p align="center">Тема 9. Международное - правовое регулирование отношений в области туризма Растущий авторитет международного туризма, его политическая, экономическая и социальная значимость в жизни современного общест-ва признаны правительствами многих стран мира. Активный турист-ский обмен рассматривается в качестве важной составной части эконо-мических, интеграционных процессов, а также неотъемлемого звена в развитии международного гуманитарного сотрудничества. В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающейся отраслей мирового хозяйства. За последние 20 лет темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире в среднем составляет 5,1 % ежегодно, валютных поступлений - 14 %. Индустрия туризма входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомо-билестроению. По подсчетам экспертов ВТО, в ближайшее время ту-ризм по статьям экспорта обойдет нефтедобычу и автомобилестроение. Быстрые темпы роста объема международного туризма, повыше-ние его экономического, социального и политического значения потре-бовали создания во многих странах специальных государственных ор-ганов, ведающих проблемами развития международного туризма, раз-работки правового регулирования этой деятельности, образования на-циональных и международных туристских организаций. Именно поэто-му важно проследить развитие права, юридических норм, регулирую-щих довольно сложные отношения в области международного туризма. Иностранный туризм по своему экономическому содержанию яв-ляется частью внешнеторговой деятельности государства, поскольку услуги (туристский продукт), предоставление туристу размещения в гостинице, организации питания, экскурсий и т. д. носят характер товара и как всякий вид товара, является предметом купли-продажи на ми-ровом рынке. Государство, регулируя законодательно внешнеэкономи-ческие и торговые отношения в целом, не может предусмотреть полно-стью все стороны отношений и детали иностранного туризма, посколь-ку он имеет много правовых особенностей, которых нет в других внеш-неторговых отношениях. Отношения в сфере международного туризма регулируются кон-венциями, декларациями, международными договорами, соглашениями и другими правовыми актами, определяющими принципы международ-ной туристской политики. Среди них: резолюция Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям 1963 г. и Манильской декларации по мировому туризму 1980 г., документ Акапулько Всемирного совещания по туризму 1982 г., Хартия туризма и Кодекс туриста 1985 г., Гаагская декларация по туризму 1989 г., Осакская дек-ларация по туризму 1994 г., Манильская декларация по социальному воздействию туризма 1997 г. и др. Так, вопросы, касающиеся международных воздушных перевозок пассажиров, степени ответственности перевозчика перед пассажиром, решаются Варшавской конвенцией 1929 года с учетом принятого позд-нее Гаагского 1955 г. протокола. Согласно положениям этой конвен-ции, перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти, ране-ния или всякого другого телесного повреждения, понесенного пассажиром, если несчастный случай произошел на борту воздушного судна или во время операций при посадке и высадке. Предусмотрена также ответственность за вред, происшедший в случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа пассажира. Ответственность перевозчика в отношении здоровья каждого пас-сажира ограничивается суммой в двести пятьдесят тысяч франков, в от-ношении его багажа - суммой в двести пятьдесят франков. А в отноше-нии предметов, оставленных при себе, в салоне самолета - суммой в пять тысяч франков. В случаях причинения какого-либо вреда иностранным туристам при перевозках на воздушных международных линиях туристские и транспортные организации решают вопросы соответствующей компен-сации на основе настоящей Конвенции. Проведение глобальной туристской политики осуществляет Все-мирная туристская организация (ВТО) - межправительственная орга-низация, созданная под эгидой ООН в 1975 г. на базе Международного союза официальных туристских организаций для координации действий мирового сообщества в целях развития туризма. Наряду с ВТО в формировании и реализации туристской политики участвуют и другие международные организации: Организация Объеди-ненных Наций, Всемирная торговая организация, Организация Объеди-ненных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда, Международная организация граждан-ской авиации, Программа ООН по