неравенство
имеет место для любых действительных значений xi, yi.
Равенство достигается в том и только том случае, когда числа xi и y
i пропорциональны и коэффициент пропорциональности положителен.
Рассмотрим еще одно доказательство неравенства треугольника, которое можно
использовать также и для получения более общих результатов. Имеет место
тождество
(х1 + х2)2 + (у1 + у2)2 = х1(х1 + х2) + у1(у1 + у2) + х2(х1 + х2) + у2(у1 + у2)
Неравенство Коши в форме, использующей квадратные корни, применим по очереди
к двум выражениям:
х1(х1 + х2) + у1(у1 + у2) и
х2(х1 + х2) + у2(у1 + у2).
Мы получим
(х12 + у12)1/2 [(х1
+ х2)2 + (у1 + у2)2]
1/2 ³ х1(х1 + х2) + у1(у
1 + у2) и
(х22 + у22)1/2 [(х1 + х2)2 + (у1 + у2)2]1/2 ³ х2(х1 + х2) + у2(у1 + у2)
Сложим эти два неравенства
[(х12 + у12)1/2 + (х
22 + у22)1/2]*[(х1
+ х2)2 + (y1 + у2)2]
1/2³ (х1 + х2)2 + (у1 + у
2)2
разделив обе части на общий множитель
[(х1 + х2)2 + (у1 + у2)2]1/2 ,
будем иметь
(х12 + у12)1/2 + (х22 + у22)1/2 ³ [(х1 + х2)2 + (у1 + у2)2]1/2
таким образом, мы еще раз доказали неравенство треугольника. Равенство опять
будет иметь место тогда и только тогда, когда х1 = кх2 и
у1 = ку2, где к – неотрицательный коэффициент
пропорциональности, другими словами, тогда и только тогда, когда три точки О, Р
и Q лежат на одной прямой, причем точки Р и Q расположены по одну сторону от
точки О.
Неравенство Минковского.
Неравенство Минковского утверждает, что для любых неотрицательных чисел х1
, у1, х2, у2 при любом р > 1
(х1р + у1р)1/р + (х2
р + у2р)1/р ³ [(х1 + х
2)р + (у1 + у2)р]1/р
(1)
Неравенство треугольника составляет частный случай неравенства Минковского
для р = 2 и их доказательства подобны.
Запишем тождество
(х1 + х2)р + (у1 + у2)р = [х1(х1 + х2)р-1 + у1(у1 + у2)р-1] ×
× [х2(х1 + х2)р-1 + у2(у1 + у2)р-1]
и применим неравенство Гёльдера к каждому члену правой части этого тождества.
В результате получим:
(х1р + у1р)1/р= [ (х
1 + х2)(р-1)q + (у1 + у2
)(р-1)q]1/q ³ х1(х
1 + х2)р-1 + у1(у1 + у2
)р-1
и
(х2р + у2р)1/р= [ (х
1 + х2)(р-1)q + (у1 + у2
)(р-1)q]1/q ³ х2(х
1 + х2)р-1 + у2(у1 + у2
)р-1
Так как , то (p – 1)q = p. Складывая последние два неравенства, имеем
[(х1 + х2)р + (у1 + у2)
р]1/q[(х1р + у1р)
1/р + (х2р + у2р)1/р
] ³ (х1 + х2)р + (у1 + у2
)р
Разделив затем на [(х1 + х2)р + (у1 + у2)р]1/q
получим
(х2р + у2р)1/р + (х1р + у1р)1/р ³ [(х1 + х2)р + (у1 + у2)р]1-1/q
Так как , то
последнее неравенство полностью совпадает с требуемым неравенством Минковского
(1).
Знак равенства в неравенстве (1) имеет место тогда и только тогда, когда точки
(х1 у1) и (х2 у2) лежат на одной
прямой с точкой (0, 0).
Аналогично обобщением неравенства Гёльдера и неравенства треугольника можно
получить и неравенство Минковского для двух систем их n неотрицательных чисел х
1, х2, . , хn и у1, у2, . , у
n. Оно имеет вид:
[х1р + х2р +. хnр ]1/р + [у1р + у2р+. + уnр] 1/р ³
³ [(х1 + у1)р + (х2 + у2)р + . +(хn + уn)р]1/р , где р ³ 1
При p < 1 знак неравенства следует изменить на обратный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В дипломной работе изучен и дан анализ самостоятельной работе учащихся наряду
с другими формами организации познавательной деятельности. На основе
изученной психолого-педагогической литературы дается характеристика этих
форм, разработана методика применения самостоятельной работы вместе с иными
формами организации познавательной деятельности на факультативных занятиях в
выпускных классах средней школы, изучены учебные возможности учащихся в
экспериментальной группе, проведена опытно- экспериментальная работа по
включению самостоятельной работы школьников в процесс обучения.
