p align="center">3.3. Перевозочные документы Транспортные услуги, оказываемые перевозчиками на желез-ных дорогах, представляют собой предмет договора, который за-ключается между ними и пассажирами или грузоотправителями, и оформляется перевозочными документами. Согласно ст. 82 Уста-ва железнодорожного транспорта РФ по договорам перевозки пе-ревозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на по-лучение багажа, грузобагажа лицам. При этом пассажиры должны оплатить свой проезд в соответствии с установленными тарифа-ми, а при сдаче багажа или грузобагажа -- их провоз. Заключение договора на перевозку пассажира удостоверяется би-летом, сдача пассажиром багажа -- багажной квитанцией, сдача грузоотправителем грузобагажа -- грузобагажной квитанцией. Договор перевозки пассажира считается заключенным с мо-мента выдачи ему проездного документа (билета). По виду и способу оформления проездные документы бывают: картонные, катушечные, бланковые ручной выписки и бланковые, оформ-ленные через автоматизированную систему резервирования «Экс-пресс-2». Картонные билеты представляют собой проездные документы, оформленные на плотной бумаге (картоне), с обеих сторон по-крытые фоновой защитной сеткой, которая может иметь разный цвет и рисунок. С помощью игольчатых компостеров на такие би-леты наносятся номер поезда и дата отправления. Номера нагона и места вписываются кассиром. Каждый билет выдастся на одного человека. Картонные билеты печатаются, как правило, для желез-нодорожных сообщений с устойчивым потоком пассажиров или, наоборот, на малодеятельных участках в прямом сообщении. Катушечные билеты продаются проводниками в пригородных и пассажирских поездах на участках, где отсутствуют билетные кассы. Они печатаются на непрерывной бумажной ленте и бывают разного цвета -- с черной и зеленой сеткой. Билет с черной сет-кой считается основным -- он выдастся каждому пассажиру; би-лет с зеленой сеткой выдается дополнительно к основному в за-висимости от суммарной стоимости проезда. Бланковые билеты оформляются на поезда дальнего следова-ния. Они бывают ручной выписки или оформленные через авто-матизированную систему бронирования билетов «Экспресс-2». Бланковые билеты ручной выписки оформляются на станциях ма-лодеятельных участков железных дорог, где отсутствуют термина-лы автоматической выписки железнодорожных билетов. Они пе-чатаются на цветной бумаге и состоят из трех частей. Левая часть проездного документа является корешком, остающимся в кассе правая -- непосредственно билетом. В ней указываются станция отправления и назначения, цена билета и плацкарты, общая сто-имость проезда, страховой и комиссионный сборы, номера поез-да, вагона, места, дата и время рейса. В средней части приведен перечень категорий вагонов и набор сумм, необходимых для взи-мания стоимости проезда. При оформлении билета кассир разре-зает документ в средней части таким образом, чтобы на нем по границе резки оставалась информация, отражающая условия про-езда -- тип вагона и стоимость перевозки. Билет выдается на каж-дого пассажира или на группу лиц, при этом кассир вручную за-полняет левую и правую части билета, указывая тарифный пояс и цену. Номер поезда и дата отправления наносятся игольчатым компостером на предварительно сложенный вдвое по горизон-тальной линии проездной документ. Такие бланковые билеты раз-личаются цветом: полный имеет розовый цвет, детский -- си-ний, льготный -- оранжевый, групповой -- сиреневый. В послед-нем случае в средней части проездного документа помимо ука-занных выше данных печатаются цифры от 1 до 20, обозначаю-щие количество пассажиров. Оформляя групповой билет, кассир обязан разрезать его так, чтобы на проездном документе сохра-нилось число, соответствующее количеству пассажиров, едущих по нему. В последнее время бланковые билеты ручного оформления встре-чаются редко, так как основная масса проездных документов в поезда дальнего следования выдается через автоматизированную систему «Экспресс-2». Однако они могут быть выданы пассажирам при технологических перерывах в работе системы. При этом кас-сир, связываясь по телефону с диспетчерским терминалом авто-матизированной системы, получает информацию о наличии мест на необходимом рейсе. Бланковые проездные документы автоматизированной системы «Экспресс-2» оформляются через специальные билетопечатающие автоматические устройства практически на всех железных дорогах России (в 1998 г. система «Экспресс-2» была введена на Дальневос-точной железной