окружающей среде, Всемирная органи-зация здравоохранения, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейский союз и др. Большой вклад в создание норм, регулирующих вопросы между-народного туризма, внесла Организация Объединенных Наций. Уже в 1946 г. в повестку дня Организации Объединенных Наций были внесе-ны вопросы роли и значения туристского обмена и сотрудничества, ус-тановления причин, препятствующих его развитию. Основную работу в становлении и развитии сотрудничества в об-ласти туризма в системе Организации Объединенных Наций, начиная с 1946 и до 1975 гг., т. е. до официального оформления и начала деятель-ности Всемирной туристской организации, выполнял Экономический и социальный Совет - ЭКОСОС, который наделен полномочиями осуще-ствлять общее руководство и проводить координацию работы соответ-ствующих органов, специализированных учреждений и программ сис-темы Организации Объединенных Наций. Практическая деятельность ЭКОСОС в области туризма осущест-влялась и осуществляется в настоящее время преимущественно под контролем и в рамках департамента по экономическим и социальным вопросам. Департамент, в частности, несет ответственность за реализацию мер по выполнению резолюций Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и непосредственно ЭКОСОС, касающихся туриз-ма, а также за составление развернутых докладов и проведение кон-сультаций с другими заинтересованными организациями. Акцент в рабочей программе ЭКОСОС делается на вопросах раз-вития базы туризма, в том числе планирование на региональном и го-родском уровнях, которые в совокупности отражали комплексные воз-можности и потребности стран в развитии туризма. Уже в то время уде-лялось внимание вопросам окружающей среды, которые решались во взаимосвязи с экологическим и материально-техническим планировани-ем туризма. Наиболее распространенными были оценка возможностей и по-тенциала туристской индустрии, организация туризма, планирование и программирование туризма, оценка и подготовка туристских проектов, изучение рынка, развитие инфраструктуры туризма и т. д. При этом ши-роко практиковалась экспертная оценка оказания помощи, суть которой заключается в том, что планирование программ осуществляется после комплексного изучения экспертами в течение определенного периода потенциальных возможностей туризма или развития той или иной его сферы. Одновременно эксперты проводят консультации по вопросам капиталовложений, мер регулирования и управления пограничных и других формальностей, формирования туристского продукта и услуг, рекламы туризма и пропаганды туристских связей, потребностей в под-готовке и обучении туристских кадров. Другой формой оказания экс-пертной помощи являлась организация краткосрочных миссий, состоя-щих из 3-5 специалистов в различных областях, как, например, гости-ничное хозяйство, организация и планирование туристского обмена, экономика туризма и т. д. Доклады таких групп содержали выводы и рекомендации по раз-личным вопросам, начиная от планирования и капиталовложений и заканчивая проблемами регионального сотрудничества в области туризму проведения макроэкономических исследований, осуществления опытных проектов и т. д. Следует отметить, что если в начале 1950-х годов шла речь о за-явках на оказание помощи от отдельных стран, то в конце 1960 - начале 1970-х гг. начали поступать заявки от целых регионов. Это свидетельствовало о становлении нового этапа в развитии ту-ризма и международных туристских связей. Региональный подход, не-сомненно, способствовал более динамичному решению глобальных во-просов и проблем, таких как защита окружающей среды и биологиче-ского равновесия, освоение новых рекреационных районов, сохранение культурного наследия, определение общих характеристик района или отдельных его частей как основы для формирования общей политики в области туризма, а также утверждение стандартов, норм и правил в ту-ристской деятельности. ЭКОСОС предоставляет целому ряду неправительственных орга-низаций так называемый консультативный статус и тем самым следит за тем, чтобы при решении специфических вопросов принимались долж-ным образом во внимание мнение всех участников. Практическая деятельность ЭКОСОС осуществляется в сотрудни-честве с региональными комиссиями Организации Объединенных На-ций, такими как экономическая и социальная Комиссия Азии и Тихого океана, Экономическая комиссия для Африки, Европы и т. д. В целях поощрения и