной системы.

- нисходящий тип: максимальный темп снижался уже со второго 5-секундного отрезка и оставался на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы. Изучение _ 1 внешнего баланса нервных процессов .  0 основано на уста новлении различий между эталонной и воспроизведенной величиной линий малой и большой амплитуды [59].

    Оборудование: тетрадный лист, карандаш, линейка.

Инструкция испытуемому: 1. "С закрытыми глазами нарисуйте го ризонтальную линию длиной 3-4 см. Ниже постарайтесь воспроизвести эту линию так, чтобы она была на 1 мм короче. Проба выполняется 5 раз". 2. "С закрытыми глазами нарисуйте горизонтальную линию 7-8 см. Ниже постарайтесь воспроизвести эту линию так, чтобы она была на 1 мм длиннее. Проба выполняется 5 раз. "

Обработка данных заключается в установлении числа недоводов и переводов на малой и большой амплитуде. В результате этого могут быть получены 4 типа баланса нервных процессов:

- сдвиг баланса в сторону возбуждения-характеризуется преобла данием переводов на малой и большой амплитуде.

    - 97
     ш2. 0

- сдвиг баланса в сторону торможения - преобладание недоводов на малой и большой амплитуде.

- уравновешенный тип нервных процессов - преобладание перево дов на малой амплитуде и преобладание недоводов на большой. - извращенный тип - преобладание недоводов на малой амплитуде и преобладание переводов на большой.

Рассмотренные экспресс-методики применялись для изучения свойств нервной системы учащихся 2-11 классов средних школ г. Санкт-Птербурга, Липецка, Ельца количеством 240 человек.

    Анализ представлен в главе 3, параграф 3. 4.

Диагностика личностных особенностей учащихся и учителей прово дилась с использованием 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кэттела [2, 168], форма А, включающий 187 вопросов, Тест I6PF (Sixteen Personality Factor Questionnaire) стандартизирован и ва лидизирован сотрудниками Иллинойского университета и является тестовой реализацией подхода к исследованиям личности на базе черт. "Черты, объединяя признаки, выступают как новые интеграль ные характеристики, соответствующие некоторым базисным теорети ческим представлениям о размерности личностного пространства" [105, c. 103]. Данные, полученные с помощью этого теста устанав ливают личностные различия по 16 факторам, каждый из которых представляет собой набор базисных качеств с различной степенью выраженности. Все названия факторов даются в биполярной форме, что отражает двунаправленность в оценке от одного полюса выражен ности к другому и имеют алфавитную систему обозначений.

16-факторный личностный опросник имеет стандартное описание, процедуру проведения на специальных бланках и обработку результа тов с помощью таблиц стандартизации, превращающих сырые баллы в

    - 98

стены. По результатам обработки данных выстраивается профиль лич ности испытуемого, позволяющий охарактеризовать личность в целом. С помощью данного теста нами было опрошено 81 учащийся 9-х классов и 48 учащихся 11 классов, а также 23 учителя-предметника средней школы №553 г. Санкт-Петербурга. Подробны анализ данных представлен в третьей главе.

     2ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

1. Недостаточная разработанность методического аппарата по проблеме исследования убедила нас в необходимости создания ориги нальных психодиагностических методик по изучению мотивации уча щихся на отметку и приобретение знаний; исследованию методики проведения опроса учителем на уроке; выяснению отношения учащихся к оценочной деятельности учителя.

2. Проверка предлагаемых методик статистическими методами поз воляет применять их в качестве инструмента для достижения задач данного диссертационного исследования.

    - 99
     ш1. 9
     2ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БАЛЛЬНЫХ
     2ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОЦЕНОК (ОТМЕТОК)
     2В ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     23. 1 Значимость и роль отметок для учителей
     2учащихся и их родителей

Изучение этого вопроса проводилось нами с помощью разработан ных анкет (см. Приложение 1, 2).

