p>4. Вносите ли Вы коррективы в методику преподавания отдельной темы после выставления отметок за контрольную работу:
а) приходиться это делать очень часто; б) иногда, если была трудная контрольная;
в) нет, т. к. не считаю, что это вина учеников, а требования должны быть едиными. 5. Если бы вы изменяли существующую 5-балльную систему отме ток, Вы:
а) поддержали бы ее; б) внесли поправки; в) отменили бы ее.
6. Чем Вы руководствуетесь при выставлении отметок за четверть; а) среднеарифметическим баллом;
б) динамикой отметок; в) отметками за контрольные работы. ш1. 8 . - 180
7. Согласны ли Вы с тем, что нужно выставлять отметки за до машнюю работу:
а) да, т. к. , это не такой же вид работы, как и другие.
б) согласен, это контролирует ученика, но при выставлении ито говой отметки их не учитываю; в) отметки не выставляю, т. к. это несамостоятельная работа. 8. Считаете ли Вы, что успеваемость учащихся - показатель про фессионализма учителя:
а) да; б) считаю что это косвенный показатель; в) нет.
9. Как Вы для себя решает проблему существования среднего бал ла в классах: а) предъявляю ко всем неукоснительно одинаковые требования; б) стараюсь избежать этого, но часто ловлю себя на том, что иду на поводу;
в) считаю эту проблему "раздутой".
10. Из предложенных утверждений выберите одно, с которым сог ласны: а) девочки, в основном, прилежнее мальчиков, что отражается в отметках, б) мальчики по природе способнее девочек, но менее усидчивы, что сказывается на отметках;
в) не согласен ни с одним утверждением.
11. Считаете ли Вы правильным, что отметки оглашаются в классе: а) считаю это обязательным;
б) делаю это иногда в особых случаях; в) считаю, что это считаю это неэтичным.
12. Считаете ли Вы правильным обсуждение успеваемости отдель ного учащегося на родительском собрании: а) да, это помогает родителям адекватно оценить своего ребенка;
- 181 б) иногда, когда нужно отметить лучших; в) категорически не согласен.
13. Записываете ли Вы в дневник отметку сразу после ее выстав ления? Поясните свой ответ:
а) да, всегда, т. к...... б) редко, т. к...... в) нет, т. к......
14. Как решается проблема отметок администрацией Вашей школы: а) действиям учителей предоставляется полная свобода; б) администрация заинтересована в отметках для поддержания ав торитета школы;
в) проводится работа на педсоветах и методобъединениях. Приложение 3. ПОКАЗАТЕЛИ (варианта А).
1. Многообразие форм контроля знаний, умений, навыков учащихся (фронтальный опрос, программированный опрос и др. ). 2. Использование на уроке многообразных форм оценивания уча щихся (оценочных суждений, отметок) 3. Комментирование выставляемых отметок в соответствии с нор мами.
4. Выставлением отметок каждому из опрошенных учеников.
5. Индивидуально-дифференцированный подход к ученику в отноше нии мер воздействия через отметку. 6. Точность формулировок вопросов в понятной для учащихся фор ме. 7. Оценивание знаний и умений учащихся непосредственно после ответа. 8. Терпеливость в общении с отвечающим, проявление педагоги ческого такта в ситуациях, вызывающих раздражение
- 182
9. Разумная мера помощи учащемуся со стороны учителя во время опроса (наводящие вопросы и др. ) 10. Широкое распределение внимания на всех задействованных в опросе учеников 11. Воспринимает ли учитель реакцию ученика на свои вопросы. 12. Замечает психофизическое состояние детей в ситуации опроса. 13. Организовано ли учителем наблюдение учащихся за ответами одноклассников. 14. Поддержание дисциплины в классе в момент опроса учащихся. 15. Включение в опрос максимального количества учащихся. 16. Эмоциональное сопереживание с отвечающим, проявление заин тересованности в качестве ответа. 17. Выставление отметок в журнал за выполнение письменных до машних работ.
18. Выставление отметок в дневник в течении урока.
19. Позитивная реакция учителя на оспаривание учеником отметки. 20. Независимость оценивания от внешних и внутренних факторов (настроения, самочувствия, наличия конфликтов с учащимися, пове дения учеников на уроке и др. ). 21. Равномерное поурочное оценивание учащихся с различной ус певаемостью. 22. Привлечением учащихся к обсуждению выставляемых отметок. 23. Организация на уроке самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
24. Создание учителем спокойной обстановки при опросе.
25. Непродуктивное преобладание времени опроса учащихся над другими этапами урока. 26. Отсутствие в журнале графических показателей затруднений учителя при выставлении отметок (стирание, исправление, подстав ление отметок).
. - 183
27. Соответствие четвертных отметок текущим (в отличии от выс тавления четвертной по двум текущим, по последним отметкам в чет верти, вывода средне-арифметического и др. ). 28. Преобладание способов побуждения учащихся к деятельности в ситуации опроса (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой) над способами принуждения (напомина ние об отметке, резкие замечания, нотации и др. ).
29. Проведение опроса на каждом уроке.
30. Организация учителем деятельности учащихся по исправлению текущих неудовлетворительных отметок. 31. Внешнее проявление уверенности при выставлении отметок. 32. Отсутствие шаблонности в форме вопросов педагога, вызываю щих автоматизацию ответа учащегося. 33. Соблюдение временного регламента проверки и выставления отметок за самостоятельные письменные работы в журнал, сообщение результатов учащимся в оптимальные сроки. 34. Предпочитает ли учитель не ставить неудовлетворительные отметки в классный журнал. 35. Использование педагогом при опросе наглядных пособий и оборудования.