Разработано и проведено 8 занятий по теме «Иррациональные неравенства». На
основе изученной литературы дается анализ иррациональных неравенств и
способов их решения.
Проведение опытно- экспериментальной работы подтверждает выдвинутую гипотезу.
Применение самостоятельной работы учащихся способствует лучшему усвоению
знаний, о чем свидетельствуют результаты контрольной работы, способствует
повышению активности познавательной деятельности учащихся. Конечно, если бы
эксперимент длился дольше, то результаты были бы более ощутимы.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Андреева И.Н. Индивидуальные творческие работы учащихся в обучении
// Автореферат, МГПИ- М; 1967
2. Аношнин А.П. Оптимизация форм организации учебной деятельности
школьников на уроке. // Автореферат, ЧГУ- Челябинск: 1986
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения // Советская
педагогика- М.: Просвещение
4. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися- Минск: 1983
5. Дьяченко В.К. Организационные формы обучения и их развитие.
//Советская педагогика- М: Просвещение, 1985, № 9
6. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее
развитие- М: Педагогика, 1989
7. Зотов Ю.Б. Организация современного урока.- М: Просвещение, 1984
8. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. – М: Просвещение, 1975
9. Махмутов М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения. –
Казань: Издательство Казанского университета, 1972
10. Николаева Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы
учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного
процесса. //Автореферат, М: 1972
11. Семенов Н.А. О способах организации обучения. //Советская педагогика,
1966, № 11
12. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. //М:
Просвещение, 1968
13. Уфимцева М.А. Формы организации обучения в современной
общеобразовательной школе. //М: Просвещение, 1986
14. Хабиб О.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. –М:
Педагогика, 1979
15. Чередов И.М. Методика планирования школьных форм организации обучения.
–Омск: Педагогика, 1983
16. Чередов И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания форм
организации учебной деятельности в 5-9 классах. //Автореферат, КГУ,
Красноярск, 1970
17. Чередов И.М. Система форм организации в советской общеобразовательной
школе. –М: Педагогика, 1987
18. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М: Просвещение, 1988
19. Ю.В. Нестеренко и др. Задачи вступительных экзаменов по математике //М:
Наука, 1980
20. Белоносов В.С. Задачи вступительных экзаменов по математике в НГУ
//Новосибирск, НГУ, 1992
21. Литвиненко В.Н., Морднович А.Г. Практикум по элементарной математике.
//М: Просвещение, 1991
22. Литвиненко В.Н. Морднович А.Г. Практикум по решению математических
задач. //М: Просвещение, 1984
23. Вересова Е.Е. и др. Практикум по решению математических задач. //М:
Просвещение, 1979
24. Блох А.Ш., Трухан Т.Л. Неравенства //Минск: Народная Асвета, 1972
25. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа //М:
Просвещение, 1990
26. Коровкин П.П. Неравенства //М: Наука, 1974
27. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства //М: Наука, 1976
28. Беккенбах Э., Беллман Р. Введение в неравенства //М: Мир, 1965
29. Невежский Г.Л. Неравенства //М: Учпедгиз, 1947
30. Алгебра, 8 класс //М: Просвещение, 1980
ПРИЛОЖЕНИЕ. 1. Введение
Изучая школьную программу, я выяснила, что иррациональные неравенства не
рассматриваются в курсе средней школы. В 11классе изучаются лишь
иррациональные уравнения. Они входят в раздел «Показательные функции», и
учитель может уделить им внимание в течение 2-3 уроков. Однако для тех
учащихся, которые хотят иметь хорошую подготовку для поступления в ВУЗы этого
явно недостаточно. Просматривая программы, предлагавшиеся на вступительных
экзаменах в НГУ и МГУ находим, что кроме иррациональных уравнений в них
предлагается решить и иррациональные неравенства. Например, НГУ:
75 год механико-математический факультет
В-I решить неравенство
В-II решить неравенство
81 год геолого – геодезический факультет
В-I решить неравенство
В-IV решить неравенство
81 год физический факультет
В – I решить неравенство
В – II решить неравенство
МГУ:
78 год механико – математический факультет
В-I решить неравенство
79 год физический факультет
В-I решить неравенство
78 год химический факультет
В-I решить неравенство
Цели проведения и написания этого факультатива: подготовить учащихся к
поступлению в ВУЗы, расширить и систематизировать полученные ранее сведения и
решении иррациональных уравнений, научить учащихся решать иррациональные
неравенства, а также отработать технические навыки тождественных
преобразований иррациональных уравнений. Данный материал требует достаточной
логической грамотности учащихся, так как для того, чтобы найти множество
решений иррационального неравенства, приходится, как правило, возводить обе
части неравенства в натуральную степень. Необходимо довести до понимания
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
|