Отвечая на вопрос: "Если бы Вы обсуждали вопрос о 5-бальной системе отметок, то Вы.... ", только 16% учителей заявили, что от менили бы отметки. Остальные же поддерживают существующую систему отметок (25%) и для повышения ее надежности предлагают внести поправки (58%).

Важны отметки и для большинства родителей. Отменили бы их только 30, 0% опрошенных. Поэтому не случайно всегда вступают в спор по поводу отметок с учителями 52, 7% родителей, иногда 29, 3%, т. е. большинство из опрошенных. Обсуждают отметки в семье всегда 74% родителей, иногда - 19, 3%. Регулярно следят за успева емостью своих детей 27, 3% родителей, стараются это делать регу лярно 60, 0% родителей. Наконец, обсуждают отметки с ребенком поч ти каждую - 19, 3% родителей, некоторые отметки - 45, 3%.

Наверное поэтому вопрос о родительских собраниях вызывает у учащихся не всегда позитивную реакцию. так, повышение отметок после родительских собраний отмечают 65, 4% учащихся младших клас сов, 15, 4% учащихся средних классов и 33, 1% учащихся старших классов. (Гистограмма 1).

    - 100
     Г - s 0 ris311. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 1. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Как влияют родительские собрания на твои
    последующие отметки"
    Условные обозначения:
    а - отметки становятся лучше;
    б - отметки становятся хуже;
    в - не влияет.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Вместе с тем с возрастом увеличивается количество детей, ут верждающих что родительские собрания никак не влияют на их после дующие отметки (в младших классах - 26, 1%; в средних - 76, 9%; в старших классах - 64, 6% учащихся). Но есть и такие дети, которые отмечают, что их отметки после родительских собраний становятся хуже (8, 2%; 7, 7%; 2, 3% учащихся соответственно).

Можно предположить, что это снижение отметок является резуль татом реакции протеста учащихся на конфликты с родителями.

    .
    - 101

Анализ и обобщение результатов анкетирования позволяют устано вить некоторые тенденции в учебном процессе школы, связанные с балльными отметками. Так, характер ответов респондентов свиде тельствует о личностной значимости балльных педагогических оценок для всех исследуемых групп.

Необходимость отметок отмечают и большинство учащихся (Гистог рамма 2. )

     Г - s 0 ris312. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 2. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Если бы ты обсуждал вопрос о 5-балльной
    системе отметок, то ты? "
    Условные обозначения:
    а - поддержал бы ее;
    б - внесли бы поправки;
    в - отменил бы ее.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0
    .
    - 102

Как видно из гистограммы 2 во всех классах преобладают ответы, поддерживающие или вносящие поправки в существующую систему отме ток. Ненужность отметок чаще отмечалась мальчиками. Очевидно, для девочек престижность отметок выше.

Анализ ответов учащихся показал, что значение отметок с воз растом увеличивается. Примером этому могут служить ответы учащих ся на вопрос "Считаешь ли ты, что сверстники преувеличивают зна чение отметок? " (Гистограмма 3).

Количество учащихся, считающих проблему отметок несуществен ной, , из класса в класс сокращается: 41, 8% учащихся младших клас сах, 25, 4% учащихся - в старших классах, 15, 4% учащихся - в стар ших классах. Вместе с тем увеличивается число учащихся, придающих отметкам большое значение. Причем, во всех возрастных группах для девочек это более характерно, чем для мальчиков.

     Г - s 0 ris313. pcx , 120
     i2
     ш1. 0
     -s
     ш2. 0
    Гистограмма 3. Распределение ответов учащихся на вопрос
    "Считаешь ли ты, что сверстники преувеличивают
    значение отметок? "
    .
    - 103
    Условные обозначения:
    а - да;
    б - чаще всего;
    в - нет.
     Г - s 0 ris34. pcx , 150
     i2
     ш1. 0
     -s
    - девочки - мальчики
     ш2. 0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.