Приложение 4. 2ИНСТРУКЦИЯ
Уважаемые коллеги, отнесите каждый из предложенных показателей эффективности учебного процесса к одной из шкал: 31 ШКАЛА 0 - оптимальная стратегия опроса учащихся учителем. 32 ШКАЛА 0 - оценивание учителем результатов учебной
деятельности школьников.
33 ШКАЛА 0 - формирование учителем балльных оценок учащихся.
- 184 2Бланк для экспертов ш1. 0
----T-------------------T------------------T--------------------¬ ¦ ¦ стратегия опроса ¦ собственно ¦ фиксирование ¦ ¦ № ¦ учащихся учителем ¦ оценивание ¦ балльных оценок ¦ ¦ ¦ 3ШКАЛА 1. 0 ¦ 3ШКАЛА 2. 0 ¦ 3ШКАЛА 3. 0 ¦ +---+-------------------+------------------+--------------------+ ¦ 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 8. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦11. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦13. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦14. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦15. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦16. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦17. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦18. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦19. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦20. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦21. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦22. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦23. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦24. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦25. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦26. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦27. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦28. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦29. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦30. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦31. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦32. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦33. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦34. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦35. ¦ ¦ ¦ ¦ L---+-------------------+------------------+--------------------
ш1. 8 . - 185 Приложение 5.
2Экспертные оценки по показателям эффективности учебного процесса ш1. 0 -----------T-----------------------------------T-----------¬ ¦ Вариант А¦ 3Эксперты 0 ¦ ¦ +----------+---T---T---T---T---T---T---T---T---+Номер шкалы¦ ¦ №/№ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ ¦ +----------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+-----------+ ¦ 1. ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 2. ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ 3. ¦ 2 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ 4. ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ 5. ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ 6. ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 7. ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ 8. ¦ 1 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 9. ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 10. ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 1 ¦ ¦ 11. ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 12. ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 13. ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 14. ¦ 1 ¦ 0 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 15. ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 16. ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 17. ¦ 3 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ ¦ 18. ¦ 3 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ ¦ 19. ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 20. ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ 21. ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ 22. ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ 23. ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ 24. ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ 25. ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 26. ¦ 3 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 0 ¦ 3 ¦ 3 ¦ ¦ 27. ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ 28. ¦ 1 ¦ 0 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 29. ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 30. ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 31. ¦ 2 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ 32. ¦ 1 ¦ 0 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ 33. ¦ 3 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 0 ¦ 3 ¦ 0 ¦ 3 ¦ 3 ¦ ¦ 34. ¦ 3 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 3 ¦ ¦ 35. ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ L----------+---+---+---+---+---+---+---+---+---+----------- 1 - 3ШКАЛА 1. 0 - стратегия опроса учащихся учителем; 2 - 3ШКАЛА 2. 0 - собственно оценивание учителем результатов учебной деятельности школьников; 3 - 3ШКАЛА 3. 0 - фиксирование учителем балльных оценок учащихся в школьной документации.
ш1. 8
Результаты кластерного анализа показали согласованность экс пертов. Первый кластер образуют оценки 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9 экспертов, второй - 2 и 8.
- 186 Приложение 6. Корреляция экспертных оценок по шкале "Анализ оценочной деятельности учителя в ситуации опроса" ш1. 0 --------T-------------------------------¬ ¦ ФИО ¦ Эксперты ¦ +-------+-------T-------T-------T-------+ ¦ К. Т. В. ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +-T-----+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6ы 0¦ 6 0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6т 0¦ 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6р 0+-----+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6е 0¦ 2. ¦ 0, 45 5** 0¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6п 0+-----+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6с 0¦ 3. ¦ 0, 32 5* 0 ¦ 0, 52 5** 0¦ ¦ ¦ ¦ 6к 0+-----+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6э 0¦ 4. ¦ 0, 65 5** 0¦ 0, 50 5** 0¦ 0, 47 5** 0¦ ¦ L 6- 0+-----+-------+-------+-------+------- * - p 7, 00, 05 ** - p 7, 00, 01 ш1. 8 ш1. 0 --------T-------------------------------¬ ¦ ФИО ¦ Эксперты ¦ +-------+-------T-------T-------T-------+ ¦ Д. Т. В. ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +-T-----+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6ы 0¦ 6 0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6т 0¦ 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6р 0+-----+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6е 0¦ 2. ¦ 0, 56 5** 0¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6п 0+-----+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6с 0¦ 3. ¦ 0, 60 5** 0¦ 0, 42 5** 0¦ ¦ ¦ ¦ 6к 0+-----+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6э 0¦ 4. ¦ 0, 32 5* 0 ¦ 0, 37 5** 0¦ 0, 34 5* 0 ¦ ¦ L 6- 0+-----+-------+-------+-------+------- * - p 7, 00, 05 ** - p 7, 00, 01 ш1. 8 ш1. 0 --------T-------------------------------¬ ¦ ФИО ¦ Эксперты ¦ +-------+-------T-------T-------T-------+ ¦ А. Т. Г. ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +-T-----+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6ы 0¦ 6 0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6т 0¦ 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6р 0+-----+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6е 0¦ 2. ¦ 0, 42 5** 0¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6п 0+-----+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6с 0¦ 3. ¦ 0, 34 5* 0 ¦ 0, 32 5* 0 ¦ ¦ ¦ ¦ 6к 0+-----+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6э 0¦ 4. ¦ 0, 37 5* 0 ¦ 0, 48 5** 0¦ 0, 54 5** 0¦ ¦ L 6- 0+-----+-------+-------+-------+------- * - p 7, 00, 05 ** - p 7, 00, 01 - 187 ш1. 8 Приложение 7. 2Опросник на выявление стиля руководства 2педагогической деятельности 2(Ю. Б. Гатанов) Инструкция Уважаемые учащиеся!
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42
|