облегчения туризма Организация Объединенных Наций на своих конференциях разработала и утвердила ряд до-кументов, регламентирующих вопросы передвижения туристов через границы государств на своих транспортных средствах, а также вопросы предоставления им соответствующих таможенных льгот, Так, на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному и моторному транспорту, проходившей в августе 1949 г. в Же-неве, была принята Конвенция о движении по дорогам, открытым для международных перевозок. На Конференции ООН по таможенным формальностям при вре-менном ввозе частных моторных перевозочных средств и в отношении туристов, проходившей в мае-июне 1954 г. в Нью-Йорке, были приняты Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перево-зочных средств, Конвенция о таможенных льготах для туристов и Допол-нительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов. Таможенная Конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств разрешила туристам временный ввоз без обложе-ния ввозными пошлинами и налогами перевозочных средств, запасных частей для их ремонта под условие обратного вывоза перевозочного средства, а также беспошлинный ввоз горючего. Конвенция о таможенных льготах для туристов разрешила ввоз личного имущества без обложения ввозными пошлинами и налогами под условие, что это имущество предназначается для использования только самими туристами. Государства - участники Конвенции обязаны в соответствии с ее требованиями принимать меры к тому, чтобы не вводить такие таможенные порядки, которые могли бы иметь значение препятствия для развития международного туризма. Дополнительным протоколом к Конвенции о таможенных льго-тах для туристов были предоставлены также льготы в части пошлин и налогов на ввоз относящихся к туризму осведомительных документов и материалов. Согласно Протоколу каждое договаривающееся государст-во разрешает ввоз без оплаты ввозными пошлинами и налогами различ-ных осведомительных материалов при условии, что нет оснований опасаться каких-либо злоупотреблений в части использования их на терри-тории государства, куда они ввозятся. На основе данного протокола рекламные материалы туристских фирм и организаций: путеводители, афиши, брошюры, книги, журналы, фотографии и т. п., главной целью которых является поощрение граждан посещать чужие страны и прини-мать участие в культурных, спортивных, профессиональных и других мероприятиях. То же самое касается и технических материалов, не предназна-ченных для распространения и посылаемых аккредитованным предста-вителям туристских фирм (агентств), организаций: списков отелей, ка-талогов выставок, недорогих образцов кустарных изделий и т. п. Един-ственное условие - чтобы эти материалы были предназначены для це-лей общего осведомления и не содержали более 25 % частной коммер-ческой рекламы. Кроме того, протокол предусматривает, что туристские фирмы (агентства), организации могут беспошлинно временно ввозить в страну своего контрагента по договору под условие обязательного вывоза до-кументальных фильмов, граммофонные пластинки и другие записи, предназначенные для бесплатного демонстрирования, картины, рисун-ки, гравюры, скульптурные произведения, гобелены, образцы народного творчества и другие подобные произведения искусства для организации различных выставок, для рекламы туристских и иных возможностей своей страны. Витрины, электрическое и механическое оборудование, необхо-димое для эксплуатации таких выставок, также может быть ввезено без обложения ввозными пошлинами и налогами. Правовые нормы, содер-жащиеся в этих актах, учитываются при разработке нормативных доку-ментов, касающихся таможенных и иных вопросов, активно использу-ются туристскими предприятиями и организациями. Достаточно подробно в международном праве регламентированы также вопросы правонарушений между турагентами и гостиницами. Они регулируются Международной гостиничной Конвенцией, подпи-санной в Париже 17 декабря 1962 г. и затем усовершенствованной в 1970 и 1974 гг. Заключенная между двумя неправительственными организациями -Международной гостиничной ассоциацией и Всемирной федерацией ас-социаций туристских агентств - Конвенция носит рекомендательный характер для всех туристских и гостиничных ассоциаций и предпри-ятий, являющихся членами хотя бы одной из этих организаций. Она обобщает практику взаимоотношений турагентов с гостиницами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45
|