дороге). Данный проездной документ представ-ляет собой бланк на цветной бумаге, имеющий несколько степе-ней защиты, на котором печатается определенная информация. На первой строчке проездного документа указывается но-мер поезда, состоящий из трех цифр и двух букв, позволяющих машине различать поезда с одинаковыми номерами на разных участках дорог. На этой же строчке печатается дата, время отправ-ления поезда, номер и категория вагона. Номер вагона обознача-ется двумя цифрами, а категория -- буквенными символами: О -- общий, С -- межобластной, П -- плацкартный, К -- купейный, М -- мягкий 4-местный, Л -- мягкий 2-местный (СВ). Затем ука-зываются стоимость билета и стоимость плацкарты, количество человек, едущих по этому документу (так как на одном бланке допускается оформлять проезд нескольких пассажиров), и вид до-кумента: полный, детский или льготный (бесплатный или льгот-ный). На второй строчке печатается маршрут -- станция от-правления и станция назначения, при этом в скобках указывают-ся семизначные коды станций. Коды российских станций начина-ются с числа 20, белорусских -- с числа 21, украинских -- с числа 22 и т.д. Если перевозка осуществляется фирменным поездом, после кода станции это фиксируется сокращением «ФИРМ». На третьей строчке печатается номер места, состоящий из трех цифр. Нижние места, расположенные в купе, имеют не-четные номера, верхние -- четные. В плацкартных вагонах места, расположенные сбоку, имеют номера с 38 по 45. При продаже проездных документов в плацкартные, купейные и мягкие ваго-ны с нумерованными местами пассажирам, приобретающим два проездных документа и более, предоставляется, как правило, рав-ное количество верхних и нижних мест. Исключение может быть сделано начальником станции (или вокзала) инвалидам, боль-ным или престарелым. Следует иметь в виду, что пассажир имеет право занимать при проезде одно место. При наличии свободных мест в момент приобретения проездного документа пассажиру могут быть предо-ставлены дополнительные места с оплатой их полной стоимости. Если проездной документ оформляется на несколько человек в нем указывается несколько мест: через тире, если места следуют подряд, или через запятую -- в противном случае. Если проездной документ выдается на промежуточной стан-ции, номер места не указывается. После указания места ставится служебный знак, а после него (в настоящее время) сокращенно печатается название железной дороги, которой принадлежит состав или прицепной вагон. На четвертой строчке печатается служебная информа-ция: защищенный код билета; обозначение терминала, выдавше-го билет; номер заказа; дата и время оформления документа. Здесь же обозначается форма оплаты -- наличными деньгами (Н) или по безналичному расчету (Ч). В круглых скобках приводится вели-чина страхового сбора. В случае оформления проездного докумен-та на несколько человек она составляет сумму страховых сборов всех участников поездки по данному билету. На пятой строке печатаются данные документа, удосто-веряющего личность пассажира, и через дробь -- его фамилия и первая буква имени. Согласно «Правилам оказания услуг по пере-возке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для лич-ных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транс-порте» продажа билета может осуществляться при представлении пассажиром паспорта, военного билета, удостоверения или ино-го документа, а для детей до 14 лет -- свидетельства о рождении. При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилии или номеру, указанным в билете, а также при отсутствии или исправлении фамилии или номера документа в билете пассажир к посадке в поезд не допус-кается. В такой ситуации начальник пассажирского поезда делает отметку на билете «Отказано в перевозке на основании пункта 14 Правил оказания услуг». Возврат денег по таким проездным доку-ментам производится только в случаях, если в них отсутствуют фамилии. Если оформляется групповой билет, то к нему должен прила-гаться список пассажиров, содержащий реквизиты документов, удостоверяющих их личности. На последней, шестой, строчке проездного документа от-ражается его полная стоимость, включающая стоимость билета и плацкарты, а также величину страхового и комиссионного сборов. Затем указывается дата и время прибытия поезда в пункт назначе-ния. Если перевозка осуществляется в вагоне повышенной ком-фортности, то после стоимости в этой строчке пишется вид сер-висных услуг: УО -- без питания, У1 -- с предоставлением комп-лекта