p align="left">Следует отметить, что недавно Московское железнодорожное агентство по обслуживанию пассажиров ввело новую услугу для населения -- заказ проездных документов через Интернет на своем сайте. Заказ принимается только при наличии паспортных дан-ных, кроме того, в этом случае установлен срок выкупа билетов. Как уже отмечалось, пассажир может быть допущен в поезд, только если у него имеется должным образом оформленный про-ездной документ. Однако в виде исключения начальник поезда имеет право при наличии свободных мест допустить на посадку пассажира, не успевшего приобрести билет в билетной кассе. Это возможно в ситуациях, обусловленных необходимостью экстрен-ного выезда (смерть, болезнь, авария и т.п.) близких или род-ственников пассажира. При этом последний должен предоставить телеграмму, заверенную ответственным лицом, подтверждающую срочность выезда. В таких случаях посадка производится в «штабной вагон, где » течение определенного времени пассажир обязан приобрести проездной документ. Если за это время он не оформил свой проезд, он будет считаться безбилетным и может быть оштрафован. Что касается утерянных и испорченных билетов, то согласно Уставу железнодорожного транспорта РФ такие проездные доку-менты не возобновляются, если их восстановление или иденти-фикация не могут быть осуществлены перевозчиком. Если же это возможно и пассажир предоставит перевозчику необходимые до-казательства приобретения утерянного или испорченного проезд-ного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, пассажиру выписывается дубликат билета при уплате оп-ределенного сбора. При этом следует помнить, что восстановлен-ный документ не подлежит возврату и переоформлению, о чем свидетельствует дополнительная отметка на билете. Если же при восстановлении утерянного проездного документа обнаружится, что по нему произведена операция возврата платежей, то такой документ восстановлению не подлежит. Кроме того, восстановле-ние проездных документов производится только в том случае, если они оформлены на проезд от и до железнодорожных станций рос-сийских железных дорог в поездах и вагонах формирования рос-сийских перевозчиков. Проездные документы оформляются только на проезд в беспе-ресадочном сообщении. При оформлении билета пассажиру, име-ющему право на бесплатный или льготный проезд и следующему с пересадками, в кассе первоначальной станции отправления на проездном документе указываются полный путь следования и пунк-ты пересадки. В них пассажир в течение 24 ч с момента прибытия поезда должен обменять данный использованный билет на дру-гой, действительный для перевозки на дальнейший путь следова-ния. Проезд пассажира в пригородном сообщении осуще-ствляется по договору перевозки, оформленному билетом для ра-зовой поездки «туда» или «туда и обратно» или абонементным би-летом установленной формы (абонементным льготным, абоне-ментным «Выходного дня») для многоразовых поездок. Обычный разовый билет печатается на бумажной ленте билетопечатающими машинами или автоматами, где указываются: наименование железной дороги; станция выдачи билета; зона отправления и назначения; - дата и время выдачи билета; -номер билета, а также определенная служебная информация; вид билета (полный, льготный, детский); цена билета. Внизу ставится штрих-код, несущий указанную информацию и контролирующий вход и выход пассажира на перрон. Разовый пригородный билет, а также купон «туда» билета приобретенного в оба конца, действительны на выезд в течение дня выдачи их билетными кассами. Пригородный билет в оба кон-ца действителен по купону «обратно» в течение одних суток, не считая даты выдачи, а также общевыходных и праздничных дней. Абонементные пригородные билеты дают право пассажиру в по-ездах пригородного сообщения совершать многократные поездки между определенными станциями в течение определенного вре-мени. Они оформляются, как правило, вручную и выдаются сро-ком на 1 год, полгода, сезон (квартал), 1 мес. Абонементный би-лет «Выходного дня» действителен на проезд по пятницам, суб-ботам, воскресеньям, понедельникам, а также в день перед празд-ником и в день после праздника и выдается на 1 мес. Порядок продажи и стоимость абонементных билетов устанав-ливаются перевозчиком, при этом возможна продажа абонемент-ных билетов юридическим лицам. Продажа абонементных билетов может производиться заблаговременно, но не более чем за 30 