на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оценивание успешности учебной деятельности, как психолого-педагогическая проблема - (диссертация)
p>Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности яв ляется, таким образом, контроль успеваемости учащихся и формиро вание у них адекватной самооценки. Как отмечет А. И. Липкина (1917) у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формиру ется установка на оценку своих возможностей - одного из основных компонентов самооценки.

Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависи мости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербаль ной версией, оценочным суждением, отметкой.

Вместе с тем нельзя не отметить неразработанность концептуаль ных положений, определяющих сущность педагогической оценки, структуру и механизмы оценочных актов. Так, в предлагаемых опре делениях оценивание выступает и как процесс [Ш. А. Амонашвили, 1984], и как действие [А. А. Вегнер, 1989], и как деятельность

    - 4
     ш1. 4

[С. П. Безносов, 1978], и как совокупность социальных умений [Л. И. Мнацаканян, 1991], и как функции [К. К. Платонов, 1972]. Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фо не большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учеб ной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций.

 3Целью 0 нашего исследования явилось изучение психологических факторов, влияющих на объективность и значимость школьных отметок для участников педагогического процесса.

     3Предметом 0 исследования являлась школьная отметка.

 3Объектом 2  0исследования выступали учащиеся 2-10 классов общеоб разовательных школ, их родители и учителя.

Рабочая 3 гипотеза 0 состояла в том, что выставляемые учителями и получаемые школьниками отметки являются интегральным показателем, отражающим не только уровень знаний учащихся, но и наличие у учи телей субъективных шкал оценивания и психологическую устойчи вость учащихся к ситуации опроса (контроля их знаний).

В свою очередь и субъективизм учителей и устойчивость учащихся определяются рядом личностных и нейродинамических особенностей. Кроме того, получение учащимися отметок может зависеть от так тики (стиля) оценочной деятельности учителя.

 3Задачи 0 исследования, исходившие из цели и гипотезы, были сле дующими:

1. Разработать и апробировать методики (опросники) исследова ния.

2. Изучить значимость отметок для учителей, учащихся, родите лей.

3. Изучить различные тенденции выставления учащимся отметок в зависимости от стиля руководства учителя.

4. Выявить связь личностных особенностей учителей со стилями руководства.

5. Изучить психолого-педагогические особенности опроса учащих ся учителями, имеющими разные стили руководства.

6. Выявить влияние личностных и нейродинамических особенностей учащихся на получение отметок.

 3Методы 0 исследования. Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных.
    .
    - 5

2. Оригинальные опросники для выявления значимости отметок для учащихся, их родителей и учителей.

3. Карта наблюдений за оценочной деятельностью учителей в си туации опроса, разработанная нами.

4. Комплекс психодиагностических методик для исследования раз личных свойств личности и нейродинамических особенностей.

    5. Методы математической статистики.
     3Положения выносимые на защиту 0:

1. Выставляемые учителями учащимся отметки в большинстве слу чаев субъективны.

2. Субъективность отметок связана с личностными особенностями учителей, влияющими на субъективную шкалу оценивания; стилем ру ководства.

3. Придавая отметкам большое значение, большинство учителей допускают методические недоработки в процессе опроса и выставле ния отметок, снижая их роль в учебно-познавательном процессе. 4. У учащихся с возрастом отмечается снижение значимости (престижной роли) отметок. У большинства из них не сформированы представления о нормах балльных оценок, что отрицательно влияет на формирование самооценки учащимися своих знаний и умений. Наи большее значение отметкам придают родители учащихся.

5. Для повышения объективности отметок необходимо организовать в педагогических вузах практикум по оценочной деятельности с уче том индивидуально-психологических особенностей студентов.

 3Научная новизна 0 диссертационного исследования заключается в том, что впервые отношение к отметке рассмотрено с позиции всех участников педагогического процесса: учителей, учащихся и их ро дителей; экспериментально выявлены психологические факторы, вли яющие на субъективность выставляемых учителем отметок; показаны психолого-педагогические особенности оценочной деятельности учи телей, имеющих различные стили руководства; показаны связь успе ваемости учащихся с их личностными и нейродинамическими особен ностями.

