Выбор формы зависит от многих факторов, но в большей степени от этапа в
процессе обучения. Педагоги, которые занимаются этим вопросом, выявили
некоторые закономерности и разработали рекомендации по выбору оптимального
сочетания форм работы учеников на уроке.
При ознакомлении с новым материалом:
Специфика учебного материала. | Метод учебной работы. | Форма учебной работы. | Материал лёгкий, доступный для самостоятельного обучения. | Самостоятельная работа с учебником, книгой. | И+Ф | Материал труден некоторым учащимся или доступен , но велик по объёму. | Объяснение, беседа, самостоятельная работа. | Ф+Г | Материал трудный или велик по объёму, или неполно освещён в учебнике. | Объяснение, рассказ, лекции, демонстрация. | Ф+И+Ф или Ф+Г+Ф |
При закреплении и применении знаний:
Материал лёгкий, доступный для самостоятельного обучения. | Самостоятельная работа, упражнения, лабораторная или практическая работа. | И+Ф | Материал представляет трудность для отдельных учеников. | Самостоятельная работа, лаборатор., практические занятия. | И+Г или Г+Ф | Материал трдный, усвоение требует постоянного руководства учителя. | Упражнения с коментариями, объяснение. | Ф+Г+Ф или Ф+И+Ф |
При опросе и проверке знаний:
Материал хорошо усвоен всеми учащимися класса. | Фронтальный опрос, общеклассная контрольная работа. | Ф | Материал недостаточно усвоен отдельными учениками. | Самостоятельная работа по вариантам с учётом уровня знаний. | Г+Ф | Материал сложен, большой по объёму, требует глубокого осмысления, анализа, синтеза. | Индивидуальный опрос с его коллективным обсуждением. | И+Ф |
Конечно, эти рекомендации не являются идеальными для всех случаев, они
требуют определённой корректировки и доработки в конкретных условиях, на
конкретном уроке и предмете.
Выводы по 1-й главе:
В первой главе дипломной работы исследуется теоретическая сторона данной
проблемы, характеризуется самостоятельная работа учащихся, другие формы
организации познавательной деятельности, раскрывается история развития форм
обучения с древнейших времён до наших дней. Существуют три основные формы
организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке:
индивидуальная (самостоятельная работа учащихся), фронтальная и групповая.
Каждая форма имеет свои недостатки и преимущества, поэтому, планируя урок,
учитель должен подбирать сочетание форм так, чтобы усилить сильные и
нейтрализовать слабые стороны каждой формы.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ И ДРУГИХ ФОРМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ.
1. Изучение учебных возможностей учащихся. Методика проведения факультативных
занятий.
Для проведения эксперимента необходим предварительный анализ коллектива, в
котором будет проходить эксперимент, и того, который будет являться
контрольным. В данном случае опытная работа проводилась в выпускных классах
средней школы №9 г. Куйбышева НСО. На факультатив учащиеся записывались по
желанию. Записалось 18 человек. Это те ребята, которые собираются поступать в
ВУЗы и на вступительных экзаменах должны сдавать математику. Была определена
цель факультативных занятий: подготовка к экзаменам в ВУЗы.
Для изучения учебных возможностей учащихся проводился констатирующий
эксперимент. Он включает в себя разнообразные методы исследования. В
частности проводилось наблюдение за работой каждого учащегося на уроках
алгебры, изучение письменных работ по предмету, беседы с учащимися и
учителем, самостоятельная работа.
Учебные возможности складываются из обучаемости и работоспособности каждого
учащегося.
Обучаемость- способность ученика за более короткий срок достигать более
высокого уровня знаний. Обучаемость зависит от знаний, которыми ученик уже
обладает, от продуктивности и ёмкости мышления.
Выделяют следующие уровни обучаемости учащихся:
Высокий уровень - ребята свободно усваивают изучаемый материал, выделяют
существенное, в частном видят общее, закономерное, способны самостоятельно
развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые
ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.
Средний уровень - изучаемый материал усваивают после тренировки; выделяют
существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых
тренировочных упражнений, такие ученики умеют в частном видеть общее.
Низкий уровень - усваивают материал после длительной тренировочной работы
и не всегда в полном объёме, затрудняются видеть существенное, закономерное
после общей тренировочной работы со всем классом, задания выполняют
преимущественно по аналогии.
Работоспособность ученика - состояние, характеризующее уровень и длительность
доступных ему усилий в учебной деятельности. Работоспособность зависит от
физических и психологических возможностей ученика, от состояния его здоровья,
эмоционального состояния в данный момент, настроя на работу.