сут. до начала срока их действия. В этих случаях на абонементных биле-тах компостером проставляется число, с которого начинается срок действия билета. Срок действия абонементных билетов начинается с даты, ука-занной в абонементном билете, и заканчивается той же датой (ис-ключительно) соответствующего месяца и года. Срок действия пригородных билетов (в том числе абонемент-ных) не продлевается, утерянные и испорченные билеты на при-городные поезда не возобновляются, а уплаченные за них деньги не возвращаются. Если окончание сроков годности пригородного билета (разового, в оба конца или абонементного) застанет пас-сажира в пути, билет сохраняет годность до прибытия его на стан-цию назначения. Для проезда в поездах пригородного сообщения могут исполь-зоваться также специальные электронные бесконтактные смарт-карты. Помимо билетов при осуществлении перевозок во внутреннем сообщении используются также квитанции разных сборов, багаж-ные квитанции и грузобагажные квитанции. С помощью квитан-ций разных сборов оформляется проезд пассажира, допущенного в «штабной» вагон без билета, а также изменение условий поездки. Если в процессе перевозки пассажир решил изменить тип вагона, то такие услуги при наличии возможности он может получить, предварительно оплатив разницу в стоимости проезда, которая оформляется по квитанции разных сборов. Перевозка пассажиром багажа сопровождается выдачей ему ба-гажной квитанции, состоящей из трех частей: собственно багаж-ной квитанции, дорожной ведомости и корешка. Корешок остается в качестве отчетного документа у приемщи-ка багажа; собственно багажная квитанция выдается пассажиру, а дорожная ведомость сопровождает багаж в пути всего следования до станции назначения. В багажной квитанции указываются пере-возчик, станция отправления и станция назначения, отправитель, получатель, масса и стоимость перевозки багажа, дата прибытия на станцию назначения. Аналогичный документ -- грузобагажная квитанция -- оформляется на перевозку грузобагажа. Для проезда в международном сообщении пассажир должен иметь проездной документ установленной формы. Если проезд осуще-ствляется в спальном вагоне, то проездной документ, как прави-ло, имеет вид купонной книжки, состоящей из нескольких купо-нов _ собственно билета и плацкарты, дающей право занятия соответствующего спального места. Плацкарта выдается пассажи-ру на каждый беспересадочный участок следования и действи-тельна только при наличии билета и только на проезд в указан-ных в ней день, поезд, вагон и место. Если пассажир, следуя в спальном вагоне, совершил остановку, то плацкарта утрачивает силу и за неиспользованное расстояние стоимость плацкарты не возвращается. Помимо билета и плацкарты в купонную книжку включаются квитанции доплат, которые могут быть использованы при изме-нении маршрута, условий проезда или для оформления перевоз-ки собаки. Изъятые из купонной книжки отдельные документы не действительны. Срок годности проездных документов, выданных в междуна-родном сообщении для следования «туда», составляет 2 мес; для следования «туда и обратно» -- 4 мес. (со дня продажи российски-ми перевозчиками и со дня отправления поезда зарубежными пе-ревозчиками). В течение срока годности проездных документов пассажир имеет право прервать свою поездку на любой попутной станции, если этому не препятствуют паспортно-административные и визовые правила. Остановка в пути не удлиняет срок годно-сти проездных документов. Срок годности билета может быть продлен начальником стан-ции или перевозчиком, если пассажир заявил, что вследствие болезни, несчастного случая или другой уважительной причины не может закончить поездку в установленный на проездном доку-менте срок. При этом перевозчик оставляет за собой право уста-новить, является ли такая причина уважительной и на какой пе-риод времени следует продлить срок годности билета. 