питании (ленчиком), У2 -- с предоставлением горячего обеда из вагона-ресторана. Цена этих услуг включается в стоимость про-ездного документа. При посадке на поезд проводник обязан был гасить билет, над-рывая его определенным образом -- так, чтобы не нарушить на-печатанную на нем информацию. Однако с 1 июня 2000 г. на Мос-ковской железной дороге была введена новая форма бланковых билетов, оформляемых в системе «Экспресс-2». Каждый документ нового образца состоит из купонов, несущих одинаковую инфор-мацию (наподобие копирующегося автоматического авиационно-го билета). Один купон остается у кассира при продаже, второй отрывается проводником при посадке на поезд, а третий остается у пассажира. В этом случае проводник не гасит проездной доку-мент, а просто изымает у пассажира причитающуюся ему копию. Основное отличие внешнего вида проездного документа купон-ного образца состоит в том, что он имеет голограмму и штрих-код. Проездные документы для пассажиров, следующих в беспере-садочном направлении, действительны на время следования по-езда от пункта отправления до пункта назначения. В некоторых случаях срок годности билета может быть продлен начальником станции или вокзала путем отметки, которая ставится на самом проездном документе. К таким случаям относятся следующие: остановка пассажира в пути на срок не более 10 сут.; заболевание пассажира в пути следования (срок годности про-длевается на все время болезни по представлении справки лечеб-ного учреждения); пересадка на согласованные поезда в пункте пересадки (срок годности продлевается на все время задержки пассажира до воз-можности продолжить поездку); непредоставление пассажиру места в поезде (срок годности продлевается до отправления следующего поезда, в котором будет предоставлено место в соответствии с проездным документом). В настоящее время на железных дорогах России начинает вне-дряться новая автоматизированная система управления пассажир-скими перевозками «Экспресс-3». Эта система станет не столько системой продажи билетов, сколько системой управления всеми технологическими процессами железнодорожных пассажирских перевозок. Она даст следующие возможности: осуществлять автоматизированную продажу билетов во всех видах сообщений (внутреннем, пригородном, международном); предоставлять справочно-информационные услуги пассажирам; управлять багажными и грузобагажными перевозками; реализовывать сервисное обслуживание пассажиров в пря-мом смешанном сообщении с использованием других видов транс-порта (автомобильного, речного, морского, воздушного); вести финансовый учет по пассажирским перевозкам, вклю-чая взаиморасчеты между различными инфраструктурами, между инфраструктурами и перевозчиками; -управлять перевозками в целом по всей сети и отдельно на каждой дороге. Важной отличительной особенностью системы «Экспресс-3» является то, что продажа билетов по ходу следования поезда в прямом сообщении будет осуществляться с нумерацией мест, поскольку она позволяет в режиме реального времени получать информацию о динамике изменения населенности поездов по маршруту продвижения. Кроме того, новая система позволит уп-равлять пригородными перевозками на основе полного учета пас-сажиропотоков. Внедрение АСУ «Экспресс-3» на железных дорогах России бу-дет происходить поэтапно, чтобы не нарушить обслуживание пас-сажиров, осуществляемое в настоящее время через систему «Экс-пресс». Первой дорогой, приступившей к осуществлению рабо-ты в новой АСУ, является Горьковская железная дорога. На всех же структурах переход на систему «Экспресс-3» закончится к 2005 г., так как требуется определенное время и значительные средства для установки более современного оборудования и перехода в ре-жим новой информационной технологии. По мере внедрения по-следней на всей железнодорожной сети будут одновременно ра-ботать обе системы -- «Экспресс-2» и «Экспресс-3». Продажа билетов на поезда дальнего следования в кассах, обо-рудованных терминалами «Экспресс», осуществляется в срок от 45 сут. и до отправления поезда с пунктов формирования (или оборота) поезда и от 3 сут. до отправления поезда с промежуточ-ных станций. Помимо этого, перевозчики организуют прием зака-зов на оформление проездных документов, который может осу-ществляться как при личном обращении граждан, так и по телефону. При этом билеты могут быть доставлены пассажиру по месту работы, проживания, отдыха или в любое другое место, указанное им.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45
|