Также как и у обучаемости, у работоспособности выделяют три уровня:
Высокий уровень - учащийся способен на сравнительно длинный, напряжённый
учебный труд, выполняет всё тщательно, аккуратно, в полном объёме, без
побуждения учителя.
Средний уровень - учащиеся способны трудиться сравнительно длительное
время, но не всегда и не всё выполняют тщательно, аккуратно и в полном объёме,
временами требуют контроля.
Низкий уровень - учащиеся сосредотачиваются на учебной работе только на
весьма ограниченное время, выполняют задание не в полном объёме, требуют
постоянного контроля учителя.
Всего существуют 4 основных уровня учебных возможностей: высший, высокий,
средний, низкий.
Среди ребят, записавшихся на факультатив, определение уровня учебных
возможностей проводилось по итогам наблюдений, ранее проведённых уроков,
бесед с учителем, основываясь на теорию. На 1-ом занятии факультатива была
проведена самостоятельная работа на повторение на 2 варианта.
Результаты её следующие:
Фамилия уч-ся | С/р | Уровень уч. возм. | 1. Афанасьева И. | 4 | В | 2. Бондаренко А. | 3 | С | 3. Горина О. | 5 | ВС | 4. Галкин А. | 4 | В | 5. Карелин Е. | 4 | С | 6. Ковалёва Н. | 4 | В | 7. Круглова С. | 5 | ВС | 8. Марченко Н. | 3 | С | 9. Михалечко А. | 5 | ВС | 10. Михалечко И. | 4 | В | 11. Носов Д. | 3 | С | 12. Пивкина Д. | 4 | В | 13. Рыжкова С. | 4 | С | 14. Соколова Н. | 3 | С | 15. Семёнов Д. | 4 | В | 16. Хафизова Я. | 5 | ВС | 17. Экмарова Д. | 5 | В | 18. Ясиновский О. | 4 | С |
В целом результаты определения уровня учебных возможностей оказались высокие:
высшие учебные возможности - 4 ученика,
высокие учебные возможности - 7 учеников,
средние учебные возможности - 7 учеников.
Это объясняется тем, что на факультатив пришли ребята, заинтересованные в
изучении предмета, имеющие хорошие знания и высокие оценки. По уровню
учебных возможностей ребята на первом занятии были разбиты на 2 группы для
проведения эксперимента. Учитывалось также желание учащихся.
1 группа (экспериментальная) | 2 группа (контрольная) | 1. Афанасьева И. | 1. Ковалёва Н. | 2. Галкин А. | 2. Пивкина Е. | 3. Михалечко А. | 3. Экмаров Д. | 4. Михалечко И. | 4. Хафизова Я. | 5. Семёнов Д. | 5. Круглова С. | 6. Горина О. | 6. Марченко Н. | 7. Ясиновский О. | 7. Носов Д. | 8. Бондаренко А. | 8. Рыжкова С. | 9. Карелин Е. | 9. Соколова Н. |
Получились примерно равные по учебным возможностям группы.
Задачей эксперимента было построение факультативных занятий так, чтобы у
учащихся не пропал интерес, а наоборот ещё больше повысился к предмету;
помочь ребятам углубить и расширить знания по алгебре; активизировать
самостоятельную работу учеников с книгами, дополнительной литературой.
Показать, что построение факультативных занятий по принципу сочетания
самостоятельной работы с другими формами организации познавательной
деятельности способствует выполнению этой задачи.
Опытно- экспериментальная работа проводилась в 1 группе, 2 группа была
контрольной. Все ребята посещали одни и те же занятия, изучали один и тот же
материал на уроках. Но ребята из 1 группы в качестве домашнего задания
получали задания самостоятельно изучить новую тему, написать доклады, найти и
прорешать примеры на эту тему. На занятиях эти ребята читали доклады,
объясняли решённые примеры. Непонятные места разбирались вместе всем классом
и учителем у доски. Ребята из 2 группы изучали новую тему, слушая доклады и
объяснения своих товарищей, затем все учащиеся решали одни задания, а на дом
учащиеся второй группы получали задания повторить пройденное на уроке,
прорешать заданные примеры по теме. По такому принципу были проведены 8
занятий. В конце была проведена итоговая контрольная работа.
2. Результаты опытно-экспериментальной работы.
В ходе опытно-экспериментальной работы была проверена и подтверждена
гипотеза, выдвинутая в начале работы над данной темой.
Для ребят из экспериментальной группы факультатив проходил гораздо
интереснее, чем для ребят из контрольной группы. Учащиеся из 1 группы более
активно работали в течение всех занятий, старались находить как можно больше
интересных примеров, с большой ответственностью подходили к выполнению
домашних заданий, т. к. знали, что от их ответов зависит ход всего занятия.
Повышение активности учащихся в экспериментальной группе, повышение интереса
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
|