3.4. Тарифы. Льготы. Сборы. Под железнодорожными тарифами понимается установленная система, включающая цены за перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа и груза, и правила их начисления. В зависимости от вида сообщений в Российской Федерации установлены два вида пассажирских тарифов: общий пас-сажирский тариф -- при проезде в поездах дальнего следования и пригородный -- при проезде в поездах пригородного сообщения. Общий пассажирский тариф зависит от расстояния поездки, типа вагона и категории поезда. Расстояние берется с округлением по тарифным поясам, преду-смотренным в соответствующих таблицах стоимости проезда. При этом стоимостная ставка за расстояние рассчитывается таким об-разом, что при увеличении общего расстояния оплата возраста-ет, а плата за перевозку одного пассажира на один километр снижается. За основу общего пассажирского тарифа принят тариф на пере-возку пассажира в общем вагоне пассажирского поезда. Поездка в более комфортных условиях оплачивается дороже. Так, за проезд пассажиров в вагонах с местами для лежания в общий пассажир-ский тариф включается доплата за спальное место -- плацкарту (нем. platzkarte, от platz -- место и karte -- карточка, билет), вели-чина которой зависит от типа вагона (плацкартный, купейный или СВ) и расстояния, на которое едет пассажир. Если пассажир путе-шествует в скором поезде, то за скорость также взимается доплата, размер которой зависит от расстояния. Таким образом, общий пас-сажирский тариф включает две составляющие: 1) стоимость биле-та и 2) стоимость плацкарты, которые определяются по специаль-ным таблицам соответствующего прейскуранта в зависимости от расстояния тарифных поясов, типа вагона и категории поезда. При перевозке пассажиров в фирменных поездах действуют та-рифы выше обычных в 1,2--1,5 раза, так как в этом случае ис-пользуются коэффициенты увеличения, относящиеся ко всей сто-имости -- и к стоимости билета, и к стоимости плацкарты. Эти тарифы также определяются по специальным таблицам (прило-жению к соответствующему прейскуранту). Если поездка пассажира происходит в вагоне повышенной ком-фортности, в стоимость проездного документа включается оплата за дополнительные услуги. При этом она добавляется к цене плац-карты. Если же в экстремальных ситуациях по специальному приказу МПС продаются билеты на третью полку (как это было, на-пример, при выезде из Сочи в конце лета 2000 г.), цена за такие билеты устанавливается как за места в общем вагоне. Кроме того, в стоимость билета на поезда дальнего следования включается обязательный страховой сбор. Страховой тариф дает право пассажиру при возникновении в пути несчастного случая требовать с перевозчика выплаты материального возмещения. Со-гласно Указу Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обяза-тельном личном страховании пассажиров» (с изменениями от 6 апреля 1998 г.) страховая сумма по обязательному личному стра-хованию пассажиров (туристов, экскурсантов) железнодорожно-го транспорта, совершающих во внутреннем сообщении междуго-родные поездки (за исключением перевозок в пригородном сооб-щении), составляет 120 установленных законом на дату приобре-тения проездного документа МРОТ. Страховой тариф имеет фиксированный размер и не зависит от стоимости проезда. Пас-сажир считается застрахованным с момента объявления посадки в поезд и до момента оставления вокзала станции назначения. При этом, если пассажир, следующий в пересадочном сообщении, пре-рвал поездку или если транзитный пассажир покинул террито-рию станции пересадки, правоотношения страхования прерыва-ются. Как только он сел в поезд или вернулся на станцию -- дого-вор о страховании возобновляется. Пассажиры, имеющие право на бесплатный проезд, также под-лежат обязательному страхованию, но без уплаты ими страхового тарифа. При наступлении страхового случая сотрудник инфраструктуры (начальник станции и т.д.) или сотрудник перевозчика (началь-ник поезда и т.д.) обязан составить акт о случившемся и вручить его пассажиру или его родственникам. Этот акт является докумен-том, на основании которого пострадавшему выплачивается де-нежная компенсация. При возврате денег по неиспользованным билетам страховой тариф выплачивается полностью, а по частично использованным тариф не выплачивается. Согласно «Закону о железнодорожном транспорте» пассажир наряду с обязательным личным страхованием может провести добровольное дополнительное страхование, а также страхование грузов, багажа. Часть всех этих страховых взносов идет на выплату обязательств и результате несчастных случаев, часть направляется на финанси-рование мероприятий по предупреждению несчастных случаев и на повышение безопасности перевозок. Пригородные пассажирские тарифы устанавливаются местны-ми органами власти по предложению перевозчиков. Пригородные тарифы бывают нескольких видов: зонные, общие, покилометровые и абонементные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45
|