 3Практическая значимость 0 диссертации заключается в том, что по лученные данные могут лечь в основу разработки программы практи кума по оценочной деятельности будущих учителей и методики его проведения. Это будет способствовать унификации методов опроса и оценки успеваемости школьников, что повысит объективность выстав ляемых отметок.

    .
    - 6

 3Апробация работы 0 проводилась на заседаниях и методических се минарах кафедры психологии РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) в 1995-97 г. , на Ананьевских чтениях факультета психологии в Санкт-Петербургском университете (1995 г. ), на межвузовской науч ной конференции (Липецк, 1995-96 г. ), на Всероссийской науч но-практической конференции по педагогике ненасилия (Санкт-Петер бург, 1997 г. ).

 3Структура и объем работы:  0 диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и практических рекомендаций. Материал изложен на 201 страницах, включает 21 таблиц, 17 гистограмм, 1 рисунок, список литературы, содержащий 169 источников. В приложении даны результаты математической обработки данных, тексты опросников.

    Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность исследования, формули руется цель, задачи, гипотеза, предмет исследования, показана на учная новизна и практическая значимость работы.

В главе 1 "Проблема оценивания успешности учебной деятельности учащихся в психолого-педагогической литературе", включающей пять параграфов, приводится теоретический анализ оценивания успешности учебной деятельности учащихся как психолого-педагогической проб лемы.

В первом параграфе оценивание рассматривается как компонент педагогической деятельности; описывается структура оценочной дея тельности учителя с входящими в нее компонентами: мотивом, целью, планированием, переработкой текущей информации оперативным обра зом, принятием решения, действием, проверкой результатов и кор рекцией действий.

Дан анализ различных подходов к пониманию сущности и роли пе дагогической оценки в учебно-воспитательном процессе.

Б. Г. Ананьев [1980] рассматривает оценку как факт непосредс твенного руководства учеником; Г. И. Щукина [1977] - как показатель степени правильности и точности выполненного задания, самостоя тельности и активности ученика в работе. Ряд авторов (Дж. Брунер, 1962; В. М. Полонский, 1981; Ш. А. Амонашвили, 1984) определяют педа гогическую оценку как систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений и навы ков предварительно планируемым. Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, .

    - 7
     ш1. 5

Л. С. Славина [1951], К. А. Альбуханова-Славская [1995], Н. В. Селезнев [1986] понимают школьную оценку как критерий, которым обозначает ся общественное суждение о школьнике.

В качестве функций педагогической оценки в писхолого-педагоги ческой литературе выделены следующие: ориентирующая, стимулирую щая, воспитывающая (Б. Г. Ананьев, 1980); контролирующая (Н. В. Кузь мина, А. АРеан, 1993, В. А. Якунин, 1988); образовательная (Г. И. Щу кина, 1977); информационная (С. П. Безносов, 1982); направляющая (А. Г. Доманов, 1991); мотивационная (К. В. Сапегин, 1954); поучи тельная (Т. Новацкий, 1979).

Во втором параграфе приводятся различные точки зрения исследо вателей на проблему приемлемости использования в теории и практи ке обучения существующей 5-балльной шкалы. В третьем параграфе в качестве снижающих субъективных отметок указываются следующие причины: размытость программных норм отметок, неоднозначность в понимании педагогами таких показателей отметки как: "полнота", "глубина", "широта", "точность", "самостоятельность"; отсутствие единых норм для всех учебных предметов; небольшой диапазон 5-балльнйо шкалы; непрофессионализм учителя; низкий уровень сфор мированности оценочных умений учителя; недостаточный уровень про фессиональной подготовки студентов педвузов по вопросам оценива ния; индивидуальные субъективные оценочные эталоны учителя; стиль руководства учителя учебной деятельностью.

В четвертом параграфе дается анализ психологических исследова ний по вопросу влияния личностных особенностей учителя на выстав ление отметок. Так, в целом ряде исследований отмечается, что своеобразие педагогической оценки определяет стиль руководства учителя (А. А. Бодалев, 1970; Л. Д. Ершова, 1973; А. А. Коротаев, Г. М. Тамбовцева, 1990; Я. Л. Коломинский, Н. А. Березовин, 1977; Н. Р. Маслова, 1973; С. А. Рябченко, 1994; Ю. Б. Гатанов, 1990).

В пятом параграфе излагаются немногочисленные психологические исследования, в которых обнаруживается связь успеваемости учащих ся с их личностными и нейродинамическими особенностями.

Из приведенного обзора литературы видно, что накоплен обширный теоретический и эмпирический материал по проблеме оценивания ус пешности учебной деятельности школьников. Вместе с тем данная проблема не нашла окончательного решения в ряде аспектов, в част ности, в связи с тем, что проблема каждый раз освещалась с пози

    - 8
     ш1. 4

ции только одного из участников педагогического процесса: либо учителя, либо учащегося.

В связи с этим перед нами встала задача рассмотреть вопрос о влиянии индивидуально-личностных особенностей учащихся и учителя на получение и выставление отметок.

Во II главе "Организация исследования" рассматриваются методи ческие вопросы организации эксперимента; описываются оригинальные опросники и методики; приводятся результаты их проверки на валид ность и надежность; раскрываются этапы исследования.

     _Этапы исследования ...

Исходным моментом первого этапа исследования явилось получение экспериментальных данных, отражающих актуальные проблемы балльных педагогических оценок с точки зрения субъектов учебно-воспита тельного процесса школы: учителей, учащихся, родителей.

Достижения этой цели потребовало разработки анкеты для учите лей, учащихся, родителей. При составлении анкет нами учитывался комплекс целенаправленных и случайных факторов, воздействующих на формирование личности школьника. Анкеты для каждой группы респон дентов построены по принципу закрытых вопросов с тремя вариантами ответов.

Для достижения репрезентативности выборки исследование прово дилось на базе ряда школ: средних общеобразовательных школ №211, №238 г. Санкт-Петербурга; гимназии №406 г. Пушкина; школы-лицея №5 г. Ельца Липецкой области; средней общеобразовательной школы №6 г. Липецка, в течении 1994-95 учебного года. В качестве респонден тов выступили учащиеся 1-11 классов (390 человек), родители уча щихся (250 человек), учителя-предметники (150 человек).

На втором этапе исследования (1995-1997 гг. ) для выявления различных тенденций в выставлении учителями отметок использовался критерий "согласия"  7рk 52 0-Пирсона, позволивший установить соответс твие между реальным рядом отметок по предмету и теоретическим ря дом отметок, построенным в соответствии с законом нормального распределения.

Все статистические расчеты производились в компьютерной прог рамме Statgraphics, версия 2. 6.

В соответствии с задачами исследования на этом этапе выявля лись методические особенности проведения опроса от индивидуально го стиля руководства. Для выявления стиля руководства мы исполь зовали опросник и карту наблюдений за деятельностью учителя, раз работанную Ю. Б. Гатановым, которые позволили дифференцировать учи

    - 9

телей на три группы: учителя-"демократы", учителя-"либералы", учителя-"автократы". Разработанная нами шкала "Анализ оценочной деятельности учителя в ситуации опроса" позволила установить раз личия в использовании методических приемов и средств опроса уча щихся в группах учителей с различным стилем руководства.

Исследование на втором этапе проводилось на базе ряда средних образовательных школ г. Санкт-Петербурга. Контингент обследуемых учителей-предметников составлял 23 человека. При составлении вы борки учителей специфика предмета не являлась основным фактором, т. к. по Б. Г. Ананьеву [1980], на индивидуальный стиль деятельности учителя она оказывает опосредованное влияние. Однако для чистоты эксперимента мы исключили учителей музыки, изобразительного ис кусства, физической культуры, трудового обучения. Стаж работы учителей-предметников - не менее 7 лет. При анализе эксперимен тальных данных не учитывали половых различий в силу того, что из 23 испытуемых 